Дело № 2-188/2014г.
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
п. Чегдомын 24 марта 2014 г.
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края
под председательствующим судьи Кравцовой Т.Г.,
с участием истца ФИО2,
при секретаре Ковалевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделу образования администрации Верхнебуреинского муниципального района, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству образования и науки в Хабаровском крае, ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Дальневосточная железная дорога, НДОУ «Детский сад № 259» о признании права на получение мер социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, как педагогическому работнику негосударственного общеобразовательного дошкольного учреждения, и обязании отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района восстановить её в числе педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки (право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления), и взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением, как педагогическому работнику негосударственного общеобразовательного дошкольного учреждения, и о возложении обязанности на отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района восстановить в числе педагогических работников, имеющих право на получение мер социальной поддержки и взыскании убытков, понесенных ею по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с апреля 2012г. по октябрь 2013г. включительно в сумме 100729 рублей 17 коп., ссылаясь на то, что она работает педагогическим работником в дошкольном учреждении и проживает в поселке городского типа. Данное дошкольное учреждение было государственным, а после приватизации БАМ ЖД и образования ОАО «РЖД» учреждение было оставлено в ведомстве железных дорог и приобрело статус Негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ОАО «РЖД».
В соответствии с правом, предоставленным законодательством РФ педагогические работники, работающие и вышедшие на пенсию, пользовались государственными льготами на пользование коммунальными услугами бесплатно. Порядок реализации данной льготы происходил через отдел образования посредством заключенных договоров с работниками и с руководителем дошкольного учреждения. С ДД.ММ.ГГГГ в реализации льготы по компенсации за оплаченные истицей коммунальные услуги и электрическую энергию отделом образования отказано по причине того, что она работает в негосударственном образовательном учреждении. Считает, что лишение её права на получение государственной льготы как, педагогического работника, нарушено ответчиком незаконно.
Истица в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, просит их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика отдела образования администрации Верхнебуреинского муниципального района, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не прибыл.
Согласно представленному отзыву, Отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района с исковыми требованиями не согласен, так как ФИО2 работает <данные изъяты> в негосударственном дошкольном образовательном учреждении. Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», внесены изменения в ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», согласно которым педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения. С момента вступления в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» меры социальной поддержки предоставляются всем педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории края, вне зависимости от ведомственной принадлежности образовательного учреждения, организационно- правовых форм подчиненности. Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждениях» заключенным между руководителем отдела образования (ФИО4) и руководителем негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № ОАО РЖД» (ФИО7 всем педагогическим работникам данного учреждения в т.ч. и ФИО3 были возмещены расходы по оплате жилого помещения с отоплением и освещением до ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с принятием <адрес> от 19.03.2012г № «О внесении изменений в отдельные законы <адрес>» и Постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района от 21.08.2012г № «Об утверждении порядка возмещения, расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Верхнебуреинского муниципального района» изменился механизм предоставления мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроэнергии. Выплаты компенсации по возмещению расходов за коммунальные услуги предоставляются только педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений. Отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района согласно письма № от 16.04.2012г «Об изменении механизма предоставления мер социальной поддержки» уведомил данное учреждение о прекращении договора о представлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам с 01.04.2012г. (л.д. 59-60).
Представитель Министерства финансов РФ, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, согласно представленного отзыва просит рассмотреть дело без участия представителя Минфина РФ, с исковыми требованиями ФИО2 не согласны, так как считают, что Минфин РФ не может являться ответчиком по данному делу. В соответствии со ст. 120 ГК РФ частное учреждение финансируется собственником его имущества и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и поэтому ОАО «РЖД» и НДОУ «Детский сад № 259» могут самостоятельно определить меры социальной поддержки педагогическим работникам за счет собственных средств. Не смотря на положения ГК РФ <адрес> до апреля 2012 г. брал на себя финансирование льгот граждан, работающих в негосударственном образовательном учреждении.
В соответствии со ст. 55 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании», педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках, имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливался законодательством РФ и обеспечивался за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов.
Пункт 5 статьи 55 Закона об образовании определил, что меры социальной поддержки распространяются только на педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений и финансируются за счет средств федерального бюджета.
Финансирование каких либо обязательств не может быть возложено на ФИО1, если это прямо не установлено законодательством.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», до 2011 года субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот из федерального бюджета выделялись для компенсации фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг только тем гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (в редакции до 19.03.2012) определял размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <адрес>.
Краевой закон не ограничивал предоставление льготы местом работы педагогических работников. Однако из федерального бюджета субъекту компенсировались расходы только тем гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, остальные расходы <адрес> нес самостоятельно.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельные законы <адрес>» были внесены изменения в вышеуказанный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 90, в соответствии с которыми, меры социальной поддержки стали предоставляться педагогическим работникам и руководителям, деятельность которых связана с руководством образовательным процессом, включая вышедших на пенсию, краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <адрес>. Возмещение расходов органам местного самоуправления муниципальных образований края, связанных с предоставлением компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, производится на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования».
Льгота истице предоставлялась за счет средств <адрес> и была отменена <адрес> в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
Введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ Жилищный кодекс Российской Федерации прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В п. 1 ст. 160 ЖК РФ указано о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.
В Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1590-О указано, что разрешение вопросов по предоставлению мер социальной защиты относится к компетенции федерального и регионального законодателей, которые с учетом финансовых возможностей и бюджетных средств определяют социально значимые условия для предоставления мер социальной защиты населения; Конституция РФ не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Таким образом, <адрес> самостоятельно установил <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № меры социальной поддержки для педагогических работников края, а затем <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предоставленные ранее льготы ограничил местом работы педагогов.
ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № –ФЗ, которым ч. 8 ст. 47 установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № во исполнение вышеуказанной нормы, был установлен размер ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, который с ДД.ММ.ГГГГ составляет 1200 руб. Поэтому размер требований истицы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен составлять 1200 руб.
При данных обстоятельствах заявленные истцом требования к Министерству финансов Российской Федерации считают необоснованными (л.д. 61-66).
Представитель ответчика Министерства финансов <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, согласно представленного отзыва просит рассмотреть дело без участия представителя Министерства, с исковыми требованиями ФИО2 не согласны по следующим основаниям, согласно абз. 3 ч.5 ст. 55 ФЗ «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, федеральный законодатель разграничил обязанности по нормативному регулированию и финансированию предоставляемых льгот педагогическим работникам в зависимости от категории образовательного учреждения - федеральное, муниципальное или образовательное учреждение субъекта Российской Федерации. В соответствие с указанной нормой были приведены положения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». Истица является работником негосударственного ведомственного учреждения образования, следовательно, на нее не распространяются нормы закона края от 20.12.2006г. №90. То, что федеральный законодатель не определил порядок предоставления льгот работникам негосударственных образовательных учреждений в части льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, не может являться основанием для возложения ответственности на органы государственной власти <адрес>. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 08.02.2007г. №322-ОП по запросу <адрес> о проверке конституционности положений абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, осуществляя регулирование по вопросам, относящимся к тому или иному предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере, а значит, он вправе в рамках реформирования системы социальной защиты установить определенные формы участия в ее реализации органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законом РФ «Об образовании» установлена форма участия субъектов Российской Федерации - предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений (л.д. 94-97).
Представитель ответчика Министерства образования и науки <адрес>, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, предоставил суду отзыв согласно которого, просит рассмотреть дело без участия представителя министерства, с привлечением в качестве соответчика по иску ФИО2 не согласны в связи с отсутствием нормативно закрепленных прав и обязанностей по отношению к работникам негосударственного образовательного учреждения. Ссылаются на то, что в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона or ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право па предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов. В целях реализации указанных правовых норм Правительством было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам …», которым установлена ежемесячная компенсация на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей педагогическим работникам по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). На уровне субъекта <адрес>, в целях реализации Федерального закона об образовании, действует <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам…». В рамках компетенции, предоставленной субъекту Федеральным законом об образовании. Вышеуказанный Закон регулирует вопросы предоставления компетенции расходов на оплату жилых помещений, отопления, электрической энергии педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений.
НДОУ «Детский сад № 259» создан юридическим лицом (ОАО «РЖД») и по своей организационно-правовой форме является частым (негосударственным) учреждением и поэтому урегулирование вопроса о предоставлении возмещения расходов на оплату жилого помещения, отопления, электрической энергии педагогическим работникам нем негосударственных образовательных учреждений находится за пределами компетенции субъектов Российской Федерации и обязанность обеспечивать финансирование предоставления компенсации за счет средств краевого бюджета отсутствует.
Возмещение расходов органам местного самоуправления муниципальных образований края, связанных с предоставлением компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, производится на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования» (л.д.84-87).
Представитель ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала Дальневосточной железной дороги, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, телефонограммой просит о рассмотрении дела без участия представителя ОАО «РЖД» (л.д. 93).
Представитель НДОУ «Детский сад № 259» надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, представил суду заявление о рассмотрении гражданского дела без участия представителя детского сада и согласии с исковыми требованиями (л.д.122).
Выслушав пояснения истицы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно уставу негосударственного дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № открытого акционерного общества «ФИО1 железные дороги» учреждение является некоммерческой организацией, и создано на основании решения совета директоров ОАО «РЖД» (л.д. 101-119).
Согласно лицензии от 26.10.2009г. № 130, Негосударственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № открытого акционерного общества «ФИО1 железные дороги», расположенный в <адрес>, имеет право образовательной деятельности и образовательным программам, указанным в приложении к настоящей лицензии, при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников. Срок действия лицензии установлен до 25.10.2015г. (л.д.100 ).
Из трудовой книжки ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., следует, что она с ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> Детского сада № <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность воспитателя в порядке перевода в негосударственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № ОАО «ФИО1 железные дороги», где работает по настоящее время (л.д.10-13).
Согласно договору о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений от 30.12.2011г., заключенному между отделом образования администрации Верхнебуреинского муниципального района и НДОУ «Детский сад № ОАО «РЖД», в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Отдел образования осуществлял перечисление денежных средств за предоставленные жилищно-коммунальные услуги педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) ООО «МСО» на основании договора б/н от 01.01.2011г. путем перечисления денежных средств за потребленную электроэнергию на расчетные счета педагогических работников на основании предоставленных оплаченных квитанций за потребленную ими электроэнергию (л.д.7-9).
Из уведомления Отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 410, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ действия договора о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений от ДД.ММ.ГГГГ прекращается, в связи с вступлением в силу <адрес> № от 19.03.2012г. «О внесении изменений в отдельные законы <адрес>» (л.д. 99).
Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам ведения РФ совместно с субъектами РФ.
Пунктами 17, 18 и 21 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определено, что образовательная деятельность - это деятельность по реализации образовательных программ; образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Согласно статьи 21 вышеуказанного Федерального закона, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда (часть 2 ст. 47).
Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).
В соответствии со ст. 12 Закона РФ о ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ г.) «Об образовании», государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
В соответствии с пунктом 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07. 1992г. № «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (абзац 3 пункт 5 ст. 55).
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, закрепил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, предусмотрев, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются в том числе законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ г.) внесены изменения в ст. 55 Закона «Об образовании» от 1992г.
2) абзац третий пункта 5 статьи 55 слова «на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)," исключены, второе предложение изложено в следующей редакции: "Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения..», и дополнен предложением следующего содержания: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации».
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования» определил, что государственными полномочиями <адрес> по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" определил размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <адрес> (ст. 1 Закона).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в отдельные законы <адрес>» внесены изменения в вышеуказанный закон № от ДД.ММ.ГГГГ г., наименование изложено в следующей редакции: "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)"; Закон дополнен статьей 1 следующего содержания «Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и электрической энергии педагогическим работникам и руководителям, деятельность которых связана с руководством образовательным процессом, включая вышедших на пенсию, краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <адрес> (далее - возмещение расходов), осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края. Возмещение расходов краевым государственным бюджетным и автономным образовательным учреждениям, связанных с предоставлением компенсации педагогическим работникам указанных учреждений, производится путем предоставления бюджетных ассигнований а исполнение публичных обязательств, подлежащих исполнению перед физическими лицами денежной форме. Возмещение расходов краевым государственным казенным образовательным учреждениям, связанных с предоставлением компенсации педагогическим работникам указанных учреждений, производится путем предоставления бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджетных метах на указанные цели. Возмещение расходов органам местного самоуправления муниципальных образований края, связанных с предоставлением компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, производится на основании <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования". Возмещение расходов краевым государственным образовательным учреждениям, органам местного самоуправления муниципальных образований края осуществляется ежемесячно на основании кассовых заявок получателей бюджетных средств в размере 100 процентов сумм, отраженных в заявках."
На эти изменения ссылаются все ответчики, как на основание для отказа в предоставлении указанной льготы истцу.
Внесенные <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № изменения распространяются на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на предоставление указанных мер социальной поддержки педагогических работников, работающих (в том числе в негосударственных общеобразовательных дошкольных учреждениях) и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 439-ФЗ. В действующей редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1 "Об образовании" закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Это подтверждает и статья 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В суде было установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с НДОУ «Детский сад № 259» ОАО «ФИО1 железные дороги» в должности воспитателя. Согласно Уставу НДОУ «Детский сад № ОАО «РЖД» - это негосударственное дошкольное общеобразовательное учреждение открытого акционерного общества «ФИО1 железные дороги», которое является некоммерческой организацией, и создано на основании решения совета директоров ОАО «РЖД». Таким образом, ФИО2 не является работником государственного образовательного учреждения.
В связи с вступлением в силу <адрес> № от 19.03.2012г. «О внесении изменений в отдельные законы <адрес>», принятых на основании внесенных изменений в Федеральный закон «Об образовании», отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района уведомил Детский сад № ОАО «РЖД» о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ действия договора о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам.
ФИО2 как <данные изъяты> общеобразовательного дошкольного учреждения являлась получателем мер социальной поддержки по бесплатному предоставлению жилого помещения с отоплением и освещением до ДД.ММ.ГГГГ
Отказывая в предоставлении социальной льготы истице, отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района ссылается на следующие нормативные документы - Постановление администрации Верхнебуреинского муниципального района от 21.08.2012г. № «Об утверждении порядка и возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории <адрес>» в соответствии с законом <адрес> от 20.12.2006г. № «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», <адрес> от 19.03.2012г. № «О внесении изменений в отдельные законы <адрес>» постановил утвердить прилагаемый Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории <адрес>.
В данных нормативных документах предоставление льгот работникам иных дошкольных образовательных учреждений предусмотрены не были.
В связи с изданием указанных документов отдел образования администрации <адрес> уведомил учреждение, в котором работает истец, о прекращении договора о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением, педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений с 01.04.2012г.
Суд считает указанные доводы ответчиков незаконными по следующим основаниям-
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину, в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской ФИО1, соответствующим субъектом РФ, муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 12 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Статьей 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003г. № « Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно- коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Так как право педагогических работников на возмещения расходов в денежной форме, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан, направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
Согласно правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № – О-П, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. ФИО1 как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
В связи с внесенными изменениями в вышеуказанные нормативные акты, Федеральный закон «Об образовании» Российской ФИО1 не был разработан, установлен надлежащий механизм, соответствующего возмещения педагогическим работникам негосударственных образовательных учреждений.
Также согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в п. 2.3 вышеуказанного Определения, в целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории работников федеральному законодателю надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно – коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до ДД.ММ.ГГГГ года.
Суду не предоставлено никаких доказательств того, что социальная льгота педагогическим работникам любых организационно-правовых форм, предусмотренная Федеральным Законом «Об образовании», в размере, достаточном для такой компенсации выделялась субъекту РФ в данном случае <адрес> в лице его компетентных органов.
Оценивая изложенное, суд полагает, что исковые требования истицы на предоставление и реализацию мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и электроэнергии подлежат удовлетворению.
Суд считает, что понесенные ФИО2 убытки, подлежат взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, впредь до внесения в действующее законодательство надлежащих изменений, компенсация расходов педагогическим работникам негосударственных дошкольных общеобразовательных учреждений связанных с их правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освящением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), относится к расходным обязательствам Российской Федерации, поскольку федеральный законодатель не определил порядок предоставления данной льготы.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и предоставляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ни один из указанных выше законов не отменил право педагогических работников негосударственных общеобразовательных дошкольных учреждений на получение указанной социальной поддержки, как и государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона «Об образовании» в связи, с чем расходы по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, должны быть возложены на Российскую Федерацию в лице соответствующего финансового органа Министерство Финансов Российской Федерации.
Федеральным Законом 439-ФЗ от 29.12.2010г. определен порядок установления размера, возмещения расходов связанных с предоставлением этой меры социальной поддержки, определены источники финансирования, и не указаны негосударственные дошкольные образовательные учреждения.
Частью 2 статьи 2 Закона Хабаровского края от 20 декабря 2006 г. N 90 определено, что компенсация педагогическим работникам производится в размере стоимости оплаты занимаемого педагогическим работником жилого помещения и расходов на отопление жилого помещения и обеспечение его электрической энергией.
Педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, компенсация производится в случае, если они: проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет на должностях педагогических работников; проживают в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер компенсации педагогическому работнику не может превышать фактически произведенных им расходов на оплату жилого помещения, занимаемого педагогическим работником, и расходов на отопление жилого помещения.
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 г. N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, … состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (вступившим в законную силу 07.11.2013 г.) установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей, которая выплачивается одновременно с зарплатой за первую половину текущего месяца и на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение, имеющихся в распоряжении организаций.
Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения, и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
ФИО2 в исковом заявлении просит взыскать убытки, понесенные ею расходы по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с апреля 2012г. по октябрь 2013г. включительно, сумму в размере 100 729 руб. 17 коп.
Из предоставленных истцом квитанций расчета размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги по <адрес> по адресу <адрес> следует, что плата по квартире за услуги: техническое обслуживание, наем жилья и отопление, в 2012 году за апрель составила – 4405,18 руб.; за май – 4405,18 руб.; июнь –4405,18 руб.; июль – 4877,47 руб.; август - 4877,66 руб.; сентябрь – 4877,47 руб.; октябрь – 4877,47 руб.; ноябрь – 4877,47 руб., декабрь – 4877,47 руб.; в 2013 г. за январь – 5444,24 руб.; февраль – 5444,24 руб.; март – 5444,24 руб.; апрель –5444,24 руб.; май – 3040,12 руб.; июнь – 1517,16 руб.; июль – 1619,36 руб.; август – 1619,36 руб.; сентябрь – 1619,36 руб.; октябрь – 6126,19 руб. (л.д. 16-34).
Всего оплата за услуги: техническое обслуживание, наем жилья и отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила – 79 798 рублей 86 коп.
Из предоставленных истцом квитанций расчета размера платы за электроэнергию по <адрес> по адресу <адрес> следует, что плата за 2012 год за апрель составила – 1275,10 руб.; май – 1006,55 руб.; июнь – 1248,45 руб.; июль – 1026,41 руб.; октябрь – 1180,48 руб.; ноябрь – 1176,14 руб.; декабрь- 1147,93 руб. В 2013 году оплата составила: в январе – 2050,65 руб.; феврале – 1210,86 руб.; марте – 1219,54 руб.; апреле – 1638,35 руб.; мае – 1466,92 руб.; июне – 1195,67 руб.; июле – 1127,52 руб.; августе – 1355,94 руб.; сентябре – 1603,80 руб. октябре - 00.
Всего оплата за услуги электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила – 20 930 рублей 31 коп.(л.д. 35-42)
Таким образом, сумма убытков, понесенных истцом по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, составляет – 100 729 рублей 17 коп. которая подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случае, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган или гражданина.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2 право на получение компенсации в размере расходов на оплату занимаемого ею, как педагогическим работником, жилого помещения и расходов на отопление жилого помещения и обеспечения его электроэнергией.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу ФИО2 Т.Г. убытки, понесенные по оплате жилого помещения с отоплением и освещением за период с апреля 2012г. по октябрь 2013г. включительно в сумме 100 729 (сто тысяч семьсот двадцать девять) рублей 17 копеек.
Обязать отдел образования администрации Верхнебуреинского муниципального района восстановить ФИО2 в число педагогических работников имеющих право на получение мер социальной поддержки (право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения).
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Верхнебуреинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2014 года.
Судья Т.Г. Кравцова