Дело № 2-1710/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Ола 10 декабря 2021 года
Ольский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Стахорской О.А.,
при секретаре Дорджиевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Ола гражданское дело по исковому заявлению муниципального казенного учреждения культуры «Ольский окружной центр культуры» к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
у с т а н о в и л:
МКУК «Ольский окружной центр культуры» обратилось в Ольский районный суд Магаданской области с требованием к ФИО2 о взыскании суммы неосновательного обогащения, мотивируя свои требования тем, что согласно Закону Магаданской области от 28.12.2004 № 528-ОЗ «О мерах социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих на территории Магаданской области» (далее по тексту Закон № 528-ОЗ от 28.12.2004) работники муниципальных учреждений культуры, работающие и проживающие в сельской местности, поселках городского типа и городах районного значения, имеют право на предоставление компенсации 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Компенсация расходов производится ежемесячно в пределах действующих тарифов, установленных в соответствии с законодательством РФ, за исключением компенсации расходов на поставку твердого топлива при наличии печного отопления. Ответчик с 09.11.2007 по настоящее время работает в МКУК «Ольский окружной центр культуры» в должности руководителя клубного формирования «Народный театр» и проживает в пос. Ола, относящемся к поселкам городского типа. Согласно приказу от 23.01.2020 № 04-л/с, реестрам № 25 от 13.05.2020 и № 36 от 14.07.2020 ответчику были перечислены денежные средства в счет компенсации расходов по жилищно-коммунальным платежам в сумме 66648,18 руб. (электроэнергия по квитанциям за декабрь 2019 года и апрель 2020 года). В ходе проверки, проведенной в учреждении установлено, что у ответчика была задолженность по потребленной электроэнергии за предыдущие периоды в размере 33306,50 руб. и начисленных расходов за декабрь 2019 года в сумме 10169,25 руб. В январе 2020 года ответчик сдает в бухгалтерию учреждения для компенсации две оплаченные квитанции на сумму 23309,95 руб. В мае ответчик, имея задолженность за потребленную электроэнергию за предыдущий период в размере 36000,41 руб. и начисленных расходов за апрель 2020 в сумме 7307,41 руб. сданы в бухгалтерию учреждения для компенсации оплаченную квитанцию на сумму 43308,23 руб.. То есть неправомерно компенсированы расходы на сумму 7825,56 руб.. Ответчику было предложено в добровольном порядке возвратить в кассу учреждения выплаченные денежные средства, однако ответчик отказался от возврата. Ссылаясь на положения ст.ст. 1102 ГК РФ, просит суд взыскать с ответчика сумму неосновательного приобретенных денежных средств в размере 7825 руб. 56 коп.
Истец, извещенный надлежащим образом, своего представителя в суд не направил. В заявлении от 10.12.2021 законный представитель истца просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик ФИО1, извещался о времени и месте судебного разбирательства по месту регистрации: <адрес>. Заказные письма с судебными извещениями возвращены в суд за истечением срока хранения.
В соответствии с положениями ст.ст.20, 1651 ГК РФ, разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в п.п.63, 67, 68 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, к числу которых относятся и судебные извещения, доставленные по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам.
При указанных выше обстоятельствах, суд признает ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, и в соответствии с ч.ч. 4,5 ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст.ст. 1-3 Закона Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 528-ОЗ меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде компенсации расходов по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг (далее - компенсация расходов). Работники муниципальных учреждений культуры, работающие и проживающие в сельской местности, поселках городского типа и городах районного значения, имеют право на предоставление компенсации 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Компенсация расходов производится ежемесячно в пределах действующих тарифов, установленных в соответствии с законодательством РФ. Компенсация расходов производится на основании личных заявлений граждан на имя руководителя по основному месту работы при условии предоставления следующих документов: а) удостоверяющих личность; б) подтверждающих, что заявитель и члены его семьи не пользуются мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и по иным основаниям; в) отражающих расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть, не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
То есть по смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Судом установлено и следует из материалов дела (приказ № <данные изъяты> от 09.11.2003, выписка из ФЛС), что ФИО2 проживает в пос. Ола, и состоит в трудовых отношениях с истцом и работает в должности режиссером народного театра 11 р. ЕТС и как работник муниципального учреждения культуры, работающий и проживающий в поселке городского типа пользуется мерами социальной поддержки в виде компенсации 100 процентов расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения (л.д. 14, 25).
Приказом №/л/с от 23.01.2020 «О предоставлении компенсационных выплат» предусмотрено, что ответчику подлежат перечислению компенсационные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 23339,95 руб. за электроэнергию – декабрь 2019 по двум квитанциям с чеками (л.д. 8).
Приказом №/л/с от 25.05.2020 «О предоставлении компенсационных выплат» предусмотрено, что ответчику подлежат перечислению компенсационные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 43308,23 руб. за электроэнергию – апрель 2020 года (л.д. 9).
Указанные суммы, рассчитанные на основании представленных квитанций и чеков, были выплачены ответчику 13 мая и 14 июля 2020 года, что подтверждается соответствующими реестрами (л.д. 10-11, 15-17). Объем понесенных расходов, услуги, подлежащие возмещению, не оспаривались сторонами.
Действительно из представленных документов усматривается, что истцом к оплате приняты платежи, произведенные по образовавшимся задолженностям за услуги по электроснабжению.
Частью 3 ст. 160 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Из сообщения ПАО ЭиЭ «Магаданэнерго» следует, что ответчиком была проведена реструктуризация задолженности и заключено соглашение об ее погашении от 12.11.2019.
То есть из приведенной нормы ст. 160 ЖК РФ следует, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности, то есть обязанность контроля вменена лицу, предоставляющему компенсационные выплаты.
В представленных квитанциях указан период за который внесены платежи, то есть работодатель не был введен в заблуждение о том, что платежи произведены по образовавшейся ранее задолженности, он принял квитанции и внес их в приказы на оплату. Право на получение компенсационных выплат у ответчика имелось, и не было утрачено в связи с образовавшейся задолженностью. Также в обязанность ответчика не было вменено предоставление сведений об отсутствии задолженностей по иным, не представленным к оплате жилищно-коммунальным услугам.
Таким образом, не имеется оснований полагать, что при получении компенсационных выплат имело место приобретение имущества ответчиком за счет истца в отсутствие правовых оснований для их получения, поскольку в силу приведенного выше Закона Магаданской области ответчик имела право на получение данных выплат. Выплаты производились не при наличии задолженности, а за образовавшуюся задолженность.
Работодатель (истец) приняв квитанции и чеки к оплате, признал за ответчиком право на получение выплат, был поставлен в известность, что ответчиком погашена образовавшаяся задолженность. То есть в ходе рассмотрения дела недобросовестных действий ответчика, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае жилищно-коммунальной выплаты, без установленных законом оснований, не имеется.
Указанные действия истца по принятию к возмещению расходов не является арифметической (счетной) ошибкой.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не доказано что ответчик без установленных законом оснований приобрел имущество (денежные средства) за счет истца и как следствие, обязанность ответчика по возврату приобретенного имущества.
Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Таким образом, принимая во внимание, что истцом не было допущено счетных ошибок при вынесении приказов о предоставлении компенсационных выплат, а также не установлено как указывалось выше, неправомерности действий ответчика, суд полагает, что исковые требования МКУК «Ольский окружной центр культуры» к ФИО2 удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований муниципального казенного учреждения культуры «Ольский окружной центр культуры» к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ольский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.
Установить день изготовления мотивированного решения, с учетом выходных дней, – 16 декабря 2021 года.
Судья подпись О.А. Стахорская
Копия верна:
Судья О.А. Стахорская