ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1412/15Г от 10.12.2015 Иволгинского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 2 – 1412 / 15 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2015 г., Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Балачук Т.А.

при секретаре Муравьевой О.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Иволгинск Иволгинского района РБ материалы гражданского дела по иску ООО «Бабръ» к администрации МО «Иволгинский район» о признании незаконным постановление об установлении публичного сервитута, суд

У С Т А Н О В И Л :

На основании договора аренды земельного участка № 28 / 13 от 13.05.2013 г., земельный участок площадь. 11312 км., м.. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в Иволгинском районе РБ, администрацией района был сдан в аренду сроком на 25 лет ООО «Бабръ». 26.08.2014 г., постановлением администрации МО «Иволгинский район» за № 1141, был установлено постоянной публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Не согласившись с данным решением, ООО «Бабръ» обратилось в суд с административным исковым заявлением, согласно которого оспаривает вышеуказанное решение, просит признать его незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель ООО «Бабръ»в лице его генерального директора ФИО1, действующего в силу своих полномочий, заявленные требования поддержал. При этом суду пояснил, что на основании договора аренды спорный земельный участок был передан им в аренду сроком на 25 лет. В июне 2015 г., он узнал, что постановлением администрации района от 26.08.2014 г., на часть земельного участка, был установлен публичный сервитут. В данном случае, считает, что нарушена процедура установления публичного сервитута, так как публичные слушанья по этому вопросу не проводились, их об этом в известность никто не ставил, мнения не спрашивал. Установление публичного сервитута нарушает их права и препятствует использованию земельного участка по целевому назначению. Так как установление публичного сервитута было проведено с существенными нарушениями действующего порядка, то просит признать постановление администрации МО «Иволгинский район» об его установлении незаконным и отменить. Обязать ответчика провести публичные слушанья в установленном порядке.

Представитель администрации мо «Иволгинский район» ФИО2, действующая на основании доверенности, требования ООО «Бабръ» не признала» При этом суду пояснила, что публичный сервитут на земельном участке. Переданном в аренду ООО «Бабръ» был установлено постановлением от 26.08.2015 г., за № 1141. Данное постановление было принято по результатам проведенных публичных слушаньях. Постановление о проведении публичных слушаний 30.05.2014 г., было принято 13.05.2014 г., за № 668. Сообщение об этом было опубликовано в местном печатном органе. Кроме этого, директор ООО «Бабръ» был уведомлен об этом письменно. При проведении публичных слушаний он присутствовал, о принятом решении знал. Считает, что ими была соблюдена процедура проведения публичных слушаний. При этом ничьи интересы, в том числе и административного истца, нарушены не были. Оспариваемое постановление принято законно и обоснованно и оснований для его отмены нет. Кроме этого, административным истцом пропущен срок обжалования постановления. Поэтому просит применить срок исковой давности.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что иск администрации МО СП «Сотниковское» подан не обосновано и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обращаясь в суд ООО «Бабръ» просит признать незаконным постановление администрации МО «Иволгинский район» от 26.08.2014 г., за № 11441 об установлении публичного сервитута на часть земельного участка. Находящегося у них на основании договора аренды.

В судебном заседании было установлено, что земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в Иволгинском районе РБ, находится в аренде ООО «Бабръ», сроком на 25 лет, что подтверждается договором аренды за № 28 / 13 от 13.05.2013 г. Постановление администрации МО «Иволгинский район» № 668 от 13.05.2014 г., в целях соблюдения прав жителей района на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, были назначены публичные слушанья по установлению публичного сервитута на части земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>. В соответствии с Положением о порядке установления и прекращения публичного сервитутов на земельных участках, расположенных на территории МО «Иволгинский район», п. 2.2 публичные сервитуты устанавливаются на основании постановления администрации МО «Иволгинский район» для прохода и проезда через земельный участок. При этом в соответствии с п. 2.5 инициаторами установления публичного сервитута могут быть как органы местного самоуправления, так и его структурные подразделения.

В соответствии со ст. 247 ГК РФ, сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.2

Положения ч. 2 ст. 23 ЗК РФ, устанавливают, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В данном случае, вопрос об установлении публичного сервитута, в соответствии со ст. 28 ч. 3 п. 3 ФЗ РФ от 06.10.2003 N 131- ФЗ ( ред. от 28.11.2015 ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решается с помощью проводимых публичных слушаний. Часть 4 вышеуказанной норма гласит, что порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и ( или ) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В данном случае, как указывалось ранее, порядок проведения публичных слушаний регламентирован Уставом МО «Иволгинский район» и Положением о порядке установления и прекращения публичного сервитутов на земельных участках, расположенных на территории МО «Иволгинский район». Так согласно п. 3.4 Положения, с целью организации и проведения общественных слушаний организатор обеспечивает опубликование о его проведении в официальном печатном издании, и письменно информирует владельцев и пользователей земельных участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут.

Представленными доказательствами, административный ответчик доказал, что эти условия ими были соблюдены. В материалах дела имеется постановление о назначении публичных слушаний, газетная вырезка о его публикации, письменное уведомление об этом ООО «Бабръ».Исходя из этого, суд не находит, что ответчиком была нарушена процедура проведения публичных слушаний. При этом довод представителя административного истца, что это были не слушанья, а совещание при главе района по этому вопросу, суд находит не состоятельным. В частности допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО3, глава администрации МО СП «Нижнеиволгинское» подтвердил, что 30.05.2015 г., были проведены публичные слушанья, так как был заслушан доклад комиссии, выступали заинтересованные лица. ПО результатам слушаний, было принято решение об установлении публичного сервитута на участке, находящимся в аренде ООО «Бабръ» и ООО «БГГК», так как это соответствовало интересам граждан района.

Анализируя вышеизложенное, а также оценивая собранные доказательства в совокупности. Суд не находит оснований для признания оспариваемого ООО «Бабръ» постановления администрации МО «Иволгинский район» от 26.08.2024 г., за № 1141 незаконным и его отмене.

Кроме этого, сторона ответчика ходатайствовала о примени срока исковой давности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Аналогичное положение было установлено и ст. 256 ГПК РФ, действовавшей на день принятия оспариваемого решения.

Ходатайствуя о восстановлении срока обжалования решения ответчика, сторона истца ссылается на то обстоятельство, что узнало о решении нарушающим его права в июне 2015 г., в природоохранной прокуратуре. После чего обратился в Арбитражный суд РБ и после прекращения последним дело производством по его жалобе в связи с вступлением в действие КАС РФ, обратился в районный суд. Просил данную причину признать уважительной.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и было установлено в судебном заседании, о том, что на участке, находящимся в аренде ООО «Бабръ» установлен публичный сервитут, представитель истца в лице его директора, знал, так как принимал участие в публичных слушаньях, проводимых по этому вопросу 30.04.2015 г. Это подтверждается протоколом о проведении публичных слушаний. Кроме этого, он же принимал участие при рассмотрении дела по жалобе ООО «Георесурс» в Управлении Федеральной Антимонопольной Службы. Доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд, стороной истца суду не представлено.

В соответствии с положениями ст. 219 ч. 4 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ООО «Бабръ» к администрации МО «Иволгинский район» о признании незаконным постановление об установлении публичного сервитута от 26.08.2014 г., за № 1141 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено 15.12.2015 г.

Судья : Т.А. Балачук