ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 105-01-2022-000503-66 от 01.08.2022 Пудожского районного суда (Республика Карелия)

2а-196/2022

УИД № 10RS5-01-2022-000503 -66

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2022 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Копина С.А.,

при секретаре Игроковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург – Мурманск Федерального дорожного агентства» об оспаривании постановления администрации Пудожского муниципального района в части установления публичного сервитута,

у с т а н о в и л:

ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург – Мурманск Федерального дорожного агентства» обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации Пудожского муниципального района в части установления публичного сервитута. В заявлении указало, что постановлением ответчика № 909-П от 25.10.2021 г. «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-10 кВ Л-75-2 Нигижма-Гакугса, ТП №№ 873,659» нарушены права и законные интересы истца, поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 10:15:0070300:1 и 10:15:000000:7 являются полосой отвода федеральной автомобильной дороги А-11, находятся в федеральной собственности и предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования Учреждения. При направлении ходатайства об установлении публичного сервитута ПАО «Россети Северо-Запада» не приложило договор с владельцем автомобильной дороги, договор у Общества отсутствует. Кроме того, на принадлежащих истцу земельных участках полосы отвода Обществом размещены коммуникации, при этом последним не представлена схема границ публичного сервитута. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. До направления ходатайства на установление публичного сервитута собственнику коммуникаций необходимо было согласовать размещение коммуникаций с истцом в соответствии с требованиями закона об автомобильных дорогах согласно установленного регламента. В связи с чем просит признать недействующим постановление администрации Пудожского муниципального района № 909-П от 25.10.2021 в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:15:0070300:1 и 10:15:000000:7 со дня его принятия.

Административный истец - представитель ФКУ Упрдор «Кола» в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика – администрации Пудожского муниципального района в судебное заседание не явился просил рассматривать дело в отсутствие своего представителя.

В письменных возражениях на иск административный ответчик заявил о несогласии с иском, указав, что согласно п.5 ст.39.38 Земельного кодекса РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ, устанавливается решением органа местного самоуправления муниципального района в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района. 02.09.2021 г. в администрацию поступило ходатайство ООО «Центр оформления недвижимости» от имени ПАО Россети Северо-Запада «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства Нигижма-Гакугса. На данный объект заявителем предоставлен акт о приеме-передачи имущества от 14.09.2007 г., расположен в пределах Пудожского района. Рассмотрев ходатайство, администрация издала оспариваемое постановление. Обоснованием необходимости установления сервитута явился акт о приеме-передачи имущества от 14.09.2007 г. Объект электросетевого хозяйства «ВЛ-10 кВ Л-75-2 Нигижма-Гакугса, ТП №№ 873,659 расположен на территории Пудожского района и отнесен к объектам местного значения согласно ст. 12 Закона Республики Карелия от 02.11.2012 г. № 1644-ЗРК. В силу п.1 ст.39.38 ЗК РФ основания для установления публичного сервитута федеральным органом исполнительной власти отсутствовали. Ссылка истца на п.19 ст.23 ЗК РФ указывает на особенности установления публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог. Однако данная норма закона не изменяет порядок определения органа, уполномоченного принимать решение об установлении публичного сервитута в целях размещения объекта электросетевого хозяйства, который отнесен к объекту местного значения. Поступившее ходатайство соответствовало форме, содержанию. До принятия оспариваемого постановления администрацией опубликовано сообщение о возмездном установлении публичных сервитутов. Оспариваемое постановление направлено истцу письмом 27.10.2021 № 6729. 18.11.2021 г. истец направил ответчику письмо, что свидетельствует о том, что истец узнал об установлении сервитута 18.11.2021 г., соответственно, на момент подачи искового заявления срок для обращения с требованием об оспаривании постановления истек. Подача заявления в Арбитражный суд РК, а затем в Верховный суд РК не является уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд. Просит в иске отказать.

Заинтересованное лицо – представитель ПАО «Россети Северо-Запада» в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация электроснабжения в границах муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района. Органами, наделенными полномочиями принимать решения об установлении публичного сервитута, являются органы, определенные статьей 39.38 ЗК РФ. При этом перечень полномочий каждого из определенных законодателем органов является ограниченным и произвольному расширительному толкованию не подлежит. Ссылка заявителя на то, что публичный сервитут в нарушение Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен неуполномоченным органом, является необоснованной. Согласно пункту 1 статьи 3 Закона №257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и под элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться об дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Закона №257-ФЗ).Согласно подпункту 2 части 3 статьи 25 Закона №257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещено размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса. Пункт 19 статьи 23 ЗК РФ указывает на особенности установления публичного сервитута отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ, но не изменяет порядок определения органа, уполномоченного принимать решение об установлении публичного сервитута, именно в испрашиваемых целях, с учетом назначения публичного сервитута. Исходя из изложенного, основания для установления публичного сервитута федеральным органом исполнительной власти отсутствуют, поэтому оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом. Просит в иске отказать.

Заинтересованное лицо - представитель ООО «Центр оформления недвижимости» в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

Ранее в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, указав что Центр проводил работы по подготовке сведений о границах публичного сервитута, оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, получению решений об установлении границ публичных сервитутов, в том числе на спорные земельные участки на основании договора подряда от 15.04.2021 №189/251/21. Полагает, что публичный сервитут установлен уполномоченным лицом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации ( Росавтодор ), Управление Росреестра по РК.

В судебное заседание представитель Управление Росреестра по РК не явился, в письменном заявлении просил рассматривать дело в отсутствие своего представителя. Указал, что в ЕГРН отсутствуют сведения об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:15:0070300:1 и 10:15:000000:7.

Представитель Федерального дорожного агентства министерства транспорта Российской Федерации ( Росавтодор ) в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.

В письменных пояснениях указал, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку автомобильная дорога А -119 Вологда – Медвежьегорск – автомобильная дорога Р-21 «Кола» является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения. В соответствии с Распоряжением Росавтодора земельные участки с кадастровыми номерами 10:15:0070300:1 и 10:15:000000:7 были предоставлены Федеральному казенному учреждению «»Управление автомобильной магистрали Санкт – Петербург-Мурманск дорожного агентства в постоянное бессрочное пользование для размещения автомобильной дороги общего пользования федерального значения дорога А -119 Вологда – Медвежьегорск – автомобильная дорога Р-21 «Кола». В силу требований ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. В соответствии с требованиями п. 19 ст. 23 Земельного кодекса РФ особенности публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах отвода автомобильных дорог, предусмотрены положениями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ». Согласно ст. ст. 39.38, 39.39 Земельного кодекса РФ публичный сервитут межетт быть установлен решениями органов местного самоуправления в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения, в отношении земельных участков и ( или ) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения. Публичный сервитут устанавливается с учетом положения ст. 23 ЗК РФ.. В связи с указанным, полагают, что решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственной услуги и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства. Федеральным законом предусмотрен специальный порядок предоставления публичного сервитута в полосах отвода автомобильных дорог, испрашиваемый публичный сервитут не соответствует названным требованиям. Просили исковые требования удовлетворить.

Представитель Министерства транспорта РФ в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором полагал подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования, поскольку установление публичного сервитута в отношении спорных земельных участков принято неуполномоченным органом – органом местного самоуправления, тогда как таковым органом в силу закона, является Федеральное дорожное агентство ( РОСАВТОДОР).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п.1);соблюдены ли сроки обращения в суд (п.2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (п.3); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п.4).

В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Пудожского муниципального района № 909-П от 25.10.2021 года «Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства «ВЛ-10 кв Л-75-2 Нигижма – Гакугса, ТП №№ 873,659» установлен публичный сервитут сроком на 49 лет с момента внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости.

Работы по подготовке сведений о границах публичного сервитута, оформлении правоустанавливающих документов на земельные участки, получение решений об установлении границ публичных сервитутов, в том числе, на земельные участки, указанные в административном иске, проведены ООО «Центр оформления недвижимости», на основании договора подряда от 15.04.2021 года № 189/251/21.

Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером 10:15:000000:7, имеет площадь 2953948+/-3008, категория земель : земли промышленности, энергетики, транспорта связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования : автомобильный транспорт, является собственностью Российской Федерации,, находится в постоянном бессрочном пользовании Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Санкт –Петербург Мурманск Федерального дорожного агентства».

Земельный участок с кадастровым номером 10:15:0070300:1 имеет площадь 12305+/-38,82, категория земель : земли промышленности, энергетики, транспорта связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования : автомобильный транспорт, является собственностью Российской Федерации,, находится в постоянном бессрочном пользовании Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Санкт –Петербург Мурманск Федерального дорожного агентства».

Сведения о зарегистрированных обременениях в отношении названных участков отсутствуют.

Рассматривая заявленные исковые требования о признании недействующим постановления администрации Пудожского муниципального района № 909-П от 25.10.2021 в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:15:0070300:1 и 10:15:000000:7 со дня его принятия, суд исходит из следующего.

Автомобильная дорога А – 119 «Вологда – Медвежьегорск – автомобильная дорога Р – 21 «Кола» включена в перечень автомобильных общего пользования федерального значения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 928.

Земельные участки с кадастровыми номерами 10:15:0070300:1 и 10:15:000000:7 являются частью полосы отвода Автомобильной дороги А – 119 «Вологда – Медвежьегорск – автомобильная дорога Р – 21 «Кола», находятся в федеральной собственности и предоставлены на праве постоянного ( бессрочного) пользования ФКУ Упрдор Кола.

В соответствии с требованиями ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются. Публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 39.37 Земельного кодекса РФ В порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Положениями ст. 39.39 Земельного кодекса РФ предусматривается, что Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса.

В свою очередь, п. 19 ст. 23 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу п.4.2. ст. 25 названного Федерального закона допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.

В соответствии с Положением о Федеральном дорожном агентстве ( Росавтодор ), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 года № 374, таковым органом является именно Росавтодор – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Федеральный закон № 257 – ФЗ определяет полномочия Росавтодора на принятие решений об установлении публичного сервитута исключительно в отношении земельных участков, находящихся в границах полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения, без указания на субъективны состав и имущественную принадлежность размещаемого объекта.

Как указывалось ранее, пунктом 19 статьи 23 ЗК РФ, Законом N 257-ФЗ устанавливаются особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог.

В соответствии с пунктами 1, 5.2.53.27 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, Минтранс России является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, и самостоятельно принимает порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения.

Приказом Минтранса России от 18.08.2020 N 313 утвержден « Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения».

Согласно пунктам 10-13 указанного Порядка в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения допускается прокладка или переустройство инженерных коммуникаций владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, согласно которому осуществляется прокладка либо переустройство инженерных коммуникаций, и содержащего технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.

Использование земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации допускается на условиях публичного сервитута

В границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и необходимых для размещения инженерных коммуникаций, допускается прокладка или переустройство инженерных коммуникаций владельцами таких инженерных коммуникаций при наличии соглашения об установлении сервитута в отношении таких земельных участков.

Указанные нормы содержатся, в том числе, в Федеральном законе № 257 – ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который является специальным нормативным актом, регулирующий спорные правоотношения, и направлены на исключение бесконтрольного размещения и эксплуатации в границах полосы отвода автомобильных дорог каких – либо объектов, поскольку таковое размещение и их эксплуатация может привести к нарушению безопасности дорожного движения.

В свою очередь, Росавтодор при принятии соответствующих решений об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения руководствуется имеющимся Порядком подачи и рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута, а также требований к составу документов, прилагаемых к заявлению об установлению публичных сервитутов, утвержденных приказом Минтранса России от 10.08.2020 года № 297.

Следует отметить, что указанный порядок установлен в целях реализации части 4.3 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Анализ указанных нормативных актов, позволяет суду сделать категоричный вывод о том, что уполномоченным органом, принимающим решение об установлении публичного сервитута для размещения инженерных коммуникаций и их эксплуатации в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, является Росавтодор. Из указанного следует, что решение об установлении публичного сервитута в отношении спорных земельных участков принято неуполномоченным органом, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

При этом, суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что в силу требований ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация электроснабжения в границах муниципального района отнесена к вопросам местного значения, поскольку данные требования не вступают в противоречие с требованиями, определяющими правовой режим использования полосы отвода автомобильных дорог общего федерального значения.

Также являются несостоятельными и доводы представителя ответчика о пропуске установленного с трехмесячного срока на обращения истца в суд, поскольку оспариваемое административным истцом постановление органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута на земельные участки является нормативными правовым актом (часть 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации). Следовательно, спор подлежит разрешению относительно публичных сервитутов в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, порядок разрешения административных споров по которой отличается от порядка, установленного главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург – Мурманск Федерального дорожного агентства» об оспаривании постановления администрации Пудожского муниципального района в части установления публичного сервитута удовлетворить.

Признать недействующим постановление администрации Пудожского муниципального района № 909-П от 25.10.2021 года в части установления публичного сервитута в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:15:0070300:1 и 10:15:000000:7 со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03.08.2022.

Судья Копин С.А.