ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1239/2022 от 19.09.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

УИД 28RS0004-01-2022-008766-48

Дело № 12-1238/2022,

УИД 28RS0004-01-2022-008767-45

Дело № 12-1239/2022

РЕШЕНИЕ

19 сентября 2022 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.,

(<...>),

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника АО «Дальлесмпром» ФИО1 на постановления начальника отдела федерального государственного лестного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 503, № 504 от 13.07.2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении АО «Дальлесмпром»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника отдела федерального государственного лестного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 503 от 13.07.2022 года АО «Дальлесмпром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. (дело № 12-1238/2022);

Постановлением начальника отдела федерального государственного лестного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 504 от 13.07.2022 года АО «Дальлесмпром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. (дело № 12-1239/2022).

Не согласившись с указанными постановлениями, защитник АО «Дальлесмпром» ФИО1 обратилась в суд с жалобами, в которых просит постановления отменить, производство по делам об административных правонарушениях прекратить. В обоснование жалоб указала, что в действиях Общества отсутствует состав административных правонарушений, поскольку в соответствии с условиями договоров аренды лесных участков от 28.03.2011 г. № 194 и № 193 Общество, являясь арендатором лесных участков, обязано проводить ежегодные рубки ухода в молодняках на площади 30 га в пределах территории ГУ Амурской области «Верхнезейское лесничество» на каждом участке. Вместе с тем, в соответствии с условиями дополнительных соглашений от 10.01.2022 г. к договорам аренды лесных участков от 28.03.2011 г. № 194, № 193 вышеуказанный подпункт «у» пункта 11 раздела III договора аренды лесного участка от 28.03.2011 № 194 исключен. Стороны распространили действие указанного соглашения на правоотношения, возникшие с 21.12.2011 г. В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение договора возможно по соглашению сторон. Согласно статье 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения.

С учётом соблюдения требований ч. 5 ст. 4.4. КоАП РФ, жалобы защитника АО «Дальлесмпром» ФИО1 были объединены в одно производство.

Срок на обжалование постановлений не пропущен.

В судебное заседание законный представитель/защитник АО «Дальлесмпром», представитель министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области не явились, о времени и месте рассмотрения жалоб извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило. Жалобы рассмотрены в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дел об административных правонарушениях в полном объеме, доводы жалоб, судья приходит к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).

В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее- ЛК РФ) мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких работ.

В соответствии со ст. 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя: лесное семеноводство; лесовосстановление; уход за лесами; осуществление отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.

В силу ст. 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с настоящим Кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 ст. 29.1, ст. 30, ч. 4.1 ст. 32 настоящего Кодекса. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 2 ст. 64 ЛК РФ уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с п. 4 Приказа Министерства природных ресурсов и экология РФ от 30.07.2020 г. N 534 "О6 утверждении Правил ухода за лесами" уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ.

Статьей 8.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 28 марта 2011 года между Управлением лесного хозяйства Амурской области и ООО «КЕННИ» заключены договоры аренды лесных участков № 193 и № 194.

20.07.2016 г. единственным участником общества с ограниченной ответственностью «КЕНИИ» принято решение № б/н о реорганизации ООО «КЕНИИ» в форме присоединения к ООО «Джелтулак Лес». (Уведомление о реорганизации в форме присоединения №6 от 02.08.2016 г.). По окончании процедуры реорганизации в порядке универсального правопреемства все права и обязанности ООО «КЕННИ» по договорам аренды лесных участков (№191 от 28.03.2011 г., № 193 от 28.03.2011 г., №194 от 28.03.2011 г.) перешли в полном объеме к ООО «Джелтулак Лес».

На основании Уведомления №б/н от 29.07.2020 г. ООО «Джелтулак Лес» завершило реорганизацию в форме присоединения к юридическому лицу АО «Дальлеспром».

27.07.2020 г. ООО «Джелтулак Лес» прекратило свою деятельность (запись о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения внесена в ЕГРЮЛ).

В соответствии со ст. 57.58 ГК РФ при реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Подпунктом п. 11 договоров аренды лесных участков от 28.03.2011 г. года предусмотрена обязанность арендатора АО «Дальлеспром» осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в Проекте освоения лесов и приложении N 6.

Таким образом, в соответствии с действующим лесным законодательством, на АО «Дальлеспром», использующее леса на основании договоров аренды лесных участков № 193, №194 от 28 марта 2011 года в соответствии с Проектом освоения лесов, возложена обязанность по выполнению работ по уходу за лесами на лесных участках, переданных по договору аренды.

10 марта 2022 года в ходе ежедневной работы с договорами аренды и отчетами ВЛ-1 сотрудниками ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» выявлено, что АО «Дальлеспром» по договорам аренды лесного участка № 193, №194 от 28.03.2011 г. с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. (за 2021 год) не выполнены мероприятия по проведению ежегодных рубок ухода в молодняках на площади 30 га в пределах территории ГУ Амурской области «Верхнезейское лесничество» ГКУ Амурской области «Зейское лесничество».

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: актами проверки исполнения условий договоров аренды лесных участков № 193, № 194 от 28.03.2011 г., отчетами о воспроизводстве лесов и лесоразведения за январь – декабрь 2021 года; договорами аренды земельных участков № 193, № 194 от 28.03.2011 г.; дополнительными соглашениями к договорам аренды лесных участков от 28.03.2011 г. № 193, № 194 и другими доказательствами по делу.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса. Должностным лицом действия АО «Дальлеспром» правильно квалифицированы по ст. 8.27 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица у суда не имеется.

Доводы защитника АО «Дальлеспром», о том, что ежегодные рубки ухода в молодняках на площади 30 га (за 2021 год) в пределах территории ГКУ Амурской области «Зейское лесничество», не должны выполняться, в связи с тем, что подпункт «у» исключен из пункта 11 договоров №193 и №194 от 28 марта 2011 года, на основании дополнительных соглашений, судом отклоняются, поскольку пунктом 3 дополнительных соглашений к договорам аренды №193 и 194 от 28 марта 2011 года предусмотрено, что соглашения вступают в силу с момента их государственной регистрации.

Государственная регистрация дополнительных соглашений произведена 03.06.2022 года и 08.06.2022 года, соответственно, то есть после выявления правонарушений по не проведению ежегодных рубок ухода в молодняках на площади 30 га (за 2021 год) в пределах территории ГКУ Амурской области «Зейское лесничество» и составления протоколов об административном правонарушении 26.05.2022 г.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесной участок является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Из материалов дела следует, что нарушения допущены обществом в разных кварталах, имеющих различное географическое положение, лесные участки предоставлялись на основании различных договоров аренды, следовательно, административным органом установлено несколько самостоятельных, хотя и одинаковых правонарушений.

Вместе с тем, судом учитывается, что согласно части 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 06 апреля 2022 года, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае было фактически проведено одно контрольное (надзорное) мероприятие на предмет соблюдения юридическим лицом, требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, по результатам которого выявлены два административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ, суд приходит к выводу о необходимости изменения постановлений по делам об административных правонарушениях, с назначением АО «Дальлеспром» административного наказания как за совершение одного административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.

Санкция ст. 8.27 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Должностным лицом административного органа АО «Дальлеспром» назначено административное наказание с учетом требований п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, в связи с тем, что, по мнению административного органа, юридическое лицо АО «Дальлеспром» ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ на основании постановлений по делам об административных правонарушениях № 15, № 16, № 17, № 18 от 17.01.2022 года.

Между тем, с таким выводом согласиться нельзя.

Как следует из материалов дела, юридическому лицу АО «Дальлеспром» вменяется нарушение ст. 64 ЛК РФ, Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №534 от 30.07.2020 г, по договорам аренды лесных участков № 193, №194 от 28 марта 2011 года, в период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. (за 2021 год), то есть датой совершения правонарушений является 01.01.2022 года. Таким образом, на момент совершения правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.27 КоАП РФ, АО «Дальлеспром» не могло считаться лицом, подвергнутым административным наказаниям по постановлениям № 15, № 16, № 17, № 18 от 17.01.2022 года. Следовательно, из мотивировочной части постановлений № 503, № 504 от 13.07.2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.27 КоАП РФ, подлежит исключению вывод о наличии в действиях АО «Дальлеспром» отягчающего обстоятельства.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о необходимости снижении АО «Дальлеспром» административного наказания до 200 000 рублей.

Поскольку АО «Дальлеспром» не относится к социально ориентированным некоммерческим организациям, субъектам малого и среднего предпринимательства, оснований для применения положений ст. 4.1.2 КоАП РФ не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановления начальника отдела федерального государственного лестного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 503, № 504 от 13.07.2022 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении АО «Дальлеспром», изменить: исключить вывод о наличии в действиях АО «Дальлеспром» отягчающего обстоятельства, назначить юридическому лицу АО «Дальлеспром» административное наказание, как за совершение одного административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

В остальной части указанные постановления оставить без изменения, а жалобы защитника АО «Дальлесмпром» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Благовещенского

городского суда Т.С. Астафьева