№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Динской районный суд <адрес>
в составе:
судьи Дубовик С.А.
при секретаре Усаниной О.Ю.
с участием представителя администрации МО <адрес> Лямкиной А.В.
представителя ответчика Немеш И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации МО <адрес> к Пинчук АЮ о признании права отсутствующим и снятии с кадастрового учета границ земельных участков и по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> к Пинчук АЮ о признании права отсутствующим и снятии с кадастрового учета границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО <адрес> обратилась в суд с иском к Пинчук А.С. о признании права отсутствующим и снятии с кадастрового учета границ земельных участков, указав, что Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования <адрес>, по результатам рассмотрения представления прокурора <адрес>, в рамках муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с кадастровым инженером ФИО6 (квалификационный аттестат 23-11-597) были проведены геодезические работы по установлению линии береговой полосы, используя сведения из ЕГРН о местоположении водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы вдоль земельных участков (от земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104000:1382 до земельного участка 23:07:0104000:1381, от земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104000:1640 до земельного участка 23:07:0104000:2465) с целью установления нарушений или отсутствия нарушений земельного, водного и иного законодательства в части занятия частными лицами береговой полосы реки Понура.
Постановлением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П «Об установлении ширины водоохранных зон и ширины прибрежных защитных полос рек и ручьев, расположенных на территории <адрес>» установлено, что длина водотока реки 1-я Понура составляет 97 километров.
Согласно приказу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, местоположений береговых линий (границ водных объектов) реки Понура, реки 2-я Понура, реки 1-я Понура и реки Осечки на территории <адрес> и <адрес>», ширина прибрежной защитной полосы реки 1-я Понура составляет 100 метров.
Работы кадастровым инженером ФИО6 проводились аппаратурой геодезической спутниковой GALAXY G1 Plus, в Госреестре средств измерений №, дата поверки 28.12.2020г. Геодезический обмер проводился от пунктов ГГС (государственной геодезической сети) в системе координат МСК-23.
Граница береговой полосы была установлена камерально с использованием сведений ЕГРН о местоположении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы вдоль вышеназванных земельных участков.
Координаты характерных точек береговой линии приняты в соответствии со сведениями кадастровых планов территории: от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-143565904, от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-143350399, от ДД.ММ.ГГГГ года № КУВИ-002/2021-143563005. Координаты характерных точек границы береговой полосы условно установлены на расстоянии 20 м от характерных точек береговой линии, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
На прилагаемой к заключению кадастрового инженера схеме указаны границы рассматриваемых земельных участков, местоположение границы береговой полосы (точки от 1 до 52 и от 175 до 183), и площадь рассматриваемых земельных участков в границах береговой полосы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 23:07:0104000:1382, площадью - 2804 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства, принадлежит на праве собственности Пинчук А.С., о чем в едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации: 23:07:0104000:1382-23/031 /2019-3.
Согласно заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок частично расположен в береговой полосе.
Таким образом, границы земельного участка с кадастровым номером 23:07:0104000:1382, поставлены на кадастровый учет с нарушением действующего законодательства.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> обратилось в суд с иском к Пинчук А.С. о признании права отсутствующим и снятии с кадастрового учета границ земельных участков, указав, что согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав, и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации, в том числе осуществляет полномочия по обращению в суды с исками, с заявлениями от имени Российской Федерации, в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
В МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> поступило обращение членов СНТ «Миловидово» о нарушениях природохранного, земельного, градостроительного законодательства Российской Федерации вх. № от ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках рассмотрения указанного обращения МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> обратилось в Динской районный суд о признании отсутствующим права собственников-физических лиц на земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0104000:1629 23:07:0104000:1628; 23:07:0104000:1627; 23:07:0104000:1626, 23:07:0104000:1625, 23:07:0104000:1646; 23:07:0104000:1647, 23:07:0104000:1651; 23:07:0104000:1649; 23:07:0104000:1650, 23:07:0104000:1648, снятии с государственного кадастрового учета вышеуказанных земельных участков.
Вместе с тем, из обращения членов СНТ «Миловидово», поступившего в МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№, выявлены сведения о наличии земельных участках, в отношении которых МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> не обращалась за защитой права собственности Российской Федерации в суд.
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:07:0104000:1382, площадью 2804+/-19 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположен в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Динской, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для дачного строительства.
Правообладателем вышеуказанного земельного участка является Пинчук А.С. (запись о праве собственности 23:07:0104000:1382-23/031/2019-3).
Вместе с тем, при формировании, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО7 на спорный земельный участок поставлен не верно.
Представитель истца администрации МО <адрес> в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, предоставив возражения на иск.
Изучив исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования обоих истцов по следующим основаниям:
в силу статьи 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом, и никто не может произвольно, без оснований, быть лишен права собственности.
В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Спорный земельный участок КН 23:07:0104000:1382, образован из земельного участка КН 23:07:0104000:1098, образованного путем выдела в натуре земельного пая (доли) из земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства КН 23:07:0104000:197, находящегося в общей долевой собственности пайщиков сельскохозяйственного акционерного общества закрытого типа «Колос» <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2022-181505330, копией проекта межевания № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО8
В свою очередь земельный участок КН 23:07:0104000:197 поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный на основании землеустроительного дела землепользования АО Колос (бывший колхоз «Путь к Коммунизму»), подготовленного предприятием КубаньНИИГипрозем в 1995 году.
Сведения о земельном участке КН 23:07:0104000:197 и правах на него внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О выдаче свидетельств членам АО «Колос» <адрес>» (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2022-206994669).
Процесс приватизации агропромышленного комплекса в 1994 году регулировался Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановлением Правительства N 708 от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".
Так согласно п. 1 Указа Президента приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом.
Согласно п. 6 Указа президента коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до ДД.ММ.ГГГГ принять решение от переходе к частной, коллективно - договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местной администрации обеспечить, выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право.
Согласно п. 7 Указа Президента для упрощения процедуры наделения земельными участками членов колхозов и работников совхозов, создающих крестьянские хозяйства, всем сельскохозяйственным предприятиям (кроме учебно - опытных хозяйств) определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь.
Согласно указанным правовым актам совхозы и колхозы обязаны были до ДД.ММ.ГГГГ провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами, перерегистрироваться в установленном порядке. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями).
Постановлением главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в постановление главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения: в постановляющей части исключены слова «без выдела в натуре», что позволило сформировать и выделить 9 земельных участков, в том числе земельный участок КН 23:07:0104000:1098 в границах земельного участка КН 23:07:0104000:197.
Таким образом законность формирования спорного земельного участка подтверждается: землеустроительным делом территории землепользования АО Колос (бывший колхоз «Путь к Коммунизму»), подготовленного предприятием КубаньНИИГипрозем в 1995 году; проектом межевания № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО8
Указанные документы легли в основу решения Динского районного суда <адрес> по делу № об обязании ФГБУ ФКП Росреестра по <адрес> осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков сельскохозяйственного назначения в границах СПК <адрес>, в том числе земельного участка КН 23:07:0104000:1098, из которого в дальнейшем образован спорный земельный участок.
Факт владения земельным участком подтверждается документацией об осуществлении технологического присоединения и установке энергопринимающих устройств (исх. от ДД.ММ.ГГГГ), полученной ответчиком для благоустройства земельного участка.
Из пояснений представителя ответчика следует, что до наложения судом обеспечительных мер на спорный земельный участок, ответчик Пинчук А.С. обрабатывал его, содержал в надлежащем состоянии, на земельном участке произрастают плодовые деревья.
Администрацией представлено суду заключение кадастрового инженера ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, часть территории земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0104000:1093, 23:07:0104000:1098 с учетом установленных границ попала в границы водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы и в границу береговой полосы.
Местоположение береговой полосы кадастровым инженером установлено камеральным способом с использованием сведений государственного кадастра- недвижимости о местоположении береговой линии реки Понура.
Администрация полагает, что формирование спорного земельного участка частично в береговой полосе является нарушением п. 8 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее Федеральный закон № 178-ФЗ), которым запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и п. 8 ст. 28 Федеральный закон № 178-ФЗ, в соответствии с которым не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования.
Однако Администрация не принимает во внимание, что передача земель сельскохозяйственного акционерного общества закрытого типа «Колос» <адрес>, из которых в дальнейшем образован спорный земельный участок из государственной собственности в общедолевую собственность пайщиков, произошла в 1994 году (момент возникновения правоотношений), то есть до принятия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, устанавливающего запрет на приватизацию.
Из п. 2 ст. 260 ГК РФ следует, что на основании закона и в установленном порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В ч. 1 ст. 77 ЗК РФ указано, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Ч. 2 ст. 77 ЗК РФ определены понятия и состав земель сельскохозяйственного назначения, а именно, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
П. 8 ст. 1 ГрК РФ предусмотрено, что Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В ст. 2 ГрК РФ установлено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов; требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам; требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Граждане обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки; проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений и сооружений в соответствии с градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными, противопожарными и иными специальными нормативами.
В соответствии с п. 3 ст. 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
П. 4 ст. 1 ВК РФ устанавливает, что под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима,-
Согласно ч. 1, 2 ст. 5 ВК РФ, поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (части 3, 4 данной статьи).
В ч 4.1 ст. 5 ВК РФ указано, что порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Часть 1 ст. 8 ВК РФ предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Из ч. ч. 1 - 8 ст. 6 ВК РФ следует, что поверхностные водные объекты, находящееся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из п. 14 Правил следует, что, местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в состав Единого государственного реестра недвижимости входит, в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).
В соответствии с ч. ч. 2, 3, 16, 18 ст. 65 ВК РФ, в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Местоположение береговой линии реки Понура было определено в 2018 году, описание местоположения береговой линии внесено в ЕГРН на основании приказа Министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «0б установлении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос местоположений береговых линий (границ водных объектов) реки Понура, реки 2-я Понура, реки 1-я Понура и реки Осечки на территории <адрес> и <адрес>».
Земельный участок КН 23:07:0104000:1098 образован (выделен в натуре из общей долевой собственности) - ДД.ММ.ГГГГ, до установления местоположения береговых линий водного объекта, в отсутствие возможности для установления его границ относительно береговой полосы водного объекта.
Согласно п. 1 ст. 3 ЗК РФ, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Согласно п. 3 ст. 3 ЗК РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ, по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
По смыслу вышеприведенных норм законодательство, устанавливающее запрет на приватизацию земель в пределах береговой полосы, а также законодательство, направленное на ограничение в их использовании, не распространяет свое действие на ранее возникшие правоотношения и может применяться к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Однако, МТУ Росимущества по <адрес> и <адрес> полагает, что береговая полоса водного объекта относится к федеральной собственности, что предполагает опосредованное владение ею и является основанием для признания права собственности на земельный участок ответчика отсутствующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 ГК РФ, судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права.
Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в совместном постановлении Пленумов N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (пункты 58, 59) разъяснил, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. .
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него
соответствующего права В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими (пункт 52).
Таким образом, иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установления факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица.
Кроме того, возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, которое является не только собственником спорного имущества, но и одновременно является лицом, владеющим этим имуществом (пункты 1, 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения").
Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исходя из обоснования заявленных требований по настоящему делу юридически значимыми и подлежащими выяснению обстоятельствами с учетом содержания спорных отношений сторон и подлежащих применению норм материального права по мнению суда являются: установление надлежащего собственника (владельца) спорного земельного участка, выяснение точных границ водного объекта и его береговой полосы (были ли установлены границы водного объекта и его береговой полосы на момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок и на момент выделения его из обшей собственности в натуре), установление факта включения водного объекта в спорный земельный участок.
На основании пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в. собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образовании, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 16 ЗК РФ предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53-Ф3 установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства: иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
Из совокупности вышеприведенных норм права, а также: п. 4 ст. 1 ВК РФ, ст. 5 ВК РФ ч. 1 ст. 8 ВК РФ следует, что к собственности Российской Федерации относится исключительно водный объект в пределах береговой линии.
К собственности муниципального образования может быть отнесен только пруд и обводненный карьер в пределах береговой линии.
Режимом береговой полосы вводятся только публично-правовые ограничения в использовании земельных участков, но не определяется уровень собственности на них.
Учитывая вышеизложенное, у Российской Федерации и муниципального образования <адрес> не возникает право собственности на береговую полосу водного объекта.
Пунктом 1 ст. 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На основании утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с п. 5.3, 5.8 Положения, Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Пунктом 6.10 Положения Росимуществу также предоставлены полномочия по обращению в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени РФ в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом.
Согласно п. 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 1 «Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес>» оно осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории <адрес> и <адрес>.
При таких обстоятельствах, МТУ Росимущества вправе выступать только в защиту интересов Российской Федерации и только по вопросам управления, распоряжения и использования по назначению и сохранности водных объектов, находящихся в федеральной собственности в пределах береговой линии.
Пунктом 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено, в том числе, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Согласно части 4 статьи 27 Водного кодекса РФ (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 357-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 указанной статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, - также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
Учитывая изложенное, полномочия муниципального района в отношении территорий общего пользования в публичных интересах реализуются соблюдением запрета на их приватизацию и контролем за соблюдением землепользователями ограничений в использовании территорий общего пользования в соответствии с правилами землепользования и застройки территории, - с момента введения соответствующего запрета и ограничений.
Обеспечение органами местного самоуправления свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и береговой полосе осуществляется по трем направлениям. Во-первых, при предоставлении земельных участков в пределах береговой полосы в аренду, во-вторых, при ведении муниципального земельного контроля, в-третьих, посредством установления публичного сервитута.
Муниципальный земельный контроль осуществляется за соблюдением требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность. За несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе в ст. 8.12.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) установлена административная ответственность.
Кроме того, для прохода или проезда через земельный участок в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе орган местного самоуправления может установить публичный сервитут путем принятия соответствующего нормативного правового акта (п. п. 2, 3 ст. 23 ЗК РФ) или обратиться в суд с иском об обязании обеспечить беспрепятственный доступ граждан к водному объекту общего пользования.
Избрание истцом такого способа защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, предполагает, что у истца возникает право собственности или иное вещное право на спорное имущество и что, в случае прекращения записи о праве ответчика на спорное имущество право истца будет восстановлено.
В представленном Администрацией заключении кадастрового инженера установлено, что обеспечение доступа к водному объекту и его береговой полосе в границах спорного земельного участка обеспечивается, из чего следует, что права муниципального района, выступающего в публичных интересах не нарушены.
Так как у Администрации не возникает права собственности на водный объект и его береговую полосу, администрация, обращаясь в суд с настоящим иском, выходит за рамки предоставленных ей публичных полномочий.
При таких обстоятельствах, суд считает, что иск о признании права отсутствующим не подлежит удовлетворению, так как спорный земельный участок расположен за береговой линией водного объекта, право собственности ответчика возникло на законных основаниях, до введения в действие ограничений на приватизацию, границы земельного участка установлены до определения местоположения береговой линии водного объекта, у истцов не возникает права собственности на береговую полосу водного объекта, ответчиком не нарушен материальный интерес истцов, ответчик не чинит препятствий в использовании береговой полосы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 260 ГК РФ, ст.ст. 7, 77, 85 ЗК РФ, ст.ст. 5, 6, 8 ВК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Администрации МО <адрес> в иске к Пинчук АЮ о признании права отсутствующим и снятии с кадастрового учета границ земельных участков – отказать.
Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> в иске к Пинчук АЮ о признании права отсутствующим и снятии с кадастрового учета границ земельных участков - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Динской районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Дубовик С.А.