УИД № 18OS0000-01-2022-000090-82
Дело № 3а-275/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 августа 2022 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Малкова К.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мосалевой А.В.,
с участием представителей административного ответчика Г.М.В., П.С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества» о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Минюста России по Удмуртской Республике, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества» (далее по тексту – Общественная организация, Организация) и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований Управление указало, что Общественная организация была создана 1 июня 2016 года на общем собрании учредителей. Решение о государственной регистрации Общественной организации при её создании было принято Управлением 14 сентября 2016 года. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) 22 сентября 2016 года за основным государственным регистрационным номером . Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, местонахождение Организации расположено по адресу: 427620, Удмуртская Республика, . Должностным лицом, действующим без доверенности от имени Организации, в соответствии с разделом Устава «Руководящие органы и контрольно-ревизионные органы организации, их компетенция и порядок образования» является председатель правления. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Организации, является председатель правления Г.М.В..
В период с 1 декабря 2021 года по 28 декабря 2021 года Управлением проводилась плановая документарная проверка в отношении Организации на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных учредительными документами, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества.
В ходе проверки Управлением установлено, что Организацией допускались грубые нарушения требований части второй статьи 29, абзаца второго и третьего части 1 статьи 29, части 2 статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; части 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; части 5 статьи 11, части 1 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Выявленные нарушения Организацией не устранены.
Кроме того, в ходе проведения проверки Управлением были установлены факты неоднократного неисполнения Организацией требований абзацев четвертого, восьмого части первой, части второй статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Выявленные в ходе проведения проверки факты свидетельствуют, по мнению административного истца, о грубом и неоднократном неисполнении Организацией требований законодательства, являющимся в силу абзаца третьего части первой, части второй и третьей статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации правовым основанием для ликвидации общественного объединения.
В судебное заседание представитель административного истца не явился. Исполняющим обязанности начальника Управления Минюста России по Удмуртской Республике К.О.А. заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей Управления.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Удмуртской Республике, Управления Федеральной налоговой службы России по Удмуртской Республике, Администрации муниципального образования «Город ФИО2» не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц о времени и месте судебного заседания в порядке части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 263 КАС РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представители административного ответчика Г.М.В., П.С.Г. с административным исковым заявлением не согласились, возражали против его удовлетворения, поддержав доводы письменных возражений (л.д.82).
Выслушав объяснения представителей административного ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, суд считает установленными следующие юридически значимые обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 1 июня 2016 года на общем собрании учредителей было принято решение о создании Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества».
14 сентября 2016 года Управлением Минюста России по Удмуртской Республике было принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации – Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества», 22 сентября 2016 года запись об Общественной организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером .
Согласно Устава Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества», главной целью деятельности Организации являются содействие защите прав граждан и безопасности общества, решение социальных проблем, развитие патриотизма и противодействие коррупции.
Местонахождение постоянно действующего руководящего органа Общественной организации (Правления), согласно Устава: Удмуртская Республика, . Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (выписка от 17 января 2022 года), местонахождение Организации расположено по адресу: 427620, Удмуртская Республика, .
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 26, Управление Минюста России по Удмуртской Республике осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе, общественных организаций.
В ходе осуществления контроля за деятельностью Общественной организации Управлением Минюста России по Удмуртской Республике распоряжением от 2 ноября 2021 года №714-р назначено проведение плановой документарной проверки в отношении Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества». Организации в установленный срок необходимо было подготовить и представить в Управление документы, поименованные в пункте 12 данного распоряжения, отражающие её деятельность за период с 1 января 2019 года по 30 ноября 2021 года.
В результате проведенной Управлением в период с 1 декабря 2021 года по 28 декабря 2021 года плановой документарной проверки в отношении Организации были выявлены следующие нарушения:
в нарушение части 5 статьи 11, части 1 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Организация не представила документы, необходимые для проведения проверки и не обеспечила присутствие своего руководителя или уполномоченного представителя при проведении проверки;
в нарушение части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация в установленном законом порядке не проинформировала об изменении сведений о своем месте нахождения;
в нарушение абзацев четвертого, восьмого части первой статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ежегодные отчетные сведения об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании Организацией за 2018-2020 годы, а также информация о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, в 2020 году не представлялись;
в нарушение пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация в проверяемый период не утверждала самостоятельный баланс и (или) смету;
в нарушение пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организацией не обеспечивалось ведение бухгалтерского учета в проверяемый период;
в нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в проверяемый период учетная политика Организации не формировалась;
в нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация в проверяемый период не публиковала отчет об использовании своего имущества или не обеспечивала доступность ознакомления с указанным отчетом;
в нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация не в полном объеме представила информацию о своей деятельности органам государственной статистики;
в нарушение части 2 статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация и ее должностные лица не соблюдали положения Устава, регулирующие порядок ведения учета членов;
в нарушение абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация и ее должностные лица не соблюдали положения Устава, регулирующие деятельность Организации, направленную на достижение уставных целей, и деятельность органов управления и контроля.
Кроме того, в нарушение абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организацией не представлены в Управление отчетные сведения, а именно отчеты по форме №ОН0003 за 2018-2020 годы и информация о продолжении деятельности в 2019, 2020 годах.
Указанные обстоятельства подтверждаются Уставом Общественной организации, Распоряжением Управления Минюста России по Удмуртской Республике от 2 ноября 2021 года № 714-р «О проведении плановой документарной проверки Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества», уведомлением о проведении проверки от 9 ноября 2021 года №, повторным уведомлением о проведении проверки от 3 декабря 2021 года №, Актом проверки № от 28 декабря 2021 года.
При этом ранее Организации выносились письменные предупреждения (предписания) о недопустимости в ее деятельности нарушений законодательства от 11 октября 2019 года №, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, в которых устанавливались сроки для устранения выявленных нарушений.
Согласно справке исполняющего обязанности начальника отдела по обеспечению деятельности Управления – главного бухгалтера С.О.Г. от ДД.ММ.ГГГГ выявленные нарушения Организацией в установленные сроки устранены не были.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии оснований для их удовлетворения на основании следующего.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту – Федеральный закон №82-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 82-ФЗ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Одной из организационно-правовых форм общественных объединений, закрепленных в статье 7 Федерального закона № 82-ФЗ, является общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание, постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (части 1 и 3 статьи 8 названного закона).
Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ закреплены обязанности общественного объединения. В соответствии с названной статьей установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона №82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется, в том числе по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.
Абзацем третьим части 1 статьи 44 Федерального закона №82-ФЗ определено, что основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее по тексту - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64) оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами.
В силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Судом установлено, что направленные Управлением Минюста России по Удмуртской Республике по адресу места нахождения постоянно действующего руководящего органа Общественной организации, содержащемся в Едином государственном реестре юридических лиц, документы (уведомления о проведении проверки, предписания (предупреждения)) адресатом не были получены и возвращены с отметкой ФГУП «Почта России» - «истек срок хранения».
При этом, повторное уведомление о проведении проверки от 3 декабря 2021 года №18/03-6770, направленное по месту жительства председателя правления ФИО1, было получено им лично 21 декабря 2021 года.
Таким образом, стороне административного ответчика было достоверно известно о проведении в отношении Организации указанной проверки, и о сроках её проведения.
Вместе с тем, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) организации, в Управление представлены не были.
Кроме того, в Управление не поступили документы, необходимые для проведения проверки, истребованные у Организации в соответствии с пунктом 12 Распоряжения от 2 ноября 2021 года №714-р, а также Организация не обеспечила присутствие своего представителя при проведении проверки.
В то время как в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Федеральный закон №294-ФЗ), в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 25 Федерального закона № 294-ФЗ).
С учетом положений, содержащихся в пункте 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64, документы считаются доставленными Объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением).
Установленные обстоятельства свидетельствуют о грубом нарушении Общественной организацией требований действующего законодательства, а именно части 5 статьи 11, части 1 статьи 25 Федерального закона №294-ФЗ, части 2 статьи 29 Федерального закона №82-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона №82 членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
В силу статьи 8 указанного Федерального закона высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В соответствии с Уставом Организации, руководящим органом организации является, в том числе, Конференция, которая собирается не реже одного раза в год. К исключительной компетенции Конференции относится, в том числе, избрание Правления, Председателя Правления Организации и прекращение их полномочий. В период между конференциями руководящим органом организации является Правление, избираемое Конференцией Организации сроком на пять лет. Правление Организации самостоятельно определяет периодичность своих заседаний, но не реже одного раза в полгода. Председатель Правления является высшим должностным лицом Организации, избирается Конференцией квалифицированным большинством в 2/3 голосов присутствующих делегатов из числа членов правления сроком на 5 лет. Координационный совет, являющийся руководящим органом, избирается Конференцией сроком на пять лет, его деятельностью руководит Председатель Координационного Совета, избираемый Конференцией, сроком на пять лет. Контрольно-ревизионным органом Организации является контрольно-ревизионная комиссия, избираемая Конференцией сроком на пять лет.
Как следует из материалов дела, общим собранием учредителей Организации, согласно Протокола №1 от 1 июня 2016 года, было принято решение о создании Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества», избрано Правление организации, председатель Правления Г.М.В., Координационный совет, Контрольно-ревизионная комиссия. При этом сведений о проведении в последующем, в установленном Уставом порядке, заседаний организации, в том числе и по вопросу переизбрания Руководящих органов организации, а также по вопросам осуществления ими деятельности, предусмотренной Уставом, административным ответчиком не представлено.
Вышеуказанное свидетельствует о грубом нарушении Общественной организацией требований действующего законодательства, а именно части 2 статьи 6, абзаца второго части 1 статьи 29 Федерального закона №82-ФЗ.
Также административным ответчиком в проверяемый период не велся бухгалтерский учет, не формировалась учетная политика, не в полном объеме велась статистическая отчетность, что указывает на нарушение требований пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,частей 1, 3 статьи 6, части 2 статьи 8, статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым некоммерческая организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации, оформлять факты своей хозяйственной деятельности первичными учетными документами, формировать учетную политику, отсутствие которых является грубым нарушением правил учета доходов и расходов.
Согласно абзацу третьему части первой статьи 29 Федерального закона №82-ФЗ, общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.
Между тем, документов, подтверждающих публикацию такого отчета или обеспечение доступности ознакомления с ним, административным ответчиком не представлено, что свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.
Кроме того, абзацами 4,8 части 1 статьи 29 Федерального закона 82-ФЗ предусмотрено, что Общественное объединение обязано:
ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;
информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Форма указанных документов (отчет по форме №ОН0003) утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 года №170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Как установлено судом, Организацией в нарушение вышеуказанных требований закона не представлены в Управление отчетные сведения, а именно отчеты по форме №ОН0003 за 2018-2020 годы и информация о продолжении деятельности в 2019, 2020 годах.
При этом, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64, неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика () Управлением посредством Почты России направлялось предупреждение (предписание) № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Организации предписывалось представить в Управление в срок до 2 декабря 2019 года отчет по форме №ОН0003 за 2018 год.
12 августа 2020 года в адрес административного ответчика (<...>) Управлением посредством Почты России направлялось предупреждение (предписание) № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Организации предписывалось представить в Управление в срок до 21 сентября 2020 года отчеты по форме №ОН0003 за 2018-2019 годы и информацию о продолжении деятельности в 2019 году.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика () Управлением посредством Почты России направлялось предупреждение (предписание) № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Организации предписывалось представить в Управление в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчеты по форме №ОН00ДД.ММ.ГГГГ-2020 годы и информацию о продолжении деятельности в 2020 году.
Вместе с тем, вышеуказанные предписания оставлены административным ответчиком без исполнения, соответствующие отчеты по форме №ОН00ДД.ММ.ГГГГ-2020 годы, а также информация о продолжении деятельности в 2019, 2020 годах в Управление не представлены.
Давая оценку доводам административного ответчика о том, что указанные предписания не были выполнены по причине их неполучения Общественной организацией в связи с нарушением работниками Почты России требований нормативных актов, регулирующих вопросы приема и вручения почтовых отправлений, суд приходит к следующему.
Так, в соответствии с пунктом 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 года № 234, письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи.
Аналогичные положения были закреплены в пункте 11.1 Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 7 марта 2019 года № 98-п, действовавшего в юридически значимый в рамках настоящего дела период (далее – Порядок).
При этом, согласно пункта 10.2.5.1 Порядка вручение РПО с заказным уведомлением о вручении осуществляется в соответствии с пунктом 10.1.1 при предъявлении адресатом документа, удостоверяющего личность, и после расписки на извещении ф. 22 (ф. 22-о) и на бланке уведомления.
В соответствии с пунктом 10.3.5 Порядка по ходу движения по доставочному участку почтальон: доставляет почтовые отправления по указанным на них адресам и выдает адресатам (уполномоченным представителям) в соответствии с требованиями пунктов 10.1.1, 10.2.2 - 10.2.4, 10.2.5, 10.2.7 указанного Порядка; при невозможности вручить регистрируемое почтовое отправление (почтовые отправления (заказные, в том числе пересылаемые в форме электронного документа, обыкновенные, с объявленной ценностью (почтовое отправление, принимаемое с оценкой стоимости вложения, определяемой отправителем), принимаемые от отправителя с выдачей квитанции, с присвоением отправлению штрихового почтового идентификатора внутреннего РПО (штрихового идентификатора экспресс-отправления) опускает извещения ф. 22 (ф. 22-о, ф. 22/119) в ячейки абонентских почтовых шкафов (почтовые абонентские ящики), проставляет причину невручения РПО в графе "Особые отметки" накладной поименной ф. 16-дп; опускает извещения ф. 22 (ф. 22-о, ф. 22/119) на РПО, подлежащие вручению в отделении почтовой связи, в ячейки абонентских почтовых шкафов (почтовые абонентские ящики, почтовые шкафы опорных пунктов).
Согласно ответа АО «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ№ на судебный запрос:
- почтовое отправление № (предупреждение (предписание) от ДД.ММ.ГГГГ№) поступило ДД.ММ.ГГГГ в отделение почтовой связи (далее по тексту – ОПС) ФИО2 427626 и передано в доставку почтальону. При невозможности вручения в момент доставки по причине отсутствия адресата по указанному адресу и не получения почтового отправления в период установленного срока хранения, почтовое отправление ДД.ММ.ГГГГ возращено отправителю по причине «истек срок хранения». Копия накладной ф.16-дп за ДД.ММ.ГГГГ по доставке почтового отправления в архиве ОСП Глазовский почтамт не найдена. Подтвердить доставку данного почтового отправления не представляется возможным;
- почтовое отправление № (предупреждение (предписание) от ДД.ММ.ГГГГ№) поступило ДД.ММ.ГГГГ в ОПС ФИО2 427626 и передано в доставку почтальону. При невозможности вручения в момент доставки по причине отсутствия адресата по указанному адресу и не получения почтового отправления в период установленного срока хранения, почтовое отправление ДД.ММ.ГГГГ возращено отправителю по причине «истек срок хранения» (копия накладной прилагается);
- почтовое отправление № (предупреждение (предписание) от ДД.ММ.ГГГГ№) поступило ДД.ММ.ГГГГ в ОПС ФИО2 427626 и передано в доставку почтальону. При невозможности вручения в момент доставки по причине отсутствия адресата по указанному адресу и не получения почтового отправления в период установленного срока хранения, почтовое отправление ДД.ММ.ГГГГ возращено отправителю по причине «истек срок хранения» (копия накладной прилагается).
Таким образом, порядок приема и вручения почтовых отправлений в отношении отправлений №, № отделением почтовой связи соблюден, что кроме того, подтверждается копиями накладных по форме 16-дп, из содержания которых следует, что при невозможности вручить указанные регистрируемые почтовые отправления по причине отсутствия адресата, извещения по форме 22 (ф.22) опущены почтальоном в почтовый ящик. Сроки хранения указанных отправлений соответствуют нормативным.
В этой связи, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, суд приходит к выводу о том, что предупреждения (предписания) Управления Минюста России по Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, направленные Общественной организации по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ, и возвратившиеся обратно отправителю в связи с истечением срока хранения, считаются доставленным адресату.
При этом, аналогичный вывод о соблюдении отделением почтовой связи порядка приема и вручения почтового отправления с № (предупреждение (предписание) от ДД.ММ.ГГГГ№) суд сделать не может по причине не подтверждения доставки данного почтового отправления (отсутствие накладной по форме 16-дп.). В связи с чем, указанные в нем нарушения законодательства не могут быть учтены при определении неоднократности нарушений.
Вместе с тем, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, указанные Управлением Минюста России по Удмуртской Республики в предупреждениях (предписаниях) от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ образуют неоднократность нарушений, поскольку по предписанию от ДД.ММ.ГГГГ№ административному ответчику необходимо было представить в Управление отчет по форме №ОН0003, в том числе, за 2019 год и информацию о продолжении деятельности в 2019 году, а по предписанию от ДД.ММ.ГГГГ№ административному ответчику необходимо было представить в Управление отчет по форме №ОН0003, в том числе, за 2020 год и информацию о продолжении деятельности в 2020 году. То есть, после вынесения в адрес Общественной организации предупреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ со стороны административного ответчика имели место аналогичные нарушения действующего законодательства, а именно не предоставление в Управление отчета по форме №ОН00ДД.ММ.ГГГГ год и информации о продолжении деятельности в 2020 году.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества» допущены грубые и неоднократные нарушения действующего федерального законодательства, которые уже не могут быть устранены законным способом, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных организациях» является основанием для ее ликвидации.
Таким образом, соответствующие доводы административного ответчика не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, поскольку представленными доказательствами в достаточной степени подтверждается, что Общественной организацией в установленные сроки не устранены нарушения требований закона, допущенные нарушения являются грубыми и неоднократными.
Требование о ликвидации Общественной организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Суд находит, что в данном случае ликвидация общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах является соразмерной допущенным Общественной организацией нарушениям.
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц относится к процедуре государственной регистрации при ликвидации юридического лица и осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица посредством внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункты 1, 6 и 7 статьи 22). После внесения такой записи ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180,264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества» о ликвидации общественной организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать Межрегиональную общественную организацию «Центр развития гражданского общества» (основной государственный регистрационный №).
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Межрегиональной общественной организации «Центр развития гражданского общества» (основной государственный регистрационный №).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы.
Решение в мотивированной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.
Судья К. Ю. Малков
Копия верна:
Судья К. Ю. Малков