ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2039/2023 от 10.08.2023 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-2039/2023

23RS0008-01-2023-002572-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Белореченск 10 августа 2023 года

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Киряшева М.А.,

при секретаре Савилове М.А.,

с участием:

помощника Белореченского межрайонного прокурора Жук А.Е.,

третьих лиц: ФИО3 и его представителя по доверенности Ступникова В.В.,

представителя филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» Белореченское лесничество в лице директора Мухомора С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Краснодарского края и Савенко Анатолию Владимировичу о признании договора купли-продажи лесных насаждений недействительным и применении последствии ее недействительности, признании приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от 12.02.2020 №203 в части решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений с Савенко А.В. незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Белореченский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Краснодарского края и Савенко А.В., уточненным в ходе судебного заседания в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, о признании договора купли-продажи недействительным и применении последствии ее недействительности, признании приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в части решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений с Савенко А.В. незаконным. В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что между гражданином Савенко А.В. и министерством природных ресурсов Краснодарского края в лице директора Белореченского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» заключен типовой договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведенной проверки прокуратурой, опрошенный Савенко А.В. пояснил, что не обращался в уполномоченный орган с какими-либо заявлениями о предоставлении лесного ресурса, какие - либо договоры не заключал, доверенностей никому не выдавал.

Считает, что установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ имеет признаки фиктивности.

Со ссылкой на ст. 153, п.2 ст. 434, 160, 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации просил суд признать договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Министерством природных ресурсов Краснодарского края в лице директора Белореченского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» и Савенко А.В., недействительным, применить в отношении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством природных ресурсов Краснодарского края и Савенко А.В. последствия недействительности (ничтожности) сделки.

Согласно информации министерства природных ресурсов края от ДД.ММ.ГГГГФИО3ДД.ММ.ГГГГ обратился в министерство с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан путем личного обращения от имени Савенко Анатолия Владимировича по доверенности.

По результатам рассмотрения указанной заявки министерством природных ресурсов края 12.02.2020 издан приказ № 203 «О заключении договоров купли продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан».

На основании указанного приказа Белореченским лесничеством - филиалом ГКУ КК «Комитет по лесу» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи лесных насаждений с Савенко А.В.

Порядок рассмотрения указанных заявлений регламентирован приказом министерства природных ресурсов края от 29.07.2016 № 934 «О порядке заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» (далее - Приказ МПР № 934).

В силу требований п. 3.4 Приказа МПР № 934 договор купли-продажи лесных насаждений заключается в течение 30 рабочих дней с даты принятия решения о заключении договора.

Указанное свидетельствует о заключении Белореченским лесничеством - филиалом ГКУ КК «Комитет по лесу» по истечению срока, установленного Приказом МПР № 934.

Согласно п. 2.1 Приказа МПР № 934 при подаче заявления представителем по доверенности к заявлению прилагается доверенность.

Установлено, что предоставленная в министерство природных ресурсов края ФИО3 доверенность от имени Савенко А.В. уполномочивает ФИО3 на представление интересов в Белореченском лесничестве - филиале ГКУ КК «Комитет по лесу», а не на подачу заявлений в министерство природных ресурсов края.

В силу положений пп. «г» п. 2.3 Приказа МПР № 934 одним из оснований для отказа в заключении договора купли-продажи лесных насаждений является обращение с заявлением ненадлежащего лица.

Таким образом, вынесенный министерством природных ресурсов края приказ № 203 от 12.02.2020 в части принятия решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений с Савенко А.В. является незаконным, так как с заявлением о заключении договора обратилось не уполномоченное лицо.

Помощник Белореченского межрайонного прокурора Жук А.Е. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в нем, и просил их удовлетворить.

Ответчики - представитель Министерством природных ресурсов Краснодарского края не явился в судебное заседание, направил в адрес суда возражения на исковое заявление, указал, что исковые требования министерство считает незаконными, необоснованными, не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Министерство, в соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 № 1250 является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в пределах установленной компетенции.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения регулируются лесным законодательством и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (ч. 1). Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4).

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

На территории Краснодарского края действует Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины, в том числе бурелома и ветровала, для собственных нужд, определенный Законом Краснодарского края от 27.09.2007 № 1321-КЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» (далее - Закон № 1321), который на дату заключения договора купли-продажи был действующим.

Государственная услуга по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (далее - государственная услуга) осуществляется министерством в соответствии с Законом № 1321, а также Административным регламентом предоставления министерством вышеуказанной государственной услуги, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 № 1016 (далее - Административный регламент), приказом министерства от 29.07.2016 № 934 «О порядке заключения договора купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд» (далее - Порядок).

В соответствии со статьей 4 Закона № 1321 для получения права заготовки гражданами древесины для собственных нужд по договору купли-продажи заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее - заявление) в течение года представляется в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий в пределах установленной компетенции управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее уполномоченный орган), лично гражданином (его уполномоченным представителем), через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или через местную администрацию поселения в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В заявлении указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;

наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить заготовку древесины;

предполагаемая цель использования древесины;

требуемый объем древесины в пределах нормативов, установленных статьей 8 настоящего Закона, ее качественные показатели.

К заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

Статьей 5 Закона № 1321 установлено, что заявление рассматривается в соответствии с порядком заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденным уполномоченным органом, т.е. министерством.

Пунктом 2.3 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю положительного решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в форме приказа или отрицательного решения в форме письма.

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента критериями принятия решения являются достоверность представленных сведений, полнота представления документов, соблюдение сроков и процедуры принятия решения по предоставлению услуги, обоснованность, объективность и законность принятых решений о предоставлении или отказе в предоставлении услуги.

Порядком установлено, что договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее - договор купли-продажи) заключается между министерством и гражданином (его представителем по доверенности).

В соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента и пунктом 2.1 Порядка гражданин (представитель по доверенности), выразивший намерение заключить договор (далее - заявитель), направляет в министерство заявление о заключении договора (далее - заявление) по установленной форме.

К Заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя. В случае подачи заявления уполномоченным представителем представляется документ, удостоверяющий личность и доверенность. При этом ни один из вышеуказанных нормативных правовых актов не устанавливает требование к доверенности. В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Пунктом 2.9 Административного регламента, пунктом 2.3 Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых министерство принимает решение об отказе в заключении договора.

16.01.2020 в министерство с заявлением о заключении договора купли-продажи обратилась Савенко А.В. Документ, удостоверяющий личность заявителя, к заявлению прилагался, а также доверенность на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на заключение и получение договора купли-продажи лесных насаждений от имени заявителя.

Представленное заявление, а также прилагаемые к нему документы соответствовали всем требованиям, установленным Административным регламентом и Порядком, таким образом, основания для принятия решения об отказе в заключении договора у министерства отсутствовали.

В соответствии с приказом министерства от 12.02.2020 № 203 министерством принято решение о заключении договора купли-продажи с Савенко А.В. в лице представителя ФИО3 При этом подписание договоров купли-продажи поручено подведомственному министерству государственному казенному учреждению Краснодарского края «Комитет по лесу» (далее - ГКУ КК «Комитет по лесу»). Местом заключения договора определено Белореченское лесничество - филиал ГКУ КК «Комитет по лесу».

Таким образом, министерство действовало в рамках положений, установленных Административным регламентом и Порядком.

В соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.

Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.

В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

Согласно пункту 2 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.

Оспариваемый договор купли-продажи заключен 23.06.2021. Таким образом, срок исковой давности для признания договора купли-продажи недействительной сделкой истек.

В ходатайстве об уточнении исковых требований прокурор просит признать незаконным приказ министерства природных ресурсов Краснодарского края оз 12.02.2020 Н № 203 «О заключении договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан» и части принятия министерством решения о заключении договора купли-продажи с Савенко А.В. Уточненные исковые требования министерство считает незаконными, необоснованными, не подлежащими удовлетворению ввиду следующего. Исковой спор заявлен в порядке глав 12-16 ГПК РФ, а требование о признании незаконным приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от 12.02.2020 № 203, подлежит рассмотрению в рамках главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду того, что фактически является требованием об оспаривании решения органа государственной власти. К учетом изложенного, руководствуясь вышеуказанными нормами права, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Ответчик Савенко А.В. в судебном заседании не явился, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, где также им казано, что доверенность выдавал ФИО3 в 2021 в котором расписался лично, доверенность выдана для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. При опросе сотрудниками полиции пояснял, что доверенность ФИО3 не выдавал, думая, что речь идет о 2023 году. В 2021 году ФИО3 привез ему две машины дров, он оплатил ФИО314 000 руб.

Третье лицо ФИО3 и его представитель просили суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку нарушений, влекущих признание договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между министерством природных ресурсов Краснодарского края в лице директора Белореченского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» и Савенко А.В. не имеется, ФИО3 действовал на основании доверенности, выданной Савенко А.В., в связи с чем, он подписал вышеуказанный договор.

Представитель ГУ КК Комитета по лесу – Белореченское лесничество в лице Мухамора С.В. в судебном заседании просил суд принять решение на усмотрение суда.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30 Лесного кодекса РФ, граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (ч. 1).

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4).

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд (ч. 5).

Законом Краснодарского края от 09.12.2021 года № 4604-КЗ «О регулировании лесных отношений в Краснодарском крае» в статье 1 предусмотрено, что заготовка древесины для собственных нужд на лесных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, включает в себя работы по рубке лесных насаждений, обрубке сучьев, раскряжевке, трелевке, укладыванию древесины в штабеля, сбору бурелома и ветровала в кучи для обмера, погрузке и вывозу древесины из леса, очистке территории мест рубок в соответствии с требованиями лесного законодательства.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений.

Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на лесных участках, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утверждается органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - уполномоченный орган).

Статьей 3 указанного Закона предусмотрены нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд: 1) для строительства жилых домов - до 50 куб. метров деловой древесины мягколиственных пород один раз на семью; 2) для ремонта или реконструкции жилых домов - до 25 куб. метров деловой древесины мягколиственных пород один раз в 10 лет; 3) для строительства и ремонта хозяйственных построек - до 20 куб. метров деловой древесины мягколиственных пород один раз в 10 лет; 4) для отопления жилых домов (при отсутствии центрального отопления и сетевого газа) - 0,15 куб. метра дровяной древесины мягколиственных и (или) твердолиственных пород на 1 кв. метр общей площади жилого дома. Запрещается заготовка гражданами древесины для собственных нужд свыше установленных частью 1 настоящей статьи нормативов заготовки древесины.

Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд (ст. 1).

Статьей 3 для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей; 2) садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании; 3) хозяйственные постройки - сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд.

Таким образом, осуществление гражданами заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений для использования их в целях строительства жилого дома, садового дома, их отопления, строительства хозяйственных построек на садовом земельном участке, признается использованием лесных насаждений для личных нужд граждан.

В случае осуществления заготовки древесины гражданами для собственных нужд по договорам купли-продажи древесины (статья 30 Лесного кодекса) итоговым документом, который фиксирует вырубленные виды древесины и их объем, является отчет об использовании лесов по соответствующему договору купли-продажи лесных насаждений.

В силу положений пункта 1 части 3 статьи 50.4, частей 1, 3 статьи 50.4-1 Лесного кодекса вырубленная для собственных нужд граждан древесина не требует оформления ЭСД при ее транспортировке, оформления отчетности по месту (пункту) складирования древесины при ее хранении.

Транспортировка древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, допускается при наличии соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений, сведения о котором содержатся в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), от места заготовки такой древесины до места ее использования (часть 4 статьи 50.4 Лесного кодекса). Существенным условием является использование такой древесины только для нужд гражданина, в связи с чем ее коммерческое использование, дальнейший оборот исключены.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ответчик Савенко А.В. проживает в <адрес>, в котором отсутствует центральное отопление и нуждается в дровах.

16.01.2020 в министерство с заявлением о заключении договора купли-продажи обратился ФИО3 по доверенности от Савенко А.В. Документ, удостоверяющий личность заявителя, а также доверенность на имя ФИО3 к заявлению прилагался.

В соответствии с приказом министерства от 12.02.2020 № 203 министерством принято решение о заключении договора купли-продажи с Савенко А.В. При этом подписание договоров купли-продажи поручено подведомственному министерству государственному казенному учреждению Краснодарского края «Комитет по лесу» (далее - ГКУ КК «Комитет по лесу»). Местом заключения договора определено Белореченское лесничество - филиал ГКУ КК «Комитет по лесу».

На основании приказа министерства от 12.02.2020 № 203, между Савенко А.В. и Министерством лесного хозяйства Краснодарского края в лице директора Белореченского лесничества заключен договор купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ. на срок с 23.06.2021 по 22.06.2022 г., по условиям которого ему переданы в собственность лесные насаждения для заготовки древесины с местоположением лесных насаждений: Краснодарский край, Белореченское лесничество, Пшехское участковое лесничество квартал Г выдел делянка , пород: дуб 12 куб. м.; граб 2,0 куб.м.

Следовательно, оспариваемый договор заключен в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ, цель его заключения не противоречит нормам Закона Краснодарского края от 09.12.2021 № 4604-КЗ, нормативы заготовки исходя из вида потребности не превышены.

Заявляя требования о признании сделки недействительной, межрайонный прокурор ссылается на то, что, действуя в интересах Савенко А.В. по доверенности от него, ФИО3 не указал в договоре, что действует по доверенности и проставил подпись в договоре от своего имени.

В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Если совершение сделки нарушает запрет, установленный п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (п. 7, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2016 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Судом установлено и из материалов дела следует, что Савенко А.В. договорился с ФИО3 о том, что последний действуя от его имени и в его интересах заготовит древесину и доставит ей по адресу проживания в Белореченском лесничестве. Для этих целей Савенко А.В. выдана доверенность на имя ФИО8 на право заключения договора купли-продажи для собственных нужд, заготовки и вывозки древесины в Белореченском лесничестве.

Между гражданином ФИО3 и Министерством природных ресурсов Краснодарского края в лице директора Белореченского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» заключен типовой договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ.

К типовому договору от ДД.ММ.ГГГГ приложена доверенность, выданная Савенко А.В. на имя ФИО3

В судебном заседании судом исследовано заявление Савенко А.В., где он подтвердил, что действительно им была выдана доверенность ФИО3 для приобретения ему древесины, древесина в количестве 14 куб.м ему привезена, рассчитался с ФИО3 за дрова.

С пояснениями Савенко А.В. согласуются объяснения представителя Филиала ГКУ КК Комитет по лесу - Белореченское лесничество, который указал на то, что проставление подписи Савенко А.В. в типовом договоре не в графе для проставления подписи представителя, а в графе, где проставляют подписи покупатели, на существо отношений не повлияло, является следствием невнимательности представителя лесничества, который не проследил детали при заключении договора. Лесничество проверило право приобретателя лесоматериала на заготовку древесины для собственных нужд, наличие полномочий у ФИО3 действовать от имени Савенко А.В., в связи с чем предложило заключить с ним договор купли-продажи от имени Савенко А.В., отпустил ему приобретенную для Савенко А.В. в оплаченном размере. Претензий к Савенко А.В., ФИО3 не имеет.

При таких условиях суд приходит к выводу о том, что в действиях сторон при заключении сделки по купле-продаже древесины отсутствуют признаки совершения ее в противоречие интересам законности и правопорядка. Фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что при наличии права на приобретение древесины, лицо за плату в установленном размере приобрело для использования в личных целях, оно приобретенную древесину получило и претензий к кому-либо не имеет. То есть, несмотря на выявленный прокурором факт проставления подписи доверенным лицом не в той графе, как это предусмотрено типовым договором, желаемые последствия заключенного договора наступили для всех его участников, от заключенного договора не продавец, не покупатель не отказываются и одобряют сделку.

В силу ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.

До одобрения сделки представляемым другая сторона путем заявления совершившему сделку лицу или представляемому вправе отказаться от нее в одностороннем порядке, за исключением случаев, если при совершении сделки она знала или должна была знать об отсутствии у совершающего сделку лица полномочий либо об их превышении.

Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

Учитывая изложенное, заключение типового договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд одобрено покупателем Савенко А.В., который это обстоятельство неоднократно подтверждено.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных межрайонным прокурором требований о признании договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и применении последствии ее недействительности и считает правильным отказать в удовлетворении требований.

Разрешая требования о признании приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от 12.02.2020 №203 в части решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений с Савенко А.В. незаконным, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд (ч. 1). Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4).

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

На территории Краснодарского края действует Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины, в том числе бурелома и ветровала, для собственных нужд, определенный Законом Краснодарского края от 27.09.2007 № 1321-КЗ «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» (далее - Закон № 1321), который на дату заключения договора купли-продажи был действующим.

Государственная услуга по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (далее - государственная услуга) осуществляется министерством в соответствии с Законом № 1321, а также Административным регламентом предоставления министерством вышеуказанной государственной услуги, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12.12.2016 № 1016 (далее - Административный регламент), приказом министерства от 29.07.2016 № 934 «О порядке заключения договора купли- продажи лесных насаждений для собственных нужд» (далее - Порядок).

В соответствии со статьей 4 Закона № 1321 для получения права заготовки гражданами древесины для собственных нужд по договору купли-продажи заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее - заявление) в течение года представляется в орган исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющий в пределах установленной компетенции управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее уполномоченный орган), лично гражданином (его уполномоченным представителем), через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг или через местную администрацию поселения в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В заявлении указываются следующие сведения:

фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность;

наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить заготовку древесины;

предполагаемая цель использования древесины;

требуемый объем древесины в пределах нормативов, установленных статьей 8 настоящего Закона, ее качественные показатели.

К заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя.

Статьей 5 Закона № 1321 установлено, что заявление рассматривается в соответствии с порядком заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденным уполномоченным органом, т.е. министерством.

Пунктом 2.3 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю положительного решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в форме приказа или отрицательного решения в форме письма.

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента критериями принятия решения являются достоверность представленных сведений, полнота представления документов, соблюдение сроков и процедуры принятия решения по предоставлению услуги, обоснованность, объективность и законность принятых решений о предоставлении или отказе в предоставлении услуги.

Порядком установлено, что договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее - договор купли-продажи) заключается между министерством и гражданином (его представителем по доверенности).

В соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента и пунктом 2.1 Порядка гражданин (представитель по доверенности), выразивший намерение заключить договор (далее - заявитель), направляет в министерство заявление о заключении договора (далее - заявление) по установленной форме.

К Заявлению прилагается копия документа, удостоверяющего личность заявителя. В случае подачи заявления уполномоченным представителем представляется документ, удостоверяющий личность и доверенность. При этом ни один из вышеуказанных нормативных правовых актов не устанавливает требование к доверенности. В соответствии с пунктом 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Пунктом 2.9 Административного регламента, пунктом 2.3 Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых министерство принимает решение об отказе в заключении договора.

16.01.2020 в министерство с заявлением о заключении договора купли-продажи обратился Савенко А.В. Документ, удостоверяющий личность заявителя, к заявлению прилагался, а также доверенность на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на заключение и получение договора купли-продажи лесных насаждений от имени заявителя.

Представленное заявление, а также прилагаемые к нему документы соответствовали всем требованиям, установленным Административным регламентом и Порядком, таким образом, основания для принятия решения об отказе в заключении договора у министерства отсутствовали.

В соответствии с приказом министерства от 12.02.2020 № 203 министерством принято решение о заключении договора купли-продажи с Савенко А.В. в лице представителя ФИО3 При этом подписание договоров купли-продажи поручено подведомственному министерству государственному казенному учреждению Краснодарского края «Комитет по лесу». Местом заключения договора определено Белореченское лесничество - филиал ГКУ КК «Комитет по лесу».

Таким образом, министерство действовало в рамках положений, установленных Административным регламентом и Порядком, действовавшим в момент вынесения решения.

Доводы истца о том, что доверенность, выданная ФИО3 уполномочивало его на представление интересов Савенко А.В. только в Белореченском лесничестве, а не на подачу заявления в министерство природных ресурсов Краснодарского края суд считает несостоятельным, поскольку действуя в рамках предоставленной доверенности, ФИО3 обратился в министерство с заявлением о заключении договора купли-продажи для принятия решения о заключении договора купли-продажи с подведомственному министерству государственному казенному учреждению Краснодарского края «Комитет по лесу» Белореченское лесничество.

Как следует из приказа министерства от 12.02.2020 № 203 министерством принято решение о заключении договора купли-продажи с Савенко А.В. в лице представителя ФИО3 При этом подписание договоров купли-продажи поручено подведомственному министерству Белореченское лесничество - филиал ГКУ КК «Комитет по лесу».

Таким образом, судом не установлено оснований для признания приказа министерства природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части решения о заключении договора купли-продажи лесных насаждений с Савенко А.В. незаконным.

Доводы истца о пропуске 30 рабочих дней сторонами при заключении договора купли-продажи лесных насаждений с даты принятия решения о заключении договора суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Как следует из абзаца второго подп. 3 п. 3 приказа министерства природных ресурсов Краснодарского края от 12.02.2020 №203 предписано обеспечить подписание договоров от имени министерства с гражданами согласно приложениям 1-4 к настоящему приказу: в отношении граждан, ранее заключавших договоры купли-продажи, после завершения работ в рамках данных договоров по заготовке древесины, осуществления осмотра мест рубок, а также вывозки древесины с мест заготовки.

Между тем, вышеуказанный 30-ти дневный срок не является пресекательным, поскольку обеспечение подбора лесных участков, возможных для заготовки лесных насаждений для нужд граждан является длящимся действием.

Кроме того, согласно ч.3 ст.198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, требование истца о признании незаконным Приказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края № 203 от 12.02.2020 г. рассматривается Арбитражным судом. При таких обстоятельствах данное требование судом общей юрисдикции рассмотрению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении иска Белореченского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к ФИО2, Министерству природных ресурсов Краснодарского края при третьих лицах ФИО3, представителя Филиала ГКУ КК Комитета по лесу - Белореченское лесничество о признании договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и применении последствии ее недействительности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в месячный срок с даты изготовления мотивированного решения через Белореченский районный суд Краснодарского края.

Решение изготовлено в окончательной форме 10 августа 2023 года.

Судья: подпись

Копия верна:

Судья М. А. Киряшев