ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1132/18 от 20.09.2018 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1132/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2018 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Жуковой А.А.,

с участием с участием представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России - Заверяева А.Н., действующего по доверенности от ДАТА сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о понуждении произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам: Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (ФГКУ «ДТУИО»), в котором указал, что 318 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка специализированного жилищного фонда Минобороны России в военном городке <адрес> на предмет проведения текущего и капитального ремонта. В ходе указанной проверки установлено, что здание многоквартирного жилого дома инв. (1962 года постройки и ввода в эксплуатацию), расположенное по адресу: <адрес> «военный городок состоит на балансе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, является собственностью Российской Федерации, в лице Минобороны России. Обслуживание указанного жилищного фонда осуществляется ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» жилищно- эксплуатационный (коммунальный) отдел на основании заключенного между ФГУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России и Минобороны России в лице начальника Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. -УЖФ/ВВО-1. В соответствии с положениями названного договора управляющей организацией ФГУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» осуществляется содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, проведение капитального ремонта возложено на собственника имущества - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. В то же время проведенной проверкой установлены факты неисполнения собственником (наймодателем) - Минобороны России обязанности по проведению капитального ремонта жилого фонда. Специалистами в ходе проверки произведено обследование состояния жилищного фонда и составлен акт весеннего осмотра технического состояния жилого дома. Так, согласно акта весеннего осмотра технического состояния жилого дома от 30 марта 2018 г., многоквартирный жилой дом инв. расположенный по адресу: <адрес> «военный городок », эксплуатируется по назначению и нуждается в проведении капитального ремонта - фасада, балконов, фундамента, отмостки, замен инженерных сетей с установкой общедомовых приборов учета, подъездов, окон, лестничных маршей. Необходимость проведения капитального ремонта указанных конструктивных элементов обоснована указанным актом осмотра технического состояния здания многоквартирного жилого дома. Ранее капитальный ремонт в вышеуказанном многоквартирном доме собственником не проводился. Согласно ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 , под капитальным ремонтом понимается ремонт с целью восстановления ресурса здания с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Пунктом 2.2 ВСН 58-88 (р) предусмотрено, что система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Исходя из системного толкования ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений. В силу пунктов 1 и 3 ст. 125, пункта 3 ст. 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями. В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно положению о Минобороны России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, а также постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Статьей 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено понятие капитального ремонта многоквартирного лома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Часть 3 статьи 15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-тепло-газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов. Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Согласно Уставу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России является уполномоченным лицом собственника - Минобороны России по управлению и распоряжению имуществом, спорное здание многоквартирного жилого дома № 2 (инв. № 122) состоит на его балансе, следовательно, ему делегированы не только права, но и обязанности собственника, исполнение которых возможно как самостоятельно, так и с помощью третьих лиц. Ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника и наймодателя по капитальному ремонту принадлежащего ему имущества, приводит к существенному нарушению прав граждан, а также военнослужащих проживающих в указанном специализированном жилищном фонде, что создает угрозу для их жизни и здоровья. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, (далее - ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Как следует из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 65, п. 1 ст. 100 ЖК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 45, 131 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», - просит обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России произвести согласно акту весеннего осмотра здания от 30 марта 2018 г. капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (инв. ), «военный городок ».

От представителя ФГКУ «ДТУИО» поступили возражения на иск, в которых указано об отсутствии у Учреждения полномочий по проведению капитального ремонта и отсутствие финансирования на эти цели, тем самым Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу. При этом нормативными актами урегулирован порядок проведения капитального ремонта. Проведение капитального ремонта допускается лишь уполномоченными лицами, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса России. Стороной заявителя необходимых документов в обоснование требований о проведении капитального ремонта не представлено, именно строительно-технического заключения, проектно-сметной документации на проведение работ и т.п..

Определением суда от 20 июля 2018 года, к участию в деле привлечено в качестве ответчика ФГБУ «Центральное жилишно-коммунальное управление» Минобороны России (ФГБУ «ЦЖКУ»).

13.08.2018 от заместителя военного прокурора 318 военной прокураты в суд поступили уточнения к иску, в которых заместитель военного прокурора просит признать в качестве единственного ответчика Министерство обороны России и направить исковое заявление в суд по месту нахождения ответчика.

Определением суда от 03.09.2018 в передаче дала по подсудности отказано.

От представителя ФГБУ «Центральное жилишно-коммунальное управление» Минобороны России поступили возражения на иск, в которых указано об отсутствии у Учреждения полномочий по проведению капитального ремонта. Так, в соответствии с п. 3.1.20 Договора управления жилищным фондом от 26.09.2017 между Минобороны России (заказчиком) и ФГБУ «ЦЖКУ» (исполнитель), ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязано направлять собственнику (балансодержателю) жилого дома предложения на проведение капитального ремонта. Обязанность по проведению капитального ремонта должна быть возложена на собственника Министерство обороны и ФГКУ «ДТУИО», как лицо в оперативном управлении которого находится данное имущество. Просит в удовлетворении иска к ФГБУ «ЦЖКУ» отказать.

В судебное заседание заместитель военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона, его представитель не явились, о времени и месте процессуальный истец извещался судом в установленном законом порядке, однако судебное извещение не получено, согласно отслеживанию почтовых отправлений имело место 18.09.2018 неудачная попытка вручения.

Представитель ответчика ФГКУ «ДТУИО» иск не признал, по доводам, изложенным в возражениях на иск.

Представитель ответчика Министерства обороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте представитель извещен (согласно имеющейся в материалах дела расписки), каких-либо сообщений в суд не поступало.

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» извещался судом в установленном законом порядке, однако судебное извещение не получено, согласно отслеживанию почтовых с 17.09.2018 ожидает адресата в месте вручения.

В силу положений ст. 165.1 Гражданского кодекса России, извещения считаются доставленными, риск их не получения лежит на адресатах.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

318 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка специализированного жилищного фонда Минобороны России в военном городке № 54 Долинского района Сахалинской области на предмет проведения текущего и капитального ремонта.

В ходе указанной проверки установлено, что здание многоквартирного жилого дома инв. (1962 года постройки и ввода в эксплуатацию), расположенное по адресу: <адрес>, «военный городок », состоит на балансе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, является собственностью Российской Федерации, в лице Минобороны России.

Обслуживание указанного жилищного фонда осуществляется ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел на основании заключенного между ФГУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России и Минобороны России в лице начальника Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Восточного военного округа договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. -УЖФ/ВВО-1.

В соответствии с положениями названного договора управляющей организацией ФГУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» осуществляется содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 3.1.20 Договора управления жилищным фондом от 26.09.2017 между Минобороны России (заказчиком) и ФГБУ «ЦЖКУ» (исполнитель), ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязано направлять собственнику (балансодержателю) жилого дома предложения на проведение капитального ремонта с приложением актов технического состояния дефектных актов, ведомостей объёмов работ.

Согласно акта весеннего осмотра технического состояния жилого дома от 30 марта 2018 г., проведённого комиссией в составе начальника и техника домоуправления утверждённого начальником ЖЭ(К)О , многоквартирный жилой дом инв. расположенный по адресу: <данные изъяты> «военный городок № », эксплуатируется по назначению, находится в неудовлетворительном соостоянии, и нуждается в проведении капитального ремонта - фасада, балконов, фундамента, отмостки, замен инженерных сетей с установкой общедомовых приборов учета, подъездов, окон, лестничных маршей.

19.04.2018 вышеуказанными должностными лицами составлен дефектный акт о необходимости и объемах капитального ремонта конструктивных элементов здания и инженерных сетей.

По осмотру выполнены фотоизображения здания многоквартирного дома.

На основании п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК) на собственника помещения в многоквартирном доме возложена обязанность нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственникам помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

Согласно ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 под капитальным ремонтом понимается ремонт с целью восстановления ресурса здания с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателе (п. 5.5.)

Пунктом 2.2 ВСН 58-88 (р) предусмотрено, что система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Исходя из системного толкования ст. 158 ЖК и ст. 210 ГК обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений.

В силу пунктов 1 и 3 ст. 125, пункта 3 ст. 214 ГК права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно положению о Минобороны России, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, а также постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Статьей 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено понятие капитального ремонта многоквартирного лома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Часть 3 статьи 15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-тепло-газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Таким образом, обязанность по организации проведения необходимых ремонтных работ (капитального ремонта) должна быть возложена на собственника здания в лице Министерства обороны.

Необходимость проведения капитального ремонта подтверждается актом весеннего осмотра и дефектным актом, составленными должностными лицами ФГБУ «ЦЖКУ», в пределах возложенных на него обязанностей договором, заключённым с собственником здания – Министерством обороны.

Ссылки представителя ответчика ФГКУ «ДТУИО» на установленный порядок проведения капитального ремонта не имеют правового значения для разрешения спора при установленной необходимости проведения ремонтных работ.

Ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника и наймодателя по капитальному ремонту принадлежащего ему имущества, приводит к существенному нарушению прав граждан, а также военнослужащих проживающих в указанном специализированном жилищном фонде, что создает угрозу для их жизни и здоровья.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, (далее - ГПК), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

При этом в ходе судебного разбирательства не установлено оснований для возложения обязанности по организации проведения ремонта на ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России, в оперативном управлении которого находится здание. А также не имеется оснований для удовлетворения иска к ФГКУ «ЦЖКУ», в обязанности которого проведение капитального ремонта не входит. Кроме того, процессуальный истец, не отказываясь от иска к данным ответчикам, требования к ним не поддерживает.

В силу требований ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым установить срок для выполнения требуемых обязанностей в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который находит достаточным для организации и проведения необходимых ремонтных работ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, - удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать проведение необходимых ремонтных работ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (инв. ), «военный городок » в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено ДАТА года.

Судья: /подпись/