ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1744/20 от 23.07.2020 Промышленного районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Производство № 2-1744/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 23 июля 2020 года

Промышленный районный суд города Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Шахурова С.Н.,

при секретаре Наливко К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское (УИД 67RS0003-01-2020-001411-13) по исковому заявлению ФИО1 к АО «АтомЭнергоСбыт», Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании действий по начислению платежей за потребленную электроэнергию по нормативу незаконными, оспаривании решений о приостановлении и прекращении выплаты компенсации по оплате коммунальных услуг, признании права на возобновление и получение компенсационных выплат со дня их приостановления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к АО «АтомЭнергоСбыт», Департаменту Смоленской области по социальному развитию, указав, что он является нанимателем жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Истцу как «ветерану труда» на основании соответствующего закона предоставляется льгота в виде компенсации расходов по платежам за содержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги. С 2019 года АО «АтомЭнергоСбыт» потребовал от истца замены прибора учета потребляемой электроэнергии по причине истечения срока его эксплуатации, при этом объяснения о том, что он не является собственником жилого помещения, во внимание не приняты. Показания данных электросчетчика перестали принимать от истца, а начисление платежей стало производиться по нормативам, в результате чего образовалась задолженность по оплате за электроэнергию. С 01.02.2020 отдел социальной защиты населения в Промышленном районе г. Смоленска приостановил выплату указанных выше льгот и направил об этом уведомление от 31.01.2020 № 1142, указав в качестве причины на наличие задолженности за 4 месяца перед АО «АтомЭнергоСбыт». Считает, что в результате неправомерных действий ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» у него «образовалась» фактически не существующая задолженность по оплате за электроэнергию, а затем недостоверная информация о таком долге была представлена органам социальной защиты и послужила основанием для лишения его установленных законом льгот. Вместе с тем, отмечает, что ни жилищным, ни иным законодательством на нанимателя муниципальной квартиры не возложена обязанность по установке, замене и (или) поверке приборов учета (квартирных счетчиков), обслуживающих одну квартиру, находящихся вне этой квартиры и не являющихся общим имуществом многоквартирного дома, а в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Просит суд, уточнив требования, признать незаконным начисление АО АтомЭнергоСбыт» платежей за потребленную электроэнергию по нормативу в связи с незаменой нанимателем жилого помещения прибора учета электроэнергии после истечения срока его эксплуатации, поскольку у него такая обязанность отсутствует; признать недостоверной информацию АО АтомЭнергоСбыт», сообщенную органу соцзащиты населения о наличии у нанимателя жилого помещения задолженности по оплате потребленной электроэнергии, и послужившую основанием для приостановления выплаты компенсации по оплате коммунальных услуг; признать незаконным Решение Департамента Смоленской области по социальному развитию № 15 от 31.01.2020 и его Уведомление от 31.01.2020 № 1142 о наличии у истца задолженности по оплате электроэнергии и приостановлении выплаты ему компенсации по оплате коммунальных услуг; признать незаконным Решение Департамента Смоленской области по социальному развитию № 97 от 28.02.2020 о прекращении выплаты денежной компенсации в размере 50% платы за задержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги; признать за истцом право на возобновление и получение компенсационных выплат со дня их приостановки; взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате госпошлины.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно отметил, что он с заявлением о замене прибора учета электроэнергии обращался к собственнику жилого помещения Администрации г. Смоленска, но они в удовлетворении данного заявления отказали в связи с отсутствием денежных средств. Кроме того, отмечал, что в настоящее время обязанность по замене приборов учета возложена на ресурсоснабжающую организацию. Просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию ФИО2 исковые требования не признала, поддержав письменные возражения на иск. Пояснила, что согласно сведениям, поступившим в адрес Департамента от поставщика коммунальных услуг АО «АтомЭнергоСбыт», на 01.02.2020 у истца имелась задолженность по услуге «электроснабжение» в течение 4 месяцев. В связи с чем выплата денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг была приостановлена по причине неуплаты получателем текущих платежей по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в течение 2 месяцев, на основании пункта 2 части 1 статьи 6 областного закона от 26.11.2015 № 150-з, вынесено решение от 31.01.2020 № 15 и уведомление от 31.01.2020 № 1142. А поскольку истцом в установленный срок не была погашена задолженность и не согласован срок ее погашения, было вынесено решение от 28.02.2020 № 97 и уведомление от 03.03.2020 № 2729 о прекращении данной выплаты ФИО1 Полагала, что правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований истца не имеется, просила в иске отказать.

Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в возражениях на иск, указав, что сотрудниками АО «АтомЭнергоСбыт» в октябре 2018 года был осуществлен выход по адресу истца и установлено, что прибор учета не может быть в дальнейшем использован для расчетов за потребленную электрическую энергию по причине несоответствия класса точности и истечения межповерочного интервала. Согласно п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и Жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, прибор учета, использованный ранее для учета объёма потребляемой электроэнергии, считается вышедшим из строя, в связи с чем размер платы за коммунальную услугу "электроснабжение” определяется согласно п. 42 Правил исходя нормативов потребления данной коммунальной услуги. Отметила, что собственником данного жилого помещения является Администрации города Смоленска, и она обязана за свой счет обеспечивать надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену прибора учета. Полагает, что действия АО «АтомЭнергоСбыт» законны, поскольку они как ресурсоснабжающая организация в правоотношениях с собственником не состоят, а истец выбрал ненадлежащий способ защиты. Просила суд в удовлетворении требований отказать.

Администрация г. Смоленска, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, надлежаще извещенная о судебном разбирательстве, в судебное заседание не обеспечила явку своего представителя, не просила рассмотреть дело без участия их представителя.

С учетом части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером, ему назначена пенсия по старости с 17.04.2010. С 01.06.2010 ему присвоено звание «Ветеран труда», что подтверждается копиями соответствующих удостоверений (л.д.11).

Истец на основании договора социального найма жилого помещения № 60 от 03.02.2016, заключенного с Администрацией г. Смоленска, является нанимателем жилого помещения – <адрес> (л.д.12-15).

Сотрудниками АО «АтомЭнергоСбыт» в 15.10.2018 был осуществлен выход по адресу истца, в котором установлено, что прибор учета не может быть в дальнейшем использован для расчетов за потребленную электрическую энергию по причине несоответствия класса точности и истечения межповерочного интервала и требует замены, о чем было выдано уведомление ФИО1 от подписи в получении которого он отказался (л.д.73).

В марте 2019 года ФИО1 обращался в Администрацию г. Смоленска с заявлением о замене индивидуального прибора учета электроэнергии в муниципальных жилых помещениях, но в его удовлетворении было отказано в связи с отсутствием ограниченного бюджетного финансирования (л.д., 28, 29)

Согласно лицевой карточки потребителя ФИО1, начисление платы за коммунальную услугу "электроснабжение” с 16.10.2018 производилось согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и Жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, исходя из нормативов потребления данной коммунальной услуги (л.д.72, 25).

В адрес Департамента Смоленской области по социальному развитию от поставщика коммунальных услуг АО «АтомЭнергоСбыт», по соглашению от 25.09.2014 № 1341, поступила информация о том, что по состоянию на 01.02.2020 у ФИО1 имелась задолженность по услуге «электроснабжение» в течение 4 месяцев.

В связи с данными обстоятельствами с 01.02.2020 выплата денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг была ФИО1 приостановлена по причине неуплаты получателем текущих платежей по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в течение 2 месяцев, на основании пункта 2 части 1 статьи 6 областного закона от 26.11.2015 № 150-з «О порядке и условиях предоставления ветеранам труда, ветеранам военной службы меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на территории Смоленской области» на основании решения от 31.01.2020 № 1 (л.д.64), о чем было направлено истцу уведомление от 31.01.2020 № 1142 (л.д. 16).

Истец 12.02.2020 направил в отдел социальной защиты населения в Промышленном районе г. Смоленска заявление о неправомерности уведомления от 31.01.2020 № 1142, на которое ему был дан ответ (л.д.18-20), в котором разъяснено, что поскольку до 29.02.2020 ФИО1 не обратился к ним с документами, подтверждающими отсутствие задолженности, выплата компенсации ему была прекращена с 01.02.2020 по причине непогашения задолженности или несогласования срока погашения указанной задолженности в течение одного месяца от даты направления получателю уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов (при отсутствии уважительных причин), в соответствии с областным законом от 14.12.2004 № 95-з «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области» и на основании подпункта 4 части 1 статьи 7 областного закона от 26.11.2015 № 150-з, о чем вынесено решение от 28.02.2020 № 97 (л.д.66), и в его адрес направлено уведомление от 03.03.2020 № 2729 (л.д.67). Также данным письмом истцу был разъяснен порядок возобновления компенсационной выплаты.

В марте 2020 года в адрес истца от АО «АтомЭнергоСбыт» поступило предупреждение о том, что в случае непогашения имеющейся задолженности за электроэнергию, ее поставки могут быть ограничены или приостановлены (л.д.30)

В обоснование заявленных требований истец указал на незаконность действий ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» при начислении платежей за потребленную электроэнергию по нормативу, поскольку обязанность по замене прибора учета электроэнергии в силу закона возложена на собственника жилого помещения, в данном случае Администрацию г. Смоленска, а соответственно, и взыскание разницы платы по нормативу и фактически потребленному количеству электроэнергии должно производится не с него, а с Администрации г. Смоленска. В последующем, недостоверная информация о наличии задолженности по электроэнергии, АО «АтомЭнергоСбыт» была представлена в Департамент Смоленской области по социальному развитию и послужила основанием для лишения истца установленных законом льгот.

Разрешая заявленные требования с учетом обстоятельств дела, суд исходит из следующего.

Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В ст. 543 Гражданского кодекса РФ установлено, что абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

При этом из пунктов 3, 4 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным указанным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", которым утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее Основные положения N 442), Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которым утверждены Правила предоставления соответствующих услуг.

В силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Пунктом 136 Основных положений N 442 предусмотрено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в разделе X этого документа приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в этом разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных Основными положениями N 442 и приложением N 3 к ним.

В соответствии с п. 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.Для целей учета потребления электроэнергии точность показаний, полученных с помощью прибора учета, обеспечивается путем соблюдения установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, сохранению средств маркировки и сохранности в ходе эксплуатации.

Вступившим в силу в ноябре 2009 года Законом об энергосбережении на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 1 января 2011 года завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении МКД обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагаются Правилами N 354 на собственников этих помещений (пункт 81).

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, от 26.12.2016 N 1498) при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки. При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.

Таким образом обязанность по оснащению приборами учета жилого помещения в многоквартирном доме возлагается на собственника, а не на нанимателя жилого помещения. В связи с чем суд соглашается с доводами истца об отсутствии у него обязанности по замене прибора учета электроэнергии, поскольку он является нанимателем жилого помещения.

Вместе с тем, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, непосредственным потребителем электроэнергии является истец ФИО1, а ее поставщиком является АО «АтомЭнергоСбыт». Администрация г. Смоленска, как собственник помещения, в договорных отношениях с поставщиком услуги энергоснабжения квартиры ФИО1 не состоит, а оплата за поставку электроснабжения в силу договорных отношений возложена на ФИО1. При невыполнении собственником жилого помещения возложенных на него обязанностей по замене прибора учета, ФИО1 как наниматель жилого помещения в силу вышеприведенных норм права может предъявить собственнику соответствующие требования, а также взыскать с него все понесенные в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей собственника убытки.

В силу подпункта "д" пункта 81 (12) Правил N 354 в случае истечения межповерочного интервала поверки прибор учета считается вышедшим из строя.

В соответствии с пунктом 60 Правил N 354 в случае истечения срока эксплуатации индивидуального прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки, и истечения предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил (3 расчетных периода подряд для жилого помещения) до введения в эксплуатацию отвечающего установленным требованиям прибора учета плата за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента величиной 1,5.

На основании вышеизложенных норм права, при наличии у АО «АтомЭнергоСбыт» информации о том, что индивидуальный прибор учета, установленный в жилом помещении, где проживает истец, вышел из строя, действия по начислению платы за электроэнергию, рассчитанной исходя из установленных нормативов, соответствуют требованиям закона, формирование задолженности является следствием несоответствия класса точности прибора учета, истечения межповерочного интервала поверки и требования о его замене.

Разрешая требование истца о признании недостоверной информации о наличии задолженности, переданной АО «АтомЭнергоСбыт» органам социальной защиты населения, суд, исходя из вышеизложенных положений закона и обстоятельств дела, не может признать его обоснованным, поскольку АО «АтомЭнергоСбыт» правомерно производил начисления электроэнергии по нормативу потребления со ссылкой на истечение срока поверки прибора учета, а плата за услугу производилась не в полном объеме, в результате чего и образовалась задолженность.

Доказательств отсутствия задолженности, надлежащего исполнения обязанностей по оплате электроэнергии в соответствии с Положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 442, недостоверности сведений, указанных в расчете задолженности по оплате потребленной электроэнергии, какого-либо иного периода неучтенного потребления электроэнергии, отвечающих требованиям об их относимости и допустимости, со стороны ответчика не представлено.

Разрешая заявленные требования о признании действий Департамента Смоленской области по социальному развитию по приостановке, а впоследствии и по прекращению выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, суд руководствуется следующим.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов РФ (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах").

На территории Смоленской области меры социальной поддержки для
ветеранов труда установлены областным законом от 14.12.2004 № 95-з «О мерах
социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы и тружеников
тыла на территории Смоленской области» (далее - областной закон от 14.12.2004
№ 95-з).

Порядок предоставления компенсации расходов установлен областным
законом от 26.11.2015 № 150-з «О порядке и условиях предоставления ветеранам
труда, ветеранам военной службы меры социальной поддержки в виде компенсации

расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг на территории Смоленской области» (далее - областной закон от 26.11.2015 № 150-з).

Для определения размера денежной компенсации и компенсации расходов используются получаемые ежемесячно Департаментом от наймодателей, юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некомерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - наймодадетели и организации), на основании заключенных между Департаментом и наймодателями и организациями соглашений об информационном обмене, сведения о расходах гражданина и членов его семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о составе семьи гражданина, об общей площади жилого помещения, в которой гражданин и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства или по месту пребывания, и иная информация (п. 2.19 постановления от 28.05.2014 № 395 и п. 1 ст. 5 областного закона от 26.11.2015 № 150-з).

Таким образом, органы социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) льготника ежемесячно от предприятий жилищно- коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) получают сведения о наличии у граждан задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании заключенных с Департаментом соглашений об информационном обмене.

Согласно части 3 статьи 160 Жилищного Кодекса Российской Федерации компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 областного закона от 26.11.2015 № 150-з выплата компенсации расходов может быть приостановлена в случае неуплаты гражданином текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение двух месяцев, а в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 указанного областного закона прекращается, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение одного месяца с даты направления уведомления о приостановлении выплаты.

Как следует из пояснений истца, имеющаяся у истца задолженность по коммунальным платежам не была им погашена и не было заключено соглашение о ее погашении.

При таких обстоятельствах, поскольку у ФИО1, как установлено судом, имеется задолженность по оплате коммунальных услуг, ответчик Департамент Смоленской области по социальному развитию правомерно приостановил, а впоследствии и прекратил предоставление ему субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, у суда не имеется оснований для признания незаконными решения Департамента Смоленской области по социальному развитию № 15 от 31.01.2020 и Уведомление от 31.01.2020 № 1142 о приостановлении выплаты компенсации по оплате коммунальных услуг; и решения Департамента Смоленской области по социальному развитию № 97 от 28.02.2020 о прекращении выплаты денежной компенсации в размере 50% платы за задержание жилого помещения и платы за коммунальные услуги.

Также суд отмечает, что право истца на возобновление и получение спорной компенсационной выплаты сторонами не оспаривалось, а для возобновления выплаты ФИО1 необходимо либо погасить задолженность по услуге «электроснабжение», либо заключить соглашение о погашении указанного долга с указанным предприятием и обратиться в СОГБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению» или в сектор социальных выплат, приема и обработки информации СОГКУ «Центр социальных выплат, приема и обработки информации», с заявлением и необходимыми документами.

Компенсация расходов начисляется и выплачивается вновь с 1-го числа месяца, в котором выплата компенсации расходов была прекращена. При этом компенсация назначается и выплачивается за прошедший период, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за ее предоставлением (часть 7 статьи 7 областного закона от 26.11.2015 № 150-з).

Таким образом, на основании вышеизложенного суд не установил обстоятельств, позволяющих признать доводы иска обоснованными, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «АтомЭнергоСбыт», Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании действий по начислению платежей за потребленную электроэнергию по нормативу незаконными, оспаривании решений о приостановлении и прекращении выплаты компенсации по оплате коммунальных услуг, признании права на возобновление и получение компенсационных выплат со дня их приостановления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья С.Н. Шахуров