ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 100016-01-2021-000643-62 от 12.03.2021 Сегежского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-328/2021

УИД №10RS0016-01-2021-000643-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Балашова Д.А.,

при секретаре Мамаевой И.Г.,

рассмотрев в судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Карыбекова Тутана Бердикуловича к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,

установил:

Административный иск предъявлен в суд по тем основаниям, что Карыбекову Т.Б., отбывающему по приговору суда наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия, отказано в переводе в исправительное учреждение по месту жительства родственников – в Республику Татарстан. Карыбеков Т.Б. просил признать решение ФСИН России незаконным обязать перевести его для отбывания наказания в Республику Татарстан.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ФСИН России Мохова М.В., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Часть 1 ст. 73 УИК РФ устанавливает общее правило географического распределения заключенных в Российской Федерации, в соответствии с которым заключенные должны отбывать наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. То же положение указывает, что в исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Четвертая часть статьи 73 УИК РФ позволяет ФСИН России самостоятельно определять лицо, принадлежащее к такой категории, в учреждение, расположенное в любой области России, не привязываясь к региону его (ее) проживания или заключения.

По общему правилу ч. 2 ст. 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного, либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Порядок перевода осужденных определяется Министерством юстиции Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 75 УИК РФ порядок направления осужденных в исправительное учреждение определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 №17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, в соответствии с п. 13 которого перевод в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, осуществляется по решению ФСИН России.

Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, сформулированной в постановлении по жалобам №№ 35090/09, 35845/11, 45694/13 и 59747/14 «Полякова и другие против России» (вынесено 17 марта 2017 г., вступило в силу 3 июля 2017 г.), которым установлено нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с несоблюдением права заявителей на уважение семейной жизни ввиду их направления для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные на значительном отдалении от места проживания их семей и близких, и отсутствием реальной возможности добиться в национальных судах отмены соответствующих решений.

Европейский Суд напомнил, что «право на уважение семейной жизни – это неотъемлемая часть прав заключенного, которые предоставляют ему власти, или при необходимости оказать ему помощь в поддержании связи с близкими родственниками… По вопросу семейных посещений, согласно ст. 8 Конвекции государство обязано учитывать интересы осужденного и его родных, а также членов семьи… Помещение осужденного в особое исправительное учреждение может привести к возникновению вопроса по ст. 88 Конвекции, если это повлияет на его личную или семейную жизнь и выйдет за рамки «обычных» лишений и невзгод и ограничений, характерных для самого понятия о тюремном заключении (п. 81 постановления).

Европейский Суд также установил, что в настоящем деле «в отношении каждого заявителя расстояние (от 2000 до 8 000 километров) между исправительными учреждениями и местом жительства родственников заключенного было достаточно отделанным, чтобы создать трудности этим лицам» (п. 82 постановления).

Европейский Суд отметил, что «реабилитация, то есть реинтеграция осужденных в общество, является обязательной для любого общества, в системе ценностей которого человеческое достоинство занимает центральное место… Ст. 8 Конвекции требует от государства оказания всей возможной помощи заключенным по созданию и поддержанию отношений с людьми, находящимися вне тюрьмы, в целях содействия социальной реабилитации заключенных. В этом контексте имеет значение расположение месте содержания заключенного под стражей… В то время как возмездие остается одной из целей лишения свободы, акцент в европейской пенитенциарной политике в настоящее время делается на реабилитационную цель лишения свободы, особенно к концу длительного срока тюремного заключения… Несмотря на тот факт, что Конвенция не гарантирует право на реабилитацию как таковое, практика Европейского Суда предполагает, что осужденные, включая пожизненно осужденных, имеют возможность реабилитироваться» (п. 88 постановления).

Европейский Суд подчеркнул, что «согласно Европейским пенитенциарным правилам… национальные власти обязаны предотвращать разрыв семейных связей и обеспечивать для заключенных разумную степень контакта с их семьями, предоставляя возможности для посещения так части, насколько это возможно, и максимально нормальным образом (п. 89 постановления).

Европейский Суд отметил, что «факторы, влияющие на возможность родных заключенного навещать его или ее в определенном исправительном учреждении, могут существенно разливаться в каждом конкретном случае. Финансовая ситуация в семьях и реалии транспортной системы в различных областях могут значительно различаться. Таким образом, даже если географическое расстояние между домом заключенного и исправительным учреждением для двух разных заключенных одинаково, возможности их родных навещать их могут в корне отличаться друг от друга. Требования к национальному законодательству в области географического распределения заключенных заключаются не в том, чтобы установить критерий для измерения расстояния между домом заключенного и исправительным учреждением или составить исчерпывающий перечень причин отступить от общих применяемых правил, а скорее в том, чтобы предоставить условия для адекватной оценки исполнительной властью индивидуальной ситуации такого заключенного и его или ее родных, и учесть все факторы, которые на практике влияют на возможность посещения заключенного в определенном исправительном учреждении» (п. 92 постановления).

Европейский Суд установил, что «п. 1 ст. 73 УИК РФ устанавливает общее правило географического распределения заключенных в Российской Федерации («общее правило распределения»), в соответствии с которым заключенные должны отбывать наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали («регион проживания») или были осуждены («регион осуждения»). То же положение указывает, что в «исключительных случаях» допускаются отступления от общего правила распределения. Оставляя в стороне вопрос о том, какие случаи по смыслу этого положения можно считать исключительными, как несущественный в рамках настоящего дела, европейский Суд отметил, что дух и цель общего правила распределения из ст. 73 УИК РФ состояли в том, чтобы сохранить социальные и семейные связи заключенных с местом, где они проживали до заключения… Таким образом, общее правило распределения совпадает с правилом ст. 17.1 Европейских пенитенциарных правил, и рекомендует, по мере возможностей, определять заключенных в места лишения свободы, которые находятся вблизи места их проживания или социальной реабилитации… а также с принципом исправления» (п. 94 постановления).

С учетом приведённой правовой позиции Европейского Суда по правам человека к иным исключительным обстоятельствам, допускающим в силу положений ч. 2 ст. 81 УИК РФ перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, среди прочего должна относиться невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время тюремного заключения.

В соответствии с положениями ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 89 названного кодекса осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 1 п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», определение либо изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. При этом следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение, поддержку социально полезных семейных отношений (статьи 73, 81 УИК РФ).

С учетом приведенных правовых позиций Европейского Суда по правам человека и Верховного Суда Российской Федерации к иным исключительным обстоятельствам, предусмотренным ч. 2 ст. 81 УИК РФ, среди прочего относится невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время тюремного заключения (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2019 №5-КА19-51).

Судом установлено, что Карыбеков Т.Б. отбывает наказание по приговору Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 24 октября 2016 года по <...> УК РФ к <...> лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

До осуждения проживал по адресу: ....

Согласно справке по личному делу с момента осуждения Карыбеков Т.Б. в Республики Татарстан наказание по приговору суда не отбывал.

Решением, оформленным письмом от 11.12.2020 №ОГ-12-57093, ФСИН России отказала в переводе Карыбекову Т.Б., ссылаясь на отсутствие оснований для перевода.

Из справки ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия следует, что за время нахождения в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия осужденный Карыбеков Т.Б. длительными и краткосрочными свиданиями не пользовался, осуществлял телефонные переговоры со следующими абонентами: Т. (супруга), К. (сын).

Т.К. зарегистрированы и проживают по адресу: ....

Супруга Карыбекова Т.Б. состоит на учете в ГАУЗ «Городская клиническая больница № 16 города Казань» с диагнозом беременность 26 недель, что подтверждается соответствующей справкой.

Заявленные требования административного истца мотивированы необходимостью поддержания социально полезных связей с родственниками, проживающими в Республики Татарстан и не имеющими возможности в силу возраста, состояния здоровья и материального положения посещать Карыбекова Т.Б. в Республике Карелия.

Таким образом, невозможность либо существенные затруднения поездок родных Карыбекова Т.Б., проживающих в Республике Татарстан, для свидания с Карыбековым Т.Б. в исправительном учреждении, расположенном в Республике Карелия, подтверждены материалами дела и не оспорены административным ответчиком.

Согласно ответу ФСИН России от 09 марта 2021 года на запрос суда в Республике Татарстан в 2 исправительных колониях (ФКУ ИК-5, ФКУ ИК-10) для размещения осужденных, ранее не отбывавших лишение свободы, при общем лимите 2746 мест содержалось 2327 человек; в 3 исправительных колониях (ФКУ ИК-2, ФКУ ИК-8, ФКУ ИК-19) для размещения осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, при общем лимите 3891 мест содержалось 2728 человек

Принимая во внимание, а также с учетом отсутствия иных предусмотренных законом оснований для отказа в переводе осужденного в другое исправительное учреждение и наличия на момент вынесения решения ФСИН России, оформленного письмом от 11 декабря 2020 года №ог-12-57093, мест в исправительных учреждениях Республики Татарстан, отсутствия каких-либо родственников на территории Республики Карелия, проживания близких родственников в Республики Татарстан, суд полагает необходимым возложить на ФСИН России обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о переводе Карыбекова Тутана Бердикуловича для отбывания наказания в Республику Татарстан.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче административного иска в суд административный истцом была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, таким образом, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным отказ ФСИН России в переводе Карыбекова Тутана Бердикуловича в другое исправительное учреждение, оформленное письмом от 11 декабря 2020 года №ог-12-57093.

Обязать ФСИН России в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу принять решение о переводе Карыбекова Тутана Бердикуловича для отбывания наказания в Республику Татарстан.

Взыскать с ФСИН России в пользу Карыбекова Тутана Бердикуловича государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Д.А. Балашов

Мотивированное решение изготовлено 17.03.2021 года.