ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-176/2016 от 25.01.2017 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2017 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Барахтенко О.В., при секретаре Жанцановой О.В.,

с участием представителя истца (представителя ответчика по иску ФИО1) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... ФИО2,

представителя ответчика (представителя истца по иску ФИО1) ФИО1 – ФИО3,

представителя третьего лица (представителя ответчика по иску ФИО1) ДНТ «Ангарские зори» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... к ФИО1, администрации Иркутского .... муниципального образования о признании недействительным постановления, истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

по иску ФИО1 к администрации Иркутского ...., ДНТ «Ангарские зори», Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... о признании добросовестным приобретателем земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1, администрации Иркутского .... муниципального образования, в котором с учетом уточнений просит:

признать недействительным постановление администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/****;

истребовать у ФИО1 из чужого незаконного владения в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточней СНТ «Городское», ДНТ «Ангарские зори», .....

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... (далее - Территориальное управление) на основании Положения о Территориальном управлении, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от **/**/**** осуществляет юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.

Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой Иркутской .... проведена проверка соблюдений требований действующего законодательства при предоставлении ДНТ «Ангарские зори» земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее СНТ «Городское».

В ходе данной проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером предоставлен ДНТ «Ангарские зори» постановлением администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/****.

Данный участок был поставлен на государственный кадастровый учет **/**/**** с категорией «земли сельскохозяйственного назначения». Постановлением мэра Иркутского .... от **/**/****, этот участок предоставлен ДНТ «Ангарские зори» для дачного строительства бесплатно в пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества.

В последующем из указанного участка был выделен и образован земельный участок с кадастровым номером .

Постановлением мэра Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого некоммерческого товарищества «Городское», дачное некоммерческое товарищество «Ангарские зори», ...., участок , предоставлен в собственность бесплатно ответчику.

Указанное постановление принято на основании:

постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** о предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Ангарские зори». В соответствии с указанным постановлением ДНТ «Ангарские зори» из земель сельскохозяйственного назначения предоставлен для дачного строительства бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества, земельный участок площадью 300 000 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого некоммерческого товарищества «Городское»;

распоряжения председателя КУМИ Иркутского .... от **/**/****/з об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого некоммерческого товарищества «Городское», согласно которого образуемый земельный участок выделяется из земель сельскохозяйственного назначения.

Проведенной проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером , а также выделенный из него земельный участок с кадастровым номером расположены на землях лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарская дача, квартал 177. Нахождение этих земельных участков на землях лесного фонда подтверждается документально.

Так, постановлением Губернатора Иркутской .... от **/**/****-п (в редакции Указов Губернатора Иркутской .... от **/**/****-уг и от **/**/****-уг), в соответствии с установленными ст. 86 Лесного кодекса РФ полномочиями, утвержден Лесной план Иркутской ..... Данный документ опубликован в газете «Областная» от **/**/**** и является нормативным правовым актом.

Согласно Лесному плану Иркутской ...., квартал 177 Ангарской дачи Тальцинского участкового лесничества Ангарского лесничества относится к землям лесного фонда, к защитным лесам (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).

Расположение квартала 177 Ангарской дачи Тальцинского участкового лесничества Ангарского лесничества в границах земель лесного фонда подтверждается и выпиской от **/**/**** из Государственного лесного реестра, который является систематизированным сводом документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках (ст. 91 Лесного кодекса РФ).

Кроме того, расположение спорных земельных участков в границах земель лесного фонда (Иркутский ...., Ангарское лесничество, Тальцинское участковое лесничество, Ангарская дача, квартал 177) подтверждается материалами лесоустройства 1971г., 1985г., 1997г.

Более того, с учетом того, что проблема незаконного распоряжения землями лесного фонда по Байкальскому тракту была поднята прокуратурой области еще в 2013 году, Губернатору ....**/**/**** направлялась информация о необходимости инициировать перед Российской Федерацией организацию работы по установлению границ лесных участков, расположенных на Байкальском тракте, и внесению их в государственный кадастр недвижимости.

С учетом инициативы Правительства Иркутской .... (ответ Губернатора Иркутской .... в прокуратуру от **/**/****), на федеральном уровне было принято решение о производстве соответствующих работ за счет средств федерального бюджета.

По поручению Рослесхоза Федеральное государственное казенное учреждение «Рослесресурс» заключило государственный контракт от **/**/**** № Р-4К-14/1 с Федеральным государственным унитарным предприятием «Рослесинфорг» (имеющим лицензию от **/**/****Ф на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное межотраслевое значение) на выполнение работ по подготовке документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельных (лесных) участках в границах лесничеств, субъектов Российской Федерации в рамках проведения мероприятий по землеустройству и землепользованию. Государственный контракт был исполнен в 2014 году.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от **/**/**** № 201-ФЗ, ст.8 Лесного кодекса РФ, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 Лесного кодекса РФ).

Гражданам лесные участки могут быть предоставлены только в аренду и безвозмездное пользование (ст. 71 Лесного кодекса РФ).

Согласно ст. ст. 209, 214 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Функции по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляют органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ст. 125 Гражданского кодекса РФ, постановление Правительства РФ от **/**/****), а также исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которым соответствующие полномочия переданы на основании ст.83 Лесного кодекса РФ. На территории Иркутской .... правом распоряжения лесными участками наделено Агентство лесного хозяйства Иркутской .... (постановление Администрации Иркутской .... от **/**/****-па).

Таким образом, истец полагает, что издав постановления, мэр Иркутского .... допустил превышение своих полномочий и ущемление прав Российской Федерации на распоряжение федеральной собственностью, что свидетельствует о незаконности этих постановлений.

Поскольку перевод земельного участка с кадастровым номером , а также выделенного из него земельный участок с кадастровым номером из земель лесного фонда в земли сельскохозяйственного назначения или земли иных категорий в установленном законодательством порядке не производился, предоставление его в собственность физическому лицу для дачного строительства противоречит разрешенному использованию земель лесного фонда, а определение в постановлении мэра Иркутского .... от **/**/**** категории этого земельного участка как «земли сельскохозяйственного назначения» (что послужило основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости), является незаконным.

Более того, в п. 2 постановления мэра Иркутского .... от **/**/**** «О предоставлении земельного участка дачному некоммерческому товариществу «Ангарские зори» прямо указано, что земельный участок с кадастровым номером расположен в пределах второго пояса санитарной охраны Ершовского водозабора - источника водоснабжения городов Иркутска, ФИО5, границы которого установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства постановлением Правительства Иркутской .... от **/**/****-пп.

Расположение названного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения подтверждается Лесным планом Иркутской ...., утв. постановлением Губернатора Иркутской .... от **/**/****-п (в редакции Указов Губернатора Иркутской .... от **/**/****-уг и от **/**/****-уг), и Лесохозяйственным регламентом Ангарского лесничества, который является обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (ст. 87 Лесного кодекса РФ).

Федеральное законодательство не предусматривает случаев, при которых возможно предоставление земельных участков, расположенных в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в частную собственность.

Соответственно, при предоставлении в собственность физическому лицу земельного участка с кадастровым номером , образованного путем выдела из земельного участка с кадастровым номером мэром Иркутского .... был нарушен установленный законом запрет на предоставление земель в собственность.

Статьей 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от **/**/**** № 66-ФЗ (далее - Закон ) установлено, что земельный участок для целей ведения дачного хозяйства может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.

Вместе с тем, на земельный участок с кадастровым номером а также на земельные участки, образованные в результате его раздела, право муниципальной собственности Иркутского .... муниципального образования никогда не регистрировалось, что подтверждается данными Росреестра. Соответственно, они не могли быть включены в фонд перераспределения земель Иркутского .... и в последующем предоставлены для размещения дачного некоммерческого товарищества и в собственность его членов.

Земельный участок для целей ведения дачного хозяйства в порядке Закона № 66-ФЗ может быть предоставлен только гражданам, которые включены в утвержденный органом местного самоуправления по месту жительства список, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и на основании ходатайства данного органа местного самоуправления.

Не представлено доказательств того, что из органов местного самоуправления по месту жительства гражданину в администрацию Иркутского .... поступало ходатайство о выборе земельного участка для предоставления его названному гражданину.

Таким образом, истец полагает, что основания для предоставления земельного участка в соответствии с нормами Закона у администрации Иркутского .... отсутствовали.

Порядок предоставления земельных участков членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан регулируется ст. 28 Закона № 66-ФЗ.

Указанной нормой предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Так, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. до **/**/****) было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

ДНТ «Ангарские зори» было зарегистрировано в качестве юридического лица только в 2009 году, соответственно, члены товарищества не имели права на бесплатное получение в собственность земельных участков, расположенных в его границах, на основании приведенной нормы закона.

Если участок, предоставленный такому объединению, находится в собственности субъекта РФ или муниципального образования, то законом субъекта РФ могут быть предусмотрены случаи бесплатного предоставления в собственность участков членам объединения. В иных случаях, предоставление таких земельных участков в собственность членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений осуществляется за плату без торгов.

Федеральным законодательством предусмотрено только два случая предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан - членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений: Героям Социалистического Труда или Героям Труда Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней (Федеральный закон от **/**/**** № 5-ФЗ); Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы (Федеральный закон от **/**/****).

В отношении земельных участков, находящихся в собственности Иркутской ...., муниципальных образований области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Законом Иркутской .... «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» от **/**/****-оз (в редакции Закона Иркутской .... от **/**/****-оз) установлено, что все граждане вправе однократно приобрести в собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок, т.е. без права возведения жилого дома), садоводства, огородничества.

Названный закон области, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемых постановлений мэра Иркутского .... 2012 года, не предусматривал случаев предоставления гражданам в собственность бесплатно земельных участков для дачного строительства.

С учетом изложенного, оснований для предоставления земельного участка для дачного строительства в собственность бесплатно не имелось.

В соответствии с п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от **/**/**** в случае выбытия земельного участка из состава земель лесного фонда помимо воли собственника - Российской Федерации интересы лица, у которого земельный участок фактически находится в незаконном владении, вне зависимости от того, является ли это лицо добросовестным или недобросовестным приобретателем, защите не подлежат.

Кроме того, полномочия по распоряжению спорными земельными участками, входящими в состав государственного лесного фонда, на момент принятия указанных постановлений, у мэра Иркутского .... муниципального образования отсутствовали.

При таких обстоятельствах спорные земельные участки, находящиеся на землях лесного фонда, не могли быть предоставлены в частную собственность.

В результате издания оспариваемого правового акта и регистрации права собственности на земельный участок, который является федеральной собственностью, нарушены права Российской Федерации как собственника данного земельного участка владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Определением суда от **/**/**** указанное гражданское дело было объединено с гражданским делом по иску ФИО1 к администрации Иркутского ...., ДНТ «Ангарские зори», Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... о признании ее добросовестным приобретателем земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская .... Иркутский ДНТ «Ангарские зори» ...., кадастровый , 1000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование для дачного строительства.

В обоснование заявленных исковых требований ФИО1 указала, что она приобрела земельный участок по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., ДНТ «Ангарские зори», ...., кадастровый .

Основанием приобретения явилось постановление Мэра Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** за .

**/**/**** была произведена государственная регистрация права в УФСГРДСиК по Иркутской ...., о чём в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним **/**/**** сделана запись регистрации .

Указывает, что она приобрела данный земельный участок на основании ФЗ РФ от
**/**/**** № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального
имущества», и данное приобретение как действие муниципального органа власти и
гражданина является безвозмездной сделкой. Постановление является правоустанавливающим документом в данной сделке, которая в дальнейшем была и, силу ст. 217, ст. 223 ГК РФ, зарегистрирована в УФГСКиК по Иркутской .... и с момента её регистрации возникло право собственности на объект недвижимости в виде - земельного участка.

Указывает, что она произвела данную сделку при отсутствии нарушения закона на момент 2012 года и государственной регистрации права на земельный участок. Поэтому на момент 2012 года предоставляет доказательства в виде свидетельства о государственной регистрации права; постановления мэра Иркутского ....; выписки из кадастрового паспорта. То есть документы, подтверждающие, по ее мнению, что земельный участок в связи с его разрешённым использованием подготовлен для дачного строительства.

Она не знала и не могла знать о каких либо спорах по данному земельному участку, следовательно, при совершении сделки она также не знала и не должна была знать о неправомерности отчуждения имущества ответчиками.

В судебном заседании представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... ФИО2 заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил требования удовлетворить, полагая, что имеются все предусмотренные законом основания для их удовлетворения. Возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1, указывая на то, что при удовлетворении требований Российской Федерации ФИО1 Н.С. не может быть признана добросовестным приобретателем земельного участка.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась по неизвестным суду причинам, о рассмотрении дела была извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин своей неявки, суду не представила. Ее интересы в судебном заседании представляет представитель по доверенности.

Представитель ответчика ФИО1 – ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Российской Федерации, представив суду свои возражения в письменном виде. Полагал, что отсутствуют предусмотренные законом основания для их удовлетворения. При этом настаивал на удовлетворении требования ФИО1, ссылаясь на добросовестность приобретения ею земельного участка. Также заявил о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.

Представитель третьего лица ДНТ «Ангарские зори» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований Российской Федерации, представив суду свои возражения в письменном виде. Полагала, что истцом не доказано право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Поддержала ходатайство стороны ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. Полагала, что требования ФИО1 могут быть удовлетворены, однако, ДНТ «Ангарские зори» по заявленным ФИО1 исковым требованиям будет ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика администрации Иркутского .... муниципального образования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. Ранее по существу заявленных исковых требований представил суду свой письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства лесного комплекса Иркутской .... в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. Ранее по существу заявленных исковых требований представил суду свой письменный отзыв, в котором требования истца поддержал и просил их удовлетворить.

С учетом положений ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представивших.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация.

На основании п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда (подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Часть 2 статьи 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Анализ норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что фактически действующее законодательство запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда гражданам до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке. При этом границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ). Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Право на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в силу ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при этом право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда прямо закреплено ст. 8 Лесного кодекса РФ.

На основании ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться ч. 5 ст. 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании постановления администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** ДНТ «Ангарские зори» был предоставлен земельный участок общей площадью 300000 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого товарищества «Городское» для дачного строительства, бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан – членов товарищества.

Данный участок был поставлен на государственный кадастровый учет **/**/**** с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается представленной в материалы дела кадастровой выпиской земельного участка.

В последующем из указанного участка были выделены (образованы) отдельные земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером .

Постановлением администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** указанный земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого товарищества «Городское», ДНТ «Ангарские зори», ...., был предоставлен в собственность бесплатно ФИО1.

Право собственности ФИО1 на указанный земельный участок было зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе делом правоустанавливающих документов.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером были внесены в государственный кадастр недвижимости **/**/****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для дачного строительства, что подтверждается представленным в материал дела кадастровым паспортом, а также кадастровым делом земельного участка.

В соответствии с заключением ФГУП «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» о положении земельного участка, земельный участок с кадастровым номером расположен на землях лесного фонда Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарская дача, квартал 177, выделы 13-16, 21.

Заявляя в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела требования о признании незаконным акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность и истребовании данного земельного участка из чужого незаконного владения, истец ссылается на превышение администрацией Иркутского .... муниципального образования своих полномочий и предоставлению в собственность земельного участка, расположенного на землях лесного фонда, тогда как распоряжение указанными земельными участками отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ РФ, ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан недействительным.

В силу ст. 7 Федерального закона от **/**/**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимаемые муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Установлено и материалами дела подтверждается, что решением Иркутского районного суда Иркутской .... от **/**/****, принятым по гражданскому делу , было признано незаконным постановление администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** о предоставлении земельного участка ДНТ «Ангарские зори» бесплатно в пользование на срок до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан - членов товарищества.

Указанное решение суда вступило в законную силу **/**/****.

Как было указано выше, спорный земельный участок с кадастровым номером был образован из земельного участка с кадастровым номером , предоставленным ДНТ «Ангарские зори» на основании постановления администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/****.

При таких обстоятельствах, когда вступившим в законную силу решением суда признано незаконным первоначально изданное постановление органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка ДНТ, суд приходит к выводу, что и последующие действия администрации Иркутского .... муниципального образования, в том числе и по изданию оспариваемого в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела постановления от **/**/**** следует признать незаконными, совершенными с превышением предоставленных ей полномочий.

Указанное позволяет суду прийти к выводу, что спорный земельный участок предоставлен ответчику в собственность в нарушение требований закона.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействительным постановления администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** о предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно для дачного строительства земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее садоводческого товарищества «Городское», ДНТ «Ангарские зори», .....

Недействительным суд находит данное постановление, помимо вышеизложенного, и по тем основаниям, что спорный земельный участок находится в пределах границ второго пояса Ершовского водозабора, исходя из того, что данный участок образован из земельного участка, предоставленного ДНТ, тогда как в правоустанавливающих документах по отводу данного земельного участка содержатся сведения о нахождении данного участка в пределах зоны санитарной охраны 2 пояса Ершовского водозабора.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Согласно подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, спорный земельный участок предоставлен ответчику в собственность в нарушение требований закона.

Следует также отметить, что ст. 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от **/**/**** № 66-ФЗ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что земельный участок для целей ведения дачного хозяйства может быть предоставлен только из фонда перераспределения земель.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 80 Земельного кодекса РФ, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

В ходе рассмотрения дела по существу администрацией Иркутского .... муниципального образования как на земельный участок с кадастровым номером , а также на земельные участки, образованные в результате его раздела, не было представлено доказательств регистрации права муниципальной собственности Иркутского .... муниципального образования. Соответственно, данные участки не могли быть включены в фонд перераспределения земель Иркутского .... и в последующем предоставлены для размещения дачного некоммерческого товарищества и в собственность его членов.

Также установлено, что спорный земельный участок был предоставлен администрацией Иркутского .... муниципального образования в собственность гражданина бесплатно.

Порядок предоставления земельных участков членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан на момент возникновения спорных правоотношений регулировался ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от **/**/**** № 66-ФЗ.

Указанной нормой было предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Так, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона (т.е. до **/**/****) было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

ДНТ «Ангарские зори» было зарегистрировано в качестве юридического лица только **/**/****, соответственно, члены товарищества не имели права на бесплатное получение в собственность земельных участков, расположенных в его границах, на основании приведенной нормы закона.

Если участок, предоставленный такому объединению, находится в собственности субъекта РФ или муниципального образования, то законом субъекта РФ могут быть предусмотрены случаи бесплатного предоставления в собственность участков членам объединения. В иных случаях, предоставление таких земельных участков в собственность членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений осуществляется за плату без торгов.

Федеральным законодательством предусмотрено только два случая предоставления земельных участков бесплатно в собственность граждан - членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений: Героям Социалистического Труда или Героям Труда Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней (Федеральный закон от **/**/**** № 5-ФЗ); Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы (Федеральный закон от **/**/****).

В отношении земельных участков, находящихся в собственности Иркутской ...., муниципальных образований области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Законом Иркутской .... «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» от **/**/****-оз (в редакции Закона Иркутской .... от **/**/****-оз) установлено, что все граждане вправе однократно приобрести в собственность земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (полевой земельный участок, т.е. без права возведения жилого дома), садоводства, огородничества.

Однако, названный закон области, в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого постановления мэра Иркутского ...., не предусматривал случаев предоставления гражданам в собственность бесплатно земельных участков для дачного строительства.

С учетом изложенного, суд полагает возможным согласиться с доводами истца о том, что оснований для предоставления спорного земельного участка ответчику для дачного строительства в собственность бесплатно не имелось.

Лесной кодекс РФ четко устанавливает перечень вещных и обязательственных прав на лесные участки в составе земель лесного фонда, не предусматривая при этом возможность нахождения их на праве частной собственности.

Нахождение земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, в собственности физического лица является недопустимым, поскольку законодательство РФ не содержит каких-либо исключений, позволяющих физическому лицу приобрести лесной участок в собственность.

Поскольку в ходе рассмотрения дела по существу было установлено, что спорный земельный участок по его фактическому местоположению относится к землям лесного фонда, то он в соответствии с действующим законодательством не может находиться в собственности физического лица, как и не мог быть предоставлен под организацию ДНТ.

Согласно п. 1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из владения собственника помимо его воли. Поскольку добросовестное приобретение в смысле ст. 302 ГК РФ возможно только тогда, когда имущество приобретается не непосредственно у собственника, а у лица, которое не имело права отчуждать это имущество, то последствием сделки, совершенной с таким нарушением, является не двустороння реституция, а возврат имущества из незаконного владения (виндикация).

Как разъяснено в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от **/**/**** собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. В связи с этим судам необходимо устанавливать наличие или отсутствие воли собственника на передачу владения иному лицу.

Представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, подтверждают то, что и на момент принятия оспариваемого постановления администрацией Иркутского .... муниципального образования спорный земельный участок был расположен и в настоящее время располагается в границах Ангарского лесничества, Тальцинского участкового лесничества, Ангарская дача, квартал 177 и относились к землям лесного фонда.

В силу ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Поскольку земельный участок с кадастровым номером был предоставлен ДНТ «Ангарские зори» незаконно, как и в последующем был незаконно предоставлен в собственность ответчика земельный участок с кадастровым номером , образованный из него, ответчик не имел законных оснований для приобретения в собственность лесного участка из состава земель лесного фонда, при этом, поскольку предоставление спорных земельных участков осуществлено администрацией Иркутского .... муниципального образования, а не Российской Федерацией в лице ее уполномоченного органа, к ведению которого отнесено распоряжение землями лесного фонда, суд приходит к выводу, что данное имущество выбыло из обладания собственника помимо его воли и в настоящее время имеются законные основания для удовлетворения требования истца Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.

Доводы представителя третьего лица о нахождении спорного земельного участка на землях, ранее отведенных Иркутскому городскому свинооткормочному совхозу, в ходе рассмотрения дела по существу не нашли своего подтверждения.

То обстоятельство, что Российская Федерация не регистрировала право собственности на спорный земельный участок на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ как на лесной участок лесного фонда, находящийся в федеральной собственности, не может свидетельствовать о том, что земельный участок не относятся к лесному фонду.

После введения в действие Федерального закона от **/**/**** № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель одной категории в земли другой категории может осуществляться лишь в порядке, предусмотренном названным Законом.

Доказательств выполнения соответствующей процедуры в материалы дела не представлено, на ее проведение никто из участвующих в деле лиц не ссылался.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от **/**/**** № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права, возникшие до момента вступления данного Закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Следовательно, отсутствие государственной регистрации ранее возникших прав не влияет на факт их существования и тем более не может оцениваться как обстоятельство, изменяющее характеристики того объекта, в отношении которого это право возникло.

Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона, а не в силу осуществления процедуры государственной регистрации такого права. В данном случае земельный участок отнесен к государственному лесному фонду не только по материалам лесоустройства, но в соответствии с данными государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда.

Доказательств того, что спорный земельный участок не относится к лесному фонду, а расположен на землях, ранее отведенных Иркутскому городскому свинооткормочному совхозу, либо на землях, государственная собственность на которые не разграничена, ответчиком не представлено.

Несмотря на то, что на момент формирования спорного земельного участка границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, администрация Иркутского .... муниципального образования не вправе была произвольно, без учета государственных интересов, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, в связи с чем, сведения о спорном земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, были следствием предшествующих действий администрации Иркутского .... муниципального образования и поэтому являются недопустимым доказательством отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.

С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании ее добросовестным приобретателем спорного земельного участка.

Как было указано выше в силу ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

По смыслу приведенных выше законоположений для признания лица добросовестным приобретателем недвижимого имущества необходимо установление возмездного приобретения лицом этого имущества у лица, не имеющего права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать.

Учитывая, что приобретение ФИО1 спорного земельного участка носит безвозмездный характер оснований для признания ее добросовестным приобретателем в смысле нормы п. 1 ст. 302 ГК РФ не имеется.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд находит не состоятельными, исходя из следующего.

К искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу ст. 196 Гражданского кодекса РФ составляет три года.

По общему правилу, установленному ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права и составляет три года.

Как разъяснено в п. 57 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от **/**/**** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП.

Эти положения применимы и при рассмотрении дел по искам об истребовании из чужого незаконного владения недвижимого имущества.

Вместе с тем, поскольку сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права, постольку момент начала течения срока исковой давности по заявленным требованиям может определяться исходя из обстоятельств конкретного дела.

Согласно п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной собственности начинается со дня, когда государство в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Таким образом, действующее гражданское законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/**** утверждено Положение «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», которым установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, среди прочих, функции по управлению федеральным имуществом. Свою деятельность Росимущество осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Как установлено судом и следует из материалов дела, **/**/**** в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... поступило обращение Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской .... по Ангарскому лесничеству от **/**/**** за , в котором сообщалось земельный участок с кадастровым номером входит в состав лесного фонда Ангарского лесничества Тальцинского участкового лесничества «Ангарская дача» квартал 177, в связи с чем, необходимо рассмотреть вопроса об обращении в суд.

Западно-Байкальский межрайонный прокурор на имя руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... направил обращение **/**/**** за ж-12/2006, в котором указал, что земельный участок с кадастровым номером в состав лесного фонда Ангарского лесничества Тальцинского участкового лесничества «Ангарская дача» квартал 177, в связи с чем, Управлению Росимущества по Иркутской .... следует обратиться в суд с иском от имени Российской Федерации в защиту государственный интересов.

Оснований полагать, что прокуратурой производилась проверка – истребовались соответствующие правоустанавливающие документы, акты органа местного самоуправления в отношении спорного земельного участка, не имеется. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Установлено и материалами дела подтверждается, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... изначально обратилось в Арбитражный суд Иркутской .... с иском о признании незаконным постановления мэра Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** «О предоставлении земельного участка ДНТ «Ангарские зори». Решением Арбитражного суда Иркутской .... от **/**/**** в удовлетворении заявленных требований было отказано в связи с надлежаще избранным истцом способа защиты права и пропуском трехмесячного срока обращения в суд с требованиями об оспаривании постановления органа местного самоуправления. При этом названным решением Арбитражного суда Иркутской .... было установлено, что о наличии оспариваемого постановления органа местного самоуправления и, как следствие о нарушении прав и законных интересов Российской Федерации, Территориальному управлению стало известно в ноябре – декабре 2012 года.

С иском об истребовании земельного участка в рамках настоящего гражданского дела в виду имеющегося решения Арбитражного суда Иркутской .... Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... обратилось **/**/****, т.е. в пределах трехлетнего срока, установленного законом для защиты оспоренного или нарушенного права.

При этом суд учитывает, что добросовестность участников гражданских правоотношений презюмируется законом (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ). В связи с этим деятельность Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... направлена именно на управление землями лесного фонда, а не на выявление нарушений интересов Российской Федерации другими участниками гражданского оборота до тех пор, пока не возникнут основания подозревать их в недобросовестности.

Из содержания норм права, предусматривающих правомочия по распоряжению земельными участками лесного фонда, а также возможность истребования имущества из чужого незаконного владения, следует, что срок исковой давности по требованиям об истребовании недвижимого имущества (земельного участка), которое выбыло из владения помимо воли собственника, подлежит исчислению с момента, когда соответствующий орган по распоряжению землями лесного фонда узнал или должен был узнать о нарушении своих прав и выбытии недвижимого имущества из своего владения. В данном случае с момент, когда о данных обстоятельствах стало известно Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .....

Учитывая установленные обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности, приведенные выше доводы, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности по заявленным исковым требованиям истцом не пропущен.

Заявление представителя третьего лица ДНТ «Ангарские зори» о пропуске истом Российской Федерацией срока исковой давности по заявленным исковым требованиям суд отклоняет, поскольку из абз. 5 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от **/**/**** «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» следует, что исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), соответствующее заявление, сделанное третьим лицом, по общему правилу не является основанием для применения судом исковой давности.

Оснований полагать, что при удовлетворении требований Российской Федерации к ответчику возможно предъявление ответчиком к третьему лицу ДНТ «Ангарские зори» регрессного требования или требования о возмещении убытков, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... к ФИО1, администрации Иркутского .... муниципального образования – удовлетворить.

Признать недействительным постановление администрации Иркутского .... муниципального образования от **/**/**** о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее СНТ «Городское», ДНТ «Ангарские зори», ...., в собственность бесплатно ФИО1.

Истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... земельный участок с кадастровым номером , площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская ...., Иркутский ...., 28 км Байкальского тракта, юго-восточнее СНТ «Городское», ДНТ «Ангарские зори», .....

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Иркутского ...., ДНТ «Ангарские зори», Российской Федерации в лице уполномоченного органа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской .... о признании ее добросовестным приобретателем земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская .... Иркутский ДНТ «Ангарские зори» ...., кадастровый , 1000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование для дачного строительства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: О.В. Барахтенко