№2-29/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Наримановский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Успановой Г.Т.,
при секретаре Асановой А.Р.,
с участием представителя истца Завадиной О.А.,
представителя ответчика ООО «<данные изъяты>» - Тихомирова А.С.,
представителя ответчика ИП Гусева Д.С. – Верблюдова А.А.,
представителей <данные изъяты> территориального управления Росрыболовства Аксеновой В.С., Краденова Ю.А.,
представителя Управления Росприроднадзора по <данные изъяты> Пушкаревой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>», индивидуальному предпринимателю Гусеву Д.С. о запрете осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых, возложении обязанности по восстановлению нарушенного состояния водного объекта,
установил:
Прокурор <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>» и индивидуальному предпринимателю Гусеву Д.С. о запрете осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых, возложении обязанности по восстановлению нарушенного состояния водного объекта.
В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведенного <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой анализа законности использования водных объектов в целях рыбоводства на территории <адрес> установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ИП Гусевым Д.С. при помощи грузовой техники под видом проведения мелиоративных работ по договору подряда с ООО «<данные изъяты>», организована погрузка и вывоз технической соли не менее <данные изъяты> кг., выбранной из соленого озера без названия (рыбоводный участок №), расположенного в границах <данные изъяты><адрес>.
По сведениям отдела геологии и лицензирования по Астраханской области указанное соленое озеро без названия находится в нераспределенном фонде недр Российской Федерации и прогнозные запасы полезных ископаемых (соли) по этому участку, поставленные на государственный баланс недр составляют № тонна.
Данный рыбоводный участок (озеро <данные изъяты>, № без названия) на основании договора водопользования № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен ООО «<данные изъяты>», которое с целью производства мелиоративных работ ДД.ММ.ГГГГ заключило договор подряда с ИП Гусевым Д.С.
Пунктами 3.4.1 и 3.4.2 договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность соблюдать, в том числе природоохранное законодательство, осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, водного объекта и других природных ресурсов. Для проведения работ по договору водопользования разработана проектная документация «Программа планируемых работ» на рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия №. Разделом 7 данной программы определен комплекс рыбохозяйственных мероприятий на озере с целью обеспечения оптимальных условий для выращивания рачков <данные изъяты>, в том числе: расчистка береговой зоны по периметру береговой линии озера, а также центральной отмели с целью обеспечения необходимых глубин в береговой зоне; устройство дамбы обвалования по периметру озера; устройство разделительной дамбы в ложе озера протяженность <данные изъяты> метров; устройство артезианских скважин по периметру озера.
В соответствии с п. 1.1 договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, ИП Гусев Д.С. обязан в процессе выполнения работ ознакомиться и придерживаться норм охраны труда, противопожарных, санитарных и других норм, указанных в договоре водопользования от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью определения негативных последствий проведения работ на соленом озере к проведению проверки были привлечены специалисты в области охраны окружающей среды. По результатам комплексного экологического обследования соленого озера после производства работ установлено, что планируемые рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия по разведению рачков <данные изъяты> не проводятся, на озере произведена несанкционированная добыча соли и нанесен ущерб соленому озеру как компоненту окружающей среды и восстановление её возможно на протяжении длительного времени. Поскольку озеро «<данные изъяты>» является компонентом окружающей среды и неотъемлемой частью единого природного комплекса – района западных подстепных ильменей и представляет собой межбугровое понижение рельефа, то бесконтрольное изъятие соли из ложа озера неизбежно ведет и к нарушению водного и солевого баланса грунтов, прилегающих к озеру бугров <данные изъяты>. Для полного восстановления озера потребуется не менее <данные изъяты> лет.
Поскольку в результате проведенной прокуратурой проверки и на основании заключения специалистов в области охраны окружающей среды подтвержден факт нарушения целостности запасов озера и, соответственно причинение негативных последствий данному водному объекту, на естественное восстановление которого потребуется длительное время, истец просил запретить ООО «<данные изъяты>» и ИП Гусева Д.С. осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых на озере без названия, озеро «<данные изъяты>» (рыбоводный участок №) в <адрес>, возложить на ООО «<данные изъяты>» и ИП Гусева Д.С. обязанность по восстановлению нарушенного состояния водного объекта – соленого озера без названия, озеро «<данные изъяты>» (рыбоводный участок №) в <адрес> путем разработки и реализации проекта по восстановлению водного объекта.
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ истец в порядке ст. 39 ГПК РФ увеличил исковые требования, просил запретить ООО «<данные изъяты>» и ИП Гусева Д.С. осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых на озере без названия, озеро «<данные изъяты>» (рыбоводный участок №) в <адрес>, возложить на ООО «<данные изъяты>» и ИП Гусева Д.С. обязанность по разработке проекта восстановления нарушенного состояния водного объекта - соленого озера без названия, озеро «<данные изъяты>» (рыбоводный участок №) в <адрес> и его водоохранной зоны, восстановлению их нарушенного состояния за счет их средств в соответствии с проектом восстановительных работ, взыскать с ИП Гусева Д.С. в федеральный бюджет в свет возмещения вреда, причиненного недрам озера «<данные изъяты>» в <адрес> ущерб в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил запретить ООО «<данные изъяты>» и ИП Гусева Д.С. осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых на озере без названия, озеро «<данные изъяты>» (рыбоводный участок №) в <адрес>, возложить на ООО «<данные изъяты>» и ИП Гусева Д.С. обязанность по разработке проекта восстановления нарушенного состояния водного объекта - соленого озера без названия, озеро «<данные изъяты>» (рыбоводный участок №) в <адрес> и его водоохранной зоны с целью приведения в первоначальное состояние, взыскать с ИП Гусева Д.С. в федеральный бюджет в свет возмещения вреда, причиненного недрам озера «<данные изъяты>» в <адрес> ущерб в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес>.
Представитель истца – старший помощник прокурора <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратуры Завадина О.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ООО «<данные изъяты>» Тихомиров А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме.
Ответчик ИП Гусев Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его представитель Верблюдов А.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представители <данные изъяты> территориального управления Росрыболовства Краденов Ю.А. и Аксенова В.С. в судебном заседании исковые требования прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры поддержали в полном объеме.
Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> Пушкарева К.А. в судебном заседании исковые требования прокурора Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры поддержала в полном объеме.
Представитель отдела геологии и лицензирования по <адрес> Департамента по недропользованию по южному федеральному округу в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствии.
Выслушав стороны, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п.17 статьи 1 Водного кодекса РФ охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Пунктом 3 ст.3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 38 Водного кодекса РФ исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на обособленное водопользование. Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии с ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
В силу п. 3 ч.1 ст. 41 Водного Кодекса РФ водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае причинения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.51.1 Водного кодекса РФ использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).
В силу п.5 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» граждане и юридические лица могут осуществлять рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование, которые принимаются в соответствии со статьей 33.2 настоящего Федерального закона. Добыча (вылов) водных биоресурсов при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в объеме, необходимом для обеспечения деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи, в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Порядок осуществления рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Согласно ст.2 Федерального закона от 2 июля 2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под аквакультурой (рыбоводство) понимается деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры; к объектам аквакультуры относятся водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания; под рыбоводным участком понимается водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
На основании ст.16 Федерального закона от 2 июля 2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного рыбоводным хозяйствам, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Возмещение вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, среде их обитания, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
В силу ст. 53 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.
На основании п.9 Приказа Минсельхоза России от 6 апреля 2015 № 129 «Об утверждении особенностей водопользования для целей аквакультуры (рыбоводства), особенностей использования земель для целей аквакультуры (рыбоводства), а также порядка определения особенностей создания и эксплуатации зданий, строений, сооружений для целей аквакультуры (рыбоводства)» строительство причалов, гидротехнических сооружений, проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, осуществляются на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно Закону РФ от 21 февраля 1992 N 2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу ст.1.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 N 2395-1 «О недрах», недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
В соответствии со ст.11 Закона РФ от 21 февраля 1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии со ст.49 Закона РФ от 21 февраля 1992 N 2395-1 «О недрах» лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность), под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. п. 6, 7 и 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 ГК РФ). О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения. Так, к солидарной ответственности могут быть привлечены заказчик, поручивший выполнение работ, которые причиняют вред окружающей среде, и подрядчик, фактически их выполнивший. Заказчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему заказчиком задания.
В силу ст.78 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Из правовой позиции, изложенной в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и <данные изъяты> управлением Федерального агентства по рыболовству заключен договор № рыбоводного участка № без названия, площадью <данные изъяты> га. в целях обособленного водопользования (для осуществления аквакультуры (рыбоводства) без забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта на рыбоводном участке), на срок ДД.ММ.ГГГГ.
В целях проведения вышеуказанных работ по договору водопользования, ООО «<данные изъяты>» по заказу ответчика ООО «<данные изъяты>» подготовлена проектная документация «Программа планируемых работ» на рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия №.
Из указанной Программы следует, что с целью создания оптимальных условий для развития рачков вида <данные изъяты>, а также организации поэтапного процесса выращивания необходимо обеспечить постоянный уровень воды в озере без названия (рыбоводный участок №) со средними глубинами около <данные изъяты> м. и концентрацией солей около №.
В комплекс рыбохозяйственных мелиоративных мероприятий на озере без названия (рыбоводный участок №) с целью обеспечения оптимальных условий для выращивания рачков <данные изъяты> включены следующие виды работ: расчистка береговой зоны по периметру береговой линии озера, а также центральной отмели с целью обеспечения необходимых глубин в береговой зоне; устройство дамбы обвалования по периметру озера; устройство разделительной дамбы в ложе озера протяженностью <данные изъяты> метров; устройство артезианских скважин по периметру озера.
В период действия договора, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и <данные изъяты> управлением Федерального агентства по рыболовству, а именно ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и ИП Гусевым Д.С. заключен договор подряда на проведение работ: расчистка береговой зоны по периметру береговой линии озера, с целью обеспечения необходимых глубин в береговой зоне; устройство дамбы обвалования по периметру озера; устройство разделительной дамбы в ложе озера.
В целях согласования деятельности, предусмотренной проектной документацией «Рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия на озере без названия (рыбоводный участок №) в <адрес>» ответчик ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ обратился в <адрес> территориальное управление Росрыболовства, на которое ему ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ о согласовании осуществления деятельности «Рыбохозяйственные мелиоративные мероприятия на озере без названия (рыбоводный участок №) в <адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ при выполнении природоохранных мероприятий по предупреждению и снижению негативного воздействия на среду обитания водных биологических ресурсов.
В соответствии с пунктами 3.4.1 и 3.4.2 договора водопользования № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» обязано соблюдать, в том числе природоохранное законодательство, осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, водного объекта и других природных ресурсов.
В силу п. 1.1 договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, ИП Гусев Д.С. обязан в процессе выполнения работ ознакомиться и придерживаться норм охраны труда, противопожарных, санитарных и других норм, указанных в договоре водопользования от ДД.ММ.ГГГГ.
При разрешении исковых требований прокурора установлено, что при проведении рейдовой проверки, ДД.ММ.ГГГГ ИП Гусевым Д.С. при помощи грузовой техники на основании договора подряда, заключенного с ООО «<данные изъяты>», организована погрузка и вывоз технической соли не менее <данные изъяты> кг., выбранной из соленого озера без названия (рыбоводный участок №), расположенного в границах <адрес> в.д. <адрес>.
Указанное обстоятельство подтверждается протоколом осмотра, принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, актами обследований, объяснением Гусева Д.С. от ДД.ММ.ГГГГ, из показаний которого следует, что в целях проведения мелиоративных работ на озере № по договору подряда, заключенному с ООО «<данные изъяты>», на рыбоводный участок были направлены грузовая техника, погрузчик, найденный Закарьяевым З.А., при этом из протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что количество изъятой соли составила <данные изъяты> кг., которое передано на ответственное хранение ФИО10
По сведениям отдела геологии и лицензирования по <адрес> указанное соленое озеро без названия находится в нераспределенном фонде недр Российской Федерации и прогнозные запасы полезных ископаемых (соли) по этому участку, поставленные на государственный баланс недр составляют <данные изъяты> тонна на площади полезных ископаемых запасов <данные изъяты> кв.м.
В целях определения негативных последствий в результате производства работ на рыбоводном участке озера <данные изъяты>, на основании представленных Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой материалов, доктором географических наук, ведущим научным сотрудником, руководителем Астраханской группы института водных проблем РАН, профессором АГТУ ФИО11, доктором биологических наук, профессором АГАСУ ФИО12, ведущим геологом <данные изъяты> гидрогеологической партии ФИО13 проведена комплексная экологическая экспертиза (исследование), из которой следует, что изъятие соли из озера является добычей полезного ископаемого федерального значения, строго лицензируется. При площади извлекаемых запасов Западных подстепных ильменей и представляет собой межбугровое понижение рельефа, то бесконтрольное изъятие соли из ложа озера неизбежно ведет к нарушению водного и солевого баланса грунтов, прилегающих к озеру бугров <данные изъяты>. Для полного восстановления озера потребуется около <данные изъяты> лет. Для восстановления окружающей среды необходимы финансовые затраты только в части восстановительных работ (рекультивации) на прилегающей к озеру территории. Для устранения последствий ухудшения компонентов окружающей среды озера «<данные изъяты>», нанесенных в результате проведения вышеуказанных работ потребуется не менее <данные изъяты> лет, так как волжские воды в озеро не доходят, и основным источником поступления воды в ложе озера «<данные изъяты>» являются атмосферные осадки, их в Астраханском регионе выпадает крайне мало (в среднем <данные изъяты> мм/год).
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста ФИО14 подтвердила обстоятельства, указанные в данном исследовании.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проведенное экологическое исследование суд принимает в качестве доказательства по делу, поскольку прокурором оно представлено в обоснование заявленных исковых требований, при этом ответчиками, в соответствии со ст.56 ГПК РФ доказательств, опровергающих выводы специалистов, суду не представлено.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что действиями (бездействиями) ответчиков, в том числе ответчика ООО «<данные изъяты>», заключившего договор подряда, не освобожденного в связи с этим от контроля за выполнением подрядчиком ИП Гусевым Д.С. работ по договору подряда и наступившими неблагоприятными последствиями, причинен вред окружающей среде, а именно рыбоводному объекту № «<данные изъяты>» <адрес>.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 720 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Между тем, выполнение указанных требований ООО «<данные изъяты>» материалы дела не содержат.
Напротив, представленные прокурором материалы дела свидетельствуют о согласованности действий ИП Гусева Д.С. и директора ООО «<данные изъяты>» по добыче соли из озера №
В силу ст.51 Закона РФ от 21 февраля 1992 N 2395-1 «О недрах» лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета размера вреда установлен Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 N 564.
Пунктом 6 указанных Правил предусмотрено, что стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами, определяется по формуле <данные изъяты> - объем запасов полезного ископаемого, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (тонн, тыс. куб. метров, граммов, карат, куб. метров в сутки, тонн в сутки), уменьшенный на величину норм технологических потерь, утвержденных в установленном порядке, за исключением случаев самовольного пользования недрами; Р - стоимость единицы полезного ископаемого, определяемая по средней рыночной цене его реализации за 6 месяцев, предшествующих дате совершенного правонарушения (рублей).
Пунктом 7 указанных Правил также предусмотрено, что сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что объем добытой ответчиком Гусевым Д.С. соли, составляет <данные изъяты> тонн.
Учитывая, что истцом в основу расчета взяты сведения Федеральной службой государственной статистики о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого, суд признает данный расчет верным.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также учитывая, что факт нарушения водного объекта, на восстановление которого потребуется длительное время нашел своё подтверждение, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчиков ООО «<данные изъяты>» и ИП Гусева Д.С. запретить осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых на озере без названия, озеро «<данные изъяты>» (рыбоводный участок №) в <адрес>, а также возложения на ООО «<данные изъяты>» и ИП Гусева Д.С. обязанность по разработке проекта восстановления нарушенного состояния водного объекта - соленого озера без названия, озеро «<данные изъяты>» (рыбоводный участок №) в <адрес> и его водоохранной зоны с целью приведения в первоначальное состояние.
Принимая во внимание заявленные истцом требования, суд приходит к выводу, что ущерб, в результате незаконной добычи соли подлежит взысканию с ответчика ИП Гусева Д.С. в размере <данные изъяты> копейки.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что истец при подаче иска освобожден от уплаты госпошлины, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ООО «<данные изъяты>» государственную пошлину в размере <данные изъяты>, с ответчика Гусева Д.С. государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации, в защиту прав и свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «<данные изъяты>», индивидуальному предпринимателю Гусеву Д.С. о запрете осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых, возложении обязанности по восстановлению нарушенного состояния водного объекта – удовлетворить.
Запретить ООО «<данные изъяты>», индивидуальному предпринимателю Гусеву Д.С. осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых на озере без названия, озеро «<данные изъяты>» (рыбоводный участок №) в <адрес>.
Возложить на ООО «<данные изъяты>», индивидуального предпринимателя Гусева Д.С. обязанность по разработке проекта восстановления нарушенного состояния водного объекта - соленого озера без названия, озеро «<данные изъяты>» (рыбоводный участок №) в <адрес> и его водоохранной зоны с целью приведения в первоначальное состояние.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Гусева Д.С. в федеральный бюджет в счет возмещения вреда, причиненного недрам озера «<данные изъяты>» в <адрес> ущерб в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ООО «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Гусева Д.С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд, через Наримановский районный суд Астраханский области в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья Г.Т. Успанова
Мотивированное решение изготовлено 7 марта 2019 года
Судья Г.Т. Успанова