Дело 2-2/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 августа 2020 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Двирнык Н.В., при секретаре Лемешко О.В., в открытом судебном заседании при рассмотрении гражданского дела по иску Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе к ФИО1, ФИО2, третьи лица, - Администрация города Ялты, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек», Министерство просвещения Российской Федерации, Совет Министров Республики Крым, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, прекращении права собственности на земельный участок, по встречному иску ФИО2 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом РФ в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению «Международный детский центр «Артек», Министерству просвещения Российской Федерации, третьи лица, - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права собственности истца на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
01.09.2017 года представитель Министерства имущественных и земельных отношений РК обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Истцу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером №<номер>, площадью 2180365 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – образование и просвещение. Указанный земельный участок находится в федеральной собственности. Ответчик является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>. Данный земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №<номер>, переданного ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» на праве постоянного бессрочного пользования, земельный участок свободен от капитальных застроек. Истец полагает, что передача земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №<номер> произведена с нарушением закона, поскольку право пользования МДЦ «Артек» на указанный земельный участок не было прекращено. Кроме того, действующим законодательством был предусмотрен запрет на приватизацию земельного участка данной категории. С учетом уточнения иска (л.д. 86 том 3) просит истребовать из чужого незаконного владения ответчика ФИО2 земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, в пользу Российской Федерации в лице ФГБОУ «МДЦ Артек»; прекратить право собственности ФИО1 на указанный земельный участок.
Согласно ч.1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в суд с указанным иском в интересах государства с целью защиты прав федеральной собственности.
Данные полномочия были предоставлены Совету Министров Республики Крым на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 года № 1688-р, которым утверждено Соглашение между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Советом Министров Республики Крым о передаче Совету Министров Республики Крым осуществления части полномочий в сфере управления федеральным имуществом. В пунктах 1.1, 1.2, 1.1.18, 2.3 Соглашения непосредственно указано, что Совет Министров Республики Крым самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции Совета Министров Республики Крым в соответствии с настоящим соглашением;
принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка;
представительствовать в судах, обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.
Таким образом, указанным соглашением Совету Министров Республики Крым предоставлялись не только полномочия представителя в судах, но и временно переданы полномочия собственника федерального имущества, что исключало необходимость оформления доверенности с полномочиями, указанными в ст. 54 ГПК РФ.
23.03.2017 года Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) выдана доверенность Совету Министров Республики Крым на представление интересов в суде со всеми полномочиями, предоставленными истцу.
Советом Министров Республики Крым 06.07.2017 года выдано доверенность Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 года № 1688-р на представление интересов в суде со всеми полномочиями, предоставленными истцу.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.11.2018 года № 2466-р признано утратившим распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 года № 1688-р. Данное Распоряжение вступило в силу с 01.01.2019 года.
В связи с чем, после 01.01.2019 года Совет Министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым не уполномочены представлять интересы собственника федерального имущества Российской Федерации.
Как следует из Распоряжения, лицом, уполномоченным представлять Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ, является созданное Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (295022, <...> д. 15-17-1).
Определением Ялтинского городского суда от 14.02.2019 года правильно указано наименования истца по первичному иску и ответчика по встречному - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (л.д.188 том 3).
20.03.2019 года в суд поступили пояснения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, в которых представитель Управления поддерживает иск, в удовлетворении встречного иска просит отказать (л.д. 235-239 том 3).
Таким образом, не смотря на отсутствие в доверенности, выданной Советом Министров Республики Крым 06.07.2017 года на имя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, полномочий на подписание иска, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе выразило одобрение (согласие) всех совершенных действий, в том числе и на подачу искового заявления в защиту прав федеральной собственности (Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2016 N 305-ЭС16-2254 по делу N А41-8954/2015).
Кроме того, подача Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе в судебное заседание, которое состоялось 26.03.2019 года, заявления о поддержании иска, свидетельствует о том, что интерес к гражданскому делу у истца не утрачен.
21.03.2018 года ФИО2 обратился в суд со встречным иском, мотивируя его следующим. ФИО2 является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, целевое назначение – строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). Данный земельный участок принадлежал продавцу ФИО1 на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЖ № 539767, выданного на основании решения 29 сессии 5 созыва Гурзуфского поселкового совета от 28.11.2008 года № 30. На время заключения договора купли-продажи земельный участок не принадлежал МДЦ «Артек».
Государственное предприятие Украины «Международный детский центр «Артек» по просьбе Гурзуфского поселкового совета для проведения инвентаризации земель и внесения в госакт изменений по фактическому пользованию (исх. № 0224.204 от 23.02.2005 г.) передал государственный акт на право постоянного пользования землей, выданный на основании решения № 56, 9-й сессии 22-го созыва Гурзуфского поссовета от 25.12.1996 года, и ведомость вычисления площадей и описание граничных знаков участка МДЦ «Артек», и обратился с просьбой о включении в землепользование земельного участка площадью 2.8 га без изменения его целевого назначения. Проведение работ по инвентаризации земель МДЦ «Артек» и составлению технической документации по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек» на земельные участки поручено Гурзуфским поссоветом ООО «Экоземпроект».
Кадастровый план земельного участка был согласован всеми заинтересованными сторонами, в том числе Генеральным директором МДЦ «Артек» ФИО-1, Головой и землеустроителем Гурзуфского поселкового совета, Начальником управления Главного архитектора Ялтинского городского совета, Начальником Ялтинского городского управления земельных ресурсов, представителем смежника – директором совхоз-завода «Гурзуф».
Решением № 48, 51-й сессии 4-го созыва от 30 августа 2005 года утверждена техническая документация по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право постоянного пользования Международного детского центра «Артек» земельными участками общей площадью 208,0173 га по адресу: пгт. Гурзуф, МДЦ «Артек» для осуществления уставной деятельности; утверждена техническая документация по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право постоянного пользования Международного детского центра «Артек» на земельный участок площадью 2,8000 га для обслуживания Дома отдыха «Аю-Даг» по адресу: <адрес>. В связи с уточнением границ землепользования Международного детского центра «Артек» по фактическому пользованию, выдано Международному детскому центру «Артек» государственный акт на право постоянного пользования для осуществления уставной деятельности (код УКЦИЗ – 1.17 – рекреационного назначения) на земельные участки по адресу пгт. Гурзуф, в конфигурации, в соответствии с технической документацией по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право постоянного пользования Международного детского центра «Артек» земельными участками по адресу: пгт. Гурзуф, МДЦ «Артек», для осуществления уставной деятельности; числить за МДЦ «Артек» земли рекреационного назначения в постоянном пользовании земель рекреационного назначения (строка 7.3, шифр 86 формы 6-зем) общей площадью 210,8173 га, в том числе: участок № 1 (основная территория) – 199,7897 га, кадастровый №<номер>; участок № 2 (хоззона) – 8,0841 га, кадастровый №<номер>; участок № 3 (автобаза) – 2,2310 га, кадастровый №<номер>; участок № 4 (АЗС) – 0,5281 га, кадастровый №<номер>; участок № 5 (общежитие) - 0,1844 га, кадастровый №<номер>, по угодьям – 210,8173 га - «застроенные земли», в т.ч. «земли, используемые для отдыха и другие открытые земли», в т.ч. «кемпингов, домов отдыха и проведения отпусков» (графы 34, 55, 57 формы 6-зем) в границах в соответствии с технической документацией по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право постоянного пользования МДЦ «Артек» земельными участками по адресу: пгт. Гурзуф, МДЦ «Артек» для осуществления уставной деятельности; Государственный акт на право постоянного пользования землей серии КМ № 001515 от 15.01.97 г., выданный МДЦ «Артек» на основании решения № 56 9-й сессии Гурзуфского поссовета 22-го созыва от 25.12.96 г., считать утратившим силу с момента государственной регистрации нового государственного акта на право постоянного пользования землей.
Первый Государственный акт на право постоянного пользования Всесоюзному пионерскому лагерю «Артек» был выдан Ялтинским горисполкомом 18 августа 1964 года на площадь 228.54 га.
В связи с ликвидацией в 1991 года Всесоюзного детского лагеря «Артек» и созданием на его базе Международного детского центра (МДЦ) «Артек» возникла необходимость переоформления правоустанавливающих документов на землю. При проведении в 1996 году работ по инвентаризации земель МДЦ было выявлено, что в границах земель «Артека» по госакту 1964 г. находятся сторонние землепользователи: пограничная застава, дом отдыха «Аю-Даг», территория индивидуальной застройки «Новая деревня», дорожно-эксплуатационное управление горкомхоза. В результате исключения площадей земельных участков вышеуказанных землепользователей площадь землепользования МДЦ «Артек» составила 213.8423 га, в том числе 208.0174 га постоянного пользования и 5.8249 га временного пользования (пляжи). В результате 9-й сессией Гурзуфского поселкового совета 22-го созыва МДЦ «Артек» в постоянное пользование были предоставлены земельные участки общей площадью 208.0174 га и 15.01.1997 г. был выдан госакт.
В 1999 году без проведения топографо-геодезических работ по выносу в натуру границ землепользования был выдан государственный акт на право постоянного пользования землей смежнику МДЦ «Артек» совхоз-заводу «Гурзуф». При проведении инвентаризации земель пгт. Гурзуф в 2004 г. государственные акты МДЦ «Артек» и совхоза были сопоставлены на картографической основе. В результате оказалось, что границы землепользований смежников не сведены между собой: по части смежной границы госакты частично накладываются друг на друга, а в других местах не устранена чересполосица.
Актом приема-передачи от 16.08.2004 г. на основании Распоряжения руководителя Государственного управления делами Президента Украины № 517 от 13.08.2004 г. Санаторный комплекс «Пушкино» передал, а Государственное предприятие Украины «Международный детский центр «АРТЕК» приняло на баланс строения, сооружения и принадлежащее ему имущество корпуса «Аю-Даг» по адресу: <адрес>. Право собственности на недвижимое имущество удостоверено Свидетельством САА № 138311 от 25.08.2004 г.
Ранее, решением 17-й сессии Гурзуфского поссовета от 24.07.1992 г. Санаторному комплексу «Пушкино» был предоставлен в постоянное пользование для ведения хозяйственной деятельности земельный участок площадью 2.8000 га (Госакт <...> от 11.10.1997 г.).
Решением № 9 35-й сессии Гурзуфского поссовета 4-го созыва от 08.09.2004 г. Государственному предприятию Украины «Международный детский центр «Артек» дано разрешение на переоформление государственного акта на право постоянного пользования земельным участком площадью 2.8000 га.
Земельный участок площадью 2.8 га, на котором располагается Дом отдыха «Аю-Даг» примыкает со стороны Черного моря к основной рекреационной территории Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек», также является рекреационной территорией. Дом отдыха «Аю-Даг» после передачи его на баланс Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек» стал функционировать в составе единого рекреационного комплекса, то есть, целевое назначение земельного участка площадью 2.8 га не меняется (код по УКЦИЗ – 1.17 – рекреационного назначения). Данный участок может быть объединен с основной рекреационной территорией.
Таким образом, землепользование Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек» в настоящий момент составляет 208,0173 га и состоит из пяти земельных участков, на которых располагаются основная рекреационная зона и объекты, обеспечивающие ее функционирование:
участок № 1(основная рекреационная территория) – 199,7897 га,
участок № 2 (хоззона) – 8,0841 га,
участок № 3 (автобаза) – 2,2310 га,
участок № 4 (АЗС) – 0,5281 га,
участок № 5 (общежитие) - 0,1844 га.
Все земельные участки Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек», в том числе и земельный участок площадью 2.8 га, ранее находившийся в постоянном пользовании дома отдыха «Аю-Даг» по статистическому учету Государственного комитета Украины по земельным ресурсам "Учет земель г. Ялта", числится на учете в строке 7.3, шифр 86 – «Земли рекреационного назначения», по угодьям - «застроенные земли», в т.ч. «земли, используемые для отдыха и другие открытые земли», в т.ч. «кемпингов, домов отдыха и проведения отпусков» (графы 34, 55, 57 формы 6-зем).
На всех земельных участках Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек» имеется большое количество строений и сооружений различного функционального использования. Эти строения и сооружения имеют различные адреса и располагаются на улицах Ленинградской, Гайдара, Ялтинской пгт. Гурзуф. Поскольку все эти объекты входят в состав МДЦ «Артек» и функционируют как единый комплекс, целесообразна выдача правоустанавливающего документа на землю с указанием единого адреса земельных участков – пгт. Гурзуф, МДЦ «Артек».
Решение №48 от 30.08.2005 года действует до настоящего времени и обязательно к исполнению на территории Республики Крым.
В соответствии с действующим законодательством Украины МДЦ «Артек» получил новый государственный акт на право постоянного пользования земельным участком, общей площадью по угодьям – 210,8173 га, для осуществления уставной деятельности серии ЯЯ № №<номер> на основании Решения № 54, 3-ей сессии 5-го созыва Гурзуфского поселкового совета от 07 июля 2006 года, которым утверждена техническая документация по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право постоянного пользования Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек» земельными участками общей площадью 210,8173 га по адресу: пгт. Гурзуф, МДЦ «Артек» для осуществления уставной деятельности; в связи с переходом Государственному предприятию Украины «Международный детский центр «Артек» права собственности на имущество Дома отдыха «Аю-Даг», прекращено Дому отдыха «Аю-Даг» государственного управления Кабинета Министров Украины право постоянного пользования земельным участком площадью 2,8000 га, находящимся у него в постоянном пользовании на основании решения 17-й сессии Гурзуфского поссовета от 24.07.1992 года; считать утратившим силу и аннулировать Государственный Акт на право постоянного пользования землей Дома отдыха «Аю-Даг» серии I-KM №<номер> от 11.10.97г. и предоставить Государственному предприятию Украины «Международный детский центр «Артек» в постоянное пользование данный земельный участок площадью 2,8000 га; считать утратившим силу и аннулировать Государственный Акт на право постоянного пользования землей серии П-КМ №<номер> от 15.01.97г., выданный Государственному предприятию Украины «Международный детский центр «Артек» на основании решения № 56, 9-й сессии Гурзуфского поссовета 22-го созыва от 25.12.1996г. с момента государственной регистрации нового Государственного Акта на право пользования землей; в связи с уточнением границ землепользования Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек» по фактическому пользованию с учетом включения в него бывшей территории Дома отдыха «Аю-Даг» площадью 2,8000 га, выдать Государственному предприятию Украины «Международный детский центр «Артек» Государственный Акт на право постоянного пользования земельными участками общей площадью 210,8173 га для осуществления уставной деятельности (код КЦИЗ - 1.17 - рекреационного назначения) на земельные участки по адресу: пгт. Гурзуф, МДЦ «Артек» в конфигурации в соответствии с технической документацией по землеустройстве части составления документов, удостоверяющих право постоянного пользования Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек» земельными участками по адресу: пгт. Гурзуф, МДЦ «Артек» в том числе: участок №1 (основная территория) - 199,7897га (кадастровый №<номер>), участок №2 (хоззона) - 8,0841 га (кадастровый №<номер>), участок №3 (автобаза) - 2,2310 га (кадастровый №<номер>), участок № 4 (АЗС) - 0,5281 га, (кадастровый №<номер>), участок №5 - (общежитие) - 0,1844 га (кадастровый №<номер>), документацию по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право постоянного пользования Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек» земельными участками общей площадью 210,8173 га по адресу: пгт. Гурзуф, МДЦ «Артек» для осуществления уставной деятельности; числить за Государственным предприятием Украины «Международный детский центр «Артек» в постоянное пользование земель рекреационного назначения (строка 7.3, шифр 86, формы 6-зем) общей площадью 210,8173 гa. в том числе участок №1 (основная территория) - 199,7897га., участок №2 (хоззона) - 8,0841 га, участок №3 - (автобаза) - 2,2310 га, участок № 4 - (АЗС) - 0,5281 га, участок №5 - (общежитие) - 0,1844 га, по угодьям - 210,8173 га - «Застроенные земли, в т.ч. «земли используемые для отдыха и другие открытые земли» в т.ч. «кемпингов, домов отдыха и проведения отпусков» (графы 34, 55, 57 формы 6-зем.) в границах в соответствии с технической документацией по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право постоянного пользования Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек» земельными участками по адресу: пгт. Гурзуф, МДЦ «Артек» для осуществления уставной деятельности; обязано ГПУ «Международный детский центр «Артек» заключить с Гурзуфским поселковым советом договор сервитутов на дорогу общего пользования от КПП №6 до КПП №10 по <адрес> и предоставить в исполком Гурзуфского поселкового совета до подписания государственного акта; в месячный срок заказать в соответствующей организации изготовление документов, подтверждающих право постоянного пользования землей; исполнять требования ст.95,96 Земельного Кодекса Украины в отношении прав и обязанностей землепользователя.
Спорный земельный участок, согласно установленных границ в натуре по фактическому пользованию для МДЦ «Артек», в том числе утвержденных решением №48 от 30.08.2005 года, решением №54 от 07.07.2006 и согласно выданного Госакта Артека, не входил в границы МДЦ «Артек» как до, так и с момента добросовестного приобретения истцом указанного земельного участка.
Таким образом, спорный земельный участок входил в «земли запаса», принадлежащие Гурзуфскому поселковому совету, что подтверждается вышеуказанными Решениями и государственным актом на право постоянного пользование земельным участком, I-КМ №<номер>, выданного 29.03.2001 г. совхозу-заводу «Гурзуф», Гурзуфского поселкового совета, на основании решения Гурзуфского поселкового совета народных депутатов от 28.05.1998 года за №84, (далее–Решение №84 от 28.05.1998) общей площадью в 794,44 га.
Спорным земельным участком истец непрерывно владеет с 2009 года.
Кроме того, истец считает себя добросовестным правообладателем (приобретателем) спорного земельного участка по адресу: <адрес>.
Земельный участок поставлен истцом на кадастровый учет, сведения о земельном участке внесены в Единый реестр прав на недвижимость.
При регистрации права постоянного (бессрочного пользования) Государственным комитетом по регистрации и кадастру Республики Крым за ФГБУ «МДЦ «Артек»» от 21.03.2015 г., а затем права собственности 03.05.2015 г. были нарушены права частной собственности истца на оспариваемый земельный участок, поскольку фактически земли истца попали в площадь земель, зарегистрированной за третьим лицом с особым статусом земель, и, в дальнейшем переданы в собственность РФ, без ведома истца и с нарушением норм действующего законодательства РФ, поскольку Решения: №84 от 28.05.1998, № 48 от 30.08.2005, №54 от 07.07.2006 Гурзуфского поселкового совета народных депутатов являются действующим на настоящий момент, и права частной собственности истца нарушены с 21.03.2015 года незаконным включением земельного участка, принадлежащего истцу, в состав имущества третьего лица, интересы которого представляет ответчик
Истец полагает, что необходимо внести изменения в границы земельного участка с кадастровым номером №<номер>, закрепленного за ФГБУ «МДЦ «Артек»», находящегося в оперативном управлении Министерства образования Российской Федерации (Росимущества РФ) и принадлежащего титульному собственнику – Российской Федерации.
Просит восстановить положение, существовавшее до нарушения права собственности истца на земельный участок площадью 0,1500 га, расположенный в <адрес>, с целевым назначением строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), путем уточнения границ и размера земельного участка с кадастровым номером №<номер>, в части изменения границ и размера земельного участка с кадастровым номером №<номер> в соответствии с решениями Гурзуфского поселкового совета №84 от 28.05.1998 года, №48 от 30.08.2005 года, № 54 от 07.07.2006 года, в части устранения пересечения границ земельного участка, принадлежащего истцу, 0,1500 га, расположенного по адресу: <адрес>, (существовавшим до нарушения имущественных прав ФИО2) с земельным участком с кадастровым номером №<номер>, общей площадью 2180365+/-3477 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; указать, что решение суда является основанием для Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым провести регистрацию изменения (уточнения) границ и размера земельного участка с кадастровым номером №<номер> общей площадью 2180365+/-3477 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с Решением Ялтинского городского суда, в части устранения пересечения границ земельного участка принадлежащего истцу, площадью 0,1500 га, кадастровый №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, с земельным участком с кадастровым номером №<номер> общей площадью 2180365+/-3477 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Выслушав представителя ФГБОУ «Международный детский центр «Артек», поддержавшего первичный иск и возражавшего против удовлетворения встречного иска, а также ФИО2 и его представителя по доверенности ФИО3, возражавших против удовлетворения иска первичного и поддержавших встречный иск, исследовав доказательства в деле, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
18.03.2014 Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов в соответствии с положениями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ).
В соответствии с Законом № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию указанных выше субъектов на территории Республики Крым действуют законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также принимаемые органами государственной власти Республики Крым нормативно-правовые акты в соответствии с федеральным законодательством.
Пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 «О независимости Крыма» (далее - Постановление № ’45-6/14) Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.
Пункт 6 Постановления № 1745-6/14 определил, что государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего Постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью - Республики Крым.
Согласно ст.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В пункте 2 статьи 2 Закона № 38-3PK закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В соответствии с ч.1 ст.2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17 марта 2014 года на территории Республики Крым, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности физических лиц, не зарегистрированных на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Таким образом, с указанного времени земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – образование и просвещение, перешел из собственности Украины в собственность Республики Крым.
29.10.2014 года земельному участку присвоен кадастровый №<номер>.
21.03.2015 года выдано свидетельство о праве собственности Республики Крым на земельный участок площадью 2180365кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – образование и просвещение (л.д. 97-98 том 1).
Согласно распоряжению Совета Министров Республики Крым от 31.03.2015 года № 264-р недвижимое имущество, автотранспортные средства, движимое имущество, земельный участок, закрепленные за ГУП РК "Международный Детский Центр Артек" переданы в федеральную собственность.
Распоряжением Совета Министров Республики Крым № 174-р от 06.03.2015 года земельный участок общей площадью 2180365 кв.м передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ «МДЦ «Артек».
На основании приказа № 390 от 19.12.2014 года учредительные документы Государственного предприятия Украины «Международный детский центр «Артек» переименован в Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Международный Детский Центр Артек".
Распоряжением Совета Министров Республики Крым № 238-р от 23.03.2017 года ликвидировано Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Международный Детский Центр Артек".
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1061-р от 16.06.2014 года создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный детский центр «Артек».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 427 от 27.04.2015 года федеральное государственное бюджетное учреждение «Международный детский центр «Артек» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек».
На основании договора купли-продажи от 29.05.2009 года, заключенного между ФИО1 и ФИО2, последний является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, целевое назначение – строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). Данный земельный участок принадлежал продавцу ФИО1 на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЖ №<номер>, выданного на основании решения 29 сессии 5 созыва Гурзуфского поселкового совета от 28.11.2008 года № 30 (л.д. 130-131 том 1).
Заключением землеустроительной экспертизы установлено наложение принадлежащего на праве собственности Коту А.Д. земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, на земельный участок площадью 2180365кв.м., кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, переданный в постоянное пользование ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» на основании государственного акта от 15.01.1997 года серии ІІ-КМ №<номер>. Установлено также отсутствие наложения земельного участка с кадастровым номером №<номер> на земельный участок МДЦ «Артек» согласно точек координат из технической документации землеустройства в части составления документов, удостоверяющих право постоянного пользования земельными участками по адресу: пгт Гурзуф, утвержденной решением 51-й сессии Гурзуфского поселкового совета от 30.08.2005 года № 48 (л.д. 149-190 том 2).
Данные обстоятельства установлены судом, подтверждены доказательствами в деле.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 № 1745-6/14 «О независимости Крыма» земельный участок кадастровый №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – образование и просвещение, перешел в собственность Республики Крым, а следовательно, земельные участки, хотя и выделенные ранее в собственность иным лицам, однако входящие в состав земельного участка с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>.
Как указывалось выше, Распоряжением Совета Министров Республики Крым № 174-р от 06.03.2015 года земельный участок общей площадью 2180365 кв.м передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ «МДЦ «Артек», а распоряжением Совета Министров Республики Крым от 31.03.2015 года № 264-р земельный участок, закрепленный за ГУП РК "Международный Детский Центр Артек", передан в федеральную собственность.
В соответствии со статьей 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Согласно статье 84 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения.
Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» определены полномочия Совета министров Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом Республики Крым, а именно:
- управление и распоряжение имуществом Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральным законодательством;
- издание в пределах своих полномочий постановлений и распоряжений по вопросам управления и распоряжения имуществом Республики Крым;
- осуществление функций и полномочий собственника имущества Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, данным Законом и законодательством Республики Крым;
- принятие решения о закреплении имущества Республики Крым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за предприятиями и учреждениями, за исключением случаев, установленных пунктом 9 части 2 данной статьи.
Конституционным Судом Российской Федерации была проведена проверка конституционности положений абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и постановления Государственного Совета Республики Крым «О вопросах управления собственностью Республики Крым» по жалобам ООО «Дайвинг-Центр «Соляриус», ООО «Промхолдинг» и ООО «Формат-ИТ», по результатам которой вынесено Постановление от 7 ноября 2017 г. № 26-П.
Данным Постановлением установлено, что положения абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти положения:
не предполагают включение в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве частной собственности, возникшем до вступления в силу Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на законных основаниях, и, соответственно, не предполагают произвольного прекращения права частной собственности на такое имущество;
не могут служить основанием для отказа физическим или юридическим лицам в удовлетворении их требований, связанных с включением объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, лишь вследствие самого по себе факта такого включения, без установления в надлежащей судебной процедуре отсутствия необходимых правовых оснований приобретения соответствующего имущества.
Конституционно-правовой смысл положений абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В пункте 4.1 вышеуказанного Постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, подлежало включению такое имущество, в отношении которого существовали обоснованные предположения о его публично-правовой принадлежности, в частности в связи с отсутствием надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности иных лиц на такое имущество, или о бесхозяйности такого имущества (пункт 1 статьи 225 ГК Российской Федерации), а также об отсутствии правовых оснований выбытия этого имущества из собственности публично-правовых субъектов.
Пунктом 5 Постановления Конституционный Суд Российской Федерации определил, что суд, рассматривая в конкретном деле вопрос о правомерности включения спорных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, обязан, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения нормы, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, учитывая при этом имевшую место до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым структурную перестройку экономики Украины и преобразование отношений собственности, включая оценку оснований возникновения права собственности на спорное имущество, и предоставляя тем самым, исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности на законных основаниях, что - в силу сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 марта 1998 года N 8-П и в дальнейшем неоднократно им подтвержденной правовой позиции - вытекает из смысла статьи 35 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3).
Таким образом, правомерность приобретения имущества в частную (или государственную) собственность также относится к обстоятельствам, которые подлежат оценке судом, рассматривающим спор, связанный с включением конкретных объектов недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, и с учетом которых на основании судебного решения соответствующие объекты недвижимого имущества сохраняются в Перечне или исключаются из него. Такой подход предполагает и оценку судом правомерности отчуждения недвижимого имущества из государственной собственности в частную с точки зрения соблюдения соответствующих законоположений, а также квалификацию действий физических и юридических лиц - приобретателей этого имущества как добросовестных или недобросовестных.
Ответчик ФИО1 приобрел спорный земельный участок в собственность во время действия законодательства Украины.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 92 Земельного кодекса Украины право постоянного пользования земельным участком - это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.
Право постоянного землепользования является бессрочным, в отличие от права аренды, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным статьей 141 Земельного кодекса Украины, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно части 2 статьи 149 Земельного кодекса Украины изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей в случаях, предусмотренных законом, на компенсационных началах с определением полномочий органов, которые осуществляют такое изъятие, и ограничений, установленных статьей 151 Земельного кодекса Украины.
При этом земельные участки государственной собственности, которые находятся в постоянном пользовании, - пашня, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса площадью более 1 гектара для нелесохозяйственных нужд, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения изымает Кабинет Министров Украины, кроме случаев, определенных частями 5-8 статьи 149 ЗКУ, и в случаях, определенных статьей 150 Земельного кодекса Украины.
Согласно подпункту «г» пункта 4 статьи 84 Земельного кодекса Украины к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, которые имеют особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность. Согласно подпункту «ж» пункта 3 статьи 84 Земельного кодекса Украины к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, относятся земельные участки, на которых расположены государственные, в том числе казенные, предприятия, хозяйственные общества, в уставных фондах которых доли принадлежат государству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.
На основании решения 9-ой сессии 22-го созыва Гурзуфского поселкового совета от 25 декабря 1996 года № 56 Международному детскому центру «Артек» выдан государственный акт на право постоянного пользования земельным участком площадью 208,0174 га в пределах согласно с планом землепользования. (л.д. 23-25 том 1).
В мотивировочной части землеустроительной экспертизы указано следующее: как следует из техдокументации МДЦ «Артек», выполненной Крымским научно-исследовательским и проектным институтом землеустройства в 2009 году, спорная территория (земельный участок с кадастровым номером 0111946800:01:0177) в 1964 году не входила в границы землепользования пионерского лагеря «Артек», а в государственный акт 1997 года была включена как земли запаса Гурзуфского поселкового совета, обозначенная под номером 16б.
При этом государственный акт на право постоянного пользования землей смежному землепользователю МДЦ «Артек» - совхоз-заводу «Гурзуф» выдан на основании решения № 84 исполкома Гурзуфского поселкового совета от 28.05.1998 года уже после выдачи государственного акта МДЦ «Артек», а именно - 29.03.2001 года.
При этом земельный участок под номером 16б не был изъят у МДЦ «Артек» в установленном законом порядке.
Таким образом, часть земельного участка МДЦ «Артек» была включена в часть земельного участка совхоз-завода «Гурзуф» на основании решения № 84 исполкома Гурзуфского поселкового совета от 28.05.1998 года и выданного на его основании государственного акта от 29.03.2001 года.
При проведении в 2004 году инвентаризации земель пгт Гурзуф государственные акты на право постоянного пользования совхоз-завода «Гурзуф» и МДЦ «Артек» были сопоставлены между собой на картографической основе. В результате сопоставления выяснилось, что границы землепользования не были сведены между собой: по части смежной границы госакты налагаются друг на друга, в других местах не устранена чересполосица.
В 2006 году при утверждении Гурзуфским поселковым советом уточненных границ ГПУ «МДЦ «Артек» спорная территория была выведена из его границ, но при формировании межевого плана в 2015 году вновь была включена в землепользование «МДЦ «Артек».
Решением 29 сессии 5 созыва Гурзуфского поселкового совета от 28.11.2008 года № 30 утвержден проект отвода и передан в собственность ФИО1 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, целевое назначение – строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).
Таким образом, часть земельного участка незаконно выбыла из владения и пользования «МДЦ «Артек» и в дальнейшем решением 29 сессии 5 созыва Гурзуфского поселкового совета от 28.11.2008 года передана в собственность ФИО1
В соответствии с ч.ч. 1,3,4 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно п.п. 6, 11 ч.1 ст. 1 ЗК РФ к принципам земельного законодательства также относятся: приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из статьи 301 ГК РФ и пунктов 32, 36 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 следует, что к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие права собственности истца на истребуемое имущество; наличие спорного имущества в натуре и нахождение его у ответчика; незаконность владения ответчиком спорным имуществом; отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
По смыслу названых положений, незаконный владелец - это лицо, владеющее вещью против воли собственника, в отличие от законного владельца, который владеет вещью по воле собственника.
Кроме того, законное владение, в отличие от незаконного, основано на том или ином праве на имущество.
Законное владение прекращается не с утратой фактического владения, а с прекращением того права, которое было получено от собственника.
Если лицо, считающее себя собственником спорного недвижимого имущества, не обладает на него зарегистрированным правом и фактически им не владеет, то вопрос о праве собственности на такое имущество может быть решен только при рассмотрении виндикационного иска при условии соблюдения статей 223 и 302 ГК РФ.
Право собственности Республики Крым на имущество МДЦ «Артек» возникло со дня принятия постановления № 1745-6/14 «О независимости Крыма».
Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок возникло на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 31.03.2015 года № 264-р.
С принятием указанных правовых актов единственным законным собственником спорного недвижимого имущества является Российская Федерация.
Земельный участок выбыл из владения и пользования Российской Федерации, а также из законного пользования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек».
Судом также установлено, что спорный земельный участок освобожден от строений.
Оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения первичного иска в части истребования из чужого незаконного владения ФИО2 земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в федеральную собственность Российской Федерации, а также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска ФИО2
Истец по первичному иску также просит прекратить право собственности ФИО1 на указанный земельный участок.
Вместе с тем, в любом случае указанные требования не подлежат удовлетворению и заявлены излишне, поскольку судебный акт о возвращении недвижимого имущества продавцу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности на этот объект недвижимости продавца, согласно разъяснения, содержащегося в 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Во встречном иске истец указывает, что избрал защиту своих имущественных прав через установление действующих границ земельных участков судом через восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, поскольку земельный участок истца попал в площадь земель, зарегистрированной за третьим лицом с особым статусом земель, и, в дальнейшем передан в собственность Российской Федерации без ведома истца и с нарушением норм действующего законодательства РФ. Указывает, что права частной собственности истца нарушены с 21.03.2015 года незаконным включением земельного участка, принадлежащего истцу, в состав имущества третьего лица, интересы которого представляет ответчик, и полагает, что необходимо внести изменения в границы земельного участка с кадастровым номером №<номер>, закрепленного за ФГБУ «МДЦ «Артек»», находящегося в оперативном управлении Министерства образования Российской Федерации (Росимущества РФ) и принадлежащего титульному собственнику – Российской Федерации.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, Распоряжением Совета Министров Республики Крым № 174-р от 06.03.2015 года общей площадью 2180365 кв.м передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУ «МДЦ «Артек», а распоряжением Совета Министров Республики Крым от 31.03.2015 года № 264-р земельный участок, закрепленный за ГУП РК "Международный Детский Центр Артек", передан в федеральную собственность.
Данные ненормативные правовые акты являются действующими, в данном гражданском деле не оспариваются, в связи с чем, оснований для изменения границ земельного участка с кадастровым номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, не имеется.
Суд отказывает в удовлетворении встречного иска в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым относятся, в частности, суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам (ст. 94 ГПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
Согласно п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ). Если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ, статьи 323, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 91 ГПК РФ цена иска определяется по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества.
Стоимость истребованного имущества – земельного участка суд определяет, исходя из стоимости, указанной в договоре купли-продажи земельного участка от 29.05.2009 года, заключенного между ФИО-2 и ФИО2, а именно 266140,77 гривен (в переводе в российский рубль по курсу на день вынесения решения)(л.д. 130-131).
Поскольку экспертиза была проведена за счет средств федерального бюджета, суд полагает необходимым взыскать с ответчиков в пользу ФГБУ «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы МЮ РФ ее стоимость.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе к ФИО1, ФИО2, третьи лица, - Администрация города Ялты, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек», Министерство просвещения Российской Федерации, Совет Министров Республики Крым, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, прекращении права собственности на земельный участок, удовлетворить частично.
Истребовать из чужого незаконного владения ФИО2 земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, в федеральную собственность Российской Федерации.
В удовлетворении иной части исковых требований отказать.
Взыскать поровну с ФИО2, ФИО1 в доход государства государственную пошлину в размере 10540,14 рублей, в пользу ФБУ «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы МЮ РФ расходы на проведение экспертизы в размере 15372,80 рублей.
В удовлетворении встречного иска ФИО2 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом РФ в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению «Международный детский центр «Артек», Министерству просвещения Российской Федерации, третье лицо, - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права собственности истца на земельный участок, отказать.
Решение суда в окончательной форме составлено 31.08.2020 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд первой инстанции.
СУДЬЯ Н.В.ДВИРНЫК