Дело номер 2-1372/2016
решение в мотивированном
виде изготовлено
26 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2016 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В.Луханиной,
при секретаре Е.Г.Непомнящих,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному образованию <адрес>, Муниципальному образованию г<адрес> о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Алейский городской суд с заявлением, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Алтайского края в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) №<данные изъяты> было вынесено определение о признании сделки недействительной и применении последствий недействительной сделки, в соответствии с резолютивной частью которого, в пользу <данные изъяты> с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> были взысканы денежные средства в размере 2 959 603 рубля 80 копеек. Определение Арбитражного суда вступило в законную силу и выдан исполнительный лист.
Исполнительный лист, а также все необходимые документы были направлены в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю Отдел № на исполнение.
В соответствии с Уведомлением номер № от ДД.ММ.ГГГГ, полученного <данные изъяты> от УФК по Алтайскому краю Отдел №ДД.ММ.ГГГГ, истек 3- месячный срок для исполнения документа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом Алтайского края было вынесено определение о процессуальном правопреемстве, в соответствии с которым взыскатель по определению от ДД.ММ.ГГГГ по делу № был заменен на ФИО1.
Данное определение от ДД.ММ.ГГГГ вместе с уведомлением о состоявшемся процессуальном правопреемстве были направлены должнику и в УФК по Алтайскому краю Отдел №.
Вместе с тем, Определение Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено до настоящего времени, что свидетельствует о длительном неисполнении Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Алейска вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего обращение денежного взыскания на средства местного бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года номер 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 399 ГК РФ предусмотрена возможность предъявления кредитором требований не только к должнику, допустившему нарушение обязательства, но и к другому лицу, не являющемуся стороной по этому обязательству (субсидиарная ответственность).
Основной должник является муниципальным казенным учреждением, созданным органом местного самоуправления муниципального образования, в связи с чем, положения указанной ст. 399 ГК РФ как общие нормы о субсидиарной ответственности в данном случае применяются с особенностями установленными ст. 123.21 ГК РФ.
Пунктами 1 и 2 ст. 123.21 ГК РФ установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально – культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим кодексом.
Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях установленных законом, так же иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> является муниципальным казенным учреждением. Учредителем Комитета является Администрация г. Алейска.
Отсутствие у Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> денежных средств подтверждается документами УФК по Алтайскому краю, из которых следует, что исполнительный лист не исполнен должником в течении трех месяцев.
Таким образом, кредитор, до предъявления требований к субсидиарному должнику предпринимал действия, направленные на получение исполнения от основного должника.
В настоящий момент исполнительный лист находится на исполнении в УФК по Алтайскому краю должнику (Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>) приостановлены операции по счету, однако требования содержащиеся в исполнительном листе, не исполнены в полном объеме.
Согласно ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 7 ст. 161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года номер 23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которым при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 БК РФ с учетом положения ст. 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а так же надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично – правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы.
Следовательно, при удовлетворении указных исков в резолютивной части решения должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично – правового образования, а не его государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит ст.ст. 126,214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично – правого образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
Просит взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования <адрес> за счет казны муниципального образования в пользу ФИО1 2 959 603 рубля 80 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ от истца поступило уточненное исковое заявление, в котором указывая основания иска аналогично вышеизложенному, истец просит взыскать в порядке субсидиарной ответственности солидарно с муниципального образования г. Алейск Алтайского края в лице Администрации г. Алейска Алтайского края и Муниципального образования г. Алейск Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Алейска Алтайского края за счет казны муниципального образования в пользу ФИО1 2 959 603 рубля 80 копеек.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. В заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО7 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковых заявлениях и просила иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчиков Муниципального образования <адрес>ФИО4 просила отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что согласно ч.1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Отдел № поступил на исполнение исполнительный лист о взыскании с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> в пользу <данные изъяты> 2 959 603 рубля 80 копеек. Из искового заявления не усматривается, что исполнительный лист Управлением Федерального казначейства по Алтайскому краю не был возвращен истцу в связи с неисполнением его в течение трех месяцев по причине отсутствия денежных средств на счете Комитета. Федеральным законодательством не предусматривается приостановление операций на иных лицевых счетах должника, кроме тех, которые определены ст. 242.5 БК РФ. Комитет является самостоятельным юридическим лицом. Согласно статьи 47 Устава муниципального образования <адрес> Алтайского края органы администрации города могут наделяться правами юридического лица.
На основании статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено две формы обособленных подразделений юридического лица филиалы и представительства. При этом представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Органы администрации города наделены правами юридического лица, поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации они не являются филиалами, представительствами и структурными (обособленными) подразделениями.
Комитет отвечает всем признакам юридического лица, которые предусмотрены статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечать по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Как получателю бюджетных средств должнику открыт один счет 03, который и был приостановлен Отделом номер 53 в связи с неисполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе.
Поскольку лицевой счет 05 - лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, в соответствии с заключенным Соглашением во временное распоряжение получателя бюджетных средств, а также подразделения судебных приставов не являются лицевыми счетами для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета, на указанные лицевые счета не распространяются положения статьи 242.5 БК РФ. Согласно статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом. Комитет не ликвидирован, не реорганизован, не является банкротом. В исковом заявлении отсутствуют доказательства о том, что по указанию Администрации города не производится расчет с истцом или совершено ряд сделок, в результате исполнения которых Комитету был причинен материальный ущерб, повлекший образование задолженности перед истцом. Исходя из представленных доказательств и норм действующего законодательства, регулирующего правоотношения по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, нарушение прав и законных интересов истца отсутствует. Истец не обоснованно ссылается в исковом заявлении на статьи 123.21, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств. Истец просит привлечь Администрацию города к субсидиарной ответственности, но при этом не представил доказательств о недостаточности лимитов бюджетных обязательств Комитета.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года номер 23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В силу статьи 6 БК РФ главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Истец предъявил требования к муниципальному образованию в лице администрации <адрес>, но не представил доказательства о том, что Администрация города является главным распорядителем бюджетных средств. Недоказанным со стороны истца является факт злоупотребления правом со стороны Администрации города.
Необходимым условием возложения субсидиарной ответственности на участника является наличие причинно-следственной связи между основанием возникновения задолженности в сумме 2 959 60 рублей 80 копеек муниципального образования в лице Администрация города перед истцом.
В уточненном исковом заявлении истцом смешаны два вида ответственности : субсидиарная и солидарная.
В соответствии со ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. В данном случае Администрация г. Алейска считает, что ни договором, ни соглашением сторон, ни законом, солидарная обязанность к муниципальному образованию г. Алейск не установлена. Ни Администрацию г. Алейска, ни Комитет по финансам налоговой и кредитной политике Администрации г. Алейска не являются поручителями по данной сделке.
Согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику – Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города. При этом основной должник не отказался удовлетворить требования кредитора.
При субсидиарном характере ответственности поручителя (ст. 399 ГК РФ) для предъявления требования к нему кредитору нужно доказать что должник отказался исполнить обязательство, обеспеченное поручительством, либо не ответил в разумный срок на предложение исполнить обязательство.
Договором поручительства может быть предусмотрено, что кредитор получает право на предъявление требований к поручителю только после наступления определенных обстоятельств ( в случае неисполнения должником обязательств в течении срока, установленного для исполнения исполнительного документа о взыскании задолженности основного должника в пользу кредитора, либо только в случае признания должника банкротом). Но договор поручительства заключен не был. По вопросу кто является главным распорядителем бюджетных средств пояснила, что в соответствии с решением Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ « О бюджете <адрес> Алтайского края на 2016 года», с изменениями в решении Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№О внесении изменений в решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете <адрес> Алтайского края на 2016 года», утверждена ведомственная структура расходов бюджета <адрес>. Согласно данной структуре главными распорядителями бюджетных средств являются: Комитет по образованию и делам молодежи Администрации <адрес>; Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации <адрес>; Комитет по жилищно – коммунальному хозяйству, транспорту, строительству и архитектуре Администрации <адрес> ; Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>; Администрация <адрес>; <данные изъяты> городское Собрание депутатов Алтайского края.
В соответствии со ст. 25 Положения о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№, участниками бюджетного процесса являются: Собрание депутатов, Глава города; Администрация <адрес> ; Комитет по финансам; орган Федерального казначейства; Контрольно – счетная палата города; Главные распорядители средств бюджета горда; Главные администраторы доходов бюджета города; Главные администраторы источников средств финансирования дефицита бюджета города; получатели бюджетных средств. Из изложенного, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> является главным распорядителем бюджетных средств.
С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>ФИО5 поддержала доводы представителя ответчиков ФИО4, просила в удовлетворении исковых требований истцу отказать в полном объеме. При этом указала, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> является самостоятельным юридическим лицом и они не отказываются от исполнения обязательств по выплате долга истцу и будут данные обязательства исполнять. На 2017 год подана заявка и данный вопрос по выделению денежных средств будет разрешен Собранием депутатов.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление представитель ФИО6 ФИО2 указывает, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений производится в порядке, установленном ст. 242.5 БК РФ.
Исполнительный лист, выданный Арбитражным судом ДД.ММ.ГГГГ предусматривает взыскание с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> В пользу <данные изъяты> задолженность в размере 2 959 603 рубля 80 копеек был предъявлен в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю.
Согласно п. 2 ст. 242.5 БК РФ должнику было вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 ст. 242.5 БК РФ, ДД.ММ.ГГГГ должник представил в Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа.
С ДД.ММ.ГГГГ операции по расходованию средств на лицевых счетах были приостановлены на основании п. 7 ст. 242.5 БК РФ в связи с неисполнением должником в течении трех месяцев со дня поступления исполнительного листа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ номер № взыскателю было сообщено о неисполнении должником исполнительного документа. Данный исполнительный лист на настоящий момент находится на исполнении.
В соответствии со ст. 399 ГК РПФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п. 10 ст. 158 БК РФ в суде от имени муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично правовым образованиям по обязательствам, созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года номер 23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального ) учреждения в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 БК РФ с учетом положений ст. 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а так же надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично – правовое образование, а не его государственные (муниципальные органы).
Выслушав представителя истца ФИО7, представителя ответчиков ФИО4.В, представителя третьего лица ФИО5, исследовав материалы дела, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что определением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу АОЗ-11628/2013 признаны недействительными сделки <данные изъяты><адрес>, совершенные ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в виде перечисления отделением № Сбербанка России платежным поручением № суммы 339 603,80 рубля, платежным поручением № суммы 363 000 рублей, платежным поручением № суммы 27 000 рублей, всего на сумму 2 959 603 рубля 80 копеек. Применены последствия недействительности сделки в виде двухсторонней реституции. Взыскано с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> в пользу <данные изъяты> 2 959 603 рубля 80 копеек.
В адрес Управления Федерального казначейства ДД.ММ.ГГГГ поступил на исполнение исполнительный лист серии №, выданный Арбитражным судом Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. <адрес> в пользу <данные изъяты> 2 959 603 рубля 80 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника направлено уведомление номер № о поступлении исполнительного документа и необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа, на основании чего Комитетом по управлению муниципальном имуществом представлена информация об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации текущего финансового года (166 0113 9991471 831 290 - основной долг).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника направлено уведомление о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Алейска до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), одновременно взыскателю по исполнительному листу серии ФС № направлено уведомление номер № о неисполнении должником требований исполнительного документа в связи с истечением трёхмесячного срока исполнения исполнительного документа на основании определения Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.
Определением Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ произведена процессуальная замена взыскателя по определению Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с <данные изъяты> на ФИО1.
В судебном заседании установлено, что требования исполнительного документа должником не исполнены и исполнительный лист находится на исполнении.
Пунктом 1 ст. 399 ГК РФ предусмотрена возможность предъявления кредитором требований не только к должнику, допустившему нарушение обязательства, но и к другому лицу, не являющемуся стороной по этому обязательству (субсидиарная ответственность).
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Суд полагает, что в пользу взыскателя в разумный срок не исполнены требования исполнительного документы, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных требований о взыскании долга в порядке субсидиарной ответственности.
Основной должник является муниципальным казенным учреждением, созданным органом местного самоуправления муниципального образования, в связи с чем, положения указанной ст. 399 ГК РФ как общие нормы о субсидиарной ответственности в данном случае применяются с особенностями установленными ст. 123.21 ГК РФ.
Пунктами 1 и 2 ст. 123.21 ГК РФ установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально – культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим кодексом.
Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях установленных законом, так же иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 настоящего кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Таким образом, юридически значимым обстоятельством для возложения на собственников учреждения субсидиарной ответственности, является недостаточность денежных средств у данного учреждения.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <данные изъяты> является муниципальным казенным учреждением. Учредителем Комитета является Администрация <данные изъяты>.
Согласно ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за сет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с п. 7 ст. 161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 года номер 23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которым при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения в порядке субсидиарной ответственности судам надлежит исходить из того, что по смыслу п. 1 ст. 161 БК РФ с учетом положения ст. 120 ГК РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а так же надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично – правовое образование.
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а так же наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Согласно п. 2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливаются законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
В соответствии с решением Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ « О бюджете <адрес> Алтайского края на 2016 года», с изменениями в решении Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№- ГСД «О внесении изменений в решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете <адрес> Алтайского края на 2016 года», утверждена ведомственная структура расходов бюджета <адрес>. Согласно данной структуре главными распорядителями бюджетных средств являются: Комитет по образованию и делам молодежи Администрации <адрес>; Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации <адрес>; Комитет по жилищно – коммунальному хозяйству, транспорту, строительству и архитектуре Администрации <адрес> ; Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>; Администрация <адрес>; Алейское городское Собрание депутатов Алтайского края.
Учитывая характер спорных правоотношений и учитывая что с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес> денежные средства взысканы, но реально решение Арбитражного суда не исполнено, с Муниципального образования <адрес> Алтайского края в лице Администрации <адрес> Алтайского края, Муниципального образования <адрес> Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации <адрес> Алтайского края в пользу ФИО1 подлежат взысканию денежные средства в порядке субсидиарной ответственности солидарно в сумме 2 959 603 рубля 80 копеек. При этом суд полагает, что солидарный порядок взыскания не является применением двух видов ответственности. Так как в соответствии со ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. С учетом того, что задолженность взыскана в сумме 2 959 603 рубля 80 копеек с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>, а согласно ведомственной структуре расходов бюджета <адрес> ответчики являются так же главными распорядителями бюджетных средств, то соответственно они должны нести субсидиарную ответственность в солидарном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать в порядке субсидиарной ответственности солидарно с Муниципального образования <адрес> Алтайского края в лице Администрации <адрес> Алтайского края, Муниципального образования <адрес> Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации <адрес> Алтайского края в пользу ФИО1 денежные средства в сумме 2 959 603 рубля 80 копеек.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края.
Председательствующий О.В. Луханина
Решениене вступило в законную силу