ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1345/2022 от 07.10.2022 Краснокамского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-1345/2022

УИД 03RS0049-01-2022-001774-58

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 октября 2022 года с. Николо-Березовка РБ

Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гареевой А.У.,

при секретаре Шайхутдиновой Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения к Рылову Г.А. о взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения обратилось в суд к Рылову Г.А. с иском о взыскании неосновательного обогащения в порядке наследования. Требования мотивированы тем, что по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ Рылову Г.А. была назначена ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно - коммунальных услуг (ЕДК) пожизненно с последующей индексацией. При подаче заявления Рылов Г.А. принял на себя обязательства, в случае изменения обстоятельств в семье (изменение места жительства,места начисления расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг), состава семьи, площади занимаемого жилого помещения, обстоятельств, в связи с которыми заявитель и члены семьи были отнесены к определенным категориям получателей мер социальной поддержки, и других фактах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной компенсации или прекращении ее выплаты, представить подтверждающие документы в течение 1 месяца после наступления этих событий. Согласно данным паспорта на момент подачи заявления о назначении ЕДК ДД.ММ.ГГГГ Рылов Г.А. с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по адресу: . При обращении ДД.ММ.ГГГГ ответчика в Филиал за назначением ЕДК на оплату жилого помещения и коммунальных услуг специалистом Филиала обнаружен факт изменения его места жительства, согласно данным паспорта ответчик с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировался в индивидуальном доме по адресу: . На момент обращения ДД.ММ.ГГГГ Рылов Г.А. продолжал получать ЕДК по старому адресу, не сообщив своевременно в Филиал об изменении места жительства, тем самым не представил информацию, которая имеет существенное значение при решении вопроса о выплате ЕДК. В целях досудебного урегулирования отношений, в адрес ответчика Рылова Г.А. Филиалом были направлены требования о добровольном возврате неправомерно выплаченных сумм - письма исх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ, исх. от ДД.ММ.ГГГГ, которые были получены ответчиком. Однако Рыловым Г.А. в добровольном порядке указанная сумма задолженности до сих пор не возвращена. Таким образом, усматривается, что Рылов Г.А. не известил Филиал о снятии с регистрационного учета по адресу: продолжал получать ЕДК на оплату ЖКУ по указанному адресу до ДД.ММ.ГГГГ В связи с сокрытием Рыловым Г.А. от Филиала обстоятельств, являвшихся основанием для прекращения выплаты ЕДК с ДД.ММ.ГГГГ Филиалом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ излишне выплачено Рылову Г.А. ЕДК в размере рублей. Ссылаясь на положения ст.ст. 1102,1109 ГК РФ, истец просил взыскать полученную сумму ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 62105,99 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 2063 рублей.

Представитель ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен, имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца.

Ответчик Рылов Г.А. на судебном заседании показал, что умысла не имел, не знал, что при переезде необходимо извещать орган, его вызвали в соц. поддержку, после выплачивали как проживающему в сельской местности.

Выслушав ответчика, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона Российской Федерации N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Башкортостан от 03.10.1994 г. N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и вооруженных сил" ветеранам труда из числа лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона, при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет либо ранее достижения этого возраста при установлении (назначении) им досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" независимо от прекращения ими трудовой деятельности устанавливается в том числе дополнительная мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов (часть 3 статьи 22).

Согласно статьям 1, 2, 4 Закона Республики Башкортостан от 24.11.2008 г. N 69-з "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" настоящий закон определяет форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным, в том числе Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. "О ветеранах". Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ежемесячная денежная компенсация). Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации определяется Правительством Республики Башкортостан.

29 декабря 2008 года за N 466 Правительством Республики Башкортостан было принято постановление "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" (далее РБ). Данным Постановлением утверждены Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации (1) и Положение о порядке финансирования расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан (2).

В соответствии с Положением о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2008 г. N 466, ежемесячная денежная компенсация предоставляется филиалом государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по району (городу) (отделом филиала государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по району (городу) (в районе (городе)) (далее - филиал (отдел филиала) ГКУ РСЦПН) по месту жительства заявителя (носителя льгот) с месяца его обращения, за исключением случая изменения получателем ежемесячной денежной компенсации места жительства в пределах Республики Башкортостан. (пункт 11) Решение вопроса о назначении ежемесячной денежной компенсации осуществляется на основании заявления и следующих документов (сведений): а) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя (его законного представителя; лица, полномочия которого установлены доверенностью) (для граждан, относящихся к категориям, указанным в подпункте 2.5 пункта 2 настоящего Положения, - заявителя (его законного представителя; лица, полномочия которого установлены доверенностью), другого родителя и детей в возрасте от 14 лет); б) документа, удостоверяющего право заявителя (носителя льгот) на меры социальной поддержки, - для заявителей (носителей льгот), относящихся к категориям, указанным в подпунктах 2.1 - 2.4 настоящего Положения. (пункт 13).

Согласно пункту 2.4 указанного Положения право на ежемесячную денежную компенсацию при условии начисления платежей за жилое помещение и коммунальные услуги имеют в соответствии со статьями 20 и 22 Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" ветераны труда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Рылов Г.А., являясь ветераном труда, обратился в УТ и СЗН по с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, с указанием адреса, по которому производится начисления расходов по ЖКУ - . На основании указанного с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно назначена Рылову выплата указанной компенсации с последующей индексацией.

Согласно п. 4 заявления о предоставлении ЕДК на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Рыловым Г.А. принято обязательство сообщать в течение 1 месяца со дня возникновения об обстоятельствах, являющихся основанием для изменения размера ЕДК или прекращения выплаты ЕДК.

При обращении ДД.ММ.ГГГГ ответчика к истцу за назначением ЕДК на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно данным паспорта ответчик с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в индивидуальном доме по адресу:

Следовательно, на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ Рылов Г.А. продолжал получать ЕДК по старому адресу, не сообщив своевременно в Филиал об изменении места жительства, тем самым не представил информацию, которая имеет существенное значение при решении вопроса о выплате ЕДК.

В целях досудебного урегулирования отношений, в адрес ответчика Рылова Г.А. Филиалом были направлены требования о добровольном возврате излишне выплаченных сумм от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки-расчету от ДД.ММ.ГГГГ, представленной истцом сумма излишне выплаченной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила рублей

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Пунктом 26 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N 466 от 29 декабря 2008 года, предусмотрено, что филиалы (отделы филиала) ГКУ РЦСПН заключают соглашения с организациями о ежемесячном информационном обмене данными, необходимыми для расчета ежемесячной денежной компенсации, а также сведениями об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной компенсации или прекращение ее выплаты.

Таким образом, сами органы социальной защиты населения, предоставляющие компенсации жилищно-коммунальных выплат, обязаны проверять сведения, влияющие на прекращение выплат их получателям.

Данные нормы корреспондируют нормам федерального законодательства о том, что Межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Согласно статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1), соответственно, органы социальной защиты населения обязаны контролировать расходование денежных средств, в том числе в виде назначаемых гражданам компенсаций.

Судом установлено, что истец надлежащим образом данную обязанность в целях проверки правильности выплаты назначенной Рылову Г.А. ежемесячной денежной компенсация на оплату жилищно - коммунальных услуг не исполнил, в связи с чем продолжал выплаты до декабря 2019 года.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства недобросовестности действий со стороны ответчика при получении излишне начисленных денежных средств, доказательств обратного стороной истца не предоставлено, что исключает возможность взыскания с ответчика переплаты сумм компенсации.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения к Рылову Г.А. о взыскании неосновательного обогащения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Верховный суд РБ через Краснокамский межрайонный суд РБ, со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2022 года.

Судья: А.У. Гареева