ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-121/2014 от 25.03.2014 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

 Дело № 2-121/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 25 марта 2014 года г. Горно-Алтайск

 Горно-Алтайский городской суд в составе:

 председательствующего судьи                 Прокопенко-Елиной О.П.,

 при секретаре                          Пьянковой В.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлении Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству <данные изъяты> Республики Алтай, автономному учреждению Республики Алтай «<данные изъяты>», Федеральному агентству <данные изъяты> Российской Федерации об обязании обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования),

 УСТАНОВИЛ:

 Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Горно-Алтайский городской суд с иском к Министерству <данные изъяты> Республики Алтай, автономному учреждению Республики Алтай «<данные изъяты>», Федеральному агентству <данные изъяты> Российской Федерации об обязании обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования). Требования мотивирует тем, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой республики Алтай в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения АУ РА «<данные изъяты>» и Министерством <данные изъяты> Республики Алтай законодательства об охране лесов от пожаров.

 Проведенной проверкой установлено, что охрана лесов на территории Республики Алтай не соответствует принципам и требованиям Лесного кодекса РФ, иным нормативным правовым актам в области охраны лесов, поскольку не соблюдается кратность авиапатрулирования, что не позволяет организовать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, дополнительное привлечение людских и технических ресурсов, средств пожаротушения. В обосновании своих требований ссылается на ст.ст. 1, 19, 51, 53, 57, 83 Лесного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417, приказ Рослесхоза от 03.11.2011 г. № 470, Постановление Правительства РА от 19.07.2007 г. № 147, постановление Правительства РА от 24.06.2008 г. № 140, приказ Рослесхоза от 09.07.2009 г. № 290, Рекомендации по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997, п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., ст. 113 Бюджетного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 29.12.2006 г. № 837.

 На основании вышеизложенного, просит обязать министерство лесного Республики Алтай на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза №122 от 22.09.1997 года, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 года, с кратностью авиапатрулирования не менее 0,8.

 Обязать Автономное учреждение Республики Алтай «<данные изъяты>» обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., рекомендацией по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 0,8.

 В ходе судебного заседания истцом неоднократно уточнялись исковые требования. В последней редакции уточненных требований истец просит обязать Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации обеспечить финансирование авиамониторинга в лесном фонде Республики Алтай в объеме, достаточном для осуществления Министерством лесного хозяйства Республики Алтай, автономным учреждением Республики Алтай «Алтайская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» авиапатрулирования в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе в соответствии с п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 года, рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г. с кратностью авиапатрулирования не менее 0,75.

 Обязать министерство лесного хозяйства Республики Алтай на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдение требований, установленных п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 года, Рекомендацией по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 0,75.

 Обязать Автономное учреждение Республики Алтай «<данные изъяты>» обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 0,75.

 В судебном заседании заместитель Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Малчинов А.С. исковые требования поддержал по основаниям в нем изложенным.

 Представитель Министерства <данные изъяты> Республики Алтай, Автономного учреждения Республики Алтай «<данные изъяты>» Старыгин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что истцом не правильно представлены расчеты кратности, полагает, что кратность за последние четыре года составляет 0,72. Кроме того, указывает на то, что методика расчета показателей кратности, разработанная ФГУ «<данные изъяты>» и значения полученные с помощью нее не могут являться обязательными, так как не утверждены министерством юстиции РФ, Министерством природных ресурсов РФ, Федеральным агентством «<данные изъяты>», как обязательные к выполнению, а значит не имеют юридической силы, поэтому ссылка истца на расчеты ФГУ «<данные изъяты>» не обоснована и не законна. В связи с тем, что фактическая кратность не может быть выше расчетной, требование прокуратуры, об обеспечении минимальной кратности 0,75 является невыполнимым и может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств, что влечет за собой нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ. Указывает на то, что у АУ РА «<данные изъяты>» не может обеспечить выполнение авиапатрулирования 0,75 в связи с отсутствием необходимого финансирования, Учреждение не может выполнять работы приносящие прямые убытки и ведущие к его банкротству. На основании этого просил суд отказать в удовлетворении требований прокурора.

 Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явилось, своего представителя не направило, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.

 Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.

 Согласно ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

 В соответствии со ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

 В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

 Согласно ст. 53 ЛК РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

 В соответствии со ст. 53.2 ЛК РФ мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя организацию патрулирования лесов

 Аналогичные мероприятия предусмотрены Правилами пожарной безопасности в лесах (далее - ППБ в лесах), утвержденные постановлением Правительством РФ от 30.06.2007 г № 417.

 Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 N470 утвержден Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов, (далее Порядок), соответствии с п. «б» ч.3 которого лесоавиационные работы исполняются: в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда, осуществление полномочий по организации и обеспечению охраны и защиты лесов которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст.83 ЛК РФ - органами исполнительной власти субъектов РФ.

 Постановление Правительства Республики Алтай от 19.07.2007 г. № 147 утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай, в соответствии с которым Министерство лесного хозяйства Республики Алтай является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим функции надзора, по оказанию государственных услуг, по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере лесных отношений.

 В соответствии с п. 15 Порядка авиационные работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными, бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Республики Алтай от 24.06.2008 г. № 140 создано АУ РА «<данные изъяты>».

 Согласно п. 1.3 Устава АУ РА «<данные изъяты>» является специализированным автономным учреждением, созданным для обеспечения непрерывного авиационного патрулирования, тушения лесных пожаров в интересах Российской Федерации и Республики Алтай.

 К основным видам деятельности АУ РА «<данные изъяты>» для достижения целей, указанных в п. 2.3 Устава, относится, согласно п. 2.5 Устава, в том числе авиационное патрулирование лесного фонда РФ и не входящих в лесной фонд лесов и других природных ландшафтов с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и оперативного их тушения силами парашютно-десантной пожарной службы.

 В силу п. 4 Устава к компетенции Учредителя в области управления АУ РА «<данные изъяты>» относится постановка задания для данного учреждения.

 Приказом Министерства лесного хозяйства Республики Алтай № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено государственное задание для АУ РА «<данные изъяты>» на 2013 год, которым предусматривается: проведение мониторинга пожарной опасности лесного фонда в авиационной зоне охраны на площади 5061200 га., а также тушение лесных пожаров в зоне авиационного мониторинга лесного фонда Российской Федерации на территории Республики Алтай.

 В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЛК РФ, ч. 7 Порядка в лесоавиационные работы входит проведение авиационного патрулирования лесов, тушение лесных пожаров.

 Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, где обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно (ч.4 Порядка).

 В соответствии с ч. 6 Порядка зона авиационного мониторинга разделяется на районы, в которых тушение пожаров производится с применением авиационных средств, и районы с применением наземных средств. К районам применения наземных средств зоны авиационного мониторинга относятся территории земель лесного фонда, к которым наземные средства пожаротушения могут быть доставлены за время не более трех часов с момента поступления информации о лесном пожаре.

 В соответствии с ч. 16. Порядка органы государственной власти проводят разделение охраняемой территории в пределах зон авиационного мониторинга на районы авиационной и наземной охраны и защиты лесов.

 Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.07.2009г №290 «О распределении земель лесного фонда по способам мониторинга пожарной опасности в лесах и зонам осуществления авиационных работ по охране лесов» установлено, что зона авиационного мониторинга лесного фонда Республики Алтай (районы применения наземных и авиационных сил и средств) составляет 5061,2 тыс. га.

 В зоне авиационного мониторинга Республики Алтай должно проводиться патрулирование лесов с применением авиации. Согласно п. 3.1.3. Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г. (далее по тексту – Рекомендации по противопожарной профилактике в лесах), патрулирование должно проводиться по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров (согласно приложению к рекомендациям), периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения; в первую очередь, патрулирование лесов обеспечивается на участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности; по мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватывают участки, отнесенные к последующим классам. В приложении к Рекомендациям по противопожарной профилактике в лесах указано, что патрулирование проводится наземным и авиационным способом с определением комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды, от которого зависит режим, частота авиационного патрулирования. В соответствии с п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 (далее – Инструкция по авиационной охране лесов), в зависимости от класса пожарной опасности рекомендуются следующие режимы авиапатрулирования: при I классе пожарной опасности авиапатрулирование, как правило, не проводится. Могут назначаться эпизодические полеты для контроля за состоянием действующих пожаров и оказания помощи командам, работающим на тушении пожаров.

 С наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления увеличивается интенсивность авиапатрулирования:

 - при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1 - 2 дня;

 - основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней пожарной опасности (III класс) или наличие пожаров в дни со II классом;

 - основанием для назначения 2-х кратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IV класс) или наличие пожаров в дни с III классом;

 - основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (V класс) или наличие пожаров в дни с IV классом.

 Суд полагает возможным согласиться с позицией прокурора, что буквальное толкование п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов свидетельствует о том, что обозначение законодателем рекомендуемой частоты патрулирования связано с ее зависимостью от лесопирологических условий региона и числа лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории, классов пожарной опасности не может толковаться как рекомендательная норма, исключающая ее общеобязательность.

 Аналогичные требования к кратности патрулирования содержатся в Рекомендациях по противопожарной профилактике в лесах.

 Согласно материалов дела средняя продолжительность пожароопасного сезона на территории Республики Алтай составляет 226 дней – с 20 марта по 01 ноября.

 Среднее значение классов пожарной опасности (КПО) за последние 5 лет (2008-2012 г.г.) в днях: I класс КПО – 124; II класс КПО – 60; III класс КПО – 32; IV класс КПО – 6; V класс КПО – 0. Протяженность патрульных маршрутов – 1914 км.

 Расчет кратности патрулирования определяется по формуле Кr= (К2*0,5+К3*1+К4*2+К5*3)/(К2+К3+К4+К5), где Кr – расчетная кратность патрулирования; К1 – число дней с КПО равным I классу; К2 – число дней с КПО II класса; К3 – число дней с КПО III класса; К4 – число дней с КПО IV класса; К5 – число дней с КПО V класса.

 Суд полагает расчет, произведенный истцом в исковом заявлении верным, (60*0,5+32*1+6*2+0*3)/(60+32+6+0) = 0,75.

 В то время как, согласно письма начальника АУ РА «<данные изъяты>» В.Г. Каргаполова, средняя фактическая кратность, за последние 5 лет составила 0,43.

 Представитель Старыгин А.А. представил расчеты, согласно которым минимальное значение расчетной кратности за последние четыре года составило 0, 72.

 Суд считает, что данный расчет не верен, в виду того, что согласно формуле расчета, кратность патрулирования рассчитывается за последние пять лет.

 Несоблюдение требований к кратности авиапатрулирования, подтверждается материалами проверки, акт от ДД.ММ.ГГГГ г., Рослесхоза исполнения Минлесхозом переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

 Довод представителя ответчика о том, что в требованиях Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора необходимо отказать в связи с отсутствием необходимого финансирования, суд считает несостоятельным в виду того, что отсутствие финансовых средств не является основанием для освобождения об обязательств, которые возложены законом.

 На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что <данные изъяты> и АУ РА «<данные изъяты>» обязанность по охране лесов от пожаров в части соблюдения кратности авиапатрулирования не соблюдается, что не позволяет организовать своевременное обнаружение и тушение лесных пожаров, влечет за собой дополнительные расходы на тушение лесных пожаров, дополнительное привлечение людских и технических ресурсов, средств пожаротушения.

 Учитывая, что Российская Федерация передала проведение на землях лесного фонда лесоустройства органам государственной власти субъектов РФ, средства на осуществление переданных полномочий согласно ч.3 ст. 83 ЛК РФ предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

 Согласно п.11, ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

 Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учета средств (далее – Правила расходования и учета средств), предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, согласно с п.2 Правил расходования и учета средств субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующего полномочия, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

 Таким образом, обязанность по выделению денежных средств на финансовое обеспечение переданных Республики Алтай полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов, включая авиапатрулирование, лежит на Федеральном агентстве лесного хозяйства Российской Федерации.

 При вышеизложенных обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме.

 Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд

 РЕШИЛ:

 Обязать Федеральное агентство <данные изъяты> Российской Федерации обеспечить финансирование авиамониторинга в лесном фонде Республики Алтай в объеме, достаточном для осуществления Министерством <данные изъяты> Республики Алтай, автономным учреждением Республики Алтай «<данные изъяты>» авиапатрулирования в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе в соответствии с п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 года, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г. с кратностью авиапатрулирования не менее 0,75.

 Обязать министерство <данные изъяты> Республики Алтай на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдение требований, установленных п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 года, Рекомендацией по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 0,75.

 Обязать Автономное учреждение Республики Алтай «<данные изъяты>» обеспечить выполнение авиамониторинга (в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза № 122 от 22.09.1997 г., Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом 17.11.1997 г., с кратностью авиапатрулирования не менее 0,75.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Горно-Алтайский городской суд

 Решение изготовлено 31 марта 2014 г.

 Судья О.П. Прокопенко-Елина