дело № 12- 50/2021
УИД 24RS0036-01-2021-000439-40
РЕШЕНИЕ
п. Мотыгино 1 декабря 2021 г.
Федеральный судья Мотыгинского районного суда Василькова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Васильевский рудник» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № № о привлечении АО «Васильевский рудник» к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере № рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № № АО «Васильевский рудник» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере № рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, представитель АО «Васильевский рудник» ФИО1 обжаловал его, просит постановление по делу отменить, производство по делу прекратить. Мотивируя тем, что между министерством лесного хозяйства Красноярского края и АО «Васильевский рудник» заключен договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого, министерство представляет АО «Васильевский рудник» во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящегося в государственной собственности общей площадью № га.
Согласно статьям 88,89 ЛК РФ к договору от ДД.ММ.ГГГГ№ разработан проект освоения лесов, получивший положительное экспертное заключение №, утвержденное приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№-ГЛР/Э. Согласно подпункта «л» пункта 3.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ№ арендатор обязан осуществить мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии законодательством РФ и проектом освоения лесов.
Работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, в ходе которых проводилась рубка лесных насаждений, АО «Васильевский рудник» осуществлялись на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ№, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного Кодекса Российской Федерации и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка.
В соответствии с пунктом 11 Правил лесовосстановления, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению. Таким образом, заявление о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению взамен вырубленных, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ№ АО «Васильевский рудник» должно было направить в уполномоченный орган (министерство) до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 Правил, лица, осуществляющие вырубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, вправе выбирать земли, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, на которых могут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению, на которых могут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению, с учетом приоритета, установленного настоящим пунктом.
Общество добросовестно заблуждалось, полагая, что вправе выбирать земли территориально, предназначенные для лесовосстановления, мониторило, когда Министерством лесного хозяйства будут внесены в реестр площадей фонда « компенсационного» лесовосстановления свободные площади на территории Верхнеманского лесничества, поскольку предполагало заключить договор именно с КГБУ «Верхнеманское лесничество».
ДД.ММ.ГГГГ, как только были внесены свободные площади на территории Верхнеманского лесничества АО «Васильевский рудник» направило заявление о намерении проведения работ по лесовосстановлению.
В связи с чем, АО «Васильевский рудник», не имея умысла на нарушение лесного законодательства, добросовестно заблуждалось, нарушило срок подачи заявления.
Протокол об административном правонарушении был составлен спустя 4 месяца, а постановление о привлечении лица к административной ответственности вынесено спустя 7 месяцев с даты устранения допущенных нарушений, на дату рассмотрения дела, заключенный договор на оказание услуг по воспроизводству лесов и лесоразведению на указанные площади был исполнен, с связи с чем, указание в протоколе на угрозу причинения вреда окружающей среде являются необоснованными. Считает, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Фактически АО «Васильевский рудник» с целью соблюдения лесного законодательства было намерено подать указанное заявление, но добросовестно заблуждалось, не умышленно нарушило сроки подачи заявления, что свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В судебное заседание представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении АО «Васильевский рудник» не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя. Представил дополнение к жалобе, в которой просит применить положение о малозначительности либо ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить административный штраф с № рублей до № рублей.
Представитель КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, представил возражение на жалобу на постановление по делу об административном наказании представителя КГКУ «Лесная охрана» ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, из которой следует, что заявление о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению взамен вырубленных, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ№, АО «Васильевский рудник» должно было направить в уполномоченный орган в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
АО «Васильевский рудник» не подало в Министерство лесного хозяйства Красноярского края указанное заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоотведению, взамен вырубленных лесных насаждений, по договору от ДД.ММ.ГГГГ№, в течение 10 рабочих дней по окончании действия лесной декларации, чем нарушило пункт 11 Правил лесовосстановления.
Просит жалобу представителя АО «Васильевский рудник» ФИО1 оставить без удовлетворения, а постановление заместителя руководителя Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу с части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекающегося к административной ответственности, а также иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 1 ЛК. РФ одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
Согласно ст. 5 ЛК РФ, использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе, как экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со ст. 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 11 статьи 25 ЛК РФ установлено, что осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых является самостоятельным видом использования лесов.
Частью 2 ст. 19 ЛК РФ установлено, что мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органом исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 ст. 43 ЛК РФ правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 07.07.2020 № 417 утверждены Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Исходя из общих положений о воспроизводстве лесов, закрепленных в статье 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
Статьей 62 ЛК РФ установлено, что лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия (часть1). Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть3).
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах из полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, на которых Лесным кодексом Российской Федерации возложена обязанность по лесовосстановлению.
В соответствии с частью 1 ст. 63.1 ЛК РФ лица, использующие леса в соответствии ст. 43-46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоотведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создании необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после вырубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 07.05.2019 № 566 утверждены Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со ст. 43-46 Лесного Кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка (далее по тексту - Правила по лесовосстановлению).
В соответствии с п.11 Правил лесовосстановления лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.Согласно определений Конституционного суда Российской Федерации от 29.05.2012 №1147-0, от 27.06.2000 № 92-0, постановления Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2000 № 10-П, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многофункционального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушении. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10 квалификация правонарушения, как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и АО «Васильевский рудник» заключен договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого Министерство предоставляет АО «Васильевский рудник» во временное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности общей площадью № га:
- площадь № га., расположенный на территории: <адрес>, <адрес> являющихся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № (учетный номер части №), номер учетной записи в государственном лесном реестре №
- площадь № га., расположенный на территории: <адрес>, <адрес> являющихся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером № (учетный номер части №), номер учетной записи в государственном лесном реестре № - Категория защитности: леса, расположенные в водоохранных зонах.
Согласно ст. 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации к договору от ДД.ММ.ГГГГ№ разработан проект освоения лесов, получивший положительное экспертное заключение №, утвержденное приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ№
На основании подпункта «л» пункта 3.4 договора от ДД.ММ.ГГГГ№, арендатор обязан осуществить мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
Работы по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, в ходе которых проводилась рубка лесных насаждений, АО «Васильевский рудник» производились на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ№, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению взамен вырубленных, в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ№, АО «Васильевский рудник» должно было направить в уполномоченный орган (министерство) в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ АО «Васильевский рудник» не подало в Министерство лесного хозяйства <адрес> указанное заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоотведению, взамен вырубленных лесных насаждений, по договору от ДД.ММ.ГГГГ№, в течение 10 рабочих дней по окончании действия лесной декларации, чем нарушило пункт 11 Правил лесовосстановления.
Время совершения административного правонарушения является: ДД.ММ.ГГГГ. Место совершения административного правонарушения: <адрес>
Основанием привлечения к административной ответственности АО «Васильевский рудник» явилось, то что АО «Васильевский рудник» не подало в Министерство заявление о намерении провести работы по компенсационному лесовосстановлению в течение 10 рабочих дней по окончании действия лесных деклараций, чем нарушило пункт 11 Правил лесовосстановления, доказательств, свидетельствующих об обратном представителем АО «Васильевский рудник» не представлено.
Факт нарушения требований лесного законодательства подтверждается:
- договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№;
-проектами освоения лесов к договору № от ДД.ММ.ГГГГ;
- лесной декларацией от ДД.ММ.ГГГГ№, по договору № от ДД.ММ.ГГГГ;
- отчетом 1-ИЛ за период январь-декабрь 2019 по договору № от ДД.ММ.ГГГГ;
- письмом министерства лесного хозяйства <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ;
- служебной запиской № от ДД.ММ.ГГГГ отдела организации лесовосстановления министерства;
- справкой о предоставлении заявления о намерении провести организации компенсационному лесовосстановлению арендатором АО «Васильевский рудник»;
- постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности АО «Васильевский рудник» в совершении административного правонарушения.
По мнению суда, АО «Васильевский рудник» имело возможность для соблюдения пункта 11 Правил лесовосстановления, но им не были приняты своевременно необходимые меры для подачи заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению в Министерство лесного хозяйства Красноярского края, о чем свидетельствуют материалы дела.
Таким образом, в действиях АО «Васильевский рудник» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП Российской Федерации - нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, выразившиеся в нарушении пункта 11 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со ст. 43-46 Лесного Кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением постановление Правительства Российской Федерации № 566 от 07.05.2019.
Оценив обстоятельства совершенного АО «Васильевский рудник» административного правонарушения, его характер и степень общественной опасности, суд не находит оснований для признания его малозначительным в силу статьи 2.9 КоАП РФ и для замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, поскольку совершенное Обществом административное правонарушение посягает на охраняемые общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению соответствующих публично-правовых обязанностей, а отсутствие ущерба от действий Общества не является безусловным основанием ни для признания совершенного правонарушения малозначительным, ни для освобождения его от административной ответственности.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным органом административной юрисдикции в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статье й 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, в пределах санкции предусмотренной ст. 8.27 КоАП РФ.
Обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению, в том числе направлению заявления о намерении провести указанные работы установлена Лесным кодексом Российской Федерации, Правилами лесовосстановления, договором аренды лесного участка.
Таким образом, действиями АО «Васильевский рудник» не соблюдены требования лесного законодательства, что является нарушением охраняемых законом общественных правонарушений. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ является основным кодифицированным федеральным законом, обладающим приоритетом в регулировании лесных отношений, и в частности лесопользования.
Каждый компонент природной среды имеет свою специфику использования и государственной охраны. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При квалификации деяния по статье 8.27 КоАП РФ угроза охраняемым общественным отношениям заключается в использовании лесов с нарушением установленных государством требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, состав правонарушения формальный, то есть правонарушение заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении АО «Васильевский рудник» к возложенным на него публично-правовым обязанностям, в силу чего, такое правонарушение не может являться малозначительным.
Допустимость и достоверность, достаточность представленных доказательств принятых должностным лицом - заместителя руководителя КГКУ «Лесная охрана» во внимание сомнений не вызывает. В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Оценка доказательств, их достаточность устанавливается судом, исходя из дискреционных полномочий суда, самостоятельности судебной власти.
Между тем, по делу имеются основания для изменения акта административного органа в части назначенного административного наказания.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Сведений о том, что АО «Васильевский рудник» ранее привлекалось к административной ответственности, материалы дела не содержат.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, признания вины, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное ему административное наказание в виде административного штрафа в размере № рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.27 КоАП РФ, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией названной нормы, но до размера не менее половины минимального размера.
Постановление по форме и содержанию в полной мере отвечает требованиям закона, оснований, влекущих его отмену, не усматриваю.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Изменить постановления заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении АО «Васильевский рудник» к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере №) рублей, снизить размер назначенного административного штрафа до №) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу представителя АО «Васильевский рудник» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Мотыгинский районный суд.
Федеральный судья И.М. Василькова