Дело № 2а-1451/2023
УИД № 13RS0023-01-2023-001912-12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2023 года город Саранск
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Чибрикина А.К.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Рассказчиковой Татьяны Юрьевны к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия, начальнику Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Мордовия Гатауллину Артуру Илдаровичу об оспаривании отказа в предоставлении сведений, возложении обязанности
установил:
Рассказчикова Т.Ю. (финансовый управляющий гражданки Подлёдновой Н.А.) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Росгвардии по Республике Мордовия, оформленного письмом от 17.05.2023 № 576, об отказе в предоставлении сведений в отношении Подлёдновой Н.А.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
В судебное заседание административный истец Рассказчикова Т.Ю., представитель административного ответчика Управления Росгвардии по Республике Мордовия, представивший письменный отзыв, в котором возражал против заявленных требований, административный ответчик начальник Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Мордовия Гатауллин А. И., заинтересованное лицо Подлёднова Н.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, их явка обязательной не являлась и судом обязательной не признана.
Суд принял решение о переходе к упрощённому (письменному) производству по делу в соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Гражданин, юридическое лицо могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению этих прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.04.2023 по делу №А39-1482/2023 заявление гражданки Подлёдновой Н.А. (ИНН 132709445703, дата рождения: 03.04.2001) о признании её несостоятельной (банкротом) признано обоснованным, в отношении неё введена процедура «реструктуризация долгов гражданина», финансовым управляющим должника утверждена Рассказчикова Т.Ю.
В соответствии со ст. 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и в целях обеспечения надлежащего исполнения финансовым управляющим своих обязанностей финансовым управляющим Рассказчиковой Т.Ю. направлен Запрос от 26.04.2023 о предоставлении имеющихся сведений о зарегистрированном оружии должника, а также о наличии судимости, привлечении к административной ответственности должника в адрес Управления Росгвардии по Республике Мордовия.
Письмом от 17.05.2023 № 576 Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Мордовия отказал в предоставлении запрашиваемых сведений, ссылаясь на положения ст.14. Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", а также ввиду возможности обращения финансового управляющего в арбитражный суд с ходатайством об истребовании доказательств.
Согласно Федеральному закону "Об оружии" оружие - это специфический предмет собственности, владение которым предполагает выполнение особых требований, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ" и другими нормативными актами Российской Федерации.
Согласно ст.128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, а также иное имущество. В силу п.2. ст.129 ГК РФ оружие является ограниченно обороноспособной вещью, которая может принадлежать лишь определенным участникам оборота и совершение сделок с которым допускается по специальному разрешению.
Исходя из вышеуказанных норм следует, что оружие - это имущество, а в частности имущество Должника, которое подлежит включению в конкурсную массу Должника и реализации его на торгах в целях удовлетворения требований кредиторов.
В силу п. 7 ст. 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Из содержания указанных норм следует, что в отношении имущества арбитражный управляющий вправе запросить актуальную информацию, то есть о том имуществе, которое принадлежит должнику, а также в блокировании операций по счетам должника.
Законодатель не ограничивает арбитражного управляющего в объеме запрашиваемой информации.
Пункт 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве возлагает на финансового управляющего обязанности, в том числе, по принятию мер по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества; проведения анализа финансового состояния гражданина; выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
За неисполнение обязанностей по принятию мер по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества финансовый управляющий может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст.20.4 Закона о банкротстве. Таким образом, арбитражный управляющий обязан принять исчерпывающий комплекс мер по выявлению и защите имущества должника.
Из пункта 10 ст. 213.9 Закона о банкротстве следует, что сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами. В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение 7 дней с даты поступления запроса, без взимания платы.
Более того, право финансового управляющего на получение сведений не обусловлено представлением/непредставлением сведений об имуществе должником, поскольку положениями п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве установлена императивная обязанность органов государственной власти, в том числе Росгвардии представить финансовому управляющему сведения о принадлежащем должнику имуществе в установленные сроки. Таким образом, отказ Управления Росгвардии по Республике Мордовия в предоставлении сведений об имуществе должника нарушает нормы Закона о банкротстве.
Касательно отсутствия в ч.5 ст.14 ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" прямого указания на предоставление запрашиваемых сведений финансовому управляющему следует отметить следующее.
В соответствии с пунктами 5,6,7,8 ст. 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина несостоятельным (банкротом): все права в отношении имущества гражданина - должника, составляют конкурсную массу, распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично; сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Финансовый управляющий в ходе реализации имущества гражданина от имени гражданина: распоряжается имуществом и денежными средствами гражданина на счетах и вкладах в кредитных организациях; ведет в судах дела, касающиеся имущественных прав гражданина, в том числе об истребовании или о передаче имущества гражданина либо в пользу гражданина, о взыскании задолженности третьих лиц перед гражданином. Запрашивая информацию о должнике, арбитражный управляющий действует на основании и во исполнение судебного акта о введении соответствующей процедуры банкротства в отношении должника в целях исполнения возложенных на него Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» обязанностей.
Таким образом, финансовый управляющий является представителем должника, действующим от его имени, в силу прямого указания Закона о банкротстве и во исполнение судебного акта о введении соответствующей процедуры банкротства (законным представителем).
В ч.5.ст.14 ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" указано, что информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется органам внутренних дел (полиции) и их должностным лицам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственным органам и их должностным лицам; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Арбитражный управляющий действует как специальное должностное лицо (специальный субъект), наделенное соответствующим комплексом прав и на которого возложен комплекс обязанностей, в том числе по выявлению, обеспечению сохранности имущества должника.
Выполнение обязанностей финансового управляющего является публичной деятельностью, при этом в постановлении от 14.01.2010 (дело Кротов против России №54522/00) Европейский суд по правам человека отметил, что назначенный арбитражным судом конкурсный управляющий является представителем государства, который под наблюдением суда осуществляет конкурсное производство. Данные выводы соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 23.04.2019 № № 310-ЭС19-4761.
Таким образом, арбитражный управляющий по смыслу ч.5. ст.14 ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" является специальным субъектом (должностным лицом), что говорит о том, что информация, содержащаяся в банках данных войск национальной гвардии Российской Федерации предоставляется ему по соответствующему запросу.
Следует также отметить, что положения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» являются специальными по отношению к ч.5. ст.14 ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Так, в п.3 ст.232 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации и регулирующих отношения, связанные с банкротством, в соответствие с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются, поскольку они не противоречат ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии со статьями 20.3, 66, 129, 232 Федерального закона от 26.10.2002 № 127- ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» законодательство о банкротстве является специальным и полномочия арбитражного управляющего регулируются специальным федеральным законом, имеющим преимущество применительно к исполнению возложенных на него функций; сведения о принадлежности имущества и сделках с ним не относятся к сведениям о частной жизни, носящему конфиденциальный характер; законодатель не ограничивает арбитражного управляющего в объеме запрашиваемой информации; действия временного управляющего обусловлены правом, предоставлены ему законодательством о банкротстве, направлены на защиту прав и интересов кредиторов.
Таким образом, отказывая в предоставлении сведений финансовому управляющему Центр лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Мордовия нарушил нормы Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и создал препятствие деятельности арбитражного (финансового) управляющего, в виде отказа от передачи арбитражному управляющему сведений и (или) документов в части гражданского оружия, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей.
Более того, право арбитражного (финансового) управляющего как лица, участвующего в деле о банкротстве, на истребование доказательств в рамках ст. 66 АПК РФ не исключает его права запрашивать необходимые сведения о гражданине у государственных органов, располагающих такими сведениями, в том числе и в целях проверки достоверности и полноты уже представленных гражданином сведений.
При указанных обстоятельствах суд считает, что решение Управления Росгвардии по Республике Мордовия, оформленное письмом от 17.05.2023 № 576, об отказе в предоставлении сведений в отношении Подлёдновой Н.А. противоречит вышеуказанным нормам права в части сведений о наличии/отсутствии зарегистрированного оружия и нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.
Вместе с тем, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют. При этом суд исходит из следующего.
Одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 сентября 2018 года N 2486-О, применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения задачи защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Обращаясь в суд за защитой нарушенного права, административный истец просила признать незаконным отказ Управления Росгвардии по Республике Мордовия в предоставлении информации финансовому управляющему, обязать представить сведения.
18 июля 2023 г. письмом исх. № 576/1373 начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Мордовия финансовому управляющему Рассказчиковой Т.Ю. направлена испрашиваемая ею информация – согласно данным системы централизованного учета оружия Росгвардии, гражданка Подлёднова Н.А., 03.04.2001 года рождения, не являлась и не является владельцем гражданского оружия.
Установив, что 18 июля 2023 г. соответствующий ответ был направлен, суд исходит из того, что предполагаемое нарушение прав административного истца, за защитой которых она обратилась в суд, на момент вынесения судебного решения устранено административным ответчиком и перестало затрагивать права Рассказчиковой Т.Ю.
При этом непредставление административному истцу Управлением Росгвардии по Республике Мордовия сведений о наличии у должника Подлёдновой Н.А. судимости, привлечении к административной ответственности, является правомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Внесению в банки данных о гражданах, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", подлежит, в частности, информация: о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления.
Порядок ведения оперативных учетов информационными центрами органов внутренних дел определен ведомственными правовыми актами.
Реализуя полномочия в установленной сфере деятельности, МВД России в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", абзацем седьмым части 1 статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", утвердило приказом от 27 сентября 2019 года N 660 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (зарегистрирован в Минюсте России 29 января 2020 года N 57322) (далее - Административный регламент).
Пунктом 7 Административного регламента установлено, что государственную услугу предоставляет МВД России и территориальные органы МВД России на региональном уровне. Непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ.
Согласно пункту 9 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: справка о наличии (отсутствии) судимости (пункт 9.1); отказ в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (пункт 9.2).
После проведения проверок и получения сведений из банков данных о гражданах, ведение которых осуществляют ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ, должностным лицом, уполномоченным на оформление справок о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение N 4 к Административному регламенту) (пункт 74 Административного регламента).
Учитывая изложенные полномочия МВД России и его территориальных органов, суд приходит к выводу об отсутствии незаконных действий административного ответчика Управления Росгвардии по Республике Мордовия в части отказа в предоставлении сведений о судимости.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Рассказчиковой Татьяны Юрьевны к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Мордовия, начальнику Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Мордовия Гатауллину Артуру Илдаровичу об оспаривании отказа в предоставлении сведений, возложении обязанности – отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.К. Чибрикин