ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 110008-01-2021-000994-87Д от 28.04.2022 Сосногорского городского суда (Республика Коми)

УИД № 11RS0008-01-2021-000994-87 Дело № 2а-82/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сосногорск Республики Коми

28 апреля 2022 года

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Попковой Е.Н.,

при секретаре Ксендзовой О.Б.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кирова ВВ к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе,

установил:

Киров В.В. обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (далее – СИЗО 2), в котором просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 700 000 руб.

Требования мотивированы тем, что административный истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО – 2. Все камеры, в которых он содержался, были переполнены, отсутствовала горячая вода, вытяжка, холодильник, конструкция для сушки белья, место для хранения личных вещей, телевизоры. Лиц содержащихся под стражей, сотрудники СИЗО-2 будят стуком ключами по двери, что раздражает и способствует плохому настроению. Помывка в бане осуществлялась 1 раз в неделю. Белье после прачечной выдавали сырым или влажным, белье не проходило санитарную обработку и прожарку, имело странный вид с явным прошедшим сроком пригодности, запах, новое постельного белья не выдавалось. Дезинфекция камер, обеззараживание кроватей, места приема пищи, туалета, постельного белья, бани (душевой) и столовой не проводилась. Гулять водили на 1 час в сутки, дворики находятся в антисанитарных условиях, не чистят от снега. Пища скудная, некачественная и не соответствовала санитарным требованиям. При ожидании выезда на следственные действия, находился в сборном отделении по 2-3 часа.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН РФ, УФСИН России по Республике Коми.

Административный истец в суд не явился, освободился из мест лишения свободы, убыл по адресу: <адрес>, в судебном заседании просил извещать по указанному адресу, однако неоднократные судебные извещения возвращены в адрес суда «за истечением срока хранения». Ранее в судебном заседании доводы административного иска поддержал. Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Административные ответчики извещены, в суд не явились, представили письменный отзыв, в котором выразили несогласие с заявленными требованиями ввиду отсутствия со стороны ФКУ СИЗО-2 нарушений прав административного истца

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, свидетелей, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В порядке подготовки по делу, с учётом ограниченных возможностей административного истца в собирании доказательств и представления их суду, судом, в том числе по ходатайству административного истца, запрошена информация, относящаяся к рассматриваемому административному иску. Запрошенные судом сведения и документы были представлены административным ответчиком и исследованы в судебном заседании.

Установлено, что Киров В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. содержался под стражей в СИЗО-2 (г.Сосногорск, п. Лыаёль,) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в статусе обвиняемого, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в статусе осужденного.

Условия и порядок содержания под стражей регламентированы Федеральным законом №103-ФЗ от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон №103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.10.2005 №189 (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

Из материалов дела следует, что горячее водоснабжение в камерах режимных корпусов СИЗО-2 отсутствует, что не оспаривалось стороной административного ответчика, подтверждается отзывом на иск, справками должностных лиц.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 N 245/пр утвержден и введен в действие с 4.07.2016 Свод правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования». Данный Свод правил зарегистрирован Росстандартом 24.05.2016, имеет номер СП 247.1325800.2016.

Пунктом 19.1 СП 247.1325800.2016 предусмотрено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330 («Внутренний водопровод и канализация зданий»), СП 31.13330 («Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»), СП 32.13330 («Канализация. Наружные сети и сооружения»), СП 118.13330 («Общественные здания и сооружения»).

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 2.06.2013 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп. Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

С учетом изложенного и исходя из анализа указанных положений Свода правил, СанПиН 2.1.2.2645-10 и Инструкции, суд приходит к выводу о том, что обеспечение горячим водоснабжением учреждений уголовно-исполнительной системы является обязательным, неисполнение данного требования в зданиях учреждений, введенных в эксплуатацию до принятия Свода правил и Инструкции, ставят в неравное положение лиц, содержащихся в данных учреждениях, с лицами, которые содержатся в зданиях пенитенциарной системы, веденных в эксплуатацию после 2003 года, так как посещение душа один раз в семь дней, предусмотренное п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, не может обеспечить осужденному надлежащую возможность поддержания личной гигиены в удовлетворительной степени.

Вступившим в законную силу решением Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по делу на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить горячим водоснабжением: камеры №, карцеры № режимного корпуса ,камеры № режимного корпуса , камеры режимного корпуса , камеры , камеры специального блока № режимного корпуса , в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.

Доводы административного ответчика о том, что следственным изолятором в отношении Кирова В.В. нарушений действующего законодательства не допущено, так как п. 43 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов предусмотрено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности, судом не принимаются во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и норм международного права.

Наличие горячего водоснабжение в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключение под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

Факт отсутствия горячего водоснабжения и водонагревательных приборов в камерах СИЗО-2, в которых в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался Киров В.В., представителем ответчиков не оспаривался. Еженедельные посещения бани, душа не могут обеспечить заключенному надлежащую возможность поддержания личной гигиены.

Таким образом, истец на протяжении почти семь месяцев был лишен возможности поддержания личной гигиены в удовлетворительной степени в связи с отсутствием в камерах СИЗО-2 горячей воды, что свидетельствует о нарушении условий содержания в СИЗО-2.

Согласно справке отдела специального учета Киров В.В. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве обвиняемого, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве осужденного. Убыл 24.02.2020г. в распоряжение ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми г. Ухта для дальнейшего отбывания наказания.

В период пребывания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (далее - СИЗО-2) с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Киров В.В. содержался в следующих камерах:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере второго режимного корпуса, общей площадью 8,6 кв.м. (площадь санузла 1,4 кв.м.), в которой содержался один человек;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере второго режимного корпуса, общей площадью 19,4 кв.м. (площадь санузла 1,4 кв.м.), в которой содержалось три человека;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере пятого режимного корпуса, общей площадью 17,4 м2 (площадь санузла 1,4 кв.м.), в которой содержалось от трех до четырех человек;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере пятого режимного корпуса, общей площадью 17,7 м2 (площадь санузла 1,6 кв.м.), в которой содержалось от трех до четырех человек;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере пятого режимного корпуса, общей площадью 17,4 м2 (площадь санузла 1,4 кв.м.), в которой содержалось от двух до трех человек;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 1 карцере второго режимного корпуса, общей площадью 6,2 м2 (площадь санузла 1 кв.м.), в котором содержался один;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере пятого режимного корпуса, общей площадью 17,4 м2 (площадь санузла 1,4 кв.м.), в которой содержалось от двух до четырех человек;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере пятого режимного корпуса, общей площадью 13,7 м2 (площадь санузла 1,6 кв.м.), в которой содержалось два человека;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 1 спецблоке пятого режимного корпуса, общей площадью 17,6 м2 (площадь санузла 1,6 кв.м.), в котором содержалось три человека;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 4 карцере второго режимного корпуса, общей площадью 6,1 м2 (площадь санузла 1 кв.м.), в котором содержался один;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 8 карцере второго режимного корпуса, общей площадью 6,0 м2 (площадь санузла 1 кв.м.), в котором содержался один;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 7 карцере второго режимного корпуса, общей площадью 6,9 м2 (площадь санузла 1 кв.м.), в котором содержался один;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере пятого режимного корпуса, общей площадью 17,4 м2 (площадь санузла 1,4 кв.м.), в которой содержалось от трех до четырех человек;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере второго режимного корпуса, общей площадью 14,0 м2(площадь санузла 2 кв.м.), в которой содержалось два человека;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пятого режимного корпуса, общей площадью 17,4 м2 (площадь санузла 1,4 кв.м.), в которой содержалось от двух до трех человек;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 1 спецблоке пятого режимного корпуса, общей площадью 17,6 м2(площадь санузла 1,6 кв.м.), в котором содержалось три человека;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в камере пятого режимного корпуса, общей площадью 18,0 м2 (площадь санузла 1,6 кв.м.), в котором содержалось четыре человека;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во втором спецблоке пятого режимного корпуса, общей площадью 13,9 м2 (площадь санузла 1,6 кв.м.), в котором содержалось три человека.

Указанное подтверждается, камерной карточкой, справкой ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО – 2, выписками из технического паспорта, копиями книг количественной проверки лиц, содержащихся в СИЗО-2. Доводы административного истца о содержании в камере , материалами дела не подтверждены.

Положениями ст. 23 Федерального закона №103-ФЗ предусмотрено, что норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Поскольку Киров В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в СИЗО-2 в качестве осужденного, то на правоотношения, связанные с нормой площади в указанный период распространялось действие ч. 1 ст. 99 УИК РФ, согласно которой, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

С учетом представленных в материалы дела сведений о площадях камер и количестве содержащихся в них лиц, суд приходит к выводу, что норма санитарной площади в камерах на одного человека в размере четырех квадратных метров, установленная ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и ч.1 ст.99 УИК РФ (не менее двух квадратных метров) (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в отношении Кирова В.В. соблюдалась.

Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры оборудуются вентиляционным оборудованием при наличии возможности.

Согласно ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.

Порядок оборудования камер регламентируется сводом правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 N 245/пр (далее - СП 247.1325800.2016).

Пунктом 19.13 СП 247.1325800.2016 установлено, что в помещениях зданий СИЗО в зависимости от их назначения, как правило, следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением, температура воздуха в камерах должна быть не ниже 20 градусов, кратность обмена воздуха в 1ч. – по расчету на ассимиляцию СО2, но не менее 36 куб.м/ч. на одного человека. При этом обязательное оборудование камер вентиляцией с механическим побуждением (принудительной вентиляцией) не предусмотрено.

Наличие вентиляции подтверждается техническим паспортом, фотографиями, согласно которым в камерах имеются вентиляционные отверстия. Учреждением проводится очистка вентиляционных отверстий, что подтверждается Актами очистки вентиляционных отверстий режимных корпусов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что воздуховоды вентиляции режимного корпуса находятся в исправном состоянии и соответствуют правилам пожарной безопасности и противопожарного режима.

Само по себе отсутствие принудительной вентиляции в камерах, при наличии естественной вентиляции, не может свидетельствовать о нарушении прав административного истца, поскольку доказательств ненадлежащего микроклимата в помещении либо ненадлежащей работы естественной вентиляции в материалах дела не имеется. Из Актов проверки филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ., составленных по результатам надзорных мероприятий следует, что каких либо нарушений в части вентиляции и микроклимата не установлено. Согласно представленным документам температурный режим в камерах режимных корпусов поддерживается на уровне 19-22 градусов, радиаторы отопления функционировали исправно, отопление осуществляется посредством собственной автоматизированной газовой котельной.

Доводы административного истца о проникновении туалетных запахов в жилую часть камеры, антисанитарном состоянии камер являются субъективным мнением истца и не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Как уже указано выше в камерах имеется приточная вентиляция, используется естественная вентиляция путем открывания и закрывания форточных проемов специальным механическим устройством, что соответствует СНиП 41-01-2003.

В соответствии с приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов, подозреваемые и обвиняемые, обязаны соблюдать требования гигиены и санитарии, содержать в чистоте камеру, в том числе санузел, проводить уборку камер и других помещений.

Согласно представленной информации, уборка в камерах производится ежедневно согласно графику дежурств по камере. Для уборки мусора, в соответствии с п. 7 Приложения 1 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода», веников, совков имеется в достаточном количестве. Ежедневно при проведении технических осмотров камер сотрудниками административного ответчика проверяется исправность камерного оборудования, а персоналом медико-санитарной части - санитарное состояние камер, наличие насекомых и грибка. Напольное покрытие в камерах – деревянное. В Актах проверки филиала ЦГСЭН г. Сыктывкара отмечено удовлетворительное санитарное состояние камер, неприятные запахи, насекомые и грызуны отсутствуют. Санитарные узлы камер оборудованы унитазами со сливным бачком и умывальниками, все санитарно-технические приборы находятся в исправном состоянии. Санитарные узлы от жилой площади камер отделены перегородкой, высотой от пола до потолка, ограждения оборудованы дверями размерами, что обеспечивает приватность, что также подтверждается фотографиями. Кроме того, между ФКУ СИЗО-2 и ФГУП «Дезинфекция» ежегодно заключаются государственные контракты, проводятся профилактические дератизационные работы, обследование и обработка, что подтверждается представленной суду информацией.

Отсутствие дневного освещения из-за решеток на окне также подтверждения не нашло.

Для исключения противоправных действий, содержащимися в камерах подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (порча оконного блока, перебросы, совершение побега и т.п.) со стороны помещения устанавливается рама из металлического уголка по периметру оконного проема, к которой закрепляется оцинкованная сетка типа «Рабица» с ячейкой размерами не более 50x50мм (п. 10.4 СП 247.1325800.2016).

В соответствии с п. 42 Правил внутреннего распорядка, камеры, где содержался Киров В.В. оборудованы светильниками дневного и ночного освещения. Искусственная освещенность камер осуществляется в дневное время лампами люминесцентными потолочными мощностью 36 Вт каждая, режим освещения -16 часов, в ночное время – светильником, оборудованным лампой накаливания 60 Вт, режим освещения – 8 часов. Обозначенное освещение соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», что также подтверждается актами проверок ЦГСЭН от 19.09.2019, 10.06.2020.

Наличие достаточного естественного и искусственного освещения подтверждается Актами проверки филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов установлено, что камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.

Оборудование камер приспособлением для сушки вещей не предусмотрено.

Холодильниками и телевизорами камеры оборудуются при наличии возможности.

Из представленных административными ответчиками сведений следует, что камеры оборудованы необходимой мебелью, в том числе столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству мест в камере, кроватями. Нарушений параметров и конструкции кроватей, стола и скамьи требованиям норм и стандартов не установлено.

Административным ответчиком также представлены фотографии кроватей в камерах, которые также по своим параметрам соответствуют требованиям, установленным Каталогом «Специальные режимные изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России», утвержденного приказом Минюста России от 27.07.2007 №407. Решетчатый настил рам кроватей предусмотрен указанным Каталогом (раздел 10).

Прохождение санитарной обработки один раз в неделю прямо предусмотрено п. 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, согласно которого не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Доводы административного истца о нарушении его прав по факту того, что сотрудники СИЗО-2 будят лиц, содержащихся по стражей, путем стука ключами по двери, какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждены и не могут свидетельствовать о нарушении прав административного истца.

Обеспечение вещевым имуществом спецконтингента в ФКУ СИЗО-2 осуществляется в соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона №103-ФЗ, п. 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (далее - приказ №216), указаниям ФСИН России в части выдачи и учета выданных предметов вещевого довольствия, создании и обновлении подменного фонда.

Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, наволочки) и полотенца являются инвентарным имуществом и имеют свои сроки эксплуатации, установленные приказом приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». Замена инвентарного имущества производится не ранее истечения установленных сроков носки, находящихся в пользовании предметов. Кроме того, истечение установленных сроков эксплуатации инвентарного имущества не может служить основанием для их списания, если они по своему качественному состоянию без ремонта или после ремонта пригодны для дальнейшего использования по прямому назначению. Выдача бывших в употреблении постельных принадлежностей допускается.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, выдача постельных принадлежностей и полотенец, бывших в употреблении, осуществляется после санитарной обработки, стирки, сушки и глажения. Стирка вещевого имущества производится с использованием сертифицированного синтетического моющего средства. Контроль за качеством стирки и санитарной обработкой осуществляется сотрудниками филиала МЧ-17 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. В помещении банно-прачечного комплекса установлена дезинфекционная камера «Кочубей», в которой производится дезинфекция и дезинсекция матрацев, подушек и постельного белья.

Списание по срокам эксплуатации постельных принадлежностей осуществлялось по актам списания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

С жалобами на ненадлежащее качество выданных во временное пользование вещей, в том числе постельных принадлежностей Киров В.В. не обращался, что подтверждается справкой начальника канцелярии, из которой следует, что согласно журналу учета предложений, заявлений и жалоб (письменные обращения), Киров В.В. с письменными заявлениями, обращениями, жалобами в адрес администрации не обращался.

В СИЗО – 2 Киров В.В. обеспечивался питанием в соответствии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205 «Норма питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, на мирное время». Предоставленными меню-раскладками за период содержания Кирова В.В. подтверждается соблюдение установленных норм питания. Медицинскими работниками ежедневно проводятся регулярные оценки качества приготовленной пищи.

Предоставление ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа предусмотрено п. 134 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов. Обязанность по содержанию в чистоте помещений прогулочных двориков возложено на лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с приложением № 1 к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов.

Нахождение в камерах сборного отделения для этапирования на следственные действия и ожидание выезда 2-3 час., прав административного истца не нарушает, поскольку ожидание осужденных конвоя в сборных помещениях для прохождения необходимых процедур временными рамками не ограничено и носит временный характер. Выполнение требований судей, прокуроров, следователей, лиц, производящих дознание об обеспечении доставки подозреваемых или обвиняемых по вызовам уполномоченных на то лиц является для администрации СИЗО обязательным (п. 155 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов).

Показания свидетелей ФАС и ТНФ, допрошенных судом по ходатайству административного истца, вышеизложенные доводы Кирова В.В. о нарушении администрацией учреждения его прав в связи с ненадлежащими условиями содержания, не подтверждают, кроме как отсутствие в СИЗО-2 подводки горечей воды к камерам, что не оспаривалось представителем административных ответчиков. Данные свидетели в ходе допроса не дали каких-либо собственных пояснений относительно условий содержания административного истца. Более того, поскольку указанные свидетели содержались в иных камерах и другой период (2015-2017гг.), их показания не могут быть приняты во внимание.

Вместе с тем, поскольку судом установлен факт нарушения прав истца, выразившийся в несоблюдении ответчиком требований о необходимости наличия горячего водоснабжения в камерах СИЗО-2, то в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за нарушение условий его содержания в СИЗО-2.

Определяя размер денежной компенсации, суд учитывает, что он должен отвечать принципам справедливости и разумности. Разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела.

Принимая во внимание характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца (семь месяцев) и значимость их последствий для него, суд считает необходимым взыскать денежную компенсацию в размере 9 000 рублей, находя определенную к взысканию сумму компенсации соотносимой с такими особенностями обнаруженных нарушений, как их характер, продолжительность, последствия и ущерб, обоснованной и справедливой, а также способствующей восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания прав административного истца.

В силу положений ст. 1071, п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса РФ, пп.1 п. 3 ст. 58 Бюджетного кодекса РФ, пп. 6 п. 7 «Положения о Федеральной службе исполнения наказаний», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, денежная компенсация подлежит взысканию с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации, поскольку именно ФСИН России является органом, осуществляющим функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.

В этой связи, оснований для взыскания компенсации за ненадлежащие условие содержания Кирова В.В. под стражей с ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и УФСИН России по Республике Коми не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227-227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконными действия (бездействие) ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, выразившиеся в нарушении условий содержания Кирова ВВ в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кирова ВВ компенсацию за нарушение условий содержания в размере 9 000 рублей.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода по банковским реквизитам, представленным Кировым В.В.:

<данные изъяты>

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Н. Попкова

Мотивированное решение составлено 18 мая 2022 года.