ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-140/2022 от 06.04.2022 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело 2-140/2022 (2-2353/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Сердюк И.В.,

при участии секретаря судебного заседания Самохина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго», третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении соразмерной платы за публичный сервитут, платы за пользование земельным участком, обременённым публичным сервитутом, расходов,

УСТАНОВИЛ:

В июне 2021 года в Симферопольский районный суд Республики Крым поступило исковое заявление ФИО1, которое было уточнено 18 ноября 2021 года, 06 апреля 2022 года, к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго», третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении соразмерной платы за публичный сервитут, платы за пользование земельным участком, обременённым публичным сервитутом, расходов.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 4672 кв.м., расположенный по адресу: с<адрес> кадастровый , вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29.05.2017 №716 «Об установлении публичного сервитута» на данный земельный участок установлен публичный сервитут сроком на 49 лет для строительства ВЛ 110 кВ Симферопольская ТЭЦ-Аэропорт, ВЛ110 кВ Жаворонки-Аэропорт.

Обладателем публичного сервитута определено ГУП РК «Крымэнерго».

Пунктом 5 приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29.05.2017 №716 «Об установлении публичного сервитута» установлена обязанность ответчика обеспечить внесение сведений об установлении публичного сервитута в ЕГРН, заключение соглашений о плате за публичный сервитут с правообладателями обслуживающих земельных участков. Публичный сервитут считается установленным с момента внесения сведений о нем в ЕГРН в соответствии с пунктом 6 Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29.05.2017 №716 «Об установлении публичного сервитута».

Сведения об установлении публичного сервитута, которым обременен принадлежащий истцу земельный участок внесены в ЕГРН 22.06.2017, присвоен учетный номер зоны 90.00.2.62. Срок публичного сервитута – 49 лет. В течение всего срока использование земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования невозможно в связи с осуществлением публичного сервитута. В результате публичного сервитута права собственника земельного участка существенно ограничены, а именно истец не имеет возможности использовать земельный участок по его целевому назначению.

С 2018 года истец неоднократно обращалась к ответчику с устными и письменными обращениями о заключении с ней соглашения (договора) о плате за публичный сервитут, однако получала отказы по разным основаниям, не зависящим от нее.

Ответчик как правообладатель публичного сервитута не направлял истцу соглашений с определением порядка, сроков и платы за сервитут. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с данным иском в суд.

В судебном заседании представитель истца, адвокат Якубовская Л.А. (ордер №000240 от 31.08.2021) заявленные исковые требования с учетом уточненных поддержала, просила их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске, указав, что по вине ответчика не заключено соглашение о плате за публичный сервитут, ее доверитель неоднократно обращалась по данному поводу к ответчику, получала только отписки. Земельный участок истец не может использовать по целевому назначению в связи с предусмотренными ограничениями.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, заявлений об отложении дела слушанием не подавали.

Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса, на основании имеющихся в деле доказательств.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, и оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 названного Кодекса.

Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 данного Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 указанного Кодекса (пункт 18 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящей главой (глава V.7), публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения.

Под размещением понимается строительство, реконструкция и (или) эксплуатация объектов (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

В силу статьи 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.

Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В силу частей 5, 6 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 07.07.2021 земельный участок с кадастровым номером площадью 4672 для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> на праве собственности принадлежит ФИО1 Дата регистрации права – 02.02.2018 (т.1, л.д.93-95).

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Установлено, что приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29 мая 2017 года № 716 «Об установлении публичного сервитута», принято решение об установлении публичного сервитута сроком на 49 лет в границах зоны с особыми условиями использования территории –зоны публичного сервитута строительства ВЛ 110 кВ Симферопольская ТЭЦ –Аэропорт (от места врезки в существующую ВЛ 110 кВ Симферопольская ТЭЦ – Жаворонки с отпайкой на ПС Скворцово), для строительства ВЛ 110 кВ Жаворонки-Аэропорт с отпайкой на ПС Скворцово (от места врезки в существующую ВЛ 110 кВ Симферопольская ТЭЦ –Жаворонки с отпайкой на ПС Скворцово), в соответствии с картой (планом) «Зона публичного сервитута для строительства внешнего электроснабжения для технологического присоединения электроустановок объектов аэропортовой инфраструктуры, созданных в результате развития аэропортового комплекса «Симферополь», Республика Крым» (ВЛ 110 кВ) на территории городского округа Симферополь, Укромновского и Мирновского сельского поселений Симферопольского района Республики Крым, общей площадью 3 19726 кв.м., а также дано поручение Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго» обеспечить внесение сведений об установлении публичного сервитута в Единый государственный реестр недвижимости (т.1, л.д.162-163).

Как усматривается из выписки из ЕГРН от 26.11.2021 на земельный участок с кадастровым номером площадью 4672 для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1, установлены ограничения (обременения): ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия с 29.01.2018, документы-основания – приказ от 29.05.2017 №716, выдан Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Установлено, что истец неоднократно обращалась к ответчику по вопросу установления соразмерной платы за публичный сервитут. Ответчик с 2018 года информировал истца, что будет проведена оценка части земельного участка, ограниченной публичным сервитутом для строительства и эксплуатации линейного объекта. После проведения оценки ГУП РК «Крымэнерго» будет подготовлен проект соглашения.

Как усматривается из письма Министерства имущественных и земельный отношений Республики Крым от 16.04.2018, земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в зоне публичного сервитута.

По делу была назначено и проведена судебная оценочная экспертиза и дополнительная оценочная экспертиза.

Согласно заключению эксперта №14-82/21 по результатам дополнительной судебной оценочной экспертизы от 27 января 2022 года, выполненной экспертами ООО «Независимая экспертно-оценочная организация «ЭКСПЕРТ», размер ежегодной платы за пользование земельный участком, обремененным публичным сервитутом, установленный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29 мая 2017 года № 716 «Об установлении публичного сервитута», принадлежащим на праве собственности ФИО1 с разрешенным использованием земель: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 4672 кв.м, кадастровый с учетом доли земельного участка, ограниченного сервитутом в общей площади земельного участка, срока установления сервитута, объема ограничения пользования земельным участком и интенсивности его предназначенного использования, характера неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обременённого сервитутом, степенью влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком составляет:

За период с 02.02.2018 по 31.12.2018 - 437 707 рублей; за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 – 504 143 рубля; за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 – 592 382 рубля; за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 – 628 977 рублей (т.2, л.д.106-132).

Суд принимает как надлежащее доказательство выводы дополнительной судебной оценочной экспертизы, поскольку экспертиза проведена на основании определения суда, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, основания сомневаться в правильности и обоснованности выводов, изложенных в судебной экспертизы, у суда отсутствуют, поскольку экспертиза является мотивированной и четкой, имеет научную и практическую основу, основывается на тщательном исследовании технической документации, соответствует фактическим обстоятельствам, установленным судом, соответствующим требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 26.11.2021 на земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности истцу зарегистрирован ограничение на основании соглашения об установлении частного сервитута земельного участка, выдан 04.08.2021, апелляционное определение Верховного суда Республики Крым, решение Киевского районного суда города Симферополя, №2-374/2020, выдан 15.09.2020. Срок действия, на который установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости – с 22.11.2021 60 месяцев с даты регистрации сервитута.

Таким образом, принимая во внимание установленные судом обстоятельства и соответствующие им правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности и подлежащими удовлетворению требований истца об установлении соразмерной платы за публичный сервитут, взыскании с ответчика платы за пользование земельным участком в полном объеме.

Что касается требования о восстановлении пропущенных по уважительной причине процессуальный строк для подачи искового заявления и принятие к производству искового заявления, суд отмечает следующее.

В силу статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Согласно статье 199 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Исковое заявление принято к производству суда, стороной не было заявлено о применении срока исковой давности, в связи с чем суд полагает данное требование не подлежит удовлетворению как излишне заявленное.

Что касается требования о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины, суд отмечает следующее.

Статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как усматривается из квитанции 13/1 от 23.06.2021, истцом уплачена государственная пошлина в суд в размере 300 рублей, согласно квитанции №12/1 от 30.03.2022 истцом была уплачена государственная пошлина в размере 486 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Таким образом, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требования истца.

Руководствуясь статьями 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымэнерго», третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым об установлении соразмерной платы за публичный сервитут, платы за пользование земельным участком, обременённым публичным сервитутом, расходов, удовлетворить частично.

Установить соразмерную плату за публичный сервитут, установленный приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29 мая 2017 года № 716 «Об установлении публичного сервитута» на земельный участок с кадастровым номером , площадью 4672 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства за период с 02.02.2018 по 21.11.2021 в размере 2 128 556 (два миллиона сто двадцать восемь тысяч пятьсот пятьдесят шесть) рублей 79 копеек, а именно за период с 02.02.2018 по 31.12.2018 - 437 707 рублей; за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 – 504 143 рубля; за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 – 592 382 рубля; за период с 01.01.2021 по 21.11.2021 – 558 324 рубля 79 копеек.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» (ОГРН <***> в пользу ФИО1:

плату за пользование земельным участком с кадастровым номером , площадью 4672 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, обремененным публичным сервитутом, установленным приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29 мая 2017 года № 716 «Об установлении публичного сервитута» в размере 2 128 556 (два миллиона сто двадцать восемь тысяч пятьсот пятьдесят шесть) рублей 79 копеек;

расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 786 рублей.

В остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и другими лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Сердюк

Мотивированное решение составлено и подписано 07 апреля 2022 года