ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-689/16 от 22.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 12 - 689/16

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Киров 22 сентября 2016 года

Судья Ленинского районного суда г. Кирова Волкоморова Е.А.,

с участием представителя Государственной жилищной инспекции Ситникова И.В.,

при секретаре Меркушевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу г. Киров, ул. Спасская 20-130 жалобу ООО «УЖХ» на постановление мирового судьи судебного участка № 70 Ленинского судебного района г. Кирова от 11.08.2016 года в отношении ООО «УЖХ» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 70 Ленинского судебного района г. Кирова от 11.08.2016 г. ООО «УЖХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в доход государства в размере 125 000 руб.

ООО «УЖХ» на постановление подана жалоба, согласно которой постановление считают незаконным и необоснованным. Обществу вменяют не исполнение обязанности по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, выразившееся в наличии у Общества перед ресурсоснабжающей компанией, в лице ООО «ККС», задолженности за поставленные в адрес собственников ресурсы. Однако исходя из смысла статьи 162 ЖК РФ в целом, выявленная государственным органом у Общества задолженность перед ресурсоснабжающей компанией не может являться нарушением Общества лицензионных требований, поскольку данной статьей Жилищного Кодекса регулируются правоотношения, возникшие между собственниками жилых помещений многоквартирных домов и управляющими организациями, заключившими с данными собственниками договоры управления многоквартирными домами. Жилищный кодекс в целом помимо правоотношений собственник-управляющая компания регулирует и иные правоотношения, например, такие как управляющая компания - ресурсоснабжающая компания (ст. 157, 160 ЖК РФ), создание и деятельность ТСН, государственный и муниципальный контроль в сфере ЖКХ. Лицензированию же в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства № 1110 от 28.10.2014 года подверглась только предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая управляющими организациями, т.е. правоотношений собственник-управляющая компания возникшие на основании договора между указанными субъектами и существующие в период действия данного договора. В силу вышеизложенного Обществу не могут быть вменены нарушения лицензионных требований, поскольку выявленные государственным органом факты вытекают из правоотношений управляющая компания - ресурсоснабжающая компания, т.е. тех правоотношений, которые регулируются гражданским законодательством РФ и не подверглись в соответствии с указанным ранее нормативно-правовым актом лицензированию. Выявленные в деятельности Общества нарушения государственный орган квалифицирует как несоблюдение пп. «Ж» п.4 Правил 416 (утвержденных Постановление Правительства № 416 от 15.05.2013). Наличие у Общества в адрес ресурсоснабжающей организации задолженности за поставленные коммунальные ресурсы собственниками помещений многоквартирных домов находящихся под управлением Общества не свидетельствует об отсутствии расчетов между Обществом и ресурсоснабжающей организацией, а напротив, подтверждает факт осуществления Обществом данных расчетов. Полагают, что в данных действиях Общества отсутствует состав вменяемого правонарушения. Кроме того, нарушения Постановления Правительства № 416 от 15.05.2013 года не могут быть квалифицированы как нарушение лицензионных требований. Государственный орган при квалификации действий Общества как действий нарушающих лицензионные требования, руководствовалось позицией изложенной в письме Минстроя РФ от 05.08.2015 №24430-АЧ/04. Письмо Минстроя РФ не является нормативно-правовым актом, носит разъяснительный характер, в силу чего не может быть положено в основу протокола, а так же постановления об административном правонарушении. На основании вышеизложенного, просят постановление Мирового судьи судебного участка № 70 Ленинского судебного района г. Кирова по административному делу №70/5-915/2016 от 20.07.2016 года признать незаконным и отменить.

В судебное заседание представитель ООО «УЖХ» не явился. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, извещено надлежащим образом, что подтверждено уведомлением о вручении судебного извещения, о причинах неявки суду не сообщено, ходатайств не заявлено.

В соответствии со ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ дела об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и, если от лица не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Таким образом, ООО «УЖХ» надлежащим образом извещено о дате и месте судебного заседания, в связи с чем, суд считает возможным жалобу рассмотреть в отсутствие заявителя.

Представитель ГЖИ Кировской области по доверенности Ситников И.В. возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменном заявлении. Постановление мирового судьи считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.

Изучив доводы жалобы, выслушав представителя ГЖИ Кировской области, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Как следует из представленных материалов, ООО «УЖХ» осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, при следующих обстоятельствах.

10.06.2016 г. в ходе проверки, проведенной на основании приказа и.о. начальника государственной жилищной инспекции Кировской области от 16.05.2016 № 1433/16 установлено, что ООО «УЖХ», расположенное по адресу: { ... }, имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными от 22.04.2015 № 000050, в нарушение п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, пп. «ж» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, осуществляло расчеты с ресурсоснабжающей организацией - ОАО «ККС» за коммунальные ресурсы, поставленные по договору ресурсоснабжения № 41-7549/11-02 от 07.12.2010 в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, не в соответствии п. 4 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 № 253, выразившееся в наличии по состоянию на 31.03.2016 задолженности в размере 15 905 559,29 рублей, что является нарушением лицензионного требования, установленного пп. «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014№ 1110.

Согласно п. 6.1 Договора № 41-7549/11-02 от 07.12.2010 на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод, расчетный период, установленный Договором водоснабжения, признается равным 1 календарному месяцу. П. 6.2 Договора водоснабжения предусмотрено, что расчет за потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды производится ООО «УЖХ» самостоятельно, в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежных документов (счетов, счетов-фактур), представленных ресурсоснабжающей организацией в срок до 5 числа месяца следующего за расчетным. Управляющая организация самостоятельно забирает счет-фактуру, выставляемую ресурсоснабжающей организацией. Датой оплаты, на основании п. 6.3 Договора водоснабжения, считается дата поступления средств на расчетный с ОАО «ККС».

Подпунктами «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами к числу лицензионных требований отнесено исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, соблюдение требований, установленных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.

Часть 2.3 ст. 161 ЖК РФ устанавливает, что при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Исходя из целей (п. 1 ст. 161 ЖК РФ) и предмета (п. 2 ст. 162 ЖК РФ) договора управления, с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества, управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований. Относительно подзаконных актов, которые устанавливают перечень мероприятий, порядок их выполнения, а также параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома должны отвечать строительные конструкции этого дома, следует руководствоваться Правилами содержания общего имущества, Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и Минимальным перечнем необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества работ и услуг. Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний. Данная позиция изложена в постановлении Верховного суда РФ от 29.05.2015 по делу № 302-АД15-6712.

Пунктом 1 Правил 416 определено, что Правилами устанавливаются стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом, в том числе в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пп. «ж» п. 4 Правил 416, управление многоквартирными домами обеспечивается требованием Стандарта организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:

-начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

-оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;

-осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;

-ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством РФ.

Таким образом, соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю. Указанная позиция также подтверждается письмом Минстроя РФ от 05.08.2015 № 24430-АЧ/04.

Пунктом 4 Требований определено, что поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций (далее – платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения и которые не противоречат законодательству РФ.

Пунктом 7 Требований установлено, что размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 Требований, из поступивших в течение этого дня платежей потребителей. В случае, если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с пунктом 7 Требований, составляет менее 5 тыс. рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации, превысит 5 тыс. рублей. Договором ресурсоснабжения может быть предусмотрен иной размер минимального, ежедневного совокупного платежа и (или) иная периодичность перечисления денежных средств.

Не смотря на непризнание, вина ООО «УЖХ» подтверждается исследованными доказательствами: в том числе: протоколом об административном правонарушении № 30/177/16 от 10.06.2016; копией акта проверки лицензирующим органом юридического лица № 30/177/16 от 10.06.2016; копиями извещений; копией почтового уведомления; копией приказа лицензирующего органа о проведении внеплановой документальной проверки лицензиата № 1433/16 от 16.05.2016; копиями сообщений; копией извещения от 21.04.2016; копией договора на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод №41-7549/11-02 от 07.12.2010; копиями приложений к договору, а именно: баланса водопотребления и водоотведения на потребление абонементом питьевой (технической) воды из сетей абонента и отвод сточных вод абонентом в канализационный коллектор на 2011 год, информации о водоотведенных вводах питьевой (технической) воды в сети абонента и приборах учета абонента, нормативных требований по составу сточных вод, отчета по потребленным ресурсам по договору от 07.12.2010, перечня документов, подлежащих обязательному оформлению и предоставлению к договору; копией протокола согласования разногласий от 10.02.2011; копией протокола разногласий от 11.01.2011; копией акта сверки расчетов за воду и канализационные стоки за период с 01.01.2016 по 31.03.2016; копией акта сверки расчетов по неоплаченным счетам-фактурам на 31.03.2016; копиями счетов-фактур за 2015-2016 годы; копией сообщения Правительства Кировской области в адрес ОАО «ККС» от 18.05.2016; копией лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в отношении ООО «УЖХ» от 22.04.2015; основными сведениями о юридическом лице ООО «УЖХ» по состоянию на 08.06.2016 г.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из исследованных судом доказательств следует, что у ООО «УЖХ» имелась реальная возможность для соблюдения вышеуказанных требований действующего законодательства, однако юридическим лицом были проигнорированы требования нормативно-правовых актов.

Действия ООО «УЖХ» мировой судья верно квалифицировал по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

При назначении административного наказания мировым судьей учтены характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, предусмотренные ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно п. 3.3. ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Мировой судья, с учетом имущественного и финансового положение ООО «УЖХ», отсутствия в результате совершения административного правонарушения тяжких последствий, принимая во внимание необходимость соблюдения принципа соразмерности ответственности совершенному деянию, обоснованно пришел к выводу о возможности применения к ООО «УЖХ» административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив штраф в сумме 125 000 руб.

Доводы жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Дело рассмотрено и административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела и исследованных доказательств.

Нарушений процессуальных норм, которые могут являться основанием для отмены вынесенного по делу постановления, не установлено.

Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 70 от 11.08.2016 года в отношении ООО «УЖХ» по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ является законным, обоснованным. Оснований для его отмены, удовлетворения жалобы ООО «УЖХ» не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 70 Ленинского судебного района г. Кирова по делу об административном правонарушении от 11.08.2016 года о привлечении ООО «Управления жилищного хозяйства» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу ООО «Управления жилищного хозяйства» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Волкоморова Е.А.