ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1134/2021 от 22.06.2021 Кинешемского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2-1134/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Кинешма Ивановской области 22 июня 2021 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Шустиной Е.В.

при секретаре Калининой Д.Л.,

с участием помощника Кинешемского городского прокурора Смирновой Е.А., ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора в интересах Российской Федерации к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Кинешемский городской прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице, просит взыскать с ФИО1 в пользу Областного государственного казенного учреждения «Кинешемский межрайонный ЦЗН» незаконно полученное пособие по безработице за период с июля 2020 года по октябрь 2020 в размер 51171 рубль 29 копеек.

Мотивирует исковые требования тем, что проверкой, проведенной на основании обращения ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН», установлено, что 07.07.2020 ФИО1 сформировано и подано посредством портала «Работа в России» заявление №3 121 778 о признании безработной и выплате пособия по безработице.

Приказом ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН» ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана безработной, ей назначено пособие по безработице. За период времени с июля 2020 по октябрь 2020 сумма денежных средств, выплаченных центром занятости населения ФИО1 в качестве пособия по безработице, составляет 51171,29 рублей.

Приказом ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы качестве безработного в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Проверкой установлено, что ФИО1 является директором АНО «Центр возрождения и развития ремесел «Кинешемский валенок» (ОГРН <***>), адрес регистрации: <адрес>, с даты государственной регистрации указанного юридического лица и вплоть до настоящего времени.

В соответствии с положениями ст. 11 и 273 ТК РФ лицо, назначенное на должность директора общества, является его работником, а отношения между ними регулируются нормами трудового права.

Таким образом, ФИО1, будучи в соответствии со ст. 3 Закона о занятости населения официально признанной безработной, скрыла от ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН» факт своего нахождения на должности директора юридического лица в период получения пособия по безработице.

В обоснование заявленных требований ссылается на ст.2, ч. 1 ст.3, ч. 1 ст. 31, ст. 35 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», п. 1 ст. 1102, п. 4 ст. 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 11 и 23 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании помощник Кинешемского городского прокурора Смирнова Е.А. подержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснила, что автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация. Законодательство о некоммерческих организациях не содержит запрета на осуществление такой организацией предпринимательской деятельности, на извлечение прибыли от такой деятельности. Законом лишь запрещено распределять полученную прибыль между участниками организации, однако имеется возможность направлять ее на иные цели: например, развитие культуры и искусства. Согласно сведениям официального сайта налогового органа в качестве основного вида деятельности АНО «Кинешемский валенок» указано производство изделий народных художественных промыслов, дополнительные виды деятельности - деятельность по предоставлению экскурсионных туристических услуг, деятельность по организации конференций и выставок, деятельность музеев. Учитывая то обстоятельство, что услуги, предоставляемые организацией неопределенному кругу лиц, являются платными, а профильные товары реализуются потребителям, установлен факт осуществления предпринимательской деятельности АНО «Кинешемский валенок», что по сути своей законом о некоммерческих организациях не запрещено. В рассматриваемом случае установлено, что при отсутствии письменного трудового договора, заключенного между некоммерческой организацией и ФИО1, директор АНО «Кинешемский валенок» фактически была допущена к выполнению трудовых функций, о чем свидетельствуют факты предоставления отчетности в налоговые органы, в органы пенсионного фонда и другие. Обстоятельством, подтверждающим добровольческий труд ФИО1 в АНО «Кинешемский валенок», является заключенный договор, согласно нормам ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Само по себе отсутствие письменного трудового договора, заключенного с организацией, влечет за собой возникновения прав и обязанностей добровольца по смыслу Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 47-49), пояснила, что в спорный период времени она являлась единственным работником АНО «Кинешемский валенок», действовала на основании Устава и решения о назначении себя директором. Заключить трудовой договор сама с собой она не может в силу ст. 273 Трудового кодекса РФ, согласно которой подписание трудового договора и от имени организации и от себя лично, невозможно, так как не может быть одной и той же подписи с обеих сторон. АНО «Кинешемский валенок» является некоммерческой организацией, любой доход, полученный организацией, может быть направлен только на ее нужды, закрепленные в Уставе организации. Она не имеет права получить доход, это прописано в уставе АНО «Кинешемский валенок». Деятельность в спорный период велась на добровольной основе, в качестве волонтера. Сведения о стаже, о начисленных и уплаченных страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, соцстрах не сдавались, социальные льготы на неё не распространялись.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Кинешемского межрайонного центра занятости населения» ФИО2, действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями согласен, суду пояснил, что ответчик обратился в ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН» в 2020 году с заявлением о признании безработным гражданином и выплате пособия по безработице. В прошлом году, когда были закрыты организации в связи с пандемией, было издано Постановление Правительства РФ №460, которое действует до конца июня 2021 года, в соответствии с п. 4 которого граждане могли обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, через интернет (портал «Работа в России») - это официальный сайт Министерства труда РФ. На данном сайте указана пошаговая инструкция, гражданин предупреждается об ответственности за предоставление недостоверной информации, указать получает ли доход, а если не получает, то указать как будет в будущем получать, должен незамедлительно об этом сообщить. 07.07.2020 ответчик ФИО1 подала такое заявление на портал «Работа в России» При подаче заявления у каждого гражданина на сайте формируется личный кабинет. В заявлении № 3121778 указано ФИО заявителя, паспортные данные, адрес регистрации, расчетный счет в баке, на случай если будет назначено пособие, последнее место работы и дата увольнения. Ответчик пояснила, что она закрыла ИП в июне 2020 года. В заявлении она указала дату увольнения 07.07.2020г. – прекращение деятельности в качестве ИП. На 11 день после поступления заявления гражданина они должны принять решение признавать гражданина безработным или нет. В Постановлении Правительства РФ № 460 сказано, что запрос о работе претендента осуществляется через сайт Пенсионного фонда РФ, который должен предоставлять информацию за предшествующий год. На тот момент Постановление Правительства РФ № 460 было новым и Пенсионный фонд задерживал передачу информации, но поскольку они не могут нарушать сроки, признали ответчика безработной и назначили ей пособие. Пособие увеличивалось на 6 000 рублей, так как у нее двое детей. О том, что ответчик является директором юридического лица, узнали позднее. С ответчиком велась досудебная работа, переписка, телефонные разговоры по возврату денежной суммы, но ответчик категорически отказалась это делать, поэтому они обратились в Кинешемскую городскую прокуратуру с просьбой провести прокурорскую проверку.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации») настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В силу пункта 3 ст. 3 Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» к занятым гражданам относятся, в том числе, граждане, работающие по трудовому договору, граждане, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

Главой III Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» установлены гарантии государства в области занятости.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 поименованного Закона).

Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (п. 4 ст. 31).

В силу п. 8 ст. 31 Закона порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации издано постановление от 08 апреля 2020 года № 460, которым утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В силу п. 13 Правил пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением граждан, указанных в пунктах 14 - 16 настоящих Временных правил, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо к среднему заработку, исчисленному центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

Судом установлено, что в период с 2016 года по 07 июля 2020 года ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 110).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН» через портал «Работа в России» с заявлением о признании её безработной и выплате пособия по безработице (л.д. 6-7).

Приказом ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН» от 17.03.2020 ФИО1 признана безработной и ей назначено пособие по безработице с 07 июля 2020 года на срок 3 месяца в следующих размерах: 18130,00 руб. - с 07 июля 2020 по 31 августа 2020; 12130,00 руб. – с 01 сентября 2020 по 30 сентября 2020; 1500,00 руб. – с 01 октября 2020 по 06 октября 2020 (л.д. 9).

Приказом ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН» от 11.11.2020 ФИО1 снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы в качестве безработного с 11.11.2020 в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем (л.д. 11).

Согласно приказу ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН» от 11.11.2020 об исключении из начислений пособия по безработице, выплату пособия по безработице ФИО1 3 месяца, с 07.07.2020 по 06.10.2020 не осуществлять (л.д. 10).

Согласно справке ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН» от 22 марта 2021 года за период с 07 июля 2020 года по 09 октября 2020 года ФИО1 было выплачено 51171 рубль 29 копеек (л.д. 14).

ОГКУ «Кинешемский межрайонный ЦЗН» обратилось к ФИО1 с письменным предложением вернуть неправомерно полученное пособие по безработице в размере 51171 рубль 29 копеек в срок не позднее 01 февраля 2021 года (л.д. 15-16).

Настоящий спор возник в связи с тем, что в период признания ее безработной ФИО1 являлась директором некоммерческой организации, что, по мнению истца, свидетельствует о незаконности получения ею финансовой поддержки при регистрации её в качестве безработной.

Как следует из положений пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Пунктом 3 статьи 50 ГК РФ определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены, в том числе, автономные некоммерческие организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 37-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно п. 1 ст. 10 указанного Закона, автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Решением № 1 от 12 июля 2019 года учредителем ФИО1 создана автономная некоммерческая организация «Центр возрождения и развития ремесел «Кинешемский валенок» (далее по тексту сокращенное наименование организации в соответствии с Уставом - АНО «Кинешемский валенок»); определен адрес места нахождения некоммерческой организации – <адрес>; утвержден Устав; директором организации назначена ФИО1; определен порядок, размер, способы и сроки образования имущества организации; ФИО1 поручено оформление, изготовление печати и подачу документов на регистрацию, а также право действовать без доверенности от имени организации (л.д. 19).

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области 13 августа 2019 года принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации при создании (л.д. 20).

Согласно Устава, зарегистрированного в установленном законом порядке в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации, автономная некоммерческая организация «Центр возрождения и развития ремесел «Кинешемский валенок» (сокращенное наименование АНО «Кинешемский валенок») является некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной гражданином на основе добровольных учредительных взносов учредителя для достижения целей и решения задач, предусмотренных Уставом; организация не имеет целью извлечения прибыли при осуществлении деятельности, направленной на достижение уставных целей; в организации действует единоличный исполнительный орган – директор организации; учредитель вправе сам себя назначить на должность директора организации; директор назначается и досрочно освобождается от должности учредителем (л.д. 24-29).

Основным видом деятельности АНО «Кинешемский валенок», согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, является производство изделий народных художественных промыслов; дополнительными видами – образование в области спора и отдыха, деятельность по предоставлению экскурсионных и туристических услуг, деятельность музеев, деятельность по организации конференций и выставок; ответчик ФИО1 является руководителем юридического лица – директором (л.д. 21 - 23).

Данное обстоятельство было положено в основу приказа от 11 ноября 2020 года , в силу которого ФИО1 была снята с регистрационного учета в качестве безработного и ей была прекращена выплата пособия по безработице с 11 ноября 2020 года.

Согласно части первой статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовыми отношениями признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно статьям 20, 56, 57 ТК РФ работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.

Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Из приведенных нормативных положений трудового законодательства следует, в частности, что одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений признается обязанность работодателя как стороны трудовых отношений предоставлять работнику работу, обусловленную трудовым договором, выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в сроки, установленные трудовым законодательством, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором.

Излишне выплаченные ответчику суммы пособия в силу пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ФИО1 - лица, которому эта компенсация была назначена, или счетной ошибки.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае ФИО1) по требованиям о взыскании сумм пособия презюмируется, бремя доказывания недобросовестности при получении пособия лежит на истце.

Доказательств того, что между АНО «Кинешемский валенок» и ФИО1 заключен трудовой договор либо договор гражданско-правового характера, того, что ей производились выплаты, на которые начислялись страховые взносы, истцом не представлено, судом не добыто. В ходе рассмотрения дела ответчиком указывалось на безвозмездный характер выполнения данных функций.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, истец действует в соответствующей организационной форме в интересах членов некоммерческого объединения, то есть в своих интересах, в отсутствие лица, которое можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.

Согласно представленных в материалы дела сведений из Управления пенсионного фонда РФ в городском округе Кинешма Ивановской области (межрайонное), МИФНС России № 5 по Ивановской области, за спорный период отсутствуют сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах страховой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица ФИО1 (л.д. 133).

Поскольку ответчик действует в интересах участников некоммерческой организации, то есть в своих интересах, а доказательства осуществления ею своих функций на возмездной основе, получения каких-либо выплат, подлежащих обложению страховыми взносами, и принадлежности её к застрахованным лицам отсутствуют, невозможно сделать вывод о наличии в рассматриваемом случае предусмотренных статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации признаков трудовых отношений.

Ссылки ответчика на положения ст. 16 ТК РФ суд находит несостоятельными, поскольку осуществление функции руководителя некоммерческой организации (общественной организации) само по себе не является тождественным понятию осуществления трудовой функции (выполнения работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы - ст. 57 ТК РФ).

Кроме того, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», определяющим правовое положение некоммерческих организаций, в т.ч. общественных объединений, их участников (членов) и органов управления, не предусмотрено возмездности осуществления указанных функций.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Вместе с тем, доказательств того, что АНО «Кинешемский валенок» в оспариваемый период осуществляла предпринимательскую деятельность истцом не представлено; согласно выписке из лицевого счета, денежных средств от предпринимательской деятельности на счет организации не поступало (л.д. 98).

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные данным Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Поскольку финансовое обеспечение мероприятий по защите граждан от безработицы осуществляется за счет средств федерального бюджета, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в интересах Российской Федерации, в связи с чем, ходатайство ответчика о прекращении производства по делу в связи с отсутствием у прокурора соответствующих полномочий, судом отклоняется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кинешемского городского прокурора в интересах Российской Федерации о взыскании с ФИО1 незаконно полученного пособия по безработице.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице Кинешемскому городскому прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.В.Шустина

Мотивированное решение суда составлено 29 июня 2021 года.