ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-63/2021 от 24.06.2021 Таштагольского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 12-63/2021

УИД 42RS0035-01-2021-001697-40

Р Е Ш Е Н И Е

г. Таштагол 24 июня 2021 г.

Судья Таштагольского городского суда Кемеровской области Малыгин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Запсибруда» на постановление старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках - начальника территориального отдела по Таштагольскому лесничеству Департамента лесного комплекса Кузбасса ФИО1 от <данные изъяты> которым

ООО «Запсибруда»,

<данные изъяты>, юридический адрес: <данные изъяты>

привлечено к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,

установил:

Постановлением старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках - начальника территориального отдела по Таштагольскому лесничеству Департамента лесного комплекса Кузбасса ФИО1 от <данные изъяты> ООО «Запсибруда» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ при следующих обстоятельствах:

Между Департаментом лесного комплекса Кемеровской области и Общество с ограниченной ответственностью «Запсибруда» был заключен договор аренды лесного участка от <данные изъяты>. По данному договору велась заготовка древесины в объеме <данные изъяты> завершения рубки - <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 5 Правил выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> (далее - Правила), лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на площади равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений. В связи с тем, что сплошная рубка лесных насаждений по договору аренды <данные изъяты> осуществлялась <данные изъяты> на площади <данные изъяты> ООО «Запсибруда» не освобождается от обязанностей выполнения компенсационного лесовосстановления.

Пунктом 11 Правил установлен срок направления в уполномоченный орган заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению - в течении 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Дата окончания действия лесной декларации / даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования <данные изъяты>. По договору от <данные изъяты> предельный срок подачи заявления о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению <данные изъяты>. Департаментом лесного комплекса Кузбасса, расположенный по адресу: <данные изъяты> заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению от ООО «Запсибруда» до настоящего момента получено не было.

Пунктом 15 Правил установлен срок подачи в уполномоченный орган лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении для проведения приемки работ по лесовосстановлению или лесоразведению - в течение 10 рабочих дней после проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению. Работы по лесовосстановлению выполняются не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, т.е. в срок до <данные изъяты>н предельный срок подачи отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении для проведения приемки работ по лесовосстановлению или лесоразведению <данные изъяты> В Департамент лесного комплекса Кузбасса, расположенный по адресу: <данные изъяты>, отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении для проведения приемки работ по лесовосстановлению или лесоразведению от ООО «Запсибруда» до настоящего момента получено не было.

Таким образом, ООО «Запсибруда» не выполнили работы по компенсационному лесовосстановлению, а именно: не направили в срок до <данные изъяты> заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, не разработали проект лесовосстановления, не предоставили отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении в срок до <данные изъяты>

ООО «Запсибруда» назначено наказание за совершение данного административного правонарушения в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с постановлением, защитник ООО «Запсибруда» Баканова И.С., действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ. Так, по мнению подателя жалобы, мероприятия по лесовосстановлению должны быть выполнены на условиях, в объемах и сроки, предусмотренные проектом освоения лесов и договором аренды, которые не предусматривают обязанности ООО «Запсибруда» по лесовосстановлению. Изменения, внесенные в ЛК РФ с <данные изъяты> не изменяют условия действующих договоров аренды и проектов освоения лесов.

В судебном заседании защитник ООО «Запсибруда» Баканова И.С., действующая на основании доверенности, жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Представитель Департамента лесного комплекса Кузбасса ФИО2 настаивал на законности вынесенного постановления. Просит в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает, что обжалуемое постановление является незаконным, подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действии (бездействии) ООО «Запсибруда» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с пунктом 8 части 2, части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статья 8.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.

Как установлено судом между Департаментом лесного комплекса <адрес> и Обществом с ограниченной ответственностью «Запсибруда» (как правопреемником АО «Шалымская геологоразведочная экспедиция») был заключен договор аренды лесного участка от 07 <данные изъяты>-н в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

По данному договору велась заготовка древесины. Срок завершения рубки - <данные изъяты>..

С <данные изъяты> в Лесной кодекс РФ была внесена статья 63.1, предусматривающая обязанность для лиц, использующих леса на основании ст. 43 ЛК РФ, по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

В соответствии с п. 5 Правил по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 566, лица, осуществляющие вырубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению на землях, в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной ст. 26 ЛК РФ, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.

В п. 11 ч. 1 ст. 25, ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определен вид и порядок использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых. Лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется для названных выше целей в аренду (ч. 2 ст. 43 ЛК РФ).

В силу ч. 1 ст. 71 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.

Исходя из ч. 3 ст. 71 ЛК РФ, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено ЛК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 74.1 ЛК РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с ГК РФ, Земельным кодексом РФ (далее - ЗК РФ) и ЛК РФ.

Указанной нормой также определено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 74.1 ЛК РФ.

Частью 1 ст. 19 ЛК РФ в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, или использующими леса в соответствии с ЛК РФ лицами.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О внесении изменений в ЛК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" (далее - Закон РФ N 212-ФЗ) данная норма изложена в следующей редакции:

"Мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, и лицами, которые используют леса и (или) на которых ЛК РФ возложена обязанность по выполнению таких работ".

В соответствии с ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое осуществляется в том числе через лесовосстановление.

На основании ч. 3 ст. 61 ЛК РФ воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ.

В редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, норма предусматривала следующее:

"Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами".

При этом в силу положений ч. 2 ст. 62 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществлялось арендаторами этих лесных участков.

С ДД.ММ.ГГГГ данная норма стала возлагать обязанность по лесовосстановлению на более широкий круг лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ:

"Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 ЛК РФ".

С этой же даты Законом РФ 212-ФЗ введена специальная норма для отдельной категории лиц, в том числе использующих леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Так, ч. 1 ст. 63.1 ЛК РФ установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ЛК РФ возлагает обязанность по сохранению лесов (в части лесовосстановления) также и на лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со ст. 43 ЛК РФ, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 63.1 ЛК РФ.

При этом, изменения, внесенные в ЛК РФ с ДД.ММ.ГГГГ, не коснулись обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 88 ЛК РФ в части того, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со ст. 12 ЛК РФ. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 88 ЛК РФ).

На основании п. 3 Приказа Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", зарегистрированного в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 24075 (далее - Приказ Рослесхоза N 69), проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

В п. 23 Приказа Рослесхоза N 69 определено, что в подразделе "Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых" содержатся сведения о проектируемых объемах рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для геологического изучения недр, разработки полезных ископаемых.

Согласно ч. 1 ст. 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 496).

Под лесной декларацией понимается заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 ЛК РФ).

Таким образом, веденная Законом РФ N 212-ФЗ норма не указывает на безусловную необходимость изменения порядка и условий исполнения действующих договора аренды и проекта освоения лесов.

При этом объем рубки за конкретный период также определен в проекте освоения лесов, сведения о котором попадают в лесную декларацию и внесение изменений в который допускается лишь при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды (п. 33 Приказа Рослесхоза N 69).

Таким образом, суд пришел к выводу, что мероприятия по лесовосстановлению должны быть выполнены на условиях, в объемах и в сроки, предусмотренные проектом освоения лесов и договором аренды, которые могут быть изменены в порядке, определенном ГК РФ, ЛК РФ, ЗК РФ.

Судом установлено, что договором аренды №<данные изъяты> и проектом восстановления лесов по данному договору аренды лесных участков (п.5.7) не предусматривает обязанности ООО «Запсибруда» (правопреемника АО «Шалымская ГРЭ») по лесовосстановлению.

Изменения в указанный договор аренды и проект восстановления лесов сторонам не вносились.

Таким образом, в действиях (бездействии) ООО «Запсибруда» нарушений требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению не установлено.

Обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Запсибруда» Бакановой И.С. удовлетворить.

Постановление старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках - начальника территориального отдела по Таштагольскому лесничеству Департамента лесного комплекса Кузбасса ФИО1 от <данные изъяты> которым ООО «Запсибруда» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии.

Судья Е.А. Малыгин