Дело № 2-1757/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2018 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Курамшиной А.Р.,
при секретаре Касимовой А.А.,
с участием административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО4,
представителя административных истцов ФИО5 (дов. от 31.10.2017 года, от 03.11.2017 года, 01.11.2017 года, 19.10.2017 года, 12.12.2016 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО18 к Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1539 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес>, в соответствии с фактическим использованием за период с ДД.ММ.ГГГГ до государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером № как для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек,
установил:
ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО18 обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан, указав следующее.
Административные истцы являются собственниками в общей долевой собственности на земельный участок, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес>, кадастровый номер (далее КН) №
На сегодняшний день изменен вид разрешенного использования и произведен расчет налога исходя из установленной кадастровой стоимости по новому установленному виду разрешенного использования (далее ВРИ). Вид разрешенного использования принадлежащего административным истцам земельного участка с кадастровым № определен как «Проектирование и строительство жилых домов со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания (лит.16,17), объектов обслуживания населения (лит.16-19,21) и подземной автостоянкой (лит.20), площадь 1539 кв.м.».
При расчете земельного налога за 2016 г. кадастровая стоимость применена на основании Постановления Администрации ГО г.Уфы от 30.12.2014г. №, вступившими в силу с 01.01.2015г. с измененным видом разрешенного использования.
Однако данный вид разрешенного использования не является фактическим видом использования земельного участка. Истцы полагают, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010140:701, принадлежащий им на праве собственности, фактически относится к ограниченным в обороте, поскольку используется для обеспечения муниципальных нужд. Изначально земельный участок образовывался и предоставлялся под индивидуальную жилую застройку.
Административные истцы в ходе рассмотрения дела уточнили свои требования и просят суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:010140:701, общей площадью 1539 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес> соответствии с фактическим использованием за период с 13.12.2013г. до государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером № как для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Указать в решении суда, что решение суда является основанием:
- для внесения соответствующих изменений в государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1539 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес>;
- для перерасчета земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1539 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес> 01.01.2015г. в МРИ ФНС России №40 по РБ с учетом Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4, представитель представителем административных истцов - ФИО19 требования уточненного административного иска поддержали, просят административный иск удовлетворить.
Другие стороны по делу на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон по делу.
Суд, изучив и оценив материалы дела, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, пришел к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением, либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.
В соответствии с частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу указанной нормы гражданин самостоятельно избирает предусмотренный законом способы защиты своих прав.
Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками в общей долевой собственности на земельный участок, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес>, кадастровый номер (далее КН) № что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права:
ФИО1 собственник 9/100 доли
ФИО3, доля в праве:1/20;
ФИО2, доля в праве:20/100,
ФИО8, доля в праве:14/100,
ФИО6, доля в праве:10/400,
ФИО7, доля в праве:2/100,
ФИО9, доля в праве 2/100,
ФИО10, доля в праве:2/100,
ФИО4, доля в праве:9/100,
ФИО11, доля в праве:10/400,
ФИО12, доля в праве:10/400,
ФИО13, доля в праве:10/400,
ФИО14, доля в праве:1/30,
ФИО15, доля в праве: 1/30,
ФИО16, доля в праве:1/30,
ФИО17, доля в праве:1/20
В настоящее время указанный земельный участок (далее ЗУ) согласно сведениям кадастрового учета помещен в статус «архивный», поскольку из ЗУ с КН 02:55:010140:61, в том числе образован ЗУ 02:55:010140:205, из которого в настоящее время образован ЗУ с КН 02:55:010140:701.
Согласно заключению кадастрового инженера ЗУ с КН 02:55:010140:61 вошел в состав ЗУ с КН 02:55:010140:205, т.е. поскольку установлена связь между участками, то ЗУ с КН 02:55:010140:61 идентичен ЗУ с КН 02:55:010140:701.
Из материалов дела следует, что в 2016 году административные получили налоговые уведомления об уплате земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с КН 02:55:010140:701. Поскольку суммы, указанные налоговым органом, незаконно начислены и завышены, истцы обратились с заявлением в Росреестр по РБ, который непосредственно предоставляет сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Управление Росреестр по РБ разъяснил, что заключением кадастрового инженера ФИО20 земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером 02:55:010140:205, который образован из земельных участков с КН № и Решением Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено изъять для муниципальных нужд в установленном законом порядке земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером №
А также в связи со сведениями, содержащимися в кадастре недвижимости ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010140:0061 был снят с учета в связи с постановкой земельного участка с кадастровым номером № при этом изменен вид разрешенного использования с «под индивидуальную жилую застройку» на «Проектирование и строительство жилых домов со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания (лит.16,17), объектов обслуживания населения (лит.16-19,21) и подземной автостоянки (лит.)20)».
Участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 13.12.2012 года на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости от 11.12.2012 №11-5517917 с приложением Межевого плана от 11.12.2012 со следующими учетными характеристиками: категорий – «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования (далее - ВРИ) – «Проектирование и строительство жилых домов со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания (лит.16,17), объектов обслуживания населения (лит.16-19,21) и подземной автостоянкой (лит.20), площадь 1539 кв.м.
Первоначально кадастровая стоимость Участка определена ФГБУ Кадастровой палатой при постановке его на кадастровый учет согласно п.2.1.17 «Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 №222.
Кадастровая стоимость ЗУ с КН № была определена в рамках проведения в 2011 году очередного тура работ по государственной кадастровой оценке земель городского округа г.Уфа. В ходе проведения оценочных работ ЗУ с КН № оценен исполнителем работ – ЗАО «Эксперт-Оценка» по 1-ой группе ВРИ «Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройке. Следовательно, кадастровая стоимость была оценена в размере 44 355 411,27 руб. по состоянию на 13.12.2012 год.
В 2014 году на основании муниципального контракта от 31.10.2014г. №024 указанным выше исполнителем вновь проведены оценочные работы в рамках ее актуализации и стала составлять 41 316 378,75 рублей. Результаты данной оценки были утверждены Постановлением Администрации ГО г.Уфы от 30.12.2014г. №5860, вступившими в силу с 01.01.2015г.
21 октября 2016 года Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа города Уфы №2084 принято Решение об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, жилых и нежилых помещений у землепользователей, проживающих в жилых домах № по <адрес> в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Согласно п.1 указанного решения муниципального органа изъятию подлежал и ЗУ с КН №
Более того, согласно Постановлению Администрации ГО г.Уфа №6612 от 24.12.2013г. в отношении земельного участка с КН № установлен публичный сервитут, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Административные истцы полагают, что налоговым органом не правомерно начислен земельный налог, он не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителей на основании следующего.
В соответствии со статьями 388 - 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. В силу пунктов 1, 2 и 6 статьи 396 Кодекса сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Публичный сервитут согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п. 2). Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Обременение земельного участка в ЕГРН зарегистрировано.
В выписке из ЕГРН на ЗУ с КН № имеется ссылка на регистрацию ограничений прав на земельный участок, предусмотренных ст.56,56,1 Земельного Кодекса РФ.
При расчете земельного налога за 2016 г. кадастровая стоимость применена на основании Постановления Администрации ГО г.Уфы от 30.12.2014г. №5860, вступившего в силу с 01.01.2015г. с измененном видом разрешенного использования.
В связи с чем на сегодняшний день изменен вид разрешенного использования и произведен расчет налога исходя из установленной кадастровой стоимости по новому установленному виду разрешенного использования.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности административным истцам, фактически относится к ограниченным в обороте, поскольку используется для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388 НК РФ) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 п. 1 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 п. 1 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 п. 1 НК РФ).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 п. 4 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 п. 1 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 394 п. 1 НК РФ). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 п. 1 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ст. 396 п. 3 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
В силу пункта 2 статья 8 Земельного кодекса, категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости. Из системного анализа норм земельного, градостроительного и кадастрового законодательства следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента. При этом изменение вида разрешенного использования допускается только при условии изменения фактического вида использования объекта. В государственном земельном кадастре лишь отражается, а не устанавливается вид разрешенного использования земельного участка. Статьями 387, 394 НК РФ предусмотрено установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 п. 1 НК РФ).
Исходя из данных норм следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
В связи с этим все изменения, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода за 2016 года, не должны учитываться при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога, поскольку при этом нарушаются права истцов.
По смыслу пункта 2 статьи 281 ГК РФ с учетом положений статьи 280 ГК РФ, правообладатель изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как если бы такого изъятия не было.
В данном случае начисление земельного налога должно производиться исходя из установленного до принятия решения об изъятии вида разрешенного использования "под жилую индивидуальную застройку", а также из фактического использования земельного участка под индивидуальную жилую застройку.
Расчет земельного налога производится по формуле:
Налог на землю = ставка налога х кадастровая стоимость.
Согласно п. 2.2 ч.2 Решения Совета городского округа г.Уфа РБ «Об установлении земельного налога (с изменениями на: 24.05.2017) от 17 ноября 2005 года N 2/6 в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка в размера: 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, земельный налог должен быть равен 1,5 процента Х кадастровую стоимость (1 116 745 рублей), установленную, исходя из вида разрешенного использования «под индивидуальную жилую застройку»
Согласно п.п. 3 п. 8 ст. 12 Закона о регистрации внесения изменений в записи Единого государственного реестра прав, не соответствующие правоустанавливающему документу, осуществляется в порядке, установленном ст. 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 21 Закона о регистрации техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр прав (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора в трёхдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, информирует соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в тот же срок об исправлении технической ошибки в записях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Исправление технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества.
В случаях, если есть основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.
Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «"О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, установленных Федеральным законом N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Из Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует:
2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
В силу п. 6. ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влекут только правомерные действия. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество.
В этой связи при проведении правовой экспертизы документов необходимо учитывать, влекут ли за собой выявленные в ходе правовой экспертизы дефекты юридической силы документов ничтожность либо оспоримость соответствующих документов, препятствуют ли они возникновению, переходу, прекращению или обременению (ограничению) прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный регистратор прав принимает решение о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, если:
5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26 ФЗ №218).
Согласно п.п. 1, 4 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что образуемый земельный участок с кадастровым номером № по своим характеристикам должен был полностью совпадать с характеристиками земельного участка с кадастровым номером №, включая и вид разрешенного использования «Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек».
Кроме того, в 2014 году на момент постановки на кадастровый учет, так и на сегодняшний день в границах земельного участка отсутствуют какие-либо жилые комплексы или объекты соцкультбыта, предприятия бытового обслуживания и т.п.
При установлении вида разрешенного использования «Проектирование и строительство жилых домов со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания (лит.16,17), объектов обслуживания населения (лит.16-19,21) и подземной автостоянкой (лит.20), площадь 1539 кв.м.» кадастровым инженером не учтено, что на данном земельном участке расположен жилой дом, имеющее индивидуально жилое назначение.
Использование земельного участка должно осуществляться по целевому назначению исходя из его принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Вид разрешенного использования земельного участка зависит от его назначения и определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п.9 ст.1, ч.2, ч.6 ст. 30 ГрК РФ).
Согласно ч.4 ст. 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства выбираются правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Исходя из положений п.2. ст. 7 ЗК РФ, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования.
Таким образом, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных градостроительным регламентом основных и вспомогательных видов разрешенного использования для соответствующей территориальной зоны выбирается соответствующем правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010г. № 42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 58 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка» (в редакции, действовавший на момент проведения кадастровых работ), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям ГКН о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка… указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использовании земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка.
Из вышеизложенного следует, что кадастровый инженер ФИО20 при изготовлении межевого плана не указал, что земельный участок по адресу: г.Уфа <адрес>, используется фактически под обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, что усматривается из представленных документов.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п.4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1,ч. 2 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В результате действий кадастрового инженера ФИО20 по изготовлению межевого плана от по образованию земельного участка с кадастровым номером №, что указанный вид разрешенного использования: для проектирования и строительства жилых комплексов, объектов соцкультбыта, предприятия бытового обслуживания населения, торгово-административных зданий, подземных автостоянок, повлек нарушение прав истцов по оплате земельного налога, поскольку привело к начислению земельного налога из расчета кадастровой стоимости по данному виду разрешенного использования.
В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен, и фактически осуществляемого владельцем участка.
По смыслу подпункта 2.2.4 Методических указаний определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.
Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.
Вид разрешенного использования принадлежащего административным истцам земельного участка с кадастровым № определен как «Проектирование и строительство жилых домов со встроенно-пристроенными предприятиями обслуживания (лит.16,17), объектов обслуживания населения (лит.16-19,21) и подземной автостоянкой (лит.20), площадь 1539 кв.м.».
Однако данный вид разрешенного использования не является фактическим видом использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным требования административных истцов удовлетворить и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1539 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес>, в соответствии с фактическим использованием за период с 13.12.2013 года до государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, как для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил :
Административное исковое заявление ФИО4, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО18 к Управлению земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1539 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес>, в соответствии с фактическим использованием за период с 13.12.2013 года до государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, как для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1539 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес> соответствии с фактическим использованием за период с 13.12.2013г. до государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, как для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Решение суда является основанием:
- для внесения соответствующих изменений в государственный кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1539 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес>;
- для перерасчета земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 1539 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес> 01.01.2015г. в МРИ ФНС России №40 по РБ с учетом Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Кировский районный суд г.Уфы.
Судья А.Р. Курамшина