Дело № 2-152/2022
Строка стат. отчёта 2.123
УИД 32RS0019-01-2022-000253-54
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 августа 2022 г. г. Мглин
Мглинский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Зайцева А.Я.,
при секретаре Протченко М.П.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика администрации Мглинского района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Мглинского района, департаменту строительства Брянской области о признании недействительными постановлений, признании права на включение в ведомственную целевую программу по улучшению жилищных условий, признании права на получение жилищного сертификата, включении в список участников ведомственной целевой программы по улучшению жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с данным исковым заявлением, с учётом подачи уточненного искового заявления, к администрации Мглинского района по следующим основаниям.
Он является лицом, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение, что подтверждается удостоверением серии АК №, выданным департаментом строительства и архитектуры Брянской области ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он проживал в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в пгт. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации Мглинского района № 331 от 2 июля 2021 г. он был признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, и поставлен на очередь для получения жилья с 22 июня 2021 г. с составом семьи один человек.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрации Мглинского района с заявлением о включении в список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальный услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее, в том числе, - Список).
Постановлением администрации Мглинского района № 430 от 20 августа 2021 г. на основании протокола заседания жилищной комиссии № 8 от 18 августа 2021 г. ему было отказано в удовлетворении заявления на основании ст. 22 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Данное постановление считает незаконным.
В письме администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-и в обоснование отказа указано, что ДД.ММ.ГГГГ он выехал из , которое относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Однако на момент выезда действовало распоряжение правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения» (в редакции от 25.04.1995 г.), согласно которому с. Лотаки Красногорского района Брянской области являлось зоной проживания с правом на отселение.
Также он не является вновь прибывшим (переселившимся) в зону проживания с правом на отселение, а проживал в данной зоне с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г. и на него не распространяются ограничения, применяемые в отношении граждан, которые прибыли в зоны радиоактивного загрязнения после катастрофы на ЧАЭС.
ДД.ММ.ГГГГ он вторично обратился в администрацию Мглинского района с заявлением о включении в указанный список по тем же основаниям.
Постановлением администрации Мглинского района № 575 от 22 октября 2021 г. на основании протокола заседания жилищной комиссии №11 от 21 октября 2021 г. в удовлетворении заявления было отказано на основании ст. 19 Закона о РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 г., в которой перечислены меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом и указано, что гражданам, выехавшим в добровольном порядке из данной зоны, выдача государственного жилищного сертификата не предусмотрена.
Данное постановление также считает незаконным.
На момент его выезда из действовало распоряжение правительства РСФСР от 28.121991 г. №-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения», согласно которому являлось зоной проживания с правом на отселение.
Поскольку он находился в зоне с правом на отселения с 26 апреля 1986г., а не является прибывшим в последующие годы, и в настоящее время выехал из неё, о чем выдано соответствующее удостоверение, то он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 г., в том числе на улучшение жилищный условий, и право на включение в Список.
Как следует из письма департамента социальной и демографической политика Брянской области от 27 июля 2021 г. № 8272, правом на получение компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС он не пользовался.
Просит признать недействительными постановление администрации Мглинского района № 575 от 22 октября 2021 г. и постановление № 430 от ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним право на включение в список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включить в Список с даты первоначального заявления ДД.ММ.ГГГГ
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечён департамент строительства Брянской .
В судебном заседании ФИО1 поддержал исковые требования, пояснив, что на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС он проживал с родителями в Брянской , в 1995 г. его матери по работе был предоставлен жилой дом в пос. Красная Гора Красногорского , и он с родителями и братом переехал в данный дом. В том же году он по направлению поступил на учёбу в Брянскую государственную инженерно-технологическую академию, на очное отделение. В 1995 г. предоставленный дом в пос. Красная Гора был приватизирован на семью, в том числе на него. В 2009 г. он распорядился своей долей. В период обучения с 1995 г. по 1999г. он проживал в общежитии в , где был зарегистрирован, в 1999 г. на последнем курсе, в связи с отсутствием необходимости ежедневного присутствия на занятиях, зарегистрировался по прежнему месту жительства в пос. выселился из общежития. В 2000 г. он закончил обучение и до 2013 г. проживал и работал в пос. Красная Гора. С 2013 г. проживает в Брянской , где с 2015 г. снимает жилье. Работает в .
Представитель администрации Мглинского района ФИО2 возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ№и, пояснив, что требования ФИО1 должны рассматриваться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), так как оспариваются постановления органа местного самоуправления.
Между тем ФИО1 пропустил установленный ст. 219 КАС РФ трёхмесячный срок на подачу заявления в суд со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.
Согласно отчёту об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № размещённому на официальном сайте Почта России, ценное письмо, в котором истцу был направлен ответ о принятом решении от ДД.ММ.ГГГГ№-и, прибыло в место вручения по месту жительства ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, выслано назад по истечении срока хранения ДД.ММ.ГГГГ С учётом положений п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», уведомление может считаться доставленным 16.11.2021 г. ответчику в день его возврата с отметкой «истек срок хранения».
Администрация не признаёт право истца на получение жилищного сертификата, так как в соответствии с п. 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, Правила), порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.
Также, согласно имеющемуся у ФИО1 удостоверению лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в пгт. .
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии со ст. 19 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ гражданам, выехавшим в добровольном порядке из указанной зоны, выдача государственного жилищного сертификата не предусмотрена.
Кроме того, согласно ст. 22 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г., гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 г. в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются.
Представитель департамента строительства Брянской области, извещённого о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, на основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя департамента.
Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 11 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В соответствии с абзацем 1 статьи 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 им гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Одной из таких мер, согласно п. 7 ст. 17 названного Закона, является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Как указано в абз. 2, 3 ст. 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1, гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно пп. 24, 26, 35, 36 Правил для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).
В целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году органы местного самоуправления формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году.
Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, - в хронологической последовательности, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с учетом их права на обеспечение жилыми помещениями вне очереди, установленного законодательством Российской Федерации.
На основании данных списков органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году.
Включение граждан - участников ведомственной целевой программы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.
Органы исполнительной власти после получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников основного мероприятия и передают сертификаты органам местного самоуправления для вручения гражданам.
В соответствии с п. 3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённых постановление Администрации Брянской области от 12.03.2007 г. № 146, органом исполнительной власти Брянской области, осуществляющим полномочия по выпуску и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г № 1244-1, является департамент строительства Брянской области.
Как видно из паспорта ФИО1, он родился ДД.ММ.ГГГГ в .
Согласно удостоверению серии АК №, выданному ДД.ММ.ГГГГ департаментом строительства и архитектуры Брянской области, он является выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение, проживал в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в пгт с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилой площади 9 кв.м. в жилом доме по адресу: , принадлежащем ФИО10 (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).
С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по данному адресу.
Постановлением администрации Мглинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, поставлен на очередь получения жилья с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 1 человек.
Согласно учётной карточке №-н от ДД.ММ.ГГГГ и заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию Мглинского района с заявлением о включении в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», так как в соответствии с п. «е» Правил он имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, и состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно постановлению администрации Мглинского района от 20.08.2021 г. № 430 «Рассмотрение заявлений граждан» на основании протокола заседания районной жилищной комиссии № 8 от 18.08.2021 г. в соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 ФИО1 отказано во включении в список участников указанной ведомственной целевой программы.
Как указано в протоколе заседания районной жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 имеет удостоверение лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проживал в , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в пгт. Красная Гора Красногорского Брянской .
В соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии со ст. 19 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ гражданам, выехавшим в добровольном порядке из указанной зоны, выдача государственного жилищного сертификата не предусмотрена.
Кроме того, в соответствии со ст. 22 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
В письме № 3783-и от 20.08.2021 г. администрация информировала ФИО1 о том, что ему отказано во включении в список на основании положения ст. 22 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. о том, что добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Согласно учётной карточке № 44-н от 28 сентября 2021 г. и заявлению от 28 сентября 2021 г. ФИО1 повторно обратился в администрацию Мглинского района с заявлением о включении в состав участников ведомственной целевой программы по тем же основаниям.
Согласно постановлению администрации Мглинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Рассмотрение заявлений граждан» на основании протокола заседания районной жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 19 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано во включении в список участников ведомственной целевой программы.
Как указано в протоколе заседания районной жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. В соответствии со ст. 19 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ гражданам, выехавшим в добровольном порядке из указанной зоны, выдача государственного жилищного сертификата не предусмотрена.
Как видно из Перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утверждённого распоряжением Правительства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№-р, н. и были отнесены к зоне проживания с правом на отселение.
Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, н. был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, н.п. Брянской – к зоне проживания с правом на отселение.
Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, было отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пос Брянской – к зоне проживания с правом на отселение.
Как видно из протокола жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ она руководствовалась положением абз. 2 ст. 22 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 г. о том, что добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переселился , которые в то время были отнесены к зоне с равной степенью радиоактивного загрязнения (зона проживания с правом на отселение) комиссия пришла к выводу о том, что переселение и проживание ФИО1 в пос. Красная Гора не влечёт возникновение права на получение мер социальной поддержки, а так как на момент рассмотрения заявления относилось к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, и гражданам, выехавшим из данной зоны не выдаются жилищные сертификаты, отказала ФИО1 в удовлетворении заявления.
Суд не может согласиться с такими выводами.
Как усматривается по делу, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переселился с родителями и братом из в районный центр того же административного района - , которые находились в одной и той же радиоактивной зоне – зоне проживания с правом на отселение, в «чистую» зону в этот период за пределы радиоактивной зоны он не переселялся.
В силу этого, по смыслу абз. 2 ст. 22 Закона РФ № от 15.05.1991г., ФИО1 не является лицом, добровольно повторно переселившимся в зону с равнозначной степенью радиоактивного загрязнения, так как такое переселение предполагает переселение из радиоактивной зоны в «чистую» зону, а затем повторное переселение в радиоактивную зону.
Также, на момент переселения из . было 16 лет, он переселился с семьёй, так как матери предоставили новое жильё в районном центре. Поскольку ФИО1 был на момент переселения несовершеннолетним, проживал с родителями и братом, он, с учётом конкретных обстоятельств по данному делу, не мог самостоятельно принимать решения о выборе месте жительства, поэтому должен был переехать с родителями в пос. Красная Гора.
В период очного обучения в Брянской государственной инженерно-технологической академии с 1995 г. по 2000 г. (диплом АВС №) ФИО1 проживал в студенческом общежитии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: « администрации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно данной справке ФИО1 не предоставлялось благоустроенное жилье в соответствии с подпунктами 7, 8 статьи 17, статьи 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 в период его проживания на территории г. Брянска.
Поскольку проживание с 1995 г. по 1999 г. в студенческом общежитии в период очного обучения было вынужденной и временной мерой, связанной с необходимостью посещения занятий, то и возвращение ФИО1 в 1999 г. в пос. Красная Гора на постоянное место жительства также нельзя расценивать как добровольное повторное переселения в радиационную зону.
Таким образом, ФИО1 не может быть отнесен к категории граждан, добровольно повторно (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) переселившихся в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную и лишен права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона, так как он на момент катастрофы на ЧАЭС проживал с зоне проживания с правом на отселение, проживал в ней с перерывом в период обучения и добровольно выселился из неё в 2013 г.
С учётом данных обстоятельств и на ДД.ММ.ГГГГ к зоне проживания с правом на отселение, ФИО1 имеет право на меру социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью в соответствии с п. 7 ст. 17 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, и жилищная комиссия не должна была отказывать во включении его в список, при отсутствии других оснований для отказа.
В то же время, комиссия не только не учла периоды проживания ФИО1 в с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но и посчитав ФИО1 добровольно выехавшим из ДД.ММ.ГГГГ, отнесла его к категории граждан, указанных в ст. 19 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (граждане, добровольно выехавшие из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом), руководствуясь при этом Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1074, хотя на момент выезда действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утверждённый распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 г. № 237-р, согласно которому относилось к зоне проживания с правом на отселение.
На основании изложенного, постановление администрации Мглинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ФИО1 является незаконным и признаётся недействительным.
Аналогичный вывод суд делает и в отношении постановления администрации Мглинского района от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ФИО1, поскольку оно было принято на основании протокола жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 было отказано во включении в список участников ведомственной программы по аналогичному основанию ввиду того, что в соответствии с Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённым постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1074, относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, а ФИО1 – к лицам, указанным в ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1.
С момента выезда из чернобыльской зоны в 2013 г. по настоящее время мера социальной поддержки в виде обеспечения жильём путём выдачи государственного жилищного сертификата на приобретение жилья ФИО1 не оказывалась.
С учётом наличия у ФИО1 права на получение государственного жилищного сертификата, недействительности постановлений администрации Мглинского района, требования о признании права на включение в список граждан – участников ведомственной целевой программы и включении в список граждан – участников ведомственной целевой программы также подлежат удовлетворению.
Возражения представителя ФИО2, основанные на положении абзаца 3 статьи 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 о том, что гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 г. в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются, тогда как ФИО1 в 1995 г. и 1999 г. переселился в пос. Красная Гора без заключения каких-либо контрактов, не опровергают установленных судом обстоятельств о том, что ФИО1 является лицом, проживавшим в зоне радиоактивного загрязнения на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г., поэтому не может считаться переселившимся в зону радиоактивного загрязнения после 1 января 1994 г., также он не является лицом, добровольно повторно переселившимся в зону с равнозначной степенью радиоактивного загрязнения 26.07.1995 г. и 31.05.1999 г., ввиду чего положения абз. 2 и 3 ст. 22 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 к нему неприменимы.
Возражения представителя ФИО2 о том, что дело должно рассматриваться в порядке, установленном КАС РФ, для оспаривания актов органа местного самоуправления, и, соответственно, ФИО1 пропустил установленный КАС РФ срок оспаривания постановлений от 20 августа 2021 г. № 430 и от 22.10.2021 г. № 575, суд находит несостоятельными.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в абзаце пятом пункта 1 разъяснено, что по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ, в том числе дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда (абзац шестой пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36).
Поскольку удовлетворение иска может повлечь за собой возникновение и изменение жилищных прав ФИО1, спор о признании постановлений администрации Мглинского района недействительными не может рассматриваться по правилам КАС РФ.
Как считает суд, довод администрации Мглинского района о том, что исковое требование о признании прав на получение жилищного сертификата не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с п. 32 вышеуказанных Правил порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов, основан на неверном толковании Правил.
Действительно, согласно п. 32 Правил порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.
В то же время, в соответствии с положениями п. 24, 26, 36 Правил органы местного самоуправления формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году. На основании данных списков органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году. Органы исполнительной власти после получения бланков сертификатов производят их оформление на имя граждан - участников основного мероприятия и передают сертификаты органам местного самоуправления для вручения гражданам.
Согласно данным положениям решение о включении гражданина в список принимает орган местного самоуправления, поэтому требование о признание права на получение жилищного сертификата заявлено к администрации Мглинского района обоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к администрации Мглинского района, департаменту строительства Брянской области о признании недействительными постановлений, признании права на включение в ведомственную целевую программу по улучшению жилищных условий, признании права на получение жилищного сертификата, включении в список участников ведомственной целевой программы по улучшению жилищных условий – удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации Мглинского района № от ДД.ММ.ГГГГ № О рассмотрении заявления граждан» в отношении ФИО1.
Признать недействительным постановление администрации Мглинского района № от ДД.ММ.ГГГГ № О рассмотрении заявления граждан» в отношении ФИО1.
Признать за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Признать за ФИО1 с составом семьи 1 человек право на включение в список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Включить ФИО1 в список граждан – участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с учётом даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Мглинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Я.Зайцев
В окончательной форме решение принято 2 сентября 2022 г.