ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/18 от 06.08.2018 Кочкуровского районного суда (Республика Мордовия)

Копия

№12-6/2018

РЕШЕНИЕ

<адрес>, Республика Мордовия 06 августа 2018 года

Судья Кочкуровского районного суда Республики Мордовия Аитова Юлия Равильевна, при секретаре Маштаковой С. В., с участием заявителя Объедкина В. Д., представителя заявителя – Лопатникова А. Н., рассмотрев жалобу Объедкина В. Д. на постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике МордовияТютяниной Т.Н. от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Тютяниной Т.Н. от 27 апреля 2018 г. директор ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» Объедкин В.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Объедкин В.Д. обратился с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что контракт №249-122/2015 от 06.04.2015 г. на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» заключен в соответствии с антимонопольным законодательством. Закупка была осуществлена у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 000 рублей, что в соответствии с положениями статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон №44-ФЗ) позволяет осуществить закупку без обоснования невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (исполнителя), цены контракта и иных существенных условий контракта. Выводы антимонопольного органа о том, что данный контракт заключен по указанию Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия (далее – Минсоцзащиты населения), являются необоснованными. Электронное письмо, которое якобы содержало указание о заключении контракта с ООО «Драйвер», Учреждение не получало, источник его происхождения не известен. Указывает, что не может свидетельствовать о наличии такого указания совпадение цены контракта и сведений о стоимости услуг, содержащихся в электронном письме. Контракт заключался исходя из потребности в услугах и объема доведенных лимитов. ООО «Драйвер» обладало соответствующей лицензией на оказание данных услуг и само предложило услуги, в то время как другие организации коммерческих предложений в адрес Учреждения не направили. Кроме того, указывает, что не могут являться доказательствами участия Учреждения в антиконкурентном соглашении и опубликование 16.02.2015 года извещения о проведении открытого конкурса, его аннулирование, отказ от проведения повторной конкурентной процедуры и перераспределение суммы, предусмотренной на закупку услуг, поскольку Учреждение не принимало участия в проведении закупок Минсоцзащиты населения и не располагало информацией о них. Указывает, что каких-либо нарушений антимонопольного законодательства при заключении контракта допущено не было. Каких-либо негативных последствий для конкурентной среды заключение данного контракта не повлекло. Кроме того, указывает, что ГКУ «Соцзащита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» не относится к субъектам, поименованным в статье 16 Закона о конкуренции, а он, как директор учреждения не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ. Также в обжалуемом постановлении не указано, какие служебные обязанности им не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом. Кроме того, считает, что у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для проведения внеплановой проверки в отношении Учреждения, и она проведена незаконно. Его действия не могли быть квалифицированы по части 7 статьи 14.32 КоАП РФ, поскольку часть 7 указанной статьи введена в действие только в 2017 году. Просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель Объедкин В.Д. и его представитель – Лопатников А.Н. жалобу поддержали по тем же основаниям, указали также на малозначительность совершенного административного правонарушения.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

Изучив доводы жалобы, выслушав заявителя и его представителя, исследовав материалы дела об административном правонарушении, поступившего по запросу суда из административного органа, суд приходит к следующему.

Часть 7 статьи 14.32 КоАП РФ (на момент совершения правонарушения – ч.3 ст.14.32 КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией либо государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо (или) осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения дела № 662 Комиссией Мордовского УФАС России <дата> было принято решение, которым Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, ООО «Драйвер» и государственные казенные учреждения «Соцзащита населения», в том числе ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия», признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении в 2015 году контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия», в том числе контракта <...> от <дата>, и участии в них, что привело к ограничению конкуренции.

<дата> в отношении директора ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровского району Республики Мордовия» Объедкина В.Д. Мордовским УФАС России был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 7 статьи 14.32 КоАП РФ и постановлением от 28 апреля 2018 года он был привлечен к административной ответственности по части 7 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Как следует из материалов дела, согласно плану-графику размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, утвержденному 16.01.2015 г. и размещенному на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, Министерство планировало провести открытый конкурс на приобретение услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия». Ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3154,534 тысячи рублей.

<дата> на сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ для нужд Минсоцзащиты РМ (извещение <...>).

Решением Мордовского УФАС России от <дата><...> в действиях Минсоцзащиты РМ при проведении открытого конкурса <...> на оказание услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ было установлено нарушение статьи 8, части 5 статьи 24, частей 8,9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», выразившееся в составлении конкурсной документации, предоставляющей необоснованные преимущества одному из участников размещения заказа – ООО «Драйвер».

Согласно предписанию от <дата><...> открытый конкурс <...> был аннулирован, а Министерство было обязано устранить выявленные нарушения и провести повторную закупку (при сохранении необходимости в закупаемых услугах) в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом решения Мордовского УФАС России от <дата><...>.

Необходимость в закупаемых услугах сохранилась, однако повторная закупка Минсоцзащиты РМ не проводилась, бюджетные средства, ранее выделенные на закупку услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ, были перераспределены между Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия и подведомственными ему учреждениями – ГКУ «Социальная защита населения», следствием чего стало внесение изменений казенными учреждениями в планы-графики размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Государственных казенных учреждений «Социальная защита населения», подведомственных Министерству, на 2015 год, которое было осуществлено казенными учреждениями после <дата>.

После чего все ГКУ «Социальная защита населения», в том числе и ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия», заключили контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры АИС ЭСРН РМ с ООО «Драйвер».

Так, ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» в лице директора О. В.Д. и ООО «Драйвер» в лице Генерального директора Колесникова В.А.<дата> заключили контракт <...> на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия». Цена контракта составила 94 851 рублей.

При обращении в антимонопольный орган ООО «Центр новых технологий и инноваций» представило копию распечатки электронного письма заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ Свешникова Я.А. от <дата>, адресатами которого выступают Государственные казенные учреждения «Социальная защита населения». Данным письмом отправитель просит получателей оперативно внести изменения в планы-графики закупок для заключения контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, а также уведомляет их о том, что договоры будут подписываться с ООО «Драйвер». К данному письму был приложен файл в формате xls, содержащий данные о стоимости оказания услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ на II-IV кварталы 2015 года.

Данное письмо не содержит электронную цифровую подпись отправителя, поэтому с целью выяснения факта его направления в государственные казенные учреждения «Социальная защита населения» антимонопольный орган направил запрос о предоставлении сведений о выполнении поручения заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ Свешникова Я.А., а также информации о заключении договоров с ООО «Драйвер» с приложением копий договоров (контрактов).

В ответ на запрос все ГКУ «Социальная защита населения» представили в антимонопольный орган копии запрошенных договоров (контрактов). При этом, в письме директора ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району» содержалась информация о том, что изменения в план-график закупок для заключения контрактов на оказание услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ были внесены учреждением, контракт на оказание данных услуг был заключен с ООО «Драйвер» в соответствии с поручением заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ Свешникова Я.А., изложенным в электронном письме от <дата>.

В письмах остальных ГКУ «Социальная защита населения», также заключивших контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ с ООО «Драйвер», отсутствовала какая-либо информация об электронном письме заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ Свешникова Я.А., при этом давалось указание на то, что учреждения самостоятельно осуществляют свою деятельность в пределах, определяемых законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия и Устава учреждения, и в целях реализации своих функций имеют право на заключение и оплату государственных контрактов и иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производимых от имени Республики Мордовия, в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Вместе с тем, ГКУ «Социальная защита населения» не смогли предоставить в антимонопольный орган информацию о том, каким образом осуществлялся выбор единственного поставщика (исполнителя) для заключения указанных контрактов, а также сведения об осуществлении до заключения контрактов с ООО «Драйвер» исследования рынка хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела <...> представители ГКУ «Социальная защита населения» указали, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика проводить изучение рынка закупаемых услуг до заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем) на сумму, не превышающую 100 000 рублей.

Анализ представленных ГКУ «Социальная защита населения» планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на 2015 год свидетельствует о том, что многие казенные учреждения воспользовались возможностью указывать в планах-графиках информацию о закупках, которые планируется осуществить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 закона №44-ФЗ одной строкой.

Вместе с тем, в планах-графиках некоторых ГКУ «Социальная защита населения» закупка услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ выделена отдельной строкой.

В результате анализа представленных ГКУ «Социальная защита населения» контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, заключенных с ООО «Драйвер» на II-IV кварталы 2015 года, установлено, что цена всех контрактов соответствует стоимости оказания услуг, приведенной в файле «Суммы для план-графика xls», приложенном к электронному письму заместителя начальника отдела информационных технологий Минсоцзащиты РМ Свешникова Я.А.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что размер денежных средств, выделенных каждому ГКУ «Социальная защита населения» на заключение контракта с единственным поставщиком (исполнителем) на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, в точности соответствует цене контрактов, в последующем заключенных казенными учреждениями с ООО «Драйвер».

Кроме того, о том, что заключение контрактов на оказание вышеуказанных услуг с ООО «Драйвер» осуществлялось ГКУ «Социальная защита населения» под контролем Минсоцзащиты РМ, свидетельствует следующее.

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия в письме от 03.03.2017 №13-490, объясняя заключение ГКУ «Социальная защита населения» контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию именно с ООО «Драйвер», представило в антимонопольный орган сведения об обязательном наличии у организаций, обслуживающих инфраструктуру программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ, лицензии ФСБ России по Республике Мордовия на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и коммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Письмом от 31.01.2017 №67/6/10-702 УФСБ по Республике Мордовия подтвердило необходимость наличия указанной лицензии при оказании услуг по администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ. При этом, на территории Республики Мордовия, по данным УФСБ, зарегистрированы 22 организации, имеющие данную лицензию.

Таким образом, даже на территории Республики Мордовия ООО «Драйвер» не является единственной организацией, имеющей право осуществлять услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Под конкуренцией в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке (п.7). При этом, самостоятельность означает приобретение и осуществление своих гражданских прав своей волей и в своем интересе, а также за свой счет на свой риск (п.2 ст.1, п.1 ст.2, п.1 ст.48 ГК РФ). Также допускается совершать действия не только в своем, но и в чужом либо в общем с чужим интересах как на основании соответствующего договора (ст.ст.1005, 1012, 1041 ГК РФ), так и без поручения, иного указания или заранее обещанного согласия заинтересованного лица (п.1 ст.980 ГК РФ). Сделки в чужом интересе совершаются за счет заинтересованного лица (п.1 ст.971, п.1 ст.990, ст.986, ст.1001 ГК РФ), а в общем с чужим интересе – за счет всех заинтересованных лиц (ст.1046 ГК РФ).

Согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. О согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин (п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 №30).

Согласно абз.3 пункту 3 постановления Конституционного Суда РФ от 24.06.2009 №11-П расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий при нарушении антимонопольного законодательства, не подлежат исчислению. В свою очередь, совершение действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является согласно части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции соглашением.

Под соглашением в пункте 18 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.Соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей в пункте 1 статьи 420 ГК РФ признается договором. Вместе с тем, факт наличия антиконкурентного соглашения не становится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Положения статей 154, 160, 432, 434 ГК РФ в этом случае не применяются (постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 №9966/10 по делу А27-12323/2009). Если лицо, в интересе которого предпринимаются действия без его поручения, одобрит эти действия, к отношениям сторон в дальнейшем применяются правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий, даже если одобрение было устным (ст.982 ГК РФ). В свою очередь, возможность определить содержание устного соглашения путем оценки буквального значения содержащихся в его условиях слов и выражений или сопоставления его условий заведомо отсутствует, а потому действительная общая воля сторон и цель соглашения выясняется согласно статье 431 ГК РФ с учетом всех соответствующих обстоятельств, включая предшествующие соглашению переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

О наличии соглашения между Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, ГКУ «Социальная защита населения» и ООО «Драйвер» свидетельствует следующая последовательность взаимообусловленных действий:

1) опубликование 16.02.2015 г. на сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещения о проведении открытого конкурса №0109200002415000059 на оказание услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия»;

2) аннулирование <дата> открытого конкурса <...>, заявки на участие в котором были поданы тремя хозяйствующими субъектами: ООО «Деловые сети», ООО «Драйвер», ООО «Центр новых технологий и инноваций» и отказ от проведения повторной конкурентной процедуры;

3) перераспределение суммы, предусмотренной на закупку услуги по информационно-техническому сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» (3 154 534, 02 руб.) между Государственными казенными учреждениями «Соцзащита населения», подведомственными Минсоцзащиты РМ, и заключение ими контрактов с единственным исполнителем – ООО «Драйвер», подпунктом 4.4 пункта 4. «Порядок приемки услуг» которых установлено, что ежемесячно, не позднее 3 рабочих дней до срока предоставления актов оказания услуг, Исполнитель (ООО «Драйвер») предоставляет технические отчеты в отдел информационных технологий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия для оценки перечня и качества оказанных услуг. Приемочная комиссия в целях проверки технического отчета вправе затребовать у Исполнителя для проверки журналы учета услуг и осуществить проверку факта оказания услуг. В течение 3 рабочих дней со дня предоставления технического отчета осуществляется проверка и согласование технических отчетов.

В соответствии с Положением о Министерстве социальной защиты населения Республики Мордовия (утв. постановлением Правительства РМ от 29.05.2008 №228) Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики в области социальной защиты и социального обслуживания населения.

ГКУ «Социальная защита населения» являются самостоятельными юридическими лицами, подведомственными Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия, действующими на основании Уставов, учредителями которых является Республика Мордовия.

ООО «Драйвер» согласно Уставу, утвержденному решением учредителя №1 от 23.06.2011 г., является юридическим лицом, основной целью которого является извлечение прибыли.

По результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и пунктом 10.8 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 №220), установлено, что рынок оказания услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» является конкурентным. Доминирующее положение ООО «Драйвер» не установлено.

Между тем, все ГКУ «Социальная защита населения» заключили контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры АИС ЭСРН РМ с ООО «Драйвер».

При этом, подпунктом 4.4 пункта 4. «Порядок приемки услуг» контрактов установлено, что ежемесячно, не позднее 3 рабочих дней до срока предоставления актов оказания услуг, Исполнитель (ООО «Драйвер») предоставляет технические отчеты в отдел информационных технологий Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия для оценки перечня и качества оказанных услуг. Приемочная комиссия в целях проверки технического отчета вправе затребовать у Исполнителя для проверки журналы учета услуг и осуществить проверку факта оказания услуг. В течение 3 рабочих дней со дня предоставления технического отчета осуществляется проверка и согласование технических отчетов.

Таким образом, контроль услуг, оказываемых ООО «Драйвер» Заказчикам, фактически осуществляет Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия.

Учитывая изложенное, действия Минсоцзащиты РМ, ООО «Драйвер» и ГКУ «Социальная защита населения», в том числе ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» квалифицированы как антиконкурентное соглашение, исходя из конкретных обстоятельств их совершения, в том числе, учитывая их относительную синхронность, единство цели и последствия для государственных интересов (контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ с единственным поставщиком (исполнителем) заключены без изучения рынка закупаемых услуг).

Соглашение привело к ограничению конкуренции, поскольку не были созданы равные возможности для всех хозяйствующих субъектов, в том числе для субъектов (ООО «Деловые сети», ООО «Центр новых технологий и инноваций»), ранее подававших заявки на участие в отмененном конкурсе <...>.

ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия», равно как и другие ГКУ «Соцзащита населения», Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия и ООО «Драйвер», было участником соглашения, и его действия противоречат пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Объедкин В.Д. является директором ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» и имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Объедкин В.Д. назначен на должность директора ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» приказом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 15 февраля 2013 №28 с 19 февраля 2013 года.

В соответствии с Уставом ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» (действовавшим на момент совершения правонарушения) единоличным исполнительным органом управления Учреждения является директор, который действует на основе законодательства Российской Федерации, Республики Мордовия, настоящего Устава и несет ответственность в соответствии с действующим законодательством и условиями заключенного с ним трудового договора, а также несет персональную ответственность за качество оказания государственных услуг (выполнения работ) и осуществления государственных функций.

Согласно пункту 1.4 должностной инструкции директора ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» Директор при исполнении своих служебных обязанностей руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия, законами Республики Мордовия, указами и распоряжениями Главы Республики Мордовия, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Мордовия, нормативными правовыми актами органов государственной власти Республики Мордовия и настоящей Должностной инструкцией.

Учитывая изложенное, на директора ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» возложена обязанность по соблюдению, в том числе, требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, Объедкин В.Д., в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ, являясь должностным лицом, заключив запрещенное в соответствии с действующим законодательством соглашение, которое привело к ограничению конкуренции, и участвуя в нем, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ. Его виновность в совершении названного административного правонарушения установлена и подтверждается собранными по делу доказательствами, оцененными должностным лицом Мордовского УФАС России по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, выводы, изложенные в постановлении, соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Суд полагает, что Объедкин В.Д. при выполнении своих должностных обязанностей имел возможность не нарушать нормы действующего законодательства о защите конкуренции, однако не принял должных мер к их соблюдению.

Доказательств того, что Объедкиным В.Д. были приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения вменяемого административного правонарушения, суду не представлено.

Таким образом, доводы Объедкина В.Д. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения являются необоснованными и опровергаются материалами дела.

Из приведенных доказательств следует, что Учреждение согласно пункту 1.5 устава является некоммерческой организацией, созданной Республикой Мордовия для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций на территории муниципального образования Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия в целях обеспечения реализации гарантированного государством права граждан на социальную защиту и оказание государственных услуг населению в сфере социальной защиты населения, а также оказание социальных услуг в сфере социального обслуживания населения. Объедкин В.Д. как директор, осуществляющий руководство Учреждением под свою персональную ответственность, от имени данного юридического лица заключил запрещенное в соответствии с действующим законодательством соглашение, которое привело к ограничению конкуренции, и участвовал в нем. Постановлением Мордовского УФАС России от 27.04.2018 г., законность которого является предметом проверки при рассмотрении настоящей жалобы, в действиях Учреждения установлено нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции. Выводы должностного лица Мордовского УФАС России нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы. Учреждение при заключении контракта являлось государственным заказчиком - иной, осуществляющей полномочия государственного органа организацией, поименованной в ст.16 Закона № 135-ФЗ.

Учитывая изложенное, доводы Объедкина В.Д. о том, что Учреждение не относится к субъектам, поименованным в статье 16 Закона о защите конкуренции, вследствие чего он не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ, суд считает несостяотельными.

В судебном заседании установлено, что датой совершения административного правонарушения является дата заключения контракта – 06.04.2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В силу требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действия Объедкина В.Д. квалифицированы административным органом по части 7 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона 17.04.2017 №74-ФЗ, вступившего в законную силу 28.04.2017).

Вместе с тем на момент совершения административного правонарушения действовала часть 3 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ) в соответствии с которой заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

На основании изложенного, принятое по данному делу об административном правонарушении постановление подлежит изменению путем переквалификации действий Объедкина В.Д. с части 7 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона 17.04.2017 №74-ФЗ) на часть 3 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ).

Переквалификация действий Объедкина В.Д. согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которой при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Как следует из положений статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ является правом суда, при наличии обстоятельств, установленных данной статьей.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом, необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Указанные выше обстоятельства не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного административного правонарушения и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Наказание, назначенное должностному лицу Объедкину В.Д., соответствует минимальному размеру штрафа, указанному в санкции части 3 статьи 14.32 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,

решил:

Постановление врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Тютяниной Т.Н. от 27 апреля 2018 г., вынесенное в отношении директора ГКУ «Социальная защита населения по Кочкуровскому району Республики Мордовия» Объедкина В. Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 14.32 КоАП РФ изменить,, переквалифицировав действия О. В.Д. на часть 3 статьи 14.32 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 №160-ФЗ), в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Объедкина В. Д. – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Мордовия с подачей жалобы через Кочкуровский районный суд Республики Мордовия.

Судья Кочкуровского районного суда

Республики Мордовия подпись Ю.Р. Аитова

Копия верна. Судья Ю.Р. Аитова