№2-1342/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нагимовой К.П.,
при секретаре Гибадуллине Р.Р.,
с участием истца ФИО2, его представителя – ФИО3 (он же представитель истцов ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО14 С.ча, ФИО9, ФИО10, ФИО11),
представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье – ФИО12, по доверенности,
представителя третьего лица: Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа ЗАТО г. Межгорье – ФИО13, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО14 С.ча, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г. Межгорье (далее МУП ЖКХ г.Межгорье) о защите трудовых прав,
установил:
ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО14, ФИО9, ФИО10, ФИО11 обратились в суд с иском к МУП ЖКХ г. Межгорье о защите трудовых прав. Просят признать за ними право на получение заработной платы в МУП ЖКХ г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее тарифного коэффициента; обязать МУП ЖКХ г. Межгорье произвести перерасчет их заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда, с учетом отработанного времени за месяц и месячной нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату тарифного коэффициента с января 2018 года, взыскать в их пользу компенсацию морального ущерба в размере 5000 рублей каждому истцу.
В ходе рассмотрения дела истец ФИО2 изменил свои требования к МУП ЖКХ г. Межгорье и просит обязать МУП ЖКХ г. Межгорье произвести перерасчет заработной платы с 1 января 2018г. по 30 апреля 2020 года, согласно отрасли к которой относится участок (пример: участок РЭС), так как предприятие МУП ЖКХ является многоотраслевым, исходя из размера тарифных ставок (окладов) 1 разряда установленных в соответствии с приложением N93 республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов РБ, объединениями работодателей РБ и Правительством РБ на 2017- 2019 годы, на 2020-2022 годы, с последующим умножением на тарифный коэффициент, данного разряда (согласно квалификации работника), установленный работодателем (согласно коллективного договора п.2.1 Положение об оплате и нормировании труда работников МУП ЖКХ : 1 разряд - 1; 2 разряд - 1,3; 3 разряд - 1,69; 4 разряд -1,91; 5 разряд - 2,16; 6 разряд - 2,44; 7 разряд - 2,76; 8 разряд - 3,12 и т.д.), с последующим начислением на эту сумму ежемесячной премии - 35%, выслуга (если работник заработал),районного коэффициента -70%, северной надбавке 10- 50%,специального коэффициента ЗАТО г. Межгорье - 25%, то есть согласно п.5.7; п.5.7.1; п.5.7.2.; п.5.7.3.; п.5.8 Положения об оплате и нормирования труда (коллективного договора МУП ЖКХ на период с 17.04.2016г. по 16. 04. 2019.; на период с 17.04. 2019г. по 16. 04 2020г.). Взыскать с МУП ЖКХ в его пользу денежную компенсацию за задержку выплат по заработной плате, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день вынесения решения суда. Взыскать с МУП ЖКХ в его пользу в счет компенсации морального вреда 5000 рублей.
В обоснование своих требований истцы указали, что они работают или работали в 2018-2020 г. в МУП ЖКХ г. Межгорье по трудовому договору и имеют квалификационные разряды оплаты труда выше первого. В зависимости от квалификации, работникам МУП ЖКХ устанавливаются разряды оплаты труда с 1 по 18. Согласно п. 2.1 Положения об оплате труда работников МУП ЖКХ (далее Положение об оплате), ставки работников со 2 по 18 разряд устанавливаются путем умножения тарифной ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Для работников, имеющих 2 разряд, установлен тарифный коэффициент в размере 1,3; 3 разряд в размере 1,69; 4 разряд в размере 1,91; 5 разряд в размере 2.16; 6 разряд в размере 2,44; 7 разряд в размере 2,76 и т.д. При этом, тарифный коффициент начисляется на ставку первого разряда без предварительного доведения заработной платы до минимального размера оплаты труда. Данная система начисления заработной платы фактически либо уравняла заработную плату работников с 1 по 7 разряды, либо учитывает квалификационный тарифный коэффициент в меньшем размере, чем предусмотрено Положением об оплате. Считают действующий порядок начисления тарифного коэффициента без предварительного доведения заработной платы до минимального размера незаконным, поскольку данный порядок не учитывает квалификацию работников и приводит к одинаковой оплате труда работников различной квалификации.
Также истец ФИО2 указал в своем измененном иске, что первичная профсоюзная организация МУП ЖКХ г. Межгорье входит в Общественную организацию «Профессиональный союз работников ЖКХ РБ», которая входит в Федерацию профсоюзов Республики Башкортостан. Согласно Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов РБ, объединениями работодателей РБ на 2017-2019 годы от 15.09.2016 годы №44: Обязательства и гарантии Республиканского соглашения являются минимальные и не могут быть изменены в сторону снижения трудовых прав и гарантий работников. Обязательства работодателей принимает на себя также Федерация профсоюзов в той мере, в которой они осуществляют эти функции. Республиканское соглашение распространяется на работников организаций, в том числе входящих в холдинговые компании, профсоюзные организации которые входят в Федерацию профсоюзов, а также на членов объединений работодателей, принимавших участие в разработке заключении Республиканского соглашения. Условия Республиканского соглашения являются обязательными для органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, Работодателей, в том числе индивидуальных предпринимателей, в пределах обязательств, взятых ими в рамках своей компетенции и законодательства. Согласно п.3.3 Республиканского соглашения стороны устанавливают межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности согласно приложению №3 к Республиканскому соглашению. Размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных производств по видам экономической деятельности индексируются ежегодно с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, в порядке, устанавливаемом Республиканской трехсторонней комиссией. Согласно п. 2.4 положения об оплате и нормирования труда МУП ЖКХ г. Межгорье, предприятие МУП ЖКХ является многоотраслевым. Каждая отрасль распределяется согласно участкам. Ответчик МУП ЖКХ в 2018 г., в 2019 г., в 2020 г. в нарушении Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов РБ, объединениями работодателей РБ и Правительством РБна 2017 - 2019 годы и на 2020 - 2022 годы установил низкий базовый минимальный размер оплаты труда рабочего 1 разряда исходя из особенностей работы участков по видам экономической деятельности как помесячно так и за час работы, в связи с чем заработная плата выплачивалась ему и всем истцам в меньшем размере, чем установлено ст. ст. 22, 56,135 ТК РФ. Кроме этого работникам с 1 по 7 разряды производились доплаты до MPOT, то есть заработная плата у всех была одинаковая. Не соблюдалась квалификация работников, что противоречит ст. 132 ТК РФ.
В судебное заседание истцы: ФИО4, ФИО5, ФИО6ФИО7, ФИО8, ФИО14, ФИО9, ФИО10, ФИО11 будучи надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились. В своем ходатайстве изложенном в исковом заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В связи с чем, суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных истцов.
В судебном заседании истец ФИО2 полностью поддержал свои исковые требований (уточненные) и просил иск удовлетворить в полном объеме, по доводам, изложенным в его письменном объяснении. Считает, что он должен получать заработную плату в соответствии со своей квалификацией. Работодатель должен солюдать условия Республиканского соглашения, котороые гласят, что трудовые права и гарантии работников не могут быть изменены в сторону снижения. Заработная плата должна выплачиваться с учетом его квалификации.
В судебном заседании представитель истцов: ФИО3, действующий по доверенности, полностью поддержал требования истцов. Пояснил, что всем истцам должна быть начислена заработная плата с учетом их квалификационного тарифного коэффициента. Поскольку у истцов разные разряды, то зарплата должна им начисляться в зависимости от их квалификации и после доведения заработной платы до МРОТ. Кроме того, считает, что ответчик должен быть присоединиться к трехстороннему соглашению по умолчанию. Просил полностью удовлетворить исковые требования всех истцов в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика: МУП ЖКХ г. Межгорье – ФИО12, действующая по доверенности от ..., полностью требования истцов не признала и пояснила, что истцам правильно начисляется заработная плата по установленной на предприятии тарифной системе оплаты труда. Законодатель допускает установление размера тарифных ставок, окладов (должностных окладов) ниже минимального размера оплаты труда. На предприятии с января 2019 года обеспечен уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, без включения в него районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Таким образом, установление предприятием тарифной ставки первого разряда в размере меньшем, чем предусмотрено Трехсторонним соглашением, при обеспечении уровня заработной платы работников в размере не ниже МРОТа, установленного на федеральном уровне, без включения в него районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в Районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответствует действующему законодательству. В настоящее время трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права не установлено прямое ограничение, согласно которому сотрудники с различными разрядами не могут получать заработную плату в одинаковом размере. При этом уравнение заработной платы работников, имеющих тарифные разряды с 1 по 7, произошло не в связи с применением тарифной системы оплаты труда, как указывают истцы в своем исковом заявлении, а вследствие необходимости начисления заработной платы в МУП ЖКХ г. Межгорье не ниже установленного минимального размера оплаты труда Российской Федерации, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50% за стаж работы в Районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. С 1 января 2020 года приказом № 703 от 24.01.2020 г. установлена дополнительная персональная повышающая доплата, призванная дифференцировать оплату труда работников, имеющих различные тарифные разряды. На указанную доплату так же производится начисление районного коэффициента 1,7 и процентной надбавки 50%. Принимая во внимание, что тарифный коэффициент при тарифной системе оплаты труда устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда, а не к заработной плате работника, а так же то обстоятельство, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в настоящее время ни прямо, ни косвенно не предусматривают право работника на получение или обязанности работодателя на начисление работнику заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее именно тарифного коэффициента. Кроме того, несмотря на наличие полномочий по заключению соглашения у одной стороны - работника (так как первичная профсоюзная организация МУП ЖКХ г. Межгорье входит в общественную организацию «Профессиональный союз работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан»), необходимо так же надлежаще подтвержденное наличие полномочий другой стороны - работодателя (что может выражаться либо в членстве работодателя в соответствующем объединении работодателей, либо в делегировании работодателем полномочий по заключению соглашения в данном случае Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан). Единственным объединением работодателей в сфере жилищно- коммунального хозяйства является Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий», зарегистрированное ... МУП ЖКХ г. Межгорье не является на членом названного, ни членом какого-либо другого объединения работодателей. Ни руководитель МУП ЖКХ г. Межгорье, являясь работодателем, ни орган местного самоуправления ЗАТО Межгорье (который согласно ст. 34 ТК РФ может являться иным представителем работодателя - МУП ЖКХ г. Межгорье) каких-либо полномочий Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан по заключению названных Республиканских соглашений на 2017-2019 и на 2020-2022 годы не делегировали. То есть, стороной заключенных Республиканских соглашений МУП ЖКХ г. Межгорье не является. П. 1.2 Республиканских соглашений на 2017 - 2019 и на 2020 - 2022 годы предусматривает только право руководителя органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющего единую государственную политику в области труда, предложить работодателям, не участвующим в заключении Республиканского соглашения, присоединиться к нему. При этом, названные Республиканские соглашения на 2017 - 2019 и на 2020 - 2022 годы не содержат положений, указывающих, что они действуют в отношении всех работодателей Республики Башкортостан без исключения. Таким образом, несмотря на распространение пунктом 1.1. Республиканских сообщений на 2017-2019 и на 2020-2022 годы соглашения на работников и работодателей предприятий и организаций всех форм собственности, профсоюзные организации, которые входят в Профсоюз, названные Республиканские соглашения согласно ст. 48 ТК РФ не могут распространяться на МУП ЖКХ г. Межгорье, так как, МУП ЖКХ г. Межгорье не являясь членом какого-либо объединения работодателей, в заключении Республиканских соглашений на 2017-2019 и на 2020-2022 годы не участвовало, каких-либо полномочий кому-либо по заключению названных Республиканских соглашений на 2017-2019 и на 2020-2022 годы от имени предприятия, не делегировало, к уже заключенным Республиканским соглашениям на 2017-2019 и на 2020-2022 годы не присоединялось. Также истцом ФИО2 пропущен установленный ч. 1 ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. В силу п. 5. 11 Коллективного договора МУП ЖКХ г. Межгорье выплата заработной платы работникам предприятия производится 15 и 30 числа каждого месяца. При таких обстоятельствах, ежемесячно получая заработную плату, ФИО2 знал о нарушении своих прав в отношении выплаты заработной платы не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отработанным. Поскольку соглашения были опубликованы официально в газете ...№... от ..., №... от ... и на официальном сайге Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и вступили в силу с ... и ... соответственно, истец ФИО2 о нарушении своих прав узнал с ... и ... и мог в установленный срок обратиться за защитой в суд. Уважительных причин для пропуска срока обращения в суд истец не представил. ФИО2 своим правом не воспользовался вплоть до .... Несмотря на то обстоятельство, что истец до настоящего времени продолжает работать в МУП ЖКХ г. Межгорье, нарушение трудовых прав работника нельзя признать длящимися в связи со следующим. В п.56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" сказано, что рассматривая дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной (депонированной), но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. В Определении Верховного суда РФ от 21.05.2009 г. № 21-В09-5 указывается, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена. Таким образом, работник, зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы. Именно поэтому правоотношения носят длящийся характер, срок на обращение в суд не будет считаться пропущенным, так как статья 392 ТК РФ на такую ситуацию не распространяется. Если же работодатель не произвел начисление тех сумм, о которых просит работник, то применяется статья 392 ТК РФ, а не п. 56 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2. Заявленные ФИО2 нарушения не носят длящегося характера, поскольку в настоящем случае спор о начисленной и невыплаченной заработной плате отсутствует, предметом спора является размер тарифной ставки 1 разряда, право на который нужно установить и признать. Таким образом, учитывая, что с иском об обязании МУП ЖКХ г.Межгорье произвести перерасчет заработной платы с ... по ...ФИО2 обратился ..., то установленный законом трехмесячный срок обращения по требованиям об установлении ему тарифной ставки исходя из размеров, установленных Республиканскими соглашениями на 2017 — 2019 и на 2020 — 2022 годы, ФИО2 пропущен. Просит в исковых требованиях всем истцам отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица: КУМС ЗАТО Межгорье – ФИО13, действующая на основании доверенности в суде просила в иске отказать по тем же доводам, что указал представитель ответчика, считает исковые требования истцов незаконные и необоснованные, не подлежащие удовлетворению. Пояснила, что тарифный коэффициент при тарифной системе оплаты труда устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда, а не к заработной плате работника, а так же то обстоятельство, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права в настоящее время ни прямо, ни косвенно не предусматривают право работника на получений или обязанности работодателя на начисление работнику заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты груда при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее именно тарифного коэффициента.
Определением суда от 11.06.2020 г., по ходатайству третьего лица: Госкомитета Республики Башкортостан по тарифам, Госкомитет Республики Башкортостан по тарифам исключен из числа третьих лиц по данному гражданскому делу.
Представитель третьего лица: Федерации профсоюзов Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, при этом надлежащим образом о месте и времени судебного заседания был извещен. В своем отзыве указал, что ... заключено Республиканское соглашение между Республиканским союзом «Федерация профсоюзов Республики Башкортостан», объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017 - 2019 годы, 09.10.2019 г. заключено Республиканское соглашение между Республиканским союзом «Федерация профсоюзов Республики Башкортостан», объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2020- 2022 годы. В соответствии с пунктами 3.6 работодатели применяют рекомендуемые Республиканской трехсторонней комиссией межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок первого разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности (Республиканское соглашение на 2017-2019 годы), и обеспечивают месячную заработную плату работникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» (Республиканское соглашение на 2020-2022 годы). Несмотря на то, что тарифная ставка первого разряда, предусмотренная приложением №3 к Республиканскому соглашению на 2020-2022 годы не является рекомендуемой, пунктом 1.3 Республиканского соглашения на 2020-2022 годы предусмотрена возможность приостановления действия пункта 3.7 соглашения, В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Республиканского соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях и порядке, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам Республиканского соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Республиканского соглашения в отношении данного работодателя. Данным положением воспользовался ответчик, направив 18.03.2020 года соответствующее письмо сторонам соглашения.
Изучив доводы иска, возражений сторон, выслушав лиц участвующих в деле и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения- отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы и в порядке, установленном настоящем Кодексом, иными федеральными законами.
По смыслу положений ст.ст.15, 16, 56 и 57 Трудового кодекса РФ основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым в частности, должны предусматриваться условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Одновременно следует учесть, что в силу положений ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно- правовыми актами.
Материалами дела установлено, что истцы состояли и состоят в трудовых отношениях с МУП ЖКХ г.Межгорье, что подтверждается их трудовыми книжками, трудовыми договорами и дополнениями к ним, расчетными листками.
Основным непосредственным местом работы истцов согласно трудовым договорам является (являлся) город Межгорье.
Согласно трудовому договору каждого истца, работнику устанавливается оклад, выплаты стимулирующего характера согласно Положению об оплате труда работников МУП ЖКХ: районный коэффициент, надбавка в зависимости от стажа, специальный коэффициент.
Согласно пункту 2.1 Приложения №2 Положения об оплате труда работников МУП ЖКХ к коллективному договору ставки (оклады) работников устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, сторона ответчика не оспаривает факт того, что истцам заработная плата начисляется не ниже установленного минимального размера оплаты груда при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей), без включения в нее тарифного коэффициента, что подтверждается также и представленными расчетными листками истцов.
Конституционным Судом Российской Федерации 11 апреля 2019 года принято постановление № 17-П, которым взаимосвязанные положения статьи 129, частей 1 и 3 статьи 133 и частей 1-4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Аналогичное решение принято Конституционным Судом Российской Федерации 16 декабря 2019 года № 40-П в отношении дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).
Таким образом, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), должна быть не ниже МРОТ (включая все элементы заработной платы в соответствии со статьями 129, 135 ТК РФ, установленные трудовым договором) без учета выплат за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, совмещение профессий (должностей).
Кроме того, сверх МРОТ осуществляется начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П.
Конституцией Российской Федерации закреплено право каждого на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя:
- тарифные ставки, оклады (должностные оклады),
- тарифную сетку
- тарифные коэффициенты.
Согласно части первой статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая). Частями пятой и шестой данной статьи установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации включена в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
Таким образом, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцам гарантирована выплата минимального размера оплаты труда (МРОТ) и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается выплатой районного коэффициента, что не оспаривалось в суде представителем истцов.
При этом, суд считает несостоятельными ссылки истцов в иске и их представителя ФИО3 на то, что ответчиком нарушен порядок начисления тарифного коэффициента и он не соответствует требованиям законодательства. Истцами и их представителем не указано и не представлено в каком порядке и за счет какой части заработной платы должно осуществляться доведение заработной платы до МРОТ.
Действующее законодательство не содержит запрета производить самостоятельную доплату с целью доведения фактического заработка до МРОТ без увеличения уже предусмотренных у работодателя в системе оплаты труда базовых (в данном случае - оклад), стимулирующих или компенсационных выплат, образующих фактический заработок.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчик указал верный механизм расчета оплаты труда для истцов, соответствующий трудовому законодательству, позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Согласно п. 5.2 раздела 5 Коллективного договора оплата труда Работников осуществляется по Единой межотраслевой тарифной сетке (ЕМТС) по оплате труда работников государственных и муниципальных предприятий Республики Башкортостан по постановлению Кабинета Министров Республики Башкортостан от 07.08.2006 № 266, которым утверждено положение об оплате труда работников государственных предприятий Республики Башкортостан. В пункте 4 Положения указано, что тарифные ставки (оклады) работников со 2 по 18 разряд Единой межотраслевой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) 1 разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Доводы истца ФИО2 и его представителя ФИО3 о том, что работодатель обязан применять при исчислении заработной платы п.3.3 Республиканского соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2017 - 2019 года и на 2020 — 2022 гг. с последующим умножением на соответствующий тарифный коэффициент, с последующим начислением компенсационных и стимулирующих выплат являются несостоятельными в силу следующего.
Так, Республиканский союз "Федерация профсоюзов Республики Башкортостан" (далее - Федерация профсоюзов Республики Башкортостан, Федерация профсоюзов), объединения работодателей Республики Башкортостан (далее - объединения работодателей) и Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство), вместе именуемые Стороны, заключили настоящее Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством на 2020 - 2022 годы (далее - Республиканское соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также совместные действия Сторон по их реализации.
Приоритетными целями Республиканского соглашения являются проведение социально-экономической политики, направленной на обеспечение прав граждан на достойный труд, и повышение уровня жизни работников и членов их семей на основе устойчивого развития экономики, роста производительности труда, стабильной занятости, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста.
Обязательства и гарантии Республиканского соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения трудовых прав и гарантий работников.
Согласно п.1.1 Положения Республиканское соглашение распространяется на работников организаций, в том числе входящих в холдинговые компании, профсоюзные организации которых входят в Федерацию профсоюзов, а также на членов объединений работодателей, принимавших участие в разработке и заключении Республиканского соглашения.
Другие профсоюзные объединения и объединения работодателей могут присоединиться к Республиканскому соглашению путем письменного уведомления Сторон Республиканского соглашения.
Согласно подп. 3.3. п. 3 Соглашения Стороны Республиканского соглашения устанавливают межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности согласно приложению N 3 к Республиканскому соглашению. Размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности индексируются ежегодно в I квартале с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, в порядке, устанавливаемом Республиканской трехсторонней комиссией.
Как следует из пояснений в суде представителя ответчика ФИО12, МУП ЖКХ г. Межгорье стороной заключенных Республиканских соглашений не является, следовательно, не обязано при исчислении заработной платы истцам применять положенияРеспубликанского соглашения, касающиеся тарифных ставок.
Пунктом 1.2 Республиканских соглашений на 2017 - 2019 и на 2020 - 2022 годы предусмотрено только право руководителя органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющего единую государственную политику в области труда, предложить работодателям, не участвующим в заключении Республиканского соглашения, присоединиться к нему.
При этом, названные Республиканские соглашения на 2017 - 2019 и на 2020 - 2022 годы не содержат положений, указывающих, что они действуют в отношении всех работодателей Республики Башкортостан без исключения.
Суду не представлено надлежащих и бесспорных доказательств того, что ответчик МУП ЖКХ г.Межгорье присоединено к Республиканскому соглашению как на 2017 - 2019 и на 2020 - 2022 годы.
Доводы представителя ФИО3 о том, что Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в своем обращении ко всем работодателям, которые не присоединились к Республиканскому соглашению и письменно не отказались от присоединения, то к таким работодателям, в том числе к МУП ЖКХ г.Межгорье, Соглашение будет распространяться по умолчанию, также несостоятельны.
Так, трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
По смыслу закона, статья 48 ТК РФ допускает распространение только отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне. По отношению к другим соглашениям механизм, предусмотренный ч. ч. 7 - 9 ст. 48 ТК РФ, применяться не должен.
В связи с чем, ссылка истца ФИО2 и его представителя ФИО3 о том, что ответчик обязан присоединиться по умолчанию к Республиканскому соглашению между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством на 2020 - 2022 годы и соответственно применять его к трудовым отношениям с истцами является необоснованной, т.к. нормами Трудового законодательства, не установлено, что работодатель – ответчик МУП ЖКХ г.Межгорье обязан присоединиться к данному Республиканскому соглашению.
Таким образом, суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований всех истцов в полном объеме.
Доводы представителя ответчика ФИО12 о пропуске истцом ФИО2 срока для обращения в суд, являются несостоятельными.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации дополнена частью второй, предусматривающей специальный срок для обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в том числе при увольнении, - один год со дня установленного срока выплаты соответствующих сумм.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о соблюдении ФИО2 срока на обращение в суд с требованием о взыскании недополученной заработной платы за период с ... по ... следует исходить из того, что истец узнали или должен был узнать о нарушении своего права на выплату заработной платы, с учетом его квалификации.
Суд полагает, что срок исковой давности истцом ФИО2 не пропущен, поскольку он обратился в суд с требованием о перерасчете его заработной платы за период с ... по ... в августе 2020 года.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8, ФИО14 С.ча, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье (далее МУП ЖКХ г.Межгорье) о защите трудовых прав, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан Постоянное судебное присутствие в ЗАТО г.Межгорье.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2020 года к 18 часам.
Председательствующий судья: К. П. Нагимова