Дело №2-206/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2022 года город Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего судьи Новикова Е.А.,
при секретаре Бурыкиной Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-206/2022 по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «ТНС энерго Тула» о признании недействительными расчетов по оплате потребленной энергии по ОДН и списании долгов с лицевого счета,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, обосновав свои требования тем, что она является собственником жилых помещений в квартире №№ многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. Как собственник жилого помещения она несет расходы на его содержание, в частности на оплату платежей в счет потребленной электроэнергии. Решением общего собрания собственников договор по предоставлению электрической энергии заключен напрямую с энергоснабжающей организацией – АО «ТНС энерго Тула», и на её имя открыт лицевой счет №№. Оплата осуществляется ежемесячно на основании данных, представленных в счете на оплату за предыдущий месячный период. Структура счета складывается из: 1) показаний приборов учета, установленных в квартире каждого собственника; 2) показаний общедомового прибора учета, которые имеют ключевое значение в определении суммы, подлежащей к уплате на ОДН. С 01.07.2020 суммы в счете увеличились, в связи с внесением изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства №354 от 06.05.2021, а именно утратил силу абз.2 п.44 Правил, которым устанавливалось ограничение на оплату собственниками жилых и нежилых помещений услуги предоставления электроэнергии на ОДН верхним уровнем норматива потребления.
Из всего имущества, расположенного в общедомовых помещениях (в значении данного понятия, указанном в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006) в доме имеются 3 лампы накаливания максимальной мощностью в 100 Вт. Однако в противоречие математическим расчетам, согласно данным АО «ТНС энерго Тула», значения расходов на общедомовые нужды могут достигать показателей в 5042 кВт/ч, в частности, данные за май 2021 года. Полагает, что три лампы накаливания суммарно потребляют за месяц 216 кВт/ч, в связи с чем, АО «ТНС энерго Тула» осуществляет неверные расчеты, учитывая, что в доме не установлены альтернативные источники выработки энергии. Полагает, что сотрудники АО «ТНС энерго Тула» неверно учитывают показатели общедомового прибора учета (ОДПУ). Это обстоятельство также свидетельствует о недостоверности данных, представляемых АО «ТНС энерго Тулы» для оплаты за электроэнергию, не учитывается и отрицательный показатель (расхода на общедомовые нужды в следующий период, например в сентябре, ноябре, декабре 2020 года, январе-феврале 2021 года). Также не учитывается при расчетах, что в подъезде дома на лестничной площадке 2 этажа в электрощитовой установлен прибор учета «Квант» №№, который непосредственно учитывает расходы электроэнергии на общедомовые нужды без сторонних подключений. Завышенные показатели могут также свидетельствовать о самовольном стороннем подключении со стороны неопределенных лиц либо о включении в формулу расчета платы за ОДН показателей потребленной электроэнергии каждым собственником в принадлежащем ему помещении, чем нарушаются положения ч.1 ст.157 ЖК РФ о размере платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
На неоднократные обращения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «ТНС энерго Тула», последнее не усматривает противоречий и не предпринимает действий для выявления причины повышенного исчисления расходов на ОДН. Просит учесть, что используемая для расчета размера платы за ОДН формула 12 приложения №2 Правил возлагает на граждан, использующих индивидуальные приборы учета, дополнительное бремя по оплате за потребленную электроэнергию гражданами в квартирах без индивидуальных приборов учета. Полагает, что любой собственник независимо от установки или отсутствия у него прибора оплачивает расходы по электроэнергии за ОДН по единой формуле, поскольку потребленная электроэнергия собственником без прибора учета сверх норматива включается в общий подсчет и в конечном счете распределяется между всеми собственниками, в том числе и теми из них, которые установили приборы учета. Эти обстоятельства свидетельствуют о нарушении ч.1 ст. 158 ЖК РФ при расчете и взимании платы за ОДН. Включая в счета на оплату значения электроэнергии, которая фактически не была предоставлена ей, как потребителю, и не использовалась, в том числе в части пропорционально распределяемых среди собственников расходов на общедомовые нужды, считает, что АО «ТНС энерго Тула» нарушает требования ч.1 ст.37 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», обязывающей потребителя оплачивать только те услуги, которые были ему оказаны.
На основании изложенного, просит суд признать недействительными расчеты по оплате потребленной электроэнергии по ОДН за период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время и списать долги ФИО1 с лицевого счета №№ в сумме 5 288 руб. 54 коп. с учетом начисленной пени согласно расчетам ОА «ТНС энерго Тула», также просит возложить на ответчика почтовые расходы в сумме 56 руб., взыскав в её пользу.
Определениями суда от 17.01.2022, 17.03.2022 в порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены акционерное общество «Тульские городские электрические сети», ООО УК «Арсенал», соответственно.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась своевременно и надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просила, в представленном заявлении просила о проведении судебного заседания в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в ходе рассмотрения дела по существу в порядке ст.39 ГПК РФ неоднократно уточнял заявленные исковые требования (02.02.2022, 17.03.2022) и окончательно просил суд, признать недействительными расчеты АО «ТНС энерго Тула» по оплате потребленной электроэнергии ОДН за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы и списать долги ФИО1 с лицевого счета №№ в сумме 5 988 руб. 91 коп. без учета начисленной пени, также просит возложить на ответчика почтовые расходы в сумме 165 руб., в соответствии с приложенными квитанциями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, указав, что при несовпадении расчетов не возражает, против использования расчетов, определённых судом.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в них основаниям. При этом, дополнительно в судебном заседании, а также в обоснование в уточненных заявлениях указал, что сведений о заключении договора энергоснабжения между АО «ТНС энерго Тула» и ООО УК «Арсенал», не представлено. Решением общего собрания собственников жилых помещений МКД (протокол №№ от ДД.ММ.ГГГГ) был утвержден п. 4 о заключении договора по обслуживанию МКД с ООО УК «Арсенал» с ДД.ММ.ГГГГ. Данный договор, исходя из анализа судебной практики, относится именно к договору управления МКД. Исходя из заключенного собственниками МКД договора по адресу: <адрес> усматривается, что ценообразование за обслуживание общего имущества рассчитывается исходя из платы на 1 кв. м жилья, то есть ООО УК «Арсенал» осуществляет деятельность по управлению МКД в пределах этой суммы, а сам объем оказываемых работ и услуг не определяется и ставится в зависимость от минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения содержания общего имущества МКД. Таким образом, жильцами заключен договор постоянного управления МКД с ООО УК «Арсенал», имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, а не разового оказания услуг. Полагает, что обязательство по оплате потребленных коммунальных ресурсов несет именно ООО УК «Арсенал», а собственники помещений являются третьими лицами в данных правоотношениях и не создает для них обязанности (ч. 3 ст. 308 ГК РФ). Включение АО «ТНС энерго Тула» в состав квитанции платы за ОДН, выставляемой собственникам, свидетельствует о повторном начислении платы за предоставление электрической энергии на обслуживание общего имущества МКД и создает условия для получения неосновательного обогащения АО «ТНС энерго Тула». АО «ТНС энерго Тула» при расчете платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН, не учитывает п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, согласно которому плата за коммунальную услугу, поставленная на использование и содержание общего имущества, не может превышать норматив потребления, установленный органами исполнительной власти субъекта РФ. В Тульской области такой норматив установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области №44 от 30.05.2017, и для их дома составляет по пункту 22-0,2 кВт*ч на 1 м2 общей площади, что дополнительно свидетельствует о возложении на собственников бремени неправомерных расходов. Просит учесть, что МКД не оборудован лифтом, электроотопительными и электронагревательными приборами для цели горячено водоснабжения. Указывает, что несмотря на законность установки ОДПУ КВАНТ, в 2016 году по акту допуска ПУ в эксплуатацию, был введен в эксплуатацию второй ОДПУ - ПСЧ-4ТМ.05МК.16.01. Полагает, что порядок его ввода был нарушен, противоречит ч. 1 ст. 539 ГК РФ, ч. 1 ст. 544 ГК РФ, Федеральному закону от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 3 ст. 37, 136 Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках предусматривается Основными положениями функционирования розничных рынков, утв. Правительством РФ от 04.05.2012 №442, которые не допускают замену приборов учета без соответствующего обращения потребителя, в связи с чем, доводы ответчика ошибочны. Указывает, также на противоречия в части допуска приборов учета к работе. Не представлены документы в части корректировки расчетов и показаний прибора учета, отсутствие корректировки потерь электроэнергии к ежемесячному расходу, отсутствуют документы о вводе в эксплуатацию трансформаторов тока. Полагает, что разница в передаваемых показаниях может свидетельствовать о неисправности ОДПУ. В актах не указывается коэффициент трансформации, а также не указывается потребление электроэнергии по пикам и тарифам дня и ночи. Считает, что если показатель ОДН за электроэнергию превышает норму, то жильцы вправе не платить за общие домовые нужды. Исключением является случай, когда жильцы сами проголосовали за то, чтобы в случае необходимости оплачивать ОДН сверх нормы.
Представитель ответчика АО «ТНС энерго Тула» по доверенности ФИО3 в судебном заседании просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву на исковое и уточненные исковые заявления. Дополнительно в ходе рассмотрения дела по существу, а также в представленных отзывах указала, что лицевой счет №№ открыт по адресу: <адрес>, АО «ТНС энерго Тула» производит отпуск электроэнергии по данному адресу на основании сложившихся договорных отношений. Расчеты за потребленную электроэнергию по индивидуальному потреблению по вышеуказанному адресу производится по показаниям, переданным абонентом. Жилой дом №№ по <адрес> оборудован общедомовым прибором учета марки ПСЧ-4ТМ05М.16, № №, который установлен в трансформаторной подстанции (ТП-41), и АО «ТГЭС» ежемесячно передает показания ОДПУ в адрес АО «ТНС энерго Тула». Расчет за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды осуществляется по показаниям ОДПУ. В состав платы на общедомовые нужды (ОДН) входит плата не только за освещение, но и плата за электроэнергию необходимую для обслуживания многоквартирного жилого дома, например, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования, автоматических запирающих устройств, насосов, технологические потери внутридомовых электрических сетей и прочее. С ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок начисления стоимости коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, потребителям, проживающим в многоквартирных домах (МКД) с непосредственной формой управления, либо с невыбранным способом управления, либо с выбранным, но нереализованном способом управления, а именно распределяемая между потребителями положительная величина объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, больше не ограничивается уровнем норматива потребления и подлежит распределению между владельцами помещений полностью. Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, выбран способ управления - непосредственное управление. Полагает, что все доводы истца основаны на неверном толковании действующего законодательства, представленные им расчеты объективно ничем не подтверждены, в силу положений ст.11 ГК РФ отсутствует нарушение прав истца, требующей судебной защиты.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, АО «Тульские городские электрические сети» по доверенности ФИО4 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по основаниям изложенным в судебных заседаниях и представленном отзыве. В ходе рассмотрения дела по существу, а также в представленном отзыве на исковое заявление указал, что АО «ТГЭС» является территориальной сетевой организацией, осуществляющей в границах г.Тулы деятельность по передаче электрической энергии. Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об энергосбережении») предусматривается оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии. Обязанность по оснащению МКД общедомовыми приборами учета электрической энергии (далее - ОДПУ) возлагалась на собственников помещений в таких домах и организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. В случае неисполнения названной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» и п. 150 Основных положений (в соответствующей редакции по состоянию на дату установки спорного ОДПУ) обязанность по установке ОДПУ возлагалась на сетевые организации, в связи с чем, сетевая организация осуществила установку и допуск в эксплуатацию ОДПУ КВАНТ зав. № №. В целях обеспечения МКД по адресу: г. <адрес>, и в целях приведения учета электроэнергии по указанному адресу в соответствие требованиям законодательства, ДД.ММ.ГГГГ установлен и допущен в эксплуатацию интеллектуальный ОДПУ ПСЧ-4ТМ.05МК. 16.01 зав. № №. Данные действия обусловлены требованиями законодательства, в связи с чем, согласие собственников помещений на установку ОДПУ, проведение общих собраний собственников помещений для принятия решения об установке ОДПУ (с составлением соответствующих протоколов) не требовалось. Прибор учета ПСЧ-4ТМ.05МК.16.01 зав. № № установлен и допущен в эксплуатацию АО «ТГЭС» в рамках исполнения обязательств по обеспечению учета электрической энергии, закрепленных в п. 136 Основных положений; расположен на границе балансовой принадлежности, т. е. обеспечивает измерение потребленного объема электроэнергии с минимальной величиной потерь в электрической сети; а также включен в систему АСКУЭ. Считает, что исковые требования не основаны на нормах законодательства, а фактически сводятся к несогласию с начислениями за потребленную на ОДН электроэнергию и величиной потребленных объемов. Основания для принятия к расчету показаний прибора учета КВАНТ зав. № №, отсутствуют.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ООО УК «Арсенал» в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось своевременно и надлежащим образом, об отложении или рассмотрении дела в свое отсутствие не просило.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, ст.165.1 ГК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.153 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электрическую энергию.
Согласно ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (ч.2 ст.161 ЖК РФ).
Согласно ч.7.2 ст.155 ЖК РФ в случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.
В соответствии с п.17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 ресурсонабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно п.п.8,9 Правил исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяется в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Согласно п.44 (в редакции, действовавшей до 01.06.2013) Правил объем коммунальной услуги на электроснабжение, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается в соответствии с формулой 12 в приложении №2 к настоящим правилам исходя из показаний общедомового прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства РФ №344 от 16.04.2013 №344 в указанный пункт Правил были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 июня 2013 года, согласно которым распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период не может превышать объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Согласно абз.4 п.44 Правил (в редакции от 01 июня 2013 года) указанный порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является реурсоснабжающая организация.
В указанном случае объем коммунальной услуги на электроснабжение предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в полном объеме в соответствии с формулой 12 приложения №2 к настоящим Правилам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилых помещений в квартире №№ многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Как собственник жилого помещения она несет расходы на его содержание, в частности на оплату платежей в счет потребленной электроэнергии.
По указанному адресу открыт лицевой счет №№ на имя ФИО1, что подтверждено представленными квитанциями, и не оспаривалось участвующими в деле лицами.
Согласно п.1 ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
АО «ТНС энерго Тула» (до 30.06.2015 – ОАО «ТЭК») с 01.07.2007 года осуществляет энергоснабжение физических лиц.
В соответствии с п.1,2 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
При рассмотрении дела установлено, и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что расчет за потребленную электроэнергию по индивидуальному потреблению по адресу: <адрес> производится по показаниям переданным абонентом.
Как установлено судом, и следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ государственной жилищной инспекции Тульской области за №№ информация об управляющей организации в МКД по адресу: <адрес>, в реестре лицензий Тульской области отсутствует, что также подтверждено сведениями из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в которой отражено, что ресурсоснабжающими организациями по указанному адресу является: АО «ТНС энерго Тула», ООО «Газпром межрегионгаз Тула».
Согласно платежному документу по лицевому счету № на имя ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, представленному в ходе рассмотрения дела, ООО УК "Арсенал" выставляет по адресу: <адрес> счет лишь за содержание жилья.
Из представленного в материалы дела протокола №1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, с указанием даты составления протокола ДД.ММ.ГГГГ, с датой окончания голосования ДД.ММ.ГГГГ, отражено согласно п.3 протокола, выбран способ управления – непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме.
Учитывая, что согласно п.4 вышеуказанного протокола, собранием утверждено: заключить договора оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома с обслуживающей организацией ООО УК «Арсенал» с ДД.ММ.ГГГГ, а также утвердить перечень работ, оказываемых ООО УК «Арсенал» по договору оказания услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Также принято решение на заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов, и в частности коммунальная услуга электроснабжение – в качестве ресурсоснабжающей организации указано – АО «ТНС энерго Тула» (вопрос 7 протокола).
Таким образом, решением общего собрания собственников договор по предоставлению электрической энергии заключен напрямую с энергоснабжающей организацией – АО «ТНС энерго Тула», и на имя ФИО1 открыт лицевой счет №№.
Согласно п.8 протокола внеочередного общего собрания собственников помещений жилого дома принято решение, утвердить порядок внесения платы за коммунальные услуги: отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение – внесение платы собственниками и нанимателями помещений непосредственно ресурсоснабжающим организациям на основании платежного документа ресурсоснабжающей организации, либо единого платежного документа, изготовляемого единым информационно-расчетным центром.
Таким образом, из представленных материалов дела следует, что ООО УК «Арсенал» является обслуживающей организацией по адресу: <адрес>, которая в свою очередь, всего лишь предоставляет узкоспециализированные, либо не требующих специальных познаний, услуги, что и отражено в протоколе при рассмотрении вопроса 10.
Учитывая вышеизложенное, суд не может согласиться с доводами истца о том, что ООО УК «Арсенал» является управляющей организацией, а не обслуживающей организацией, поскольку это противоречит исследованным материалам дела. Что также свидетельствует о необоснованности доводов стороны истца в части несения обязательств, в том числе по оплате за ОДН, ООО УК «Арсенал».
Истец обращаясь в суд с заявленными требованиями указывает на неверное исчисление показателей общедомового прибора учета, и использование иного прибора учета, чем установленный на лестничной площадке 2 этажа, а именно прибора учета «Квант» №№, которые по его мнению учитывает расходы электроэнергии на общедомовые нужды без сторонних подключений.
Оценивая указанные доводы, а также иные доводы стороны истца в данной части, суд учитывает следующее.
Как следует из представленных материалов, жилой дом по адресу: <адрес> оборудован общедомовым прибором учета марки ПСЧ-4ТМ05М.16, № №, который установлен в трансформаторной подстанции (ТП-41).
Согласно пояснений стороны ответчика, АО «ТГЭС» ежемесячно передает показания ОДПУ в адрес АО «ТНС энерго Тула».
Территориальной сетевой организацией, осуществляющей в границах г.Тулы деятельность по передаче электрической энергии является АО «ТГЭС».
Частью 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), на сетевые организации возложена обязанность по обеспечению коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках с применением приборов учета электрической энергии в порядке, установленном Основными положениями.
При этом ч.5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об энергосбережении») предусматривается оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии. Указанное требование закона является императивным.
Обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета электрической энергии возлагалась на собственников помещений в таких домах и организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.
В случае неисполнения названной обязанности собственниками помещений и управляющими организациями, согласно ч. 12 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» и п. 150 Основных положений (в соответствующей редакции по состоянию на дату установки спорного ОДПУ) обязанность по установке ОДПУ возлагалась на сетевые организации.
Во исполнение вышеприведенных требований законодательства и в связи с неисполнением как собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>, так и управляющей организацией обязанности по оснащению дома ОДПУ, сетевая организация осуществила установку и допуск в эксплуатацию ОДПУ КВАНТ зав. № № на лестничной площадке второго этажа названного многоквартирного дома.
В то же время, место установки приборов учета электроэнергии прямо предусматривалось п.144 Основных положений в соответствующей редакции. Приборы учета подлежали установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - в рассматриваемом случае, потребителей и сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежал установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имелась техническая возможность его установки.
Согласно акту допуска в эксплуатацию ОДПУ КВАНТ зав. № №, установлен не на границе балансовой принадлежности, и он не в полной мере соответствовал требованиям указанного пункта в части места своей установки.
В целях обеспечения МКД по адресу: <адрес> и в целях приведения учета электроэнергии по указанному адресу в соответствие требованиям законодательства, 21.06.2016 сетевая организация установила и допустила в эксплуатацию интеллектуальный ОДПУ ПСЧ-4ТМ.05МК. 16.01 зав. № № на границе балансовой принадлежности в ТП 41, установленной в соответствии с актом по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электрических устройств и сооружений от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд учитывает, что данный прибор учета входит в состав измерительного комплекса, включающего в себя, помимо собственно прибора учета, измерительные трансформаторы тока, при этом расчеты потребленных объемов электроэнергии по показаниям ОДПУ осуществляются с учетом коэффициентов трансформации. Из материалов дела следует, что процедура допуска в эксплуатацию спорного ОДПУ произведена в полном соответствии с требованиями п. 154 Основных положений (в соответствующей редакции по состоянию на дату установки), доказательств обратного материалы дела не содержат. Материалами дела подтверждено, соответствие данного прибора требованиям законодательства об обеспечении единства измерений в измерительном комплексе, что подтверждается актом допуска прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным при замене ТТ.
Поскольку процедура установки и допуска в эксплуатацию ОДПУ ПСЧ-4ТМ.05МК. 16.01 зав. № №, произведена в рамках исполнения АО «ТГЭС» обязанностей по обеспечению коммерческого учета, предусмотренных ФЗ «Об энергосбережении», действия по замене обусловлены требованиями законодательства, то согласие собственников помещений на установку ОДПУ, проведение общих собраний собственников помещений для принятия решения об установке ОДПУ не требовалось.
Таким образом, прибор учета ОДПУ ПСЧ-4ТМ.05МК.16.01 зав. №№, расположенный в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, соответствуют требованиям действующего законодательства и является расчетным, с учетом положений п.136 Основных положений расположен на границе балансовой принадлежности, т.е. обеспечивает измерение потребленного объема электроэнергии с минимальной величиной потерь в электрической сети; а также включен в систему АСКУЭ.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что не усматривается оснований подвергать сомнению правильность работы ОДПУ и верность учета электроэнергии названным прибором. Суд также учитывает, что как следует из пояснении третьего лица, данный ОДПУ является интеллектуальным и входит в состав автоматизированной информационно-измерительной системы учета, в связи с чем имеет приоритет над прежним прибором учета в силу закона.
При таких обстоятельствах, объективные основания для оспаривания потребленных многоквартирным домом объемов электроэнергии, рассчитанных по показаниям ОДПУ ПСЧ-4ТМ.05МК.16.01 зав. № №, отсутствуют. При этом, исходя из положений ст.56 ГПК РФ, стороной истца не представлено доказательств некорректной работы данного прибора, а указание в исковом заявлении и последующих уточнениях на использование другого прибора учета, в частности прибора учета КВАНТ зав. № №, объективно ничем не подтверждено, противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, доказательств незаконности введения второго прибора учета, нарушения порядка его ввода в эксплуатацию, противоречия в части допуска приборов учета к работе, объективно ничем не подтверждены, и опровергаются исследованными доказательствами, в связи с чем, указанные доводы не принимаются во внимание.
Оценивая довод истца о том, что включение АО «ТНС энерго Тула» в состав квитанции платы за ОДН, выставляемой собственниками, свидетельствует о повторном начислении платы за предоставление электрической энергии на обслуживание общего имущества МКД и противоречит общим положениям законодательного права, а также создает условия для получения неосновательного обогащения АО «ТНС энерго Тула», иные доводы в данной части, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Как следует из разъяснений п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);
- плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 5 статьи 154 ЖК РФ).
В состав платы на общедомовые нужды (ОДН) входит плата не только за освещение, но и плата за электроэнергию, необходимую для обслуживания многоквартирного жилого дома, например, электропитание домофона, усилителей телеантенн коллективного пользования, автоматических запирающих устройств, насосов, технологические потери внутридомовых электрических сетей и прочее. Таким образом, обязанность по внесению платы на ОДН возложена на граждан в силу действующего законодательства.
С ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок начисления стоимости коммунальной услуги по электроснабжению, предоставленной на общедомовые нужды, потребителям, проживающим в многоквартирных домах с непосредственной формой управления, либо с невыбранным способом управления, либо с выбранным, но нереализованном способом управления. Утратил силу абз.2 п.44 Правил, в результате чего распределяемая между потребителями положительная величина объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, больше не ограничивается уровнем норматива потребления и подлежит распределению между владельцами помещений полностью.
Согласно п.44 Правил - размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2184).
Таким образом, расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по показаниям такого прибора учета, в соответствии с формулами 10, 12 приложения № 2 к настоящим Правилам.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
Как следует из пояснений стороны ответчика в части представленных расчетов, что также подтверждено материалами дела:
за май 2021 года АО «ТГЭС» передала показания ОДПУ 60235, за июнь 2021 года АО «ТГЭС» передала показания ОДПУ 60119. В июне 2021 года с учетом переданных показаний по ОДПУ от АО «ТГЭС» откорректированы расчеты по ОДПУ и у потребителей в июне 2021 года отрицательная разница по ОДПУ в связи с чем, ОДН потребителям не начислялся;
за период с июля 2021 года по ноябрь 2021 года потребителем ОДН не начислялся в ввиду отрицательной разницы по ОДПУ.
В части неприменения к расчету по ОДН отрицательной разницы за период сентябрь 2020 года, ноябрь-декабрь 2020 года, ввиду того, что абз. 1 пункта 44 Правил № 354 от 06.05.2011 предусматривающий, что в случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение, введен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 №2184 начало действия редакции 31.12.2020. Таким образом, до 31.12.2020 данной нормы права в Правилах №354 от 06.05.2011 года не содержалось. При этом из материалов дела следует, что в декабре 2020 года расход на общедомовые нужды составлял положительное значение, а не отрицательную разницу.
Довод истца о том, что феврале 2021 года не учтена отрицательная разница по расходам на общедомовые нужды, является не обоснованным и не подтвержденным доказательствами, ввиду того, что из квитанции за февраль 2021 года видно общедомовое потребление составляет 12430 кВт*ч, суммарное потребление в жилых и нежилых помещениях 7684 кВт*ч. Расход на общедомовые нужды составляет: 12430-7684=4746-6 отрицательный ОДН пред. периода =4740.
Сумма начислений на ОДН за период с июля 2020 года по январь 2022 года составляет 6 671 руб. 20 коп., что подтверждено представленными материалами дела, усматривается из лицевой карточки потребителя. С представленным расчетом суд соглашается, при этом, представленный стороной истца расчет о незаконности приведенных ответчиком расчетов не свидетельствует.
Суд также учитывает, что потребителем при оплате услуги электроснабжение должно быть указано, что он оплачивает текущую задолженность, в противном случае все поступившие оплаты засчитываются в счет погашения обязательства, которое возникло раньше на основании ст.522, п.1 ст.319.1 ГК РФ.
В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счет какого расчетного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истек (ч.1 ст.7 ЖК РФ и п.3 ст.199, п.3 ст.319.1 ГК РФ).
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что все начисления, вопреки доводам истца, выполнены корректно, на основании действующего законодательства.
Из материалов дела следует, и доказательств обратного не представлено, что при осуществлении расчетов с потребителями за электроэнергию, АО «ТНС энерго Тула» обоснованно руководствовалось нормами действующего законодательства, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (Правила), постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг»; Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 №46.
Оценивая довод истца о том, что АО «ТНС энерго Тула» не правильно определяет объем потребленной электроэнергии по МКД, расположенному по адресу: <адрес>, ввиду того, что для измерения энергии, потребленной таким крупным объектом как многоквартирный дом, используют специальные приборы, понижающие (трансформирующие) токи нагрузки перед подачей в общедомовой счетчик, суд приходит к следующему.
Общедомовые счетчики электроэнергии, подключаются к домовой электросети не на прямую, так как у потребителя большая мощность потребления, которую невозможно подключить через обычный счетчик прямого включения. Электросчетчики прямого включения работают с малыми токами нагрузки. Как следует из пояснений ответчика, подтвержденного представителем третьего лица, так как токи домового потребления на порядок выше, то для того чтобы счетчик не сгорел, их необходимо уменьшить. Делается это с помощью трансформаторов тока, их подбирают соответственно нагрузке потребителя. Таким образом, коэффициент трансформации разнится в зависимости от установленного на доме оборудования. Счетчик, включенный через такой трансформатор, фиксирует не реально потребленную энергию, а пониженную трансформатором тока, что в доме истца, согласно пояснений ответчика, указывает на понижение в 10 раз. Для получения реального потребления нужно умножить показания счетчика на этот коэффициент. Этот расход и участвует в расчетах электроэнергии на ОДН.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает нарушений ответчиком положений ч.1 ст.157, ч.1 ст.158 ЖК РФ, ч.1 ст.37 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», приведенные доводы истца об обратном не свидетельствуют.
Указание на не предоставление сведений о заключении договора энергоснабжения между АО «ТНС энерго Тула» и ООО УК «Арсенал», а также ссылка на приведенную истцом судебную практику, правового значения для рассматриваемого спора не имеет. При этом суд учитывает, что непосредственное управление многоквартирным домом по адресу: <...>, осуществляется собственниками помещений в таком доме, в связи с чем, АО «ТНС энерго Тула» выставляет соответствующие счета как ресурсоснабжающая организация, а доказательств повторного начисления платы потребленной энергии по ОДН, в том числе включение её в графу содержания жилья, вопреки доводам стороны истца не представлено. Не может свидетельствовать об этом, и представленный истцом платежный документ за ноябрь 2017 года.
Указание на не применение ответчиком п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ, завышение тарифов, отсутствие в МКД лифта, электроотопительных и электронагревательных приборов для цели горячего водоснабжения, не представление документов в части корректировки расчетов и показаний прибора учета, отсутствие корректировки потерь электроэнергии к ежемесячному расходу, отсутствие документов о вводе в эксплуатацию трансформаторов тока; наличие разницы в передаваемых показаниях, свидетельствующей о неисправности ОДПУ, отсутствие в актах коэффициента трансформации, а также не указание потребление электроэнергии по пикам и тарифам дня и ночи, возложение обязанности уплаты за потребленную энергию иных лиц, которые не имеют индивидуального прибора учета, а также юридических лиц, иные доводы истца направлены на неправильное толкование норм материального права, регулирующие спорные правоотношения, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, в связи с чем, судом во внимание не принимаются. Иных доказательств, опровергающих доводы ответчика, а также третьего лица, истцом и его представителем, в нарушение требований ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 56 ГПК РФ суду не представлено. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, также не представлено.
Таким образом, оснований для принятия решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «ТНС энерго Тула» о признании недействительными расчетов по оплате потребленной энергии по ОДН и списании долгов с лицевого счета, не имеется, в связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Обстоятельства нарушения прав ФИО1, изложенные в исковом заявлении, уточненных исковых заявлениях, не соответствуют действительности и представляют собой позицию стороны истца, основанную на субъективном толковании действующего законодательства.
Поскольку, в удовлетворении исковых требований о признании недействительными расчетов по оплате потребленной энергии по ОДН и списании долгов с лицевого счета отказано, то не имеется и оснований для удовлетворения требований о взыскании судебных расходов на сумму отраженную в последнем уточненном иске от 17.03.2022, а именно на сумму 165 рублей. При таких данных, в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к акционерному обществу «ТНС энерго Тула» о признании недействительными расчетов по оплате потребленной энергии по ОДН и списании долгов с лицевого счета, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления в Центральный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Новиков