ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2069 от 25.11.2015 Лениногорского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2-2069

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 ноября 2015 года г.Лениногорск РТ

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Никишиной В.О.

при секретаре Гавриловой Т.В.,

с участием административного истца Хан В.А., его представителя Вахрамеевой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хан В.А. к Управлению Федеральной миграционной службы России по <адрес> о признании отказа в выдаче патента незаконным, об обязании устранить допущенное нарушение,

У С Т А Н О В И Л :

Хан В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан о признании отказа в выдаче патента не законным, обязании выдать патент, в котором просил признать решение об отказе в выдаче патента незаконным, обязать выдать патент для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.

В обоснование иска Хан В.А. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он приехал в Российскую Федерацию. При пересечении границы заполнил миграционную карту, где указал цель визита: «работа». По приезду в <адрес> он явился в ОУФМС, зарегистрировался по месту жительства, указанному в данном заявлении, затем прошел медицинскую комиссию, сдал экзамен на знание русского языка и основ законодательства Российской Федерации, о чем ему был выдан сертификат от ДД.ММ.ГГГГ. Собрав все необходимые документы и заплатив госпошлину, обратился в УФМС с заявлением о выдаче патента - документа, подтверждающего право иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, осуществлять трудовую деятельность на территории РФ, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ в Бугульминском отделе УФМС истцу был вручен письменный отказ в выдаче патента от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в выдаче патента на основании того, что истец в миграционной карте якобы не указал работу как цель визита. Данный отказ является незаконным и необоснованным по причине простой ошибки. В миграционной карте истец указал цель визита «работа». Никаких других пометок или каких-либо исправлений в карте не имеется. При пересечении границы сотрудники таможенной службы вероятно допустили ошибку при внесении в базу данных цель визита, а УФМС при принятии решения о выдаче патента руководствовались данными, зафиксированными в компьютерной базе.

Отказ в выдаче патента нарушает его права и препятствует дальнейшему законному пребыванию на территории РФ, так как, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», патент является правовым основанием для дальнейшего нахождения истца на территории РФ в законном порядке.

В судебном заседании административный истец Хан В.А., его представитель Вахрамеева Н.М. заявленные требования уточнили, просили суд признать решение об отказе в выдаче патента незаконным, обязать устранить допущенное нарушение, дали пояснения согласно заявлению в суд.

Представитель УФМС России по РТ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, в своем письменном отзыве административные исковые требования не признали, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав объяснения административного истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч.1 ст.221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

На основании ст.37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются: стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

В силу ст.38 КАС РФ сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик.

Под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.

Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно ч.2 ст.13.3 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее – Закон) для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, указанную в пункте 9 статьи 13 настоящего Федерального закона, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции: в том числе, миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.

На основании п.9.8 ст.18 Закона помимо случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не выдается в случае, если данный иностранный гражданин не указал в миграционной карте работу как цель визита в Российскую Федерацию.

Судом установлено, что Хан В.А. ДД.ММ.ГГГГ въехал на территорию Российской Федерации, указав цель визита в миграционной карте «работа». По приезду в <адрес> он явился в ОУФМС, зарегистрировался по месту жительства, прошел медицинскую комиссию, сдал экзамен на знание русского языка и основ законодательства Российской Федерации, о чем ему был выдан сертификат от ДД.ММ.ГГГГ. Собрав все необходимые документы и заплатив госпошлину, обратился в УФМС с заявлением о выдаче патента.

ДД.ММ.ГГГГ в Бугульминском отделе УФМС Хан В.А. был вручен письменный отказ в выдаче патента от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование отказа указано, что в выдаче патента отказано в связи с тем, что Хан В.А. в миграционной карте не указал работу как цель визита.

Хан В.А. считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как в миграционной карте он указал цель визита «работа». Никаких других пометок или каких-либо исправлений в карте не имеется.

Согласно ст.25.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 413 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", п.4 Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 413 "О миграционной карте", иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию обязан получить и заполнить бланк миграционной карты.

В силу Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 413 "О миграционной карте", миграционная карта - это звено в механизме миграционного контроля. Она заполняется при въезде и сдается при выезде из Российской Федерации. Данным документом фиксируется дата прибытия лица на российскую территорию, от которой затем отсчитывается срок нахождения иностранного субъекта в России. Сдача миграционной карты подтверждает завершение данного срока, то есть фактический выезд из страны. Следовательно, миграционная карта представляется основным доказательством в деле о нарушении срока, отведенного для временного пребывания. Особое значение она имеет в ситуации въезда в порядке, не требующем получения визы, поскольку будет единственным документом, подтверждающим право лица на нахождение в стране. Кроме этого, в миграционной карте отмечается цель поездки. В общем порядке цель подтверждается видом выданной визы. Если же иностранный гражданин обладает правом на безвизовый въезд, то цель он определяет сам, заполняя миграционную карту, причем именно эта цель и будет впоследствии определять его статус в Российской Федерации. В миграционной карте делается отметка о пересечении границы при въезде и выезде, следовательно, данный документ информирует о местах пересечения иностранным гражданином государственной границы.

Достоверность представленных иностранным гражданином сведений проверяется по регистрам банка данных миграционного учета, который ведется по правилам, определенным в Положении о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 186.

Согласно п.5 Положения в центральном банке данных накапливается информация об иностранных гражданах, поступающая от федеральных органов исполнительной власти и организаций, оформляющих въездные-выездные документы иностранных граждан, осуществляющих их регистрацию при пересечении государственной границы Российской Федерации и по месту пребывания или проживания, а также определяющих регламент пребывания.

Как следует из п.16.3 Приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 518 "Об утверждении Инструкции по формированию, ведению и использованию центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих на территории субъектов Российской Федерации, в территориальных органах ФМС России и МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации" в перечень первичных документов, данные которых используются для внесения информации в ЦБД УИГ на региональном уровне включены: письменное заявление иностранного гражданина, поданное лично или через приглашающую организацию подразделение территориального органа ФМС России в субъекте Российской Федерации; миграционная карта, имеющая отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина.

При этом, согласно п.15 указанной Инструкции, в ЦБД УИГ на региональном уровне учитываются иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации. В ЦБД УИГ на региональном уровне вносятся сведения, содержащиеся в заполненных миграционных картах с проставленными в них отметками о въезде, которые изымаются должностными лицами органа пограничного контроля у владельцев при въезде в Российскую Федерацию и передаются в пост иммиграционного контроля в пункте въезда. Учет ведется на основании миграционных карт (часть А) с проставленными в них отметками о въезде. В течение суток с момента получения в органах пограничного контроля данные миграционных карт в виде файлов единого формата обмена данными передаются с постов иммиграционного контроля в территориальный орган ФМС России субъекта Российской Федерации для загрузки в ЦБД УИГ на федеральном уровне. Обработанные данные миграционных карт должны быть направлены из ЦБД УИГ на региональном уровне в виде файлов единого формата обмена данными уполномоченными на это сотрудниками территориального органа ФМС России в субъекте Российской Федерации в ЦБД УИГ на федеральном уровне в течение суток с момента въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации.

Из взаимосвязи приведенных нормативно-правовых актов следует, что первичные сведения в отношении гражданина создаются на основании миграционной карты, ответственность за соответствие персональных данных при заполнении бланка миграционной карты и бланка уведомления о прибытии, данным указанным в паспорте лица либо в визе возложена на самого иностранного гражданина. На сотрудника пограничной службы возложена обязанность по внесению в ЦБД УИГ сведений, представленных заявителем.

Как установлено из представленной Хан В.А. и исследованной в судебном заседании миграционной карты, цель визита указана - «работа». Каких-либо поправок и исправлений данный документ не имеет.

Как следует из сведений, поступивших из ЦБД УИГ, Хан В.А. является гражданином Республики Узбекистан, въехал на территорию РФ и встал на учет ДД.ММ.ГГГГ, цель визита указана «частная». В миграционной карте, талон «А», цель въезда указана - «частная», а в талоне «Б» цель въезда указана - «работа». В связи с имеющимися несоответствиями в миграционной карте сотрудники территориального органа ФМС России должны были провести проверку выявленных несоответствий, что не было сделано и послужило причиной отказа в выдаче Хан В.А. патента.

Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 5 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов.

Пунктом 38 данного регламента установлено, что патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется в случае, если иностранный гражданин не указал в миграционной карте работу как цель визита в Российскую Федерацию.

Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что Хан В.А. в миграционной карте была указана цель визита конкретно - «работа», отказ УФМС РФ по РТ не соответствуют требованиям как ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», так и приказу ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 5, в связи с чем, суд считает необходимым административные исковые требования Хан В.А. удовлетворить.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.14,38,62,175-180,218,221,226 КАС РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», суд,

Решил:

Административные исковые требования Хан В.А. к Управлению Федеральной миграционной службы России по <адрес> о признании отказа в выдаче патента не законным, об обязании устранить допущенное нарушение удовлетворить.

Признать отказ Управления Федеральной миграционной службы России по <адрес> в выдаче Хан В.А. патента для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации незаконным.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по <адрес> устранить допущенное нарушение.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением суда в Верховный Суд РТ через Лениногорский горсуд РТ.

Судья Никишина В.О.

копия верна:

Судья

Лениногорского городского суда РТ Никишина В.О.

Решение вступило в законную силу______________________________2016 года.