Дело № 2-1431/2021
УИД: 27RS0013-01-2021-002441-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07.12.2021 г. Амурск, Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Василенко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Амурска» к Калуга А. Е. о взыскании денежных средств, затраченных на оказание платных образовательных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости населения г. Амурска» (далее – КГКУ «ЦЗН г. Амурска», ЦЗН, Центр занятости населения) обратилось в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что 13.02.2020 Калуга А.Е. обратилась в КГКУ «ЦЗН г. Амурска» с заявлением о направлении на профессиональное обучение/дополнительное профессиональное образование незанятой женщины, имеющей ребенка (детей) дошкольного возраста.
Истец заключил с ответчиком договор от 14.02.2020 № 2020/02 «Об организации прохождения профессионального обучения/получения дополнительного профессионального образования посредством образовательного сертификата» по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории В.
В соответствии с п. 2.2.5 договора истец перечислил на лицевой счет организации, осуществляющей образовательную деятельность Общество с ограниченной ответственностью «АВТОДРОМ» сумму стоимости образовательных услуг в размере 40000,00 руб.
При подаче заявления о постановке на учет в качестве безработной Калуга А.Е. предоставила трудовую книжку в подтверждение отсутствия трудовой деятельности. На основании предоставленных документов Калуга А.Е. была назначена стипендия в размере 14556,00 руб. ежемесячно на весь период обучения с 17.02.2020 приказом № 078С52/2003 от 18.03.2020.
Калуга А.Е. приступила к обучению с 17.02.2020 и успешно его завершила, получив свидетельство о профессии водителя.
01.08.2020 Калуга А.Е. предоставила в КГКУ «ЦЗН г. Амурска» копию приказа о приеме на работу в должности менеджера-экспедитора в ООО «Ковчег» с 01.08.2020 № 12, тем самым выполнив условия договора о трудоустройстве по окончании обучения.
После 17.08.2021, в связи с проведенной проверкой, было установлено, что Калуга А.Е. на момент подачи заявления на обучение являлась индивидуальным предпринимателем с 04.03.2011, а также являлась генеральным директором ООО «Ковчег» с 02.09.2019, что доказывает, что она не имела право обучаться от КГКУ «ЦЗН г. Амурска».
Письмо истца с претензией от 10.09.2020 № 01-18/828 с требованием о возврате затраченных на обучение денежных средств, а также излишне выплаченной стипендии в течение 30 (тридцати) дней с момента получения претензии ответчиком было оставлено без ответа. Претензия ответчиком не удовлетворена и оставлена без ответа.
Уточнив свои требования, истец просит взыскать с ответчика в пользу КГКУ «ЦЗН г. Амурска» сумму, затраченную на обучение в размере 40000,00 руб., затраты на выплату стипендии за весь период обучения в размере 43149,87 руб. (л.д.2-7,106).
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, истец своего представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал (л.д.102). В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие истца.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не просила об отложении судебного разбирательства, не представила возражений против рассмотрения дела в свое отсутствие, как и не представила возражений по существу иска, сведений и документов об уважительной причине неявки в судебное заседание не представила.
В силу части 4 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Верховный Суд Российской Федерации исходит из того, что факт проживания в пределах Российской Федерации (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства (Решение ВС РФ от 20.09.2001 г. № ГКПИ 2001-1409).
Судебные повестки, неоднократно направлявшиеся ответчику по известному суду адресу, адресу регистрации, возвращены в суд с отметками «истек срок хранения». Несмотря на неоднократно направлявшиеся почтовые извещения, ответчик являться в отделение связи за повестками отказалась.
Согласно статье 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В силу пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Согласно пункту 68 указанного постановления статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Суд считает необходимым отметить, что информация об имеющемся деле, о дате и времени судебного заседания была так же опубликована на официальном сайте Амурского городского суда Хабаровского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, предусмотренные законом меры для надлежащего извещения ответчика, судом были приняты, и, на основании статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующей равенство всех перед законом и судом, статьи 117, частей 3,4,5 статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела и письменные доказательства, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
К судебному заседанию дополнительных ходатайств, заявлений, документов в суд не поступило. Ходатайств об отложении рассмотрения дела для предоставления дополнительных доказательств, сторонами не заявлено, в связи с чем суд рассмотрел настоящее гражданское дело на основании имеющихся на момент рассмотрения дела доказательств.
Согласно статье 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. В соответствии с частью 1 статьи 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае если сторона, обязанная доказать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.02.2020 Калуга А.Е. обратилась в Центр занятости населения для предоставления государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, а также от Калуга А.Е. поступило заявление о направлении на профессиональное обучение/дополнительное профессиональное образование незанятой женщины, имеющей ребенка (детей) дошкольного возраста (л.д.15-17, 18). При подаче заявления о постановке на учет в качестве безработной Калуга А.Е. предоставила трудовую книжку в подтверждение отсутствия трудовой деятельности (л.д.21-22).
14.02.2020 между истцом и ответчиком был заключен договор от 14.02.2020 № 2020/02 «Об организации прохождения профессионального обучения/получения дополнительного профессионального образования посредством образовательного сертификата» по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории В (л.д.23-26).
В соответствии с п.п. 2 п. 1.2 раздела 1 Порядка организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также незанятых женщин, имеющих детей дошкольного возраста, по направлению органов службы занятости населения (утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 12.12.2019 N 538-пр) право на обучение имеет незанятая женщина, имеющая ребенка (детей) дошкольного возраста - женщина, не состоящая в трудовых отношениях.
В соответствии с п. 2.2.5 договора истец перечислил на лицевой счет организации, осуществляющей образовательную деятельность Общество с ограниченной ответственностью «АВТОДРОМ» сумму стоимости образовательных услуг в размере 40000,00 руб., что подтверждается платежным поручением от 21.05.2020 № 225986 на сумму 40000,00 руб. (л.д.29).
Согласно приказу № 078С52/2003 от 18.03.2020 Калуга А.Е. была назначена стипендия в размере 14556,00 ежемесячно на весь период обучения с 17.02.2020 (л.д.27).
Согласно свидетельству ООО «АВТОДРОМ» о профессии водителя 332401799095 от 18.05.2021 Калуга А.Е. прошла обучение по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» с механической трансмиссией с 17.02.2020 по 18.05.2020 (л.д.28).
Согласно копии приказа о приеме на работу от 01.08.2020 № 12 Калуга А.Е. принята на должность менеджера-экспедитора в ООО «Ковчег» с 01.08.2020 с испытательным сроком 3 месяца, на основании трудового договора № 516 от 01.08.2020 (л.д.30).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 10.09.2021 Калуга А.Е. является генеральным директором ООО «Ковчег» с 02.09.2019; ООО «Ковчег» прекратило свою деятельность 12.03.2021 (л.д.31-52).
Согласно выписке из ЕГРИП от 10.09.2021 Калуга А.Е. с 04.03.2011 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя; прекратила свою деятельность 16.11.2020 (л.д.53-57).
В адрес Калуга ФИО1 «ЦЗН г. Амурска» направил претензию от 10.09.2020 № 01-18/828 с требованием о возврате затраченных на обучение денежных средств, а также излишне выплаченной стипендии в течение 30 (тридцати) дней с момента получения претензии.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
В статье 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (абзац первый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (абзац четвертый пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 названного закона (то есть занятые граждане).
Главой III Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.
Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Порядок определения размеров пособия по безработице установлен статьей 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Исходя из содержания данной статьи пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 этой статьи, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы. Пособие по безработице в случаях, указанных в пункте 2 статьи 30 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (например, выплата пособия по безработице гражданам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; гражданам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия), устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено данным законом.
Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.10.2015 N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина ФИО2", само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ни как умаление государственных гарантий его реализации. Вместе с тем, формируя такой перечень, федеральный законодатель должен принимать во внимание целевое назначение включаемых в него документов и исходить из того, что их истребование от граждан может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы (абзац второй пункта 3 названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения. Названная цель реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на нейтрализацию негативных и нежелательных последствий, связанных с утратой гражданами работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода). К числу таких мер относится пособие по безработице, которое выплачивается гражданам, признанным в установленном законом порядке безработными. При этом безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости населения при представлении таким гражданином ряда документов, среди которых справка о его среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Представление гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы связано с необходимостью подбора ему подходящей работы, определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости. Вместе с тем обязательная форма такой справки, равно как и обязательные требования к сведениям, содержащимся в такой справке, законом не установлены, а приведенный в пункте 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" исчерпывающий перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
Таким образом, истребование от гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, документов, при представлении которых он должен быть признан безработным, может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы. Само по себе непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы либо представление им справки о заработной плате, составленной работодателем в произвольной форме, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о занятости государство гарантирует безработным выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.
Размер стипендии, выплачиваемой гражданам в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости установлен статьей 29 Закона.
В соответствии с положениями пп. 4 п. 1 ст. 7.1, п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 36 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" безработным гражданам гарантируется осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости, в период которых они могут рассчитывать на получение социальных выплат.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).
По смыслу указанных норм, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке.
Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска.
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
В силу пункта 3 статьи 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Судом установлено, что на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 12.12.2019 N 538-пр "Об организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также незанятых женщин, имеющих детей дошкольного возраста" (утратило силу на основании Постановления Правительства Хабаровского края от 31.03.2021 N 114-пр "О признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Хабаровского края"), действовавшим на момент заключения договора от 14.02.2020 № 2020/02, Калуга А.Е. обратилась к истцу с целью содействия в поиске подходящей работы; между КГКУ «ЦЗН г. Амурска» и Калуга А.Е. был заключен договор по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории В от 14.02.2020 № 2020/02; истец перечислил на лицевой счет организации, осуществляющей образовательную деятельность ООО «АВТОДРОМ» сумму стоимости образовательных услуг в размере 40000,00 руб.; Калуга А.Е. прошла обучение, при этом ей выплачивалась стипендия, и предоставила в Центр занятости населения приказ о приеме на работу, выполнив условия заключенного с ней договора.
Вместе с тем, на момент заключения указанного договора, Калуга А.Е. являлась генеральным директором ООО «Ковчег» с 02.09.2019 по 12.03.2021 (л.д.31-52), а также с 04.03.2011 по 16.11.2020 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.53-57) и статуса незанятой не имела, следовательно, не имела права на заключение договора «Об организации прохождения профессионального обучения/получения дополнительного профессионального образования посредством образовательного сертификата» по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории В, как и на получение стипендии с даты прохождения обучения.
Действия ответчика суд расценивает как недобросовестные, поскольку Калуга А.Е. знала, не могла не знать, о своем статусе как ИП и как генерального директора ООО «Ковчег», однако обратилась в Центр занятости населения для получения соответствующей меры государственной поддержки, на которую она не имела права.
Претензия истца с требованием о возврате затраченных на обучение денежных средств, а также излишне выплаченной стипендии в течение 30 (тридцати) дней с момента получения претензии Калуга А.Е. оставлена без ответа.
Согласно представленному истцом и не оспоренного ответчиком расчету, задолженность ответчика перед истцом составляет 83149,87 руб., в том числе: затраты на обучение 40000 руб.; стипендия за период с февраля 2020 г. по май 2020 г. в размере 43149,87 руб. (февраль 6525,10 руб.+ март 14556,00 руб. + апрель 14556,00 руб. + май 7512,77 = 43149,87 руб.), а всего 83149,87 руб.
При таких фактических обстоятельствах, в соответствии с вышеизложенными требованиями закона, с учетом отсутствия доказательств, подтверждающих правовые основания для получения ответчиком затраченных на обучение денежных средств, а также выплаченной стипендии в общем размере 83149, 87 руб. (затраты на обучение 40000,00 руб. + затраты на выплату стипендии 43149,87 руб.= 83149,87 руб.), полученная ответчиком Калуга А.Е. сумма является неосновательным обогащением и подлежит взысканию в пользу истца, в связи с чем, на основании вышеизложенных требований закона, подлежащих применению к спорным правоотношениям и фактических обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения спора, выплаченная сумма затрат на обучение и стипендия подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, а исковые требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При рассмотрении вопроса о возложении на ответчика обязанности по возмещению судебных расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском в силу требований подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, а ответчик от её уплаты не освобождена, то, в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина в размере 2694,50 руб. подлежит взысканию с ответчика в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Амурска» к Калуга А. Е. о взыскании денежных средств, затраченных на оказание платных образовательных услуг удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Калуга А. Е. в пользу краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Амурска» денежные средства, затраченные на оказание платных образовательных услуг в сумме 83149,87 руб., в том числе затраченные на обучение в размере 40000,00 руб., затраченные на выплату стипендии в размере 43149,87 руб.
Взыскать с Калуга А. Е. в бюджет Амурского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 2694,50 руб.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края, в течение месяца со дня его составления в мотивированном виде.
Судья Н.В. Хасанова
Решение в мотивированном виде составлено 13.12.2021
(выходные дни – 11.12.2021, 12.12.2021).
Судья Н.В. Хасанова