РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Царева В.М. при секретаре Трубицыной Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах ИСТЕЦ к Краевому бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился с иском в суд в интересах ИСТЕЦ о взыскании заработной платы. Свои требования мотивировал тем, что истец работает у ответчика по трудовому договору от 11.11.2015 г. подсобным рабочим. За период работы в нарушение требований ст. 133 ТК РФ ответчик производил начисление и выплату заработной платы в размере, меньшем, чем установлено законом, в результате чего истцу недоплачено за период с апреля 2018 года по декабрь 2018 года – 34194 руб. 49 коп. В соответствии ст. 315 ТК РФ заработная плата должна быть начислена с учетом оклада и всех стимулирующих выплат, за исключением районного и северного коэффициента, после чего на этот размер, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда начислен районный и северный коэффициент. Просит суд взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по не начисленной и невыплаченной заработной плате за указанный период.
В судебном заседании прокурор, заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец ИСТЕЦ . в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.78).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, причины не явки не сообщил, направили в суд заявление о применении срока исковой давности (л.д.81), в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации: в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьей 16 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с требованиями ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст.1 ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9489 рублей в месяц.
В силу ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года установлен в сумме 11163 рубля в месяц.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 данного Кодекса предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением администрации Красноярского края от 13.11.1992 N 393-П "Об установлении районного коэффициента к заработной плате", с 1 ноября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края, согласно приложению, в том числе г. Минусинск.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. № 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории Минусинского района, относящегося к южным районам Красноярского края.
На основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 г. составляет 9489 рублей в месяц, с 01.05.2018 г. оставляет 11163 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%.
Таким образом, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.01.2018 г. истец должен была получать размер заработной платы в месяц не менее 15182,4 рублей, с 01.05.2018 г. - не менее 17860,8 рублей.
Судом установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности подсобного рабочего, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.12-20), трудовым договором от 11 ноября 2015 года (л.д.41-42), приказом о переводе на другую работу от 01 октября 2017 года (л.д.40) справкой о доходе (л.д.44).
Из представленных лицевых счетов (л.д.21-32,45-53) следует, что за период с апреля 2018 г. по декабрь 2018 г. истцу начислялась заработная плата за фактически отработанное время.
Разрешая требования истца о взыскании недоплаченной заработной платы, суд с учетом изложенного соглашается с доводами прокурора, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом повышенная оплата труда в особых климатических условиях путем установления районного коэффициента и процентной надбавки гарантируется статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка начисляются на фактический заработок, включающий в себя все остальные элементы заработной платы.
Как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
По своему содержанию приведенное положение полностью совпадает с частью третьей статьи 133 данного Кодекса, устанавливающей, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО1, О.Л. Дейдей, ФИО2 и И.Я. Кураш" постановлено: «Признать взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике…».
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, судом установлено и подтверждено материалами дела, что в спорный период с апреля 2018 г. по декабрь 2018 г. истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком. За указанный период ответчиком не в полном объеме выплачивалась заработная плата, то есть действиями работодателя были нарушены трудовые права работника.
Из представленных расчетных листов по заработной плате, суд приходит к следующим выводам.
ИСТЕЦ начислена заработная плата - с учетом выполнения нормы рабочего времени и вычетом сумм начисленных за внутреннее совместительство и отпускных начислена заработная плата в размере за:
апрель 2018 г. 10190 руб. 88 коп. (л.д.26,45),
май 2018 г. 10392 руб. 60 коп. (л.д.27,46),
июнь 2018 г. 5562 руб. 36 коп. (л.д.24,47),
июль 2018 г. 8045 руб. 95 коп. (л.д.25, 48),
август 2018 г. 10275 руб. 32 коп. (л.д.28,49)
сентябрь 2018 г. 10275 руб. 32 коп. (л.д.29,50)
октябрь 2018 г. 17084 руб. 28 коп. (л.д.30,50),
ноябрь 2018 г. 8019 руб. 16 коп. (л.д.31,51),
декабрь 2018 г. 16241 руб. 38 коп. (л.д.32, 52)
Однако согласно нормам действующему законодательству подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в размере не менее 15182,4 руб., а с мая 2018 года не менее 17860 руб. 80 коп.
Соответственно, работодателем недоначислено в 2018 году из расчета МРОТ за:
апрель 4991 руб. 52 коп.; май 7468 руб. 20 коп.;
июнь 4210 руб. 53 коп. ((из расчета 17860 руб.80 коп/159*87)-5562 руб. 36 коп.);
июль 5755 руб. 58 коп.; август 7858 руб. 48 коп.; сентябрь 893 руб.; октябрь 776 руб. 52 коп; ноябрь 485 руб. 98 коп.; декабрь 763 руб. 81 коп.
Таким образом, ИСТЕЦ недоначислена заработная плата за период с апреля 2018 года по декабрь 2018 года путем сложения вышеуказанных сумм составила 32930 руб. 62 коп.
Судом проверены расчет задолженности, представленный стороной истца и стороной ответчика, расчеты произведены неверно, судом произведен вышеприведенный расчет.
Относительно заявленного стороной ответчика ходатайства о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Исковое заявление согласно входящему штемпелю поступило в суд 13 мая 2019 года, а исковые требования заявлены за период с апреля 2018 года по декабрь 2018 года. Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности за апрель 2019 года, а поскольку сторона истца не заявляла ходатайства о восстановлении срока, суд применяет срок исковой давности, и рассматривает заявленные требования с период с мая 2018 года по декабрь 2018 года.
С учетом применения срока исковой давности с ответчика подлежит взысканию недоначислена заработная плата за период с мая 2018 года по декабрь 2018 года в размере 27939 рублей 10 коп. (7468,20+4210,53+5755,58+7585,48+893+776,52+485,98+763,81)
Так как при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина по требованиям материального характера в размере 867 руб. 08 коп. в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 173 ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах ИСТЕЦ к Краевому бюджетному учреждения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании заработной платы удовлетворить в части.
Взыскать с Краевого бюджетного учреждения «Минусинская межрайонная больница» в пользу ФИО3 задолженность по заработной плате за период с мая 2018 г. по декабрь 2018 года в сумме 27939 рублей 10 копеек.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Краевого бюджетного учреждения «Минусинская межрайонная больница» госпошлину в доход местного бюджета в размере 867 рублей 08 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Полный текст решения изготовлен 14 июля 2019 года
Председательствующий: В.М. Царев