К делу № 2-125/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Староминская Краснодарского края 26 апреля 2017 года
Староминский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Болдырева С.А.,
при секретаре Кудря Л.Е.,
с участием
истца Штефа Артема Викторовича,
представителя истца Бакуменко Николая Федоровича (по устному ходатайству),
представителя ответчика ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» Капуста Владимира Ильича, действующего на основании доверенности № 17-01 от 11.01.2017 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Штефа Артема Викторовича к Министерству финансов Краснодарского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в размере 106 131 рубля 18 копеек,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам, указывая, что он работает в должности мастера производственного обучения ГБПОУ КК СМТТ «Староминский механико-технологический техникум» с 17.08.2004 г., то есть является педагогическим работником образовательного учреждения сельской местности.
Он проживает в доме, который оборудован электрическим котлом отопления, что подтверждается приложением № 2 Технического описания конструктивных элементов и определения физического износа строений, отапливаемых пристроек.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Законодательством РФ порядок предоставления педагогическим работникам села указанных льгот не установлен. В соответствии с действующим законодательством педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натуральной форме. Аналогичные льготы предусмотрены и в ч.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», действующего в настоящее время. Несмотря на натуральную форму представленных законом льгот, то есть полное освобождение от оплаты за отопление и освещение, либо путем выплаты компенсации понесенных расходов в полном объеме, в период с 2015 г. по 2016 г. он вынужден был самостоятельно оплатить расходы по отоплению и освещению. Выплаченной компенсации в размере 946 рублей 80 копеек не хватило на погашение расходов на отопление и освещение. Таким образом, причиненный истцу ущерб, вызванный не выплатой ему компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки составил 106 131 руб. 18 коп., которые истец просит взыскать с ответчиков в его пользу.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные исковые требования, просили суд удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что в досудебном порядке истец обращался в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края с просьбой о возмещении ему затрат на отопление жилья электроэнергией. В письменном виде ему было в этом отказано со ссылкой на то, что возмещение расходов за коммунальные услуги педагогическим работникам осуществляется в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 475 от 11.05.2011 г. и соответственно с Приложением № 1 к указанному Постановлению. В данном приложении № 1 в перечне видов энергоносителей подлежащих возмещению за отопление такого вида энергоносителя для нужд отопления как электричество не имеется. Однако он полагает, что это не является основанием для отказа ему в компенсации затрат на отопление электрической энергией, поскольку в Законодательстве РФ соответствующего запрета не имеется. Сетевое газовое отопление и тепловую энергию истец не имел возможности использовать, поскольку в месте его проживания отсутствует соответствующие системы сетевого газо-тепло снабжения (газопровод, теплотрасса ), поэтом истец решил использовать для отопления электрическую энергию, т.к. в настоящее время отопление углем, дровами, мазутом практически населением не используется.
Представитель ответчика ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» Капуста В.И. исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» является государственным учреждением и действует в соответствии с Уставом и действующим законодательством. Осуществляет деятельность в соответствии с локальными нормативными правовыми актами Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Возмещение расходов за коммунальные услуги учителям и мастерам их учреждения осуществляется в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 475 от 11.05.2011 г. и соответственно с Приложением № 1 к указанному Постановлению, в перечне видов энергоносителей подлежащих возмещению за отопление такой вид как электричество не имеется. Производить оплату непосредственно для мастера производственного обучения Штефа Артема Викторовича, в нарушение указанного Постановления не имеется законных на то оснований. Просит суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политике Краснодарского края, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. В суд представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также возражение, в котором пояснили, что возмещение затрат на отопление жилья электроэнергией постановлением главы администрации Краснодарского края от 11 мая 2011 года № 475 не установлено. Просит суд отказать Штефа А.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов Краснодарского края, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, в суд представил возражение, в котором указано, что компенсация расходов по оплате освещения педагогическим работникам производится не в полном объеме, а в размерах, установленных Постановлением № 475. Так, в соответствии с пунктом 10 Постановления № 475 размер компенсации за освещение педагогическому работнику определяется из расчета 15 кВт-часов в месяц на одного человека, а по газоснабжению – по показателям соответствующих приборов учета (в случае их отсутствия – по нормативам потребления). Просит суд отказать Штефа А.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск не подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п.п. «е», «ж» ст.72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования, отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в силу ч.2 ст.76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 17 апреля 2007 года № 333 «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Краснодарского края в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилого помещения, отопления и освещения», предоставление указанных мер должно было осуществляться ежемесячно в денежной форме за счет средств краевого бюджета по тарифам, действующим на момент осуществления соответствующих выплат.
Статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохранялся прежний порядок предоставления указанных льгот.
Согласно ст.3 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.
При этом законодательно возмещение понесенных педагогическими работниками образовательных учреждений Краснодарского края расходов на оплату отопления и освещения на уровне указанного субъекта РФ на период с 2008 по 2010 года регламентировано законом Краснодарского края от 14.12.2006 года № 1141-КЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и постановлением главы администрации Краснодарского края от 04.02.2005 года № 65 «О предоставлении компенсационных выплат на возмещение расходов по оплате жилья, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», а на период с 2011 года и по 2013 года соответственно, помимо вышеуказанного закона Краснодарского края, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.05.2011 года № 475 «О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения».
Федеральным законом не было отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.
В соответствии с «правилами предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 года № 377, при возмещении расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», компенсации подлежали фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые проживают в сельской местности и которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство финансов РФ вправе было предоставлять субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели.
Приказом Минфина РФ от 25 июля 2003 года № 68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией законов в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.
В соответствии с требованиями ст.1 ст.152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны РФ, т.к. законодательством Краснодарского края были установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу статьи 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 г. N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» вышеуказанные Постановления и Распоряжение являются действующими и подлежат применению (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 года № 49-Г07-22, определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 года № 322-О-П).
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» не содержит положения о такой замене, а, следовательно, в соответствии с действующим федеральным законодательством педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натуральной форме, что неоднократно подтверждено судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от 10.08.2005 г. № 10-Г 05-2 и от 06.09.2006 № 18-Г 06-7).
В соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06 ноября 2009 г. по делу № А22-1386/2008, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Следовательно, реализация законодательной нормы, закрепляющей право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» не содержит положения о такой замене, а, следовательно, в соответствии с действующим федеральным законодательством педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натуральной форме, что неоднократно подтверждено судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от 10.08.2005 г. № 10-Г 05-2 и от 06.09.2006 № 18-Г 06-7).
Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 10.08.2005 г. по делу № 10-Г05-2 указывает: «...Обязание граждан, являющихся работниками образования и пенсионеров осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нарушает права и законные интересы указанной категории граждан, поскольку федеральное законодательство сохраняет для них предоставление льготы в натуральной форме», т.е. возмещение расходов должно осуществляться предприятиям и гражданам, предоставляющим бесплатное жилье с отоплением и освещением, а не педагогическим работникам (определение Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 года № 44-Г05-39).
Согласно положений Определения Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации» жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках» (утратило силу в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»). Согласно этому акту квалифицированным работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были быть предоставлены соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или надлежащим учреждением, предприятием, организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением; при отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была быть предоставлена в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости; жилая площадь предоставлялась по нормам, установленным в данной местности (пункт 10).
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2009 г. № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании»», вступившим в силу с 01 января 2011 года, в котором статья 55 изложена в новой редакции и ч.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в законную силу в части указанной статьи с 01.09.2013 года, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств субъектов РФ.
В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов.
Согласно ч.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 10 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения, утвержденных Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 475 от 11.05.2011 г., размер компенсации педагогическому работнику, педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, определяется по показателям для расчета размера компенсации расхода электроэнергии по оплате освещения из расчета 15 кВт-часов в месяц на одного человека.
Иного порядка расчета размера компенсации не установлено. Исходя из заявленных исковых требований следует, что весь объем потребленной электроэнергии был израсходован именно на освещение и отопление. При этом учитывая значительный размер потребленной электроэнергии, очевидно, что большая часть электроэнергии затрачена истцом на отопление, что истцом не отрицается. Однако, возмещение расходов за коммунальные услуги педагогическим работникам осуществляется в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 475 от 11.05.2011 г. и соответственно с Приложением № 1 к указанному Постановлению. В данном приложении № 1 в перечне видов энергоносителей подлежащих возмещению за отопление указаны следующие виды энергоносителей для нужд отопления: Тепловая энергия(Гкал), уголь(тонн), природный газ(куб. метров), сжиженный углеводородный газ(кг), мазут топочный(кг), дрова(куб. метров). В указанном приложении такого вида энергоносителя для нужд отопления как электричество не имеется.
По убеждению суда, отсутствие у истца технической возможности использовать для отопления тепловую энергию и природный газ через соответствующие сети не может свидетельствовать об отсутствии у него ранее возможности установить систему отопления для использования альтернативных видов энергоносителей: угля, сжиженного углеводородного газа, мазута топочного, дров, за использование которых предусмотрена соответствующая компенсация. Однако истец выбрал в качестве источника энергии для отопления своего домовладения в виде электрической энергии, который является одним из наиболее затратных видов энергии для отопления ( стоимость потребленной истцом электрической энергии составила 106 131 рубля 18 копеек).
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в части компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг за отопление электрической энергией не имеется. Также не имеется оснований для компенсации расходов за освещение исходя из расчета 15 кВт-часов в месяц на одного человека, поскольку суду не представлены тарифы на электроэнергию за период с 01.01.2015 г. по 31.12.2016 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Штефа Артема Викторовича к Министерству финансов Краснодарского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в размере 106 131 рубля 18 копеек, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Староминский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.05.2017 г.
Председательствующий С.А. Болдырев