Дело № 12 –1/2021
УИД 54RS0035-01-2020-001329-52
Поступило в суд: 12.11.2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
02 февраля 2021 года г. Татарск
Татарский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Немира Т.В.
При секретаре Гулько Л.В.
С участием прокуроров Азизова В.Э., Ушаковой Н.А.,
рассмотрев материалы дела по жалобе должностного лица: главы Татарского района Новосибирской области ФИО2 ФИО20 на постановление и.о. начальника контрольного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ и.о. Татарского межрайонного прокурора Новосибирской области Вайном Д.И. возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы Татарского района Новосибирской области ФИО2.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужили результаты проверки соблюдения администрацией ФИО1<адрес> требований законодательства при реализации национального проекта «Жилье и городская среда», которыми установлено, что администрацией Татарского района в лице главы Татарского района при предоставлении администрации г. Татарска межбюджетных трансфертов на благоустройство придомовой территории многоквартирного дома № 2 по пл. Базарной в г. Татарске НСО нарушено условие соглашения № № от 18.03.2019 (в ред. соглашения от 26.12.2019 года) в части обеспечения проведения администрацией г. Татарска НСО работ по образованию земельного участка.
Так земельный участок, на котором расположен многоквартирный <адрес> на пл. Базарной <адрес>, благоустройство дворовой территории которого осуществлялось в 2019 году, в том числе, за счет средств федерального бюджета, не был поставлен на государственный кадастровый учет, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом, дополнительное соглашение, содержащее условие о необходимости образования земельного участка администрацией ФИО1<адрес> с администрацией г. Татарска не было заключено. Постановлением и.о. начальника контрольного управления Новосибирской области 06.08.2020 года глава Татарского района ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, должностное лицо глава Татарского района ФИО2, обратился в суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на то, что указанного административного правонарушения не совершал. По соглашению №, заключенному 18 марта 2019 года между администрацией Татарского <адрес> и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, он являлся главным распорядителем бюджетных средств. Указанным соглашением на администрацию Татарского района НСО не возлагалась обязанность по обеспечению проведения администрацией г. Татарска НСО работ по образованию земельного участка, предусмотренная абзацем 7 подпункта а) пункта 7 Правил 1710. Следовательно, администрация Татарского района, в соответствии с условиями соглашения от 18 марта 2019 года № вправе была осуществлять передачу межбюджетных трансфертов в бюджеты поселений, расположенных в границах Татарского района без выполнения этой обязанности.
26.03.2019 года администрация Татарского района в соответствии с пунктом 4.3.19 Соглашения от 18 марта 2019 года № заключила соглашение № с администрацией города Татарска Новосибирской области в соответствии с условиями, которые были указаны в пункте 4.3 Соглашения.
С целью исполнения условий соглашения от 18 марта 2019 года № и условий соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией ФИО1<адрес> были осуществлены следующие действия как главного распорядителя бюджетных средств, а именно:
ДД.ММ.ГГГГ Главой Татарского района ФИО3 была подписана заявка на кассовый расход №, на перечисление на счет администрации города Татарска денежных средств, в размере 4 420 896 руб. в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Заявка на кассовый расход № была зарегистрирована в Федеральном казначействе и исполнена 27.08.2019 года.
11.09.2019 года Распоряжением Главы Татарского района №- пу он был назначен на должность первого заместителя главы администрации Татарского района.
12.09.2019 года Распоряжением Главы Татарского района №-пу он был назначен на должность исполняющего обязанности Главы Татарского района до вступления в должность вновь избранного Главы Татарского района.
17.10.2019 года им была подписана заявка на кассовый расход №, на перечисление на счет администрации города Татарска НСО денежных средств, в размере 1 337 150,40 руб. в соответствии с подписанным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№.
18.10.2019 года заявка на кассовый расход № была зарегистрирована в Федеральном казначействе и исполнена 18.10.2019 года.
08.11.2019 года он вступил в должность Главы Татарского района.
25.12.2019 года им была подписана заявка на кассовый расход №, на перечисление на счет администрации города Татарска НСО денежных средств, в размере 1 791 553,60 руб. в соответствии с подписанным соглашением от 26.03.2019 года №.
26.12.2019 года заявка на кассовый расход № была зарегистрирована в Федеральном казначействе и исполнена 26.12.2019 года.
Таким образом, все заявки на кассовый расход (№ от 17.10.2019 г., № 25.12.2019г.) были подписаны им, от имени главного распорядителя бюджетных средств, в соответствии с соглашением от 18 марта 2019 года №.
Он, как должностное лицо, подписывая указанные заявки от имени главного распорядителя бюджетных средств, на момент подписания не знал и не мог знать, что 26.12.2019 года между администрацией Татарского района и Министерством жилищно-комунального хозяйства и энергетики Новосибирской области будет заключено дополнительное соглашение 26.12.2019 года №, по которому на администрацию Татарского района будет возложена обязанность по обеспечению проведения администрацией г. Татарска работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий.
Контролирующему органу необходимо было доказать тот факт, что лицо знало или обязано знать, о том, что на него возложено исполнение обязанностей.
Кроме того, межбюджетные трансферты администрацией Татарского района были осуществлены до подписания дополнительного соглашения от 26.12.2019 года, по которому было конкретно указано, что субсидия предоставляется при условии образования земельных участков, на которых будут проводиться работы по благоустройству.
Контрольное управление при привлечении его к административной ответственности, не приняло во внимание тот факт, что условия предоставления субсидии по соглашению от 18 марта 2019 года № были изменены за 5 календарных дней до прекращения соглашения.
Считает, что изменения, которые были внесены в соглашение, вступают в силу с момента изменения и распространяют свое действия на все правоотношения только для юридического лица, то есть для администрации Татарского района, и распространяют свое действия на действия должностных лиц с момента подписания дополнительного соглашения.
Кроме того, он не знал о существовании дополнительного соглашения № от 26 декабря 2019 года, которым на администрацию Татарского района возложена обязанность по обеспечению проведения администрацией города Татарска работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий. Об этом ему стало известно в июне 2020 года, после получения представления прокурора. Им была назначена служебная проверка, которой было установлено, что в программе АС «Электронный бюджет» министерством ЖКХ для администрации Татарского района 25.12. 2019 года был направлен для рассмотрения и подписания проект дополнительного соглашения № к соглашению от 18 марта 2019 года №. Главный специалист ОФУиО Татарского района ФИО9, не ставя его в известность, считая, что в присланном проекте дополнительного соглашения, администрация Татарского районе не вправе менять условия основного соглашения от18 марта 2019 года №, 26.12.2019 года внесла в проект дополнительного соглашения платежные реквизиты администрации и подписала дополнительное соглашение от его имени ЭЦП, выданного на его имя и направила указанное соглашение в министерство.
У ФИО9, была его электронная цифровая подпись для входа в ЕИС и в программу АС «Электронный бюджет», на основании, выданной им доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку он не был ФИО8(ФИО4) поставлен в известность о дополнительном соглашении, поэтому им не предприняты меры по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики <адрес> условий, которые были указаны в проекте дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, а также не были внесены изменения в соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№, заявки на кассовый расход (№ от 17. 10. 2019 года, №ДД.ММ.ГГГГ).
Следовательно, у контрольного управления отсутствовали основания для признания его виновным. Просил постановление контрольного управления <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить.
В ходе судебного разбирательства должностное лицо глава Татарского района ФИО2 и его представитель ФИО5 поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили постановление контрольного управления Новосибирской области № от 06.08.2020 года признать незаконным и отменить.
Кроме того, должностное лицо ФИО2, в судебном заседании пояснил, что, подписывая трансферты, он знал о том, что администрацией <адрес> НСО не приняты меры по образованию земельного участка на придомовой территории многоквартирного <адрес> на пл. Базарной в <адрес> НСО, но считал, что это обязанность муниципалитета, а не администрации Татарского района. Он неоднократно устно указывал, бывшему главе г. Татарска ФИО6 о том, чтобы земельный участок под многоквартирным домом № был сформирован и поставлен на кадастровый учёт.
Представитель контрольного управления Новосибирской области ФИО7. в судебном заседании считает постановление законным и обоснованным, а жалобу необоснованной по следующим основаниям:
Административная ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 15.15.3 КоАП РФ, наступает в случае нарушения порядка или условий предоставления межбюджетного трансферта на любом этапе реализации соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта. В рассматриваемом случае не имеет значения тот факт, что межбюджетный трансферт в форме субсидии на момент заключения Дополнительного соглашения уже был перечислен из бюджета Татарского района. К обязанности администрации Татарского района дополнительным соглашением отнесено обеспечение проведения органами местного самоуправления Новосибирской области работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий, которых бюджету Муниципалитета предоставляется субсидия областного бюджета Новосибирской области.
Пунктом 7.2 Соглашения №, заключенного 18 марта 2019 года между администрацией Татарского района и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области установлен срок действия Соглашения — с момента подписания до 31.12.2019 года.
В Постановлении № от 06.08.2020 года о привлечении должностного лица к административной ответственности, указано, что глава Татарского района Вязов ФИО21, являясь должностным лицом администрации Татарского района как лицо, предоставляющее межбюджетные трансферты администрации <адрес>, допустил нарушение порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных соглашением, что выразилось в не заключении дополнительного соглашения с администрацией города Татарска..
То есть администрация Татарского района в соответствии с условиями Соглашения была обязана обеспечить проведение работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, дворовые территории которые благоустраивались в рамках соглашения до 31.12.2019 года.
Учитывая, что земельные участки располагались на территории муниципального образования города Татарска, администрацией Татарского района было заключено соглашение 26.03.2019 года № о предоставлении в бюджет города Татарска субсидии. Для выполнения обязанности по обеспечению работ по образованию земельных участков администрации Татарского района было необходимо заключить дополнительное соглашение, предусматривающее аналогичную обязанность для администрации города Татарска, либо другим способом обеспечить проведение таких работ в сроки, предусмотренные Соглашением.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что при заключении административного договора, объем правоспособности участников административного договора ограничен, в том числе существенно ограничены возможности сторон по формированию условий административного договора. Однако стороны административного договора вправе отказаться от его заключения, если их не устраивают условия, диктуемые властным субъектом.
Таким образом, в случае невозможности реализации обязанностей предусмотренных Дополнительным соглашением в связи со сроками действия Соглашения, проект Дополнительного соглашения администрацией Татарского района мог не подписываться главой Татарского района.
Однако земельный участок, благоустройство дворовой территории которого осуществлялось в 2019 году, в том числе, за счет средств федерального бюджета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не был поставлен на государственный кадастровый учет, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Также пунктом 4.3.31 Соглашения от 18.03. 2019 года, заключенного между администрацией Татарского района и министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, установлена обязанность администрации Татарского района, выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Правилами предоставления субсидии и указанным Соглашением.
Порядок предоставления субсидии, утвержденный приложением № к постановлению Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 года №-п, определены Условия предоставления и расходования субсидий на реализацию программ формирования современной городской среды подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области». Следовательно, под Правилами предоставления субсидий следует понимать Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №.
Обязанность субъекта Российской Федерации обеспечить проведение органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия из федерального бюджета предусмотрена седьмым абзацем подпункта «а» пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 года №, с 20.02.2019 года.
Таким образом, несмотря на отсутствие прямого указания в Соглашении от 18.03. 2019 года обязанности администрации Татарского района по обеспечению проведения работ по образованию земельных участков, такая обязанность была предусмотрена Правилами предоставления субсидии, а значит, в силу пункта 4.3.31 Соглашения является обязательной для соблюдения администрацией Татарского района.
Заявитель указывает на то, что дополнительное соглашение было подписано в электронной форме с использованием программы АС «Электронный бюджет» не им, а другим лицом, что подтверждается его доверенностью от 18.12.2019 №, выданной им специалисту администрации ФИО13, которая по этой доверенности могла подписывать от имени администрации соглашения на едином портале бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» в подсистеме «Бюджетное планирование». Однако дополнительное соглашение подписано электронной подписью, владельцем которой является Вязов ФИО22 (действует с 10.10.2019 года до 10.01.2021 года).
Статьёй 160 ГК РФ, частью 2 статьи 9, частью 4 статьи 10, частью 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что подпись является обязательным реквизитом любого документа, которая придает ему юридическую силу
Электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи, а её использование допускается в случаях и в порядке предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи» регулирует отношения в области использования электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных (муниципальных) услуг, исполнении государственных (муниципальных) функций, при совершении иных юридически значимых действий.
Поскольку электронной подпись, является аналогом собственноручной подписи, то ответственность за её исполнение лежит на ее владельце.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 63-Ф3 электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 63-Ф3 существует два вида электронной подписи: простая и усиленная. Усиленная электронная подпись бывает неквалифицированная и квалифицированная.
Одним из требований, которым должна соответствовать квалифицированная электронная подпись, является требование об указании ключа проверки электронной подписи в квалифицированном сертификате (пункт 1 части 4 статьи 5 Закона № 63-Ф3). Как следует из пункта 2 части 2, части 3 статьи 14 Закона № 63-Ф3, сертификат ключа проверки электронной подписи может быть выдан и юридическому лицу. В этом случае в нем указываются физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона №63-Ф3 при использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны, в том числе обеспечивать конфиденциальность ключей электронной подписи, в частности не допускать, использование принадлежащих им ключей электронной подписи без их согласия.
В случае, если ключ электронной подписи используется без согласия лица, которому он выдан, речь идет о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи, о чем необходимо уведомить удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении (пункт 2 части 1 статьи 10 Закона № 63-ФЗ). Кроме того, в указанном случае участник электронного взаимодействия обязан не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена.
Норма, закрепленная в пункте 1 статьи 10 Закона № 63-Ф3, предполагает не передачу права использования усиленной электронной подписи другому лицу на основании какого-либо распорядительного документа, либо доверенности (статья 185 ГК РФ), а указывает на техническую возможность использования электронной подписи другим лицом (например, техническим специалистом) с согласия и под контролем владельца сертификата ключа проверки электронной подписи.
Следовательно, использование электронной подписи с нарушением конфиденциальности соответствующего ключа не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия, наступившие в результате такого использования.
В материалах дела отсутствуют сведения о факте компрометации цифровой подписи, о приостановлении действия сертификата ключа подписи, а также иные сведения, указанные в пункте 1 статьи 4 Закона № 63-ФЗ в качестве оснований для утраты удостоверительного значения электронной цифровой подписи.
По указанным основаниям считает доводы жалобы должностного лица, не содержат правовых оснований, ставивших под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления. Установленные по делу обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства были исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ.
Просит постановление и.о. начальника контрольного управления Новосибирской области о назначении административного наказания от 06.08.2020 года по делу об административном правонарушении № в отношении должностного лица ФИО2 оставить без изменения, а жалобу главы Татарского района ФИО2 - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения должностного лица ФИО2, его представителя ФИО5, представителя контрольного управления ФИО7, свидетелей ФИО14, ФИО15, ФИО8.(до вступления в брак (ФИО4), ФИО16, ФИО17, прокурора Ушакову Н.А., полагавшей жалобу должностного лица необоснованной и не подлежащей удовлетворению, суд приходит к следующему:
Пунктами 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия главы муниципального образования, согласно которым, глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации
В соответствии со ст. 24 Устава Татарского района, утвержденного решением восьмой (внеочередной) сессии Совета депутатов Татарского района третьего созыва от 21.07.2016 № 56 глава Татарского района является высшим должностным лицом Татарского района, представляет Татарский район в отношениях с органами государственной власти, руководит деятельностью администрации, возглавляет ее на принципах единоначалия, заключает от имени администрации договоры в пределах своей компетенции, без доверенности действует от имени администрации.
Из распоряжения Главы Татарского района №- пу от 11.09.2019 года следует, что ФИО2 был назначен на должность первого заместителя главы администрации Татарского района.
Согласно распоряжению №-пу 12.09.2019 года ФИО2 назначен на должность исполняющего обязанности Главы Татарского района до вступления в должность вновь избранного Главы Татарского района. Района.
На основании решения Совета депутатов Татарского района третьего созыва 36-ой внеочередной сессии № от 06.11.2019 года главой Татарского <адрес> избран Вязов ФИО23
Распоряжением от 08.11.2019 №-пу в должность главы Татарского района на основании решения Совета депутатов Татарского района третьего созыва 36-ой внеочередной сессии № от 06.11.2019 года вступил Вязов ФИО24.
Согласно п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 № 66-п утверждена государственная программа Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» (далее - Госпрограмма), целью государственной программы является повышение уровня комфортности, безопасности условий проживания населения Новосибирской области на основе повышения надежности работы объектов жилищно- коммунального комплекса Новосибирской области.Задачи Госпрограммы являются: развитие коммунальной инфраструктуры на территории муниципальных образований Новосибирской области.;создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Новосибирской области; совершенствование системы управления в сфере обслуживания жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
Одной из подпрограмм Госпрограммы является подпрограмма «Благоустройство территорий населенных пунктов».
В рамках исполнения мероприятий Госпрограммы администрацией г. Татарска НСО постановлении № от 27.02.2019, в редакции постановления № от 27марта 2018 года утверждена муниципальная программа «Формирование современной среды города Татарска на 2018-2024 года, на 2019 год включены мероприятия по благоустройству 2 дворовых территорий, в том числе и на дворовую территорию по пл. Базарной ( приложении №).
В целях реализации мероприятий национального проекта на территории г. Татарска между министерством жилишно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - МЖКХиЭ) и администрацией Татарского района заключено соглашение от 18.03.2019 № 50659000-1-2019-002 о предоставлении из бюджета Новосибирской области в 2019 году бюджету Татарского муниципального района субсидии на реализацию госпрограммы на сумму 7247, 6тыс. рублей на благоустройство 2 дворовых территорий в г. Татарске. Срок действия соглашения до 31.12. 2019 года. В указанное соглашение вносились изменения путём заключения дополнительного соглашения № от 26.12. 2019 года, между министерством жилишно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и администрацией Татарского района.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ -0 введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, Образование указанного земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, частям 1, 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ »О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», подпунктам «е,ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, земельный участок под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с абзацем 7 п.п. «а» п. 7 постановления Правительства РФ от 30. 12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила 1710) субъектам российской Федерации необходимо обеспечить проведение органами местного самоуправления работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий которых бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется субсидия из федерального бюджета.
Согласно п. 3 Правил № 1710, под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.
Согласно письма Минстроя России от 06.03.2019 № 7778-МЕ/06 софинансирование работ по благоустройству дворовых территорий из средств федерального бюджета возможно только при условии, если осуществлен государственный кадастровый учет земельных участков на которых расположены многоквартирные дома, к которым прилегает дворовая территория
В рамках исполнения указанного соглашения администрацией Татарского района предоставлена субсидия администрации г. Татарска в сумме 7 549 600 руб. (платежные поручения от 27.08.2019 года на сумму 4420896 руб., от 18.10.2019 года на сумму 1337150,40 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1791553,60 руб.).
Работы по благоустройству придомовой территории многоквартирного <адрес> пл. Базарная <адрес> выполнены в полном объеме, акт приемки выполненных работ составлен 18.12.2019 года, оплата подрядной организации произведена в полном объеме на сумму 3 341 900 рублей.
Судом установлено, что в соответствии с п. 4. 3.32 Соглашения (в ред. от 26.12.2019), №, заключённого между министерством жилишно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и администрацией Татарского района, в лице главы Татарского района, обязанностью администрации Татарского района является обеспечение проведения органами местного самоуправления Новосибирской области работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ, по благоустройству дворовых территорий, которых бюджету Муниципалитета предоставляется субсидия областного бюджета Новосибирской области», эти же условия предусмотренных госпрограммой.
Однако администрацией Татарского района в лице главы Татарского района при предоставлении администрации г. Татарска межбюджетных трансфертов на благоустройство придомовой территории многоквартирного <адрес> на момент проверки 16.06. 2020 года, нарушено условие соглашения № от 18.03.2019 (в ред. соглашения от 26.12.2019 года), поскольку данный земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, что нарушает положения абзаца 7 п.п. «а» п. 7 Правил 1710, п. ДД.ММ.ГГГГ дополнительного соглашения от 26.12. 2019 года.
Таким образом, администрацией Татарского района в лице главы Татарского района ФИО2 при предоставлении администрации г. Татарска межбюджетных трансфертов на благоустройство придомовой территории многоквартирного <адрес> нарушено условие соглашения № от 18.03.2019 (в ред. соглашения от 26.12.2019 года) в части обеспечения проведения администрацией г. Татарска работ по образованию указанного выше земельного участка.
Согласно ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса. Объективная сторона правонарушения по ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
Субъектом правонарушения по ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.
Согласно постановления и.о. начальника контрольного управления Новосибирской области глава Татарского района ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за то, что администрацией Татарского района в лице Главы Татарского района при предоставлении администрации города Татарска межбюджетных трансфертов на благоустройство придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, нарушено условие Соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2019 №) в части обеспечения проведения администрацией города Татарска работ по образованию земельного участка.
Глава Татарского района ФИО2, являясь должностным лицом администрации Татарского района как лицо, представляющее межбюджетные трансферты администрации города Татарска допустил нарушение порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, установленных Соглашением, что выразилось в не заключении дополнительного соглашения с администрацией города Татарска в части обеспечения проведения органами местного самоуправления Новосибирской области работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий,которых бюджету Муниципалитета представляется субсидия областного бюджета Новосибирской области.
Из соглашения от 18.03.2019 № о предоставлении субсидии на реализацию госпрограммы формирования современной городской среды подпрограммы «Благоустройство территорий населенных пунктов» государственной программы Новосибирской области «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области» следует, что между министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - МинЖКХ НСО) и администрацией Татарского района в лице Главы Татарского района заключено Соглашение, согласно которого из бюджета Новосибирской области в 2019 году бюджету Татарского муниципального района в целях реализации национального проекта «Жилье и городская среда» выделены денежные средства на сумму 7 549 600 руб., в том числе, средства федерального бюджета в сумме 7 247,6 тыс.руб.
Дополнительным соглашением №. от 26.12.2019 года внесены изменения в соглашение, на администрацию Татарского района возложена обязанность обеспечить проведение органами местного самоуправления Новосибирской области работ по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в целях софинансирования работ по благоустройству дворовых территорий, которых, бюджету Муниципалитета представляется субсидия областного бюджета Новосибирской области.
Согласно соглашения от 26.03.2019 №, в целях реализации программы «Благоустройство территорий населенных пунктов» между администрацией Татарского <адрес> и администрацией города Татарска заключено соглашение, предметом которого является взаимодействие сторон по предоставлению и расходованию администрацией города Татарска субсидии в размере 7 549 600 руб. на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Татарска Новосибирской области в рамках госпрограммы, в том числе и на спорный объект.
Из заявки на кассовый расход № от 26.08.2019 года следует, что Главой Татарского района ФИО3 была подписана заявка на перечисление на счет администрации города Татарска денежных средств, в размере 4 420 896 руб.
Из заявки на кассовый расход № от 17.10.2019 года следует, что и.о. главы Татарского района ФИО2 была подписана заявка на перечисление на счет администрации города Татарска НСО денежных средств, в размере 1 337 150,40 руб.
Из заявки на кассовый расход № от 25.12.2019 года следует, что главой Татарского района ФИО2 была подписана заявка на перечисление на счет администрации города Татарска НСО денежных средств, в размере 1 791 553,60 руб. в соответствии с подписанным соглашением от 26.03.2019 года №.
Согласно соглашения от 27.06.2019 №-Б администрацией города Татарска заключило настоящее соглашение с обществом с ограниченной ответственностью «УК-Лидер» на предоставление субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов города Татарска Новосибирской области.
Из акта приемки выполненных работ от 18.12.2019 года следует, что работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирного дома по <адрес> выполнены в полном объеме.
Свидетели ФИО19, ФИО17, ФИО14, ФИО16 в судебном заседании пояснили, что в 2019 году в администрации ФИО1<адрес> была введена новая электронная система с электронным цифровыми подписями, выданными на имя главы Татарского района. ФИО2. Электронная цифровая подпись была передана главному специалисту ОФУиО Татарского района ФИО9 на основании доверенности № от 18.12.2019 года. ФИО8 (ФИО4) никогда сама не принимала решения о том, чтобы подписывать документы, она всегда делала это только по распоряжению руководителей района.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснила, что до декретного отпуска она работала главным специалистом ОФУиО Татарского района. В 2019 году в администрации Татарского района была введена новая электронная система с электронным цифровыми подписями, выданными на имя главы Татарского района ФИО2. Электронный ключ с электронной цифровой подписью ФИО2 для технической работы был передан ей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО2. Флешка с электронной цифровой подписью ей была передана в 2019 году и постоянно хранилась у нее. 26.12. 2019 года в программе АС «Электронный бюджет» министерством ЖКХ для администрации Татарского района был направлен для рассмотрения и подписания проект дополнительного соглашения № к соглашению от 18 марта 2019 года №. Она не открывала данный документ, а просто по распоряжению кого-то из руководителей районной администрации либо работника из Министерства ЖКХ подписала его электронной подписью ФИО2. О том, что главе района не было известно о том, что пришел проект дополнительного соглашения № к соглашению от 18 марта 2019 года №, она не знала. Она воспользовалась электронной цифровой подписью и подписала документ - дополнительное соглашение №, то есть она в электронной программе технически поставила электронную подпись главы района ФИО2 и направила указанное дополнительное соглашение в министерство. Она затрудняется ответить, кто именно дал распоряжение подписать дополнительное соглашение. Объект, на благоустройство придомовой территории многоквартирного <адрес> вела ФИО17.
Из акта о проведении служебной проверки от 26.06.2020 года следует, что администрацией Татарского района по распоряжению Главы администрации ФИО2 была проведена проверка по факту подписания дополнительного соглашения от 26.12.2019 года №. Комиссией установлено, что электронная цифровая подпись, выданная на имя Главы Татарского района ФИО2, была установлена на рабочее место ФИО8 (бывшей ФИО13), для входа в программу АС «Электронный бюджет».
Согласно статьи 160 ГК РФ, части 2 статьи 9, части 4 статьи 10, части 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» подпись является обязательным реквизитом любого документа, которая придает ему юридическую силу
Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи» регулирует отношения в области использования электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных (муниципальных) услуг, исполнении государственных (муниципальных) функций, при совершении иных юридически значимых действий.
Электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи, а её использование допускается в случаях и в порядке предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку электронной подпись, является аналогом собственноручной подписи, то ответственность за её исполнение лежит на ее владельце.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона № 63-Ф3 электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 63-Ф3 существует два вида электронной подписи: простая и усиленная. Усиленная электронная подпись бывает неквалифицированная и квалифицированная.
Одним из требований, которым должна соответствовать квалифицированная электронная подпись, является требование об указании ключа проверки электронной подписи в квалифицированном сертификате (пункт 1 части 4 статьи 5 Закона № 63-Ф3). Как следует из пункта 2 части 2, части 3 статьи 14 Закона № 63-Ф3, сертификат ключа проверки электронной подписи может быть выдан и юридическому лицу. В этом случае в нем указываются физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона №63-Ф3 при использовании усиленных электронных подписей участники электронного взаимодействия обязаны, в том числе обеспечивать конфиденциальность ключей электронной подписи, в частности не допускать, использование принадлежащих им ключей электронной подписи без их согласия.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закона № 63-ФЗ, в случае, если ключ электронной подписи используется без согласия лица, которому он выдан, речь идет о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи, о чем необходимо уведомить удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении Кроме того, в указанном случае участник электронного взаимодействия обязан не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена.
Норма, закрепленная в пункте 1 статьи 10 Закона № 63-Ф3, предполагает не передачу права использования усиленной электронной подписи другому лицу на основании какого-либо распорядительного документа, либо доверенности (статья 185 ГК РФ), а указывает на техническую возможность использования электронной подписи другим лицом (например, техническим специалистом) с согласия и под контролем владельца сертификата ключа проверки электронной подписи.
Согласно статьи 185 ГК РФ электронная подпись является аналогом собственноручной подписи, ответственность, за исполнение которой лежит на ее владельце, предполагает не передачу права использования усиленной электронной другому лицу на основании какого-либо распорядительного документа, либо доверенности, но указывает на техническую возможность использования электронной подписи другим ( например техническим специалистом с согласия и под контролем владельца сертификата ключа проверки электронной подписи).
Из квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи следует, что владельцем электронной подписи является Вязов ФИО25, срок действия с 10.10.2019 года до 10.01.2021года.
Электронная цифровая подпись является аналогом собственноручной подписи, а её использование допускается в случаях и в порядке предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи» регулирует отношения в области использования электронной подписи при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных (муниципальных) услуг, исполнении государственных (муниципальных) функций, при совершении иных юридически значимых действий.
Таким образом, исходя из указанных выше требований закона, доводы ФИО2 в этой части являются несостоятельными и суд не принимает их во внимание.
Должностным лицом ФИО2 не было обеспечено соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов, нарушен порядок их предоставления. При этом он имел реальную возможность своевременно обеспечить проведение администрацией г. Татарска работ по образованию земельного участка под многоквартирным домом № на <адрес>
Доводы должностного лица ФИО2 о том, что пятидневного срока было недостаточно, чтобы предпринять соответствующие меры, по мнению суда, не являются основанием для его освобождения от административной ответственности, поскольку обязанность обеспечить органом местного самоуправления работ по образованию земельных участков до предоставления трансфертов или до софинансирования работ по благоустройств была предусмотрена не только дополнительным соглашением от 26.12. 2019 года, но и действующим законодательством, в том числе приведёнными выше нормами ЖК РФ и Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.12. 2017 года № 1710. Заключение дополнительного соглашения с администрацией г. Татарска не требует значительных затрат времени. Доказательств иного суду не представлено.
Отсутствие неблагоприятных последствий не является основанием для признания правонарушения малозначительным, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к обязанности по исполнению условий Соглашения.
Объективная сторона правонарушения по ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
С учетом характера совершенного правонарушения и конкретных обстоятельства дела, не имеется оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ и признания малозначительным административного правонарушения, совершенного ФИО2., поскольку несоблюдение требований бюджетного законодательства Российской Федерации нарушает единый действующий правопорядок, единообразное применение закона, умаляет авторитет государственных органов, обязанных соблюдать исполнение требования закона, нарушает интересы государства, которое должно обеспечивать исполнение закона в интересах общества.
Состав инкриминируемого правонарушения является формальным, то есть правонарушение считается оконченным с момента совершения действия (бездействия) без учета наступления последствий, и отсутствие последствий не является основанием для признания деяния малозначительным. Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать данное правонарушение как малозначительное, материалы дела не содержат, отсутствие негативных последствий допущенного правонарушения не может быть расценено, как малозначительное.
Принципы презумпции невиновности и объективности, а также иные процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, при рассмотрении данного дела, должностным лицом не нарушены.
Обстоятельств, которые в силу ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого Постановления, в жалобе не приведены.
Действия главы Татарского района ФИО2 правильно квалифицированы и.о. начальника контрольного управления Новосибирской области от 06.08.2020 года по ч.1 ст. 15.15.3 Ко АП РФ, как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Наказание главе Татарского района ФИО2 назначено обоснованно с учётом характера административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, в пределах санкции данной статьи.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что обжалуемое постановление вынесено надлежащим лицом, лицо, привлеченное к административной ответственности, является надлежащим субъектом административного правонарушения, постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности суд не находит оснований для отмены вынесенного решения и удовлетворения жалобы на постановление об административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по делам, связанным с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, постановление не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, давность привлечения к административной ответственности не пропущена.
Руководствуясь ст.ст.30.1-30.7, 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление и.о. начальника контрольного управления Новосибирской области от 06.08.2020 года в отношении главы Татарского района ФИО2 ФИО26, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу главы Татарского района ФИО2 ФИО27 - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Новосибирский облсуд, через Татарский райсуд в течение 10 суток с момента вручения или получения.
Судья Т.В. Немира