Дело № 2-1848/2020
11RS0005-01-2020-001049-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Романюк Л.И.,
с участием помощника судьи Соколовой А.С.
с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте 01 июня 2020 года гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры» к ФИО1 о взыскании незаконно полученных денежных средств в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры» (далее по тексту – ГБУ РК «ЦСЗН г. Печоры», Учреждение) обратилось в Ухтинский городской суд с иском к ФИО2 с требованиями о взыскании незаконно полученных денежных средств в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) в размере ... за период с <...> г. года по <...> г. года. В обоснование требований указано, что ответчику на основании заявления от <...> г. года назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ...., по категории «Ветеран боевых действий» в виде оплаты в размере 50 % занимаемой общей площади жилого помещения и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При обращении в Учреждение ответчик обязался в случае изменения места жительства уведомить об этом Учреждение. В последующем ответчик <...> г. года и <...> г. года обращался с заявлениями о предоставлении указанной меры социальной поддержки в связи с изменением состава семьи, в которых так же обязался в случае изменения места жительства уведомить об этом Учреждение.
ГБУ РК «ЦСЗН г. Печоры» <...> г. года в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг выплата мер социальной поддержки истцу прекращена на основании части 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ.
<...> г. года согласно информации отделение миграции ОМВД России по городу Печоре истцом установлено, что с <...> г. года ФИО1 снят с регистрационного учета по адресу: ....
Исходя из выявленных обстоятельств, истцом был произведен перерасчет выплаченных ответчику сумм за период с <...> г. года по <...> г. года, в результате которого сумма неправомерно выплаченной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 12.10.2995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» составила .... руб., сумма неправомерно выплаченной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» составила .... руб.
ГБУ РК «ЦСЗН г. Печоры» представило заявление о рассмотрении искового заявления в отсутствие своего представителя, на удовлетворении исковых требований настаивало.
Ответчик в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указал, что в спорные периоды фактически проживал в <...>, регистрация в г. Ухте Республики Коми был произведена по рекомендации работодателя в целях оформления и оплаты командировочных расходов, необходимых для следования от места работы - г. Ухты Республики Коми к месту командировки. При этом основным местом командировки является г. Печора Республики Коми.
Исследовав материал дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются следующие меры социальной поддержки:
компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 5 и 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».
Частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Правила и формы предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 (далее – Правила).
В соответствии с пунктами 14, 18, 19, 20 Правил гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства (пребывания), изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки - обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств (пункт 14 Правил).
Перечисление компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило изменение места жительства или места пребывания (подпункт 1 «А» пункта 18 Правил).
Ответчику на основании заявления от <...> г. года назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ...., по категории «Ветеран боевых действий» в виде оплаты в размере 50 % занимаемой общей площади жилого помещения в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 6 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». При обращении в Учреждение ответчик обязался в случае изменения места жительства уведомить об этом Учреждение. В последующем ответчик <...> г. года и <...> г. года обращался с заявлениями о предоставлении указанной меры социальной поддержки в связи с изменением состава семьи, в которых так же обязался в случае изменения места жительства уведомить об этом Учреждение.
ГБУ РК «ЦСЗН г. Печоры» <...> г. года в связи с наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг выплата мер социальной поддержки истцу прекращена на основании части 3 статьи 160 Жилищного кодекса РФ.
<...> г. года согласно информации отделение миграции ОМВД России по городу Печоре истцом установлено, что с <...> г. года ФИО1 снят с регистрационного учета по адресу: ....
Исходя из выявленных обстоятельств, истцом был произведен перерасчет выплаченных ответчику сумм за период с <...> г. года по <...> г. года, в результате которого сумма неправомерно выплаченной компенсации в соответствии с Федеральным законом от 12.10.2995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» составила ...., сумма неправомерно выплаченной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» составила .....
В соответствии с пунктом 17 Правил суммы компенсаций, необоснованно полученные гражданином (независимо от периода их получения), удерживаются по решению центра из суммы, причитающейся гражданину, при каждой последующей выплате компенсации.
При отсутствии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг суммы компенсации, необоснованно полученные гражданином, возмещаются гражданином в добровольном порядке в течение месяца со дня получения соответствующего уведомления от центра.
В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик, являясь получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ...., в период с <...> г. года по <...> г. года органу социальной защиты населения о снятии с регистрационного учета по указанному адресу своевременно не сообщил, в связи с чем, исходя из приведенных выше положений законодательства, права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не имел.
Имеющиеся в материалах гражданского дела копии квитанций об оплате ответчиком коммунальных услуг, предоставленных в октябре и декабре 2019 года по адресу: ...., не является достаточным доказательством фактического проживания истца по указанному адресу в спорный период.
Доводы ответчика о формальной регистрации в г. Ухте Республики Коми с <...> г. года по рекомендации работодателя судом отклоняются, так как исходя из условий трудового договора от <...> г. года № ...., заключенного между ответчиком и ...., местом его заключения является г. Ухта Республики Коми, сведений о месте работы в <...> договор не содержит.
Таким образом, надлежащих доказательств постоянного проживания в <...> в спорный период ответчиком не представлено, в ходе рассмотрения гражданского дела не установлено.
С учетом норм статей 1102, 1107, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в пользу органа социальной защиты, с ФИО2, подлежат взысканию суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки как неосновательное обогащение.
Согласно расчету, представленному истцом, излишне перечисленная ответчику компенсация в соответствии с Федеральным законом от 12.10.2995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» составила .... руб., сумма неправомерно выплаченной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» составила .... руб., а всего .... руб.
Представленный истцом расчет задолженности ответчиком, не оспорен, доказательств погашения задолженности не представлено.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности оснований и размера заявленных требований.
По правилам ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета МОГО «Ухта» надлежит взыскать госпошлину в размере 1843,98 руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры» к ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, <...> г. года рождения, уроженца ..., в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры» незаконно полученные денежные средства в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере .... рублей .... копеек.
Взыскать с ФИО1, <...> г. года рождения, уроженца ...., в доход бюджета МОГО «Ухта» государственную пошлину в размере 1 843 рублей 98 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме составлено 05.06.2020.
Судья Л.И. Романюк