ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-98/18 от 29.03.2018 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №12-98/18

Р Е Ш Е Н И Е

29 марта 2018 года судья Центрального районного суда города Воронежа Шумейко Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Кузнецова Вадима Николаевича на постановление административной комиссии при Управе Центрального района городского округа г. Воронеж от 07.02.2018 г. по делу №61/2018 о назначении административного наказания по ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области»,

У с т а н о в и л:

Постановлением административной комиссии при управе Центрального района городского округа город Воронеж от 07.02.2018 года Кузнецов В.Н. привлечен к административной ответственности по ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

Не согласившись с законностью привлечения к административной ответственности, Кузнецов В.Н. обратился в Центральный районный суд с жалобой на постановление. Просит признать постановление незаконным, прекратить производство по делу.

В судебное заседание Кузнецов В.Н. не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен письменным сообщением с уведомлением о вручении. Судебное извещение возращено в суд.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц.

Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).

Как следует из абзаца 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения,

Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Кузнецов В.Н., обращаясь в суд с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности, указывает место жительства: <адрес>

По указанному адресу судом направлено заказное письмо с уведомлением о вручении (л.д. 20-21).

Судебная корреспонденция возвращена в суд.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

По указанным основаниям извещение Кузнецова В.Н. следует признать надлежащим, а, следовательно, рассмотрение жалобы признается возможным в отсутствие Кузнецова В.Н.

Представители Административной комиссии при Управе Центрального района городского округа город Воронеж, действующие на основании доверенности, Меркулова Т.В., Горькаева С.А. полагают, что Кузнецов В.Н. в установленном порядке привлечен к административной ответственности, наличие вины в совершении правонарушения установлено.

Суд, заслушав объяснения участников производства по делам об административных правонарушениях, исследовав дело о привлечении к административной ответственности, судья приходит к следующим выводам:

В силу ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-03 «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» несоблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, установленных нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, за исключением случаев, установленных статьями 37.1 - 37.4 настоящего Закона Воронежской области, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В статье 2 Закона № 131-ФЗ определено, что под благоустройством территории поселения (городского округа) понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Озелененные территории - территории, занятые древесной, кустарниковой и травянистой растительностью естественного и искусственного происхождения (пункт 2.11 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II).

В силу пункта 11.6.6 Правил благоустройства запрещается стоянка транспортных средств на детских и спортивных площадках, озелененных территориях (за исключением обочины и озелененных разделительных полос дороги).

Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнил Закон № 131-Ф3 (пункты 5 и 7 части 2 статьи 45.1) положениями согласно которым правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок ("парковочных мест), малых архитектурных форм.

Таким образом, на федеральном уровне установлена возможность органов местного самоуправления собственными муниципальными правовыми актами устанавливать запрет на стоянку транспортных средств на озелененной территории, в связи с чем, установление и привлечение к административной ответственности, предусмотренной законом субъекта РФ, за нарушение этого установленного муниципальным правовым актом запрета полностью соответствует пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Как установлено в ходе рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности, 05.02.2018 в 15 час. 35 мин. по адресу г. Воронеж, ул. Ленина, д. 10 (Воронежский центральный парк) выявлена стоянка транспортного средства марки Форд Фокус, государственный регистрационный знак на озелененной территории (координаты 51,696888, 39,222471), что свидетельствует о несоблюдении п. 11.6.6 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II. Согласно свидетельству о регистрации ТС серия собственником транспортного средства марки Форд Фокус, государственный регистрационный знак , является Кузнецов Вадим Николаевич.

Земельный участок с кадастровым номером на котором было расположено транспортное средство, принадлежащее заявителю, является Воронежским центральным парком, включает в себя координаты 51,696888, 39,222471, расположен по адресу г. Воронеж, ул. Ленина, д. 10, что подтверждается общедоступными данными публичной кадастровой карты и в силу вышеприведенного определения Правил благоустройства относится к озелененной территории.

Административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функции фотосъемки Дозор-МП идентификатором 118-006-206, поверенным в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о поверке № 8-101, действительным до 16.01.2020 г.

Совершение правонарушения установлено на основании фотоматериала, полученного с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, свидетельства о регистрации ТС серия

О дате и времени рассмотрения дела Кузнецов В.Н. был уведомлен.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Кузнецова В.Н. в пределах полномочий, предусмотренных постановлением администрации городского округа город Воронеж от 13.03.2017 года № 112, полномочным составом комиссии, утвержденной постановлением городского округа город Воронеж от 20.03.2017 года № 131 «Об утверждении состава Административной комиссии при Управе Центрального района городского округа город Воронеж», административная комиссия вынесла постановление по делу о назначении административного наказания от 07.02.2018 года, согласно которому Кузнецов Вадим Николаевич привлечен к административной ответственности по ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), не установлено. Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной статьей.

Наличие оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

В жалобе Кузнецов В.Н. ссылается на то, что общественные отношения, связанные с размещением (остановкой и стоянкой) транспортных средств регламентированы на федеральном уровне: Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170, Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153, Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88).

Однако, данный довод свидетельствует о неправильном толковании норм права.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, статье 73, части 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В статье 1.1 КоАП РФ определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ отнесено установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Из системного анализа приведенных федеральных норм следует, что субъект Российской Федерации вправе установить административную ответственность за нарушение только тех правил и норм, которые предусмотрены нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации, путем указания в диспозиции статьи об административном правонарушении конкретных противоправных действий, исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с признаками объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена КоАП РФ.

Тот факт, что порядок размещения транспортных средств урегулирован нормативными правовыми актами федерального уровня, воспроизведенными в Правилах благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-11, не свидетельствует о невозможности применения административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 и частью 4 статьи 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к ведению Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено установление единой системы технических регламентов, правил, документов по стандартизации, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

В статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ указано, что под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорогой признается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ и Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, не определяют территории общего пользования в пределах населенного пункта, занятые газонами и зелеными насаждениями, как земли, используемые для движения транспортных средств, соответствующие понятиям "дорожное движение" и "дороги", и не устанавливают запрет на размещение транспортных средств на газонах и иных территориях, занятых зелеными насаждениями.

Статья 12.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, содержащихся в разделе 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, в местах, перечисленных в частях 2 - 4 статьи 12.19 КоАП РФ, среди которых газоны и территории, занятые зелеными насаждениями, не значатся.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.19 КоАП РФ, образуют действия по преднамеренному прекращению движения транспортного средства, связанному или не связанному с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства на обустроенной или приспособленной и используемой для движения транспортных средств полосе земли (на проезжей части дороги, обочине и так далее).

Следовательно, статья 12.19 КоАП РФ и статья 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" касаются различных правоотношений, в связи с чем, правовая норма об административной ответственности за размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, не дублирует ответственность за правонарушения в области дорожного движения, предусмотренные статьей 12.19 КоАП РФ, и не вводит административную ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В части 1 статьи 2.6.1 данного Кодекса закреплено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Кроме того, Кузнецов В.Н. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое установлено действующим законодательством. Законность применяемой нормы не может быть предметом оспаривания в рамках рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности.

Таким образом, обстоятельств, являющихся основанием для отмены постановления, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу Кузнецова Вадима Николаевича на постановление Административной комиссии при Управе Центрального района городского округа г. Воронеж от 07.02.2018 г. по делу №61/2018 о назначении административного наказания по ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» оставить без удовлетворения, а постановление – без изменения.

На решение может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Е.С. Шумейко