№12-94/2019
РЕШЕНИЕ
17 сентября 2020 года г. Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой А.М., с участием ФИО1, начальника Центра временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2, судебного пристава – исполнителя Прохладненского межрайонного отдела судебных приставов по Кабардино-Балкарской Республике Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино- Балкарской Республике ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на определение судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2020 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, <данные изъяты> года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (л.д. 16-17).
Постановление не было обжаловано и вступило в законную силу 20 июня 2018 года.
Постановлением от 21 июня 2018 года судебного пристава – исполнителя Прохладненского межрайонного отдела судебных приставов по Кабардино – Балкарской Республике Управления Федеральной службы судебных приставов по Кабардино – Балкарской Республике ( далее УФССП России по КБР) ФИО4 на основании постановления судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года в отношении ФИО1 было возбуждено исполнительное производство № (л.д. 27-28).
15 июня 2020 года начальник Центра временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 обратился в Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об освобождении ФИО1 от дальнейшего пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике на основании статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивируя тем, что срок давности исполнения постановления судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года в отношении ФИО1 Ф.В.О. истекает 20 июня 2020 года, исполнение указанного постановления в части принудительного выдворения ФИО1 за пределы Российской Федерации не возможно, в связи с не подтверждением Республикой Азербайджан его гражданства (л.д. 30).
Определением судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2020 года заявление начальника Центра временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 о прекращении исполнения постановления судьи Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года в отношении ФИО1 Ф.В.О. оставлено без удовлетворения.
04 июля 2020 года ФИО1 Ф.В.О. обратился в Верховный Суд Кабардино – Балкарской Республики с жалобой на указанное определение судьи Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2020 года, просит его отменить и прекратить исполнение постановления судьи Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года в части его принудительного выдворения за переделы Российской Федерации, ссылаясь на то, что он содержится в Центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике отношении с 10 июня 2018 года по настоящее время.
В судебном заседании ФИО1 Ф.В.О. поддержал доводы поданной жалобы в полном объеме, просил их удовлетворить. Из его объяснений суду следует, что <данные изъяты> года он родился в <...>, там же получил паспорт гражданина СССР. По указанному паспорту в 1995 года приехал в Российскую Федерацию и с того времени в Республику Азербайджан не возвращался. Имеет брата и двух сестер, проживающих в Республике Азербайджан рождения, но он утратил с ними связь. В Российской Федерации жил в разных местах, в основном на Северном Кавказе. Впоследствии потерял паспорт гражданина СССР. В 2000 году был осужден по части 1 статье 111 Уголовного Кодекса Российской Федерации к пяти годам лишения свободы. Постановлением Куйбышевского районного суда г. Самары от 22 января 2003 года был условно досрочно освобожден от отбывания наказания в виде лишения свободы срока на 2 года 5 месяцев и 4 дня. Вернулся на Северный Кавказ и продолжал жить подработками у частных лиц. 10 июня 2018 года постановлением судьи Прохладненского районного суда по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях был привлечен к административной ответственности и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения. Тогда же был помещен в Центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, где и находиться до настоящего времени. Просит суд освободить его из указанного Центра с тем, чтобы он имел возможность восстановить удостоверяющие его личность документы и уехать в Республику Азербайджан. Он намерен соблюдать законы Российской Федерации, в Кабардино – Балкарской Республике у него есть знакомые, которые предоставят ему временное проживание и окажут необходимую материальную помощь.
Начальник Центра временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 поддержал жалобу ФИО1 Ф.В.О. и показал, что ФИО1 Ф.В.О. содержится в Центре с 10 июня 2018 года, характеризуется положительно, трудолюбивый, коммуникабельный, не склонен к правонарушениям. Постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года в отношении ФИО1 Ф.В.О. осталось не исполненным в связи с отсутствием у него каких – либо документов, устанавливающих его личность, а также не подтверждением Республикой Азербайджан до истечения срока давности исполнения постановления судьи - до 20 июня 2020 года его гражданства.
Так, Консульский отдел Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации письмом от 12 февраля 2020 года № сообщил Министерству внутренних дел по Кабардино – Балкарской Республике о том, что ФИО1, <данные изъяты>, общегражданский паспорт и удостоверение личности гражданина Азербайджанской Республики не выдавались и определить принадлежность данного лица к гражданству Азербайджанской Республики не представляется возможным.
Вместе с тем, уже после истечения срока давности исполнения постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года - в июле 2020 года в Министерство внутренних дел по Кабардино – Балкарской Республике из Консульского отдела Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации поступили сведения в подтверждения принадлежности данной Республики гражданства ФИО1, в силу чего Министерством в настоящее время принимаются меры по обеспечению ФИО1 Ф.В.О. документами, необходимыми для самостоятельного выезда в Азербайджанскую Республику.
Судебный пристава - исполнитель Прохладненского межрайонного отдела судебных приставов по Кабардино – Балкарской Республике ФИО3 в судебном заседании поддержал жалобу ФИО1 Ф.В.О., просил ее удовлетворить, ссылаясь на то, что ФИО1 Ф.В.О. содержится в Центре с 10 июня 2018 года, постановление судьи Прохладненского районного суда от 10 июня 2018 года до истечения срока давности его исполнения не представилось возможным исполнить в связи с отсутствием у ФИО1 Ф.В.О. документов, удостоверяющих его личность, а также не подтверждением Республикой Азербайджан его гражданства.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1 Ф.В.О., начальника Центра временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2, судебного пристава – исполнителя ФИО3, проверив доводы жалобы, нахожу определение судьи Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2020 года подлежащим отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. Как установлено частью 1 статьи 27.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, заключается в их препровождении в специальные учреждения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В силу статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность; смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленныхстатьей 31.9 данного Кодекса; отмены постановления; вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
При этом течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание; в случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания в соответствии со статьями 31.5, 31.6, 31.8 данного Кодекса течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления; в случае рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания течение срока давности продлевается на срок рассрочки.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть. 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике вступило в законную силу 20 июня 2018 года (л.д. 16-17).
На основании данного постановления ФИО1 Ф.В.О., утверждавший о наличии у него гражданства Азербайджанской Республики по рождению, 10 июня 2018 года помещен Центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике и содержится там до настоящего времени.
Во исполнение постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года постановлением судебного пристава – исполнителя Прохладненского межрайонного отдела судебных приставов по Кабардино – Балкарской Республике от 21 июня 2018 года УФССП России по КБР ФИО4 было возбуждено исполнительное производство №-ИП, однако указанное постановление судьи в части принудительного выдворения ФИО1 Ф.В.О. за пределы Российской Федерации осталось не исполненным в связи с отсутствием у ФИО1 Ф.В.О. документов, достоверно подтверждающих его личность и неустановлением его гражданства, в том числе в отношении Азербайджанской республики.
Как следует из приобщенного к исполнительному производству №-ИП письму Консульского отдела Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации от 12 февраля 2020 года №, адресованному Министерству внутренних дел по Кабардино – Балкарской Республике, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общегражданский паспорт и удостоверение личности гражданина Азербайджанской Республики не выдавались и определить принадлежность данного лица к гражданству Азербайджанской Республики не представляется возможным.
Таким образом, к моменту рассмотрения дела судом первой инстанции ФИО1 Ф.В.О. (23 июня 2020 года) содержался в Центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике два года и 13 дней, а с момента вступления постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года в законную силу ( 20 июня 2018 года) прошло 2 года и 3 дня.
Суд первой инстанции признал установленными приведенные обстоятельства, в том числе и истечение срока давности исполнения судебного акта к моменту рассмотрения им дела, но посчитал возможным отказать в удовлетворении заявления начальника Центра временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 о прекращении исполнения постановления судьи Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года в части принудительного выдворения ФИО1 Ф.В.О. за пределы Российской Федерации и освобождении его из Центра, ссылаясь на то, что ФИО1 Ф.В.О. длительное время находился на территории Российской Федерации без документов, удостоверяющих личность, родственников, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, не имеет, официально трудоустроен не был, постоянного места работы и официального источника дохода не имеет, кроме того, он ранее привлекался к уголовной ответственности статье 111 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в силу чего может скрыться или уклониться от исполнения судебного постановления о выдворении его за пределы Российской Федерации.
Вывод судьи районного суда о возможности продолжения содержания ФИО1 Ф.В.О. в Центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике и впредь на неопределенное время, независимо от отсутствия возможности его выдворения в какое-либо другое государство, исходя из того, что он не имеет в Российской Федерации постоянного места жительства, постоянной работы и привлекался к уголовной ответственности в 2000 году, противоречит положениям частей 1 и 2 статьи 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
Кроме того, вывод судьи противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 17 февраля 1998 года N 6-П, в силу которой из статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (части 2 и 3) ) вытекает, что задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных статьей 31.9 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления.
В пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что исполнение постановления по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении срока давности исполнения постановления, установленного частью 1 статьи 31.9 данного Кодекса, независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью.
Из содержания приведенных положений следует, что при отсутствии оснований для перерыва течения срока давности, его приостановления либо продления, исполнение постановления о назначении административного наказания по истечении двух лет со дня его вступления в законную силу подлежит прекращению независимо от его исполнения.
По настоящему делу постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года о привлечении ФИО1 Ф.В.О. по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике вступило в законную силу 20 июня 2018 года.
Оно должно было быть приведено в исполнение в срок до 20 июня 2020 года, но не исполнено в части принудительного выдворения ФИО1 Ф.В.О. за пределы Российской Федерации до настоящего времени.
ФИО1 Ф.В.О. не уклонялся от исполнения назначенного административного наказания, с 10 июня 2018 года он содержится в Центре временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, данных о приостановлении либо перерыве срока давности исполнения постановления судьи от 10 июня 2018 года в отношении ФИО1 Ф.В.О. в деле нет.
Как указано в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней", в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года №3-П, от 13 марта 2008 года №5-П, от 27 мая 2008 года №8-П, от 13 июля 2010 года №15-П, от 17 января 2013 года №1-П).
При разрешении заявления начальника Центра временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике ФИО2 о прекращении исполнения постановления судьи Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года в части принудительного выдворения ФИО1 Ф.В.О. за пределы Российской Федерации и освобождении его из Центра временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике суд первой инстанции не принял во внимание вышеприведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.
Не получили должной правовой оценки суда и фактические обстоятельства по делу заключающиеся в том, что до истечения срока давности исполнения постановления судьи Прохладненского районного суда от 10 июня 2018 года были приняты исчерпывающие меры для исполнения постановления суда в части административного выдворения ФИО1 Ф.В.О., однако не представилось возможным его исполнения по независящим от ФИО1 Ф.В.О. обстоятельствам.
Реальная возможность исполнения постановления о выдворении ФИО1 Ф.В.О. за пределы Российской Федерации утрачена в силу положений частей 1 и 2 статьи 39.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности исполнения постановления.
Исполнение постановление судьи Прохладненского районного суда от 10 июня 2018 года подлежит прекращению на основании пункта 4 статьи 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части административного наказания в виде административного выдворения ФИО1 Ф.В.О. за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.12, 30.6- 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино – Балкарской Республики,
Р Е Ш И Л:
определение судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2020 года отменить.
Прекратить исполнение постановления судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10 июня 2018 года в части принудительного выдворения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за пределы Российской Федерации.
Освободить ФИО1 из Центра временного содержания иностранных граждан Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике.
Судья Л.М. Бабугоева