УИД № 11RS0001-01-2021-013959-72 Дело № 2а-832/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при помощнике Абрамовой Н.М.,
с участием представителя административного ответчика УФНС России по Республике Коми Кондрашовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 марта 2022 года в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Андрея Геннадьевича к УФНС России по Республике Коми, ФНС России о признании незаконным действия,
установил:
Кузнецов А.Г. обратился в суд с административным иском к УФНС России по Республике Коми о признании незаконным действия, выразившегося в нарушении порядка получения и предоставления сведений, составляющих охраняемую законом тайну в отношении административного истца, указав в его обоснование, что административным ответчиком участникам арбитражного дела № А29-9683/2020 предоставлены сведения об актах гражданского состояния в отношении него, его справки о доходах за ** ** ** года, сведения о произведенных им платежных операциях по банковскому счету.
В порядке статьи 41 Кодекса административного судопроизводства РФ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФНС России, начальник отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по Республике Коми Тебенькова Т.В.
Согласно представленным сведениям начальник отдела обеспечения процедур банкротства Тебенькова Т.В. уволена с гражданской службы ** ** **. В связи с изложенным, с учетом положений статьи 44 Кодекса административного судопроизводства РФ надлежащим ответчиком признано УФНС России по Республике Коми.
Дело слушанием назначалось на 22.02.2022, в судебном заседании объявлен перерыв до 02.03.2022.
В судебном заседании представитель административного ответчика УФНС России по Республике Коми ссылалась на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, указав на необоснованность требований иска. Ссылаясь на положения статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, настаивала на пропуске истцом срока обращения в суд. По существу требований пояснила, что сведения ЗАГСа получены в рамках межедомственного взаимодействия в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса РФ, были представлены для подтверждения позиции при подаче апелляционной жалобы, недопустимым доказательством не признаны. Выписки по платежам относятся к сведениям из базы налогового органа, были представлены в отношении организации по делу о банкротстве ООО «...», где Кузнецов А.Г. является руководителем. В рамках дела по ООО «...» эти же документы были представлены самой организацией, в которой, как указано, Кузнецов А.Г. является руководителем. Справки 2 НДФЛ в отношении административного истца не представлялись. При разрешении дела просила учесть, что доказательств наступления негативных последствий административным истцом не представлено. Информация и действия по ее предоставлению предпринимались административным ответчиком в рамках Арбитражного процессуального кодекса РФ, Налогового кодекса и Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Кузнецов А.Г., ФНС России о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в порядке статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, Кузнецов А.Г., представитель ФНС России в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца, представителя ФНС России.
Выслушав доводы представителя УФНС России по Республике Коми, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (часть 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11).
В порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действия должностного лица является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца, что также является правовым основанием для возложения на ответственных лиц соответствующей обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Конституция Российской Федерации, гарантируя право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29 часть 4), устанавливает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 часть 1) и не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24 часть 1).
В силу статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. К персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц и дату рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, при которой возможно идентифицировать конкретное лицо.
Положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» направлены на обеспечение разумного баланса конституционно защищаемых ценностей доступа граждан к информации, с одной стороны, и защиту прав субъектов персональных данных - с другой, при этом не устанавливают запрета на обработку, в том числе предоставление, каких-либо персональных данных при соблюдении условий их обработки и не определяют перечень и виды информации, которая должна предоставляться гражданам органами публичной власти в обязательном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Согласно пункту 3 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
На основании пунктов 1,2 и 4 статьи 5 настоящего Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в том числе в следующих случаях: обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
По материалам дела судом установлено, что определением Арбитражного Суда Республики Коми от 21.08.2020 по делу № А29-9683/2020 в отношении ООО «...» возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Решением Арбитражного Суда Республики Коми от 22.03.2021 по делу № А29-9683/2020 ООО «...» признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества введено конкурсное производство.
В рамках указанного дела о банкротстве со стороны ООО «...», являющегося единственным участником должника, наряду с НП «Межрегиональная гильдия профессиональных антикризисных управляющих», ЗАО «Сопровождение инвестиционных и корпоротивных проектов», было подано заявление о включении его в реестр требований кредиторов. Директором ООО «...» является административный истец.
Ознакомившись с указанным заявлением УФНС России по Республике Коми в порядке статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» подало возражения относительно включения ООО «...» в реестр требований кредиторов ООО «...», указав на заинтересованность ООО «...». В обоснование доводов возражений УФНС России по Республике Коми в Арбитражный Суд Республики Коми представлены подтверждающие документы.
Разрешая требования административного истца о признании незаконным действия УФНС России по Республике Коми, выразившегося в нарушении порядка получения и предоставления сведений, составляющих охраняемую законом тайну в отношении Кузнецова А.Г., суд приходит к следующему.
В силу требований статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положений статьи 16, 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия основания для включения в реестр требований кредиторов.
Целью такой проверки является недопущение включения в реестр необоснованных требований, что в ситуации недостаточности имущества должника приводило бы к нарушению прав и законных интересов кредиторов, конкурирующих между собой за получение удовлетворения требований, а также должника и его учредителей (участников), законный интерес которых состоит в наиболее полном и справедливом погашении долгов.
В силу статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» лица, участвующие в деле, имеют право на возражения относительно требований кредиторов, при этом, порядок рассмотрения таких возражений регулируется общими нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, если иное не вытекает из специальных норм Закона о банкротстве.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодека РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
УФНС России по Республике Коми как лицо, участвующее в Арбитражном деле № А29-9683/2020, и обязанное доказать свои доводы, предоставило ряд документов, из которых следует, что, вопреки доводам административного истца, справка 2-НДФЛ о его доходах за 2016-2017 годы и справка о произведенных им операциях по банковскому счету административным ответчиком не предоставлялись.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком были предоставлены данные, полученные в порядке статьи 85 Налогового кодекса РФ из Министерства юстиции Республики Коми, содержащие данные о жене и сыне административного истца.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Документ, поименованный как справка о доходах за 2016-2017 годы, не содержит сведений о доходах Кузнецова А.Г., доказательств обратного административным истцом не представлено. Документы, поименованные как платежные документы, таковыми не являются, а представляют собой скрин-шоты из базы данных налогового органа о произведенных операциях.
Разрешая требования, суд исходит из того, что информация, о неправомерном предоставлении которой при оспаривании действий указывает заявитель, была представлена административным ответчиком в целях обеспечения правосудия, реализации права на представление доказательств и во исполнение возложенной на него законом обязанности по предоставлению сведений и документов относительно заявленной позиции по делу, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований иска по изложенных в нем основаниям не усматривает.
Приходя к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным действия административного ответчика по распространению персональных данных административного истца незаконным, суд учитывает, что возникший спор не связан с обработкой персональных данных Кузнецова А.Г. Предоставление данных в рамках арбитражного дела с учетом требований арбитражного процессуального законодательства не может расцениваться распространением персональных данных, совершенным должностными лицами с нарушением требований Федерального закона «О персональных данных» и влекущим нарушение прав заявителя.
Таким образом, положения Федерального закона «О персональных данных» не подлежат применению в рамках рассматриваемого дела.
Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений, действий (бездействия), если установит, что оспариваемое решений, действий (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решений, действий (бездействия) незаконным.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в порядке, установленном частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства, административным истцом не представлено.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оценивая доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд с заявленными требованиями, суд находит их заслуживающими внимания.
Информация, о неправомерном предоставлении которой указывает заявитель, была представлена административным ответчиком как уполномоченным органом в рамках рассматриваемого Арбитражным Судом РК дела А29-9683/2020, по заявлению НП «Межрегиональная гильдия профессиональных антикризисных управляющих» о включении в реестр кредиторов (дело Т-126797/2020), в рамках которого ООО «...» по заявлению о включении в реестр требований кредиторов также является участником (Т-128778/2020). Информация согласно отметке на сопроводительном письме была представлена 24.11.2020. Определение по заявлению ООО «...» принято Арбитражным Судом Республики Коми 12.04.2021, по заявлению НП «Межрегиональная гильдия профессиональных антикризисных управляющих» - 24.02.2021. Истец, являясь директором ООО «...», имея доступ к документам судебного дела А29-9683/2020 через arbitr.ru, при ознакомлении с материалами дела при рассмотрении поданного им заявления с представленными документами был ознакомлен. Исходя из даты обращения в суд с настоящим иском (17.08.2021), суд приходит к выводу, что установленный в статье 219 Кодекса административного судопроизводства РФ срок защиты нарушенного права административным истцом пропущен.
Учитывая изложенное в своей совокупности, суд приходит к выводу об оставлении заявленных административным истцом требований без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административный иск Кузнецова Андрея Геннадьевича к УФНС России по Республике Коми, ФНС России о признании незаконным действия, выразившегося в нарушении порядка получения и предоставления сведений, составляющих охраняемую законом тайну в отношении административного истца оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Печинина