ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-207/2021370015-01-2021-000343-49 от 19.05.2021 Приволжского районного суда (Ивановская область)

№ 2-207/2021 37RS0015-01-2021-000343-49

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 мая 2021 года г. Приволжск

Приволжский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Философова Д.С.,

при секретаре Шеламовой И.Н.,

с участием истца Ивановского транспортного прокурора – Ходуса А.В.,

представителя третьего лица ГУ МЧС России по Ивановской области – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФИО2 о обязании совершить определенные действия,

установил:

Ивановский транспортный прокурор обратился в Приволжский районный суд к ФИО2, в котором просил обязать ФИО2 подать в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области заявление об исключении из реестра маломерных судов плавучего объекта - дебаркадера несамоходного с регистрационным (бортовым) номером , судовой билет в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что по итогам проведенной Ивановской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации водного транспорта выявлены обстоятельства, нарушающие права неопределённого круга лиц на безопасное движение по внутренним водным путям. В ходе проверки установлено, что в собственности ответчика ФИО2 находится плавучий объект - дебаркадер несамоходный с регистрационным (бортовым) номером (далее - спорный объект, спорное имущество, имущество ответчика), судовой билет . Последний на данный момент состоит на учете в реестре маломерных судов Центра Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области (далее - Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области). При этом указанный дебаркадер, согласно нормам ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, относится к числу плавучих объектов, и с учетом требований ст.ст. 16, 17, 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, подлежит учету бассейновыми организациями, а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска к эксплуатации со стороны Федерального автономного учреждения «Российский речной регистр» (далее - ФАУ «Российский речной регистр»), а не органов Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГИМС МЧС России). Незаконная регистрация указанного плавучего объекта в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации плавучих объектов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. В связи с чем спорный объект подлежит исключению из реестра маломерных судов. Данные обстоятельства и явились основанием для обращения с настоящими исковыми заявлениями.

В судебном заседании истец Ивановский транспортный прокурор Ходус А.В. поддержал заявленные исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Ивановской области по доверенности ФИО3, действующий на основании доверенности от ДАТА, поддержал заявленные исковые требования по основаниям, указанным в иске, а также по доводам представленного им письменного отзыва от ДАТА на иск.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явилась. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом по известным суду адресам регистрации по месту жительства: <адрес>, и месту пребывания: <адрес>. Судебная корреспонденция возвращена в суд по истечении срока хранения. О причинах неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.

По смыслу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Согласно ч. 1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

На основании ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Применительно к правилам п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 года № 234, и ч. 2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции по извещению, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.

При таких обстоятельствах суд считает возможным в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 167, ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщившего об уважительных причинах своей неявки в суд, не просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав истца Ивановского транспортного прокурора Ходуса А.В., представителя третьего лица Главного управления МЧС России по Ивановской области по доверенности ФИО3, исследовав представленные в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что в собственности ответчика ФИО2 находится плавучий объект - дебаркадер несамоходный с регистрационным (бортовым) номером (далее - спорный объект, спорное имущество, имущество ответчика), судовой билет , 1980 года постройки, длиной 15 метров, шириной 6 метров, высотой борта 1,9 метра, вместимостью 60,42 тонн, пассажировместимостью 12 человек, материал корпуса железобетон. Дебаркадер ответчика на данный момент состоит на учете в реестре маломерных судов Центра ГИМС МЧС России по Ивановской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются регистрационной карточкой-заявлением судовладельца, договором продажи имущества от 26.03.2006 года, актом технического освидетельствования маломерного судна от 08.06.2006 года.

В силу п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.

Плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода (абз. 25 ст. 3 КВВТ РФ).

Согласно ч. 1.2 ст. 16 КВВТ РФ, плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ, плавучие объекты подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет средств их владельцев организациями, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов с выдачей свидетельств о соответствии плавучих объектов, подтверждающих соответствие плавучих объектов этим правилам.

В рамках реализации ч. 4 ст. 35 КВВТ РФ Федеральным автономным учреждением «Российский Речной регистр», разработаны и утверждены приказом от 17.03.2017 года № 35-п «Правила классификации и освидетельствования плавучих объектов».

Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов (ч. 1 ст. 16 КВВТ РФ).

В силу ч. 1 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.

Судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст. 3 КВВТ РФ).

Согласно п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23.04.2012 года № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна», под маломерным судном следует понимать судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать; это достаточно крупные яхты, катера, плавдачи, моторные лодки, гидроциклы и т.п., зачастую обладающие весьма значительной стоимостью и ликвидностью.

В соответствии с пп. 4, 6 п. 5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам Министерства обороны Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 года № 835, ГИМС МЧС России осуществляет в установленном порядке классификацию, освидетельствование, государственную регистрацию и учет маломерных судов, присвоение им идентификационных номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда (п. 4); осуществляет ведение реестра маломерных судов и государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании (п. 5).

В связи с чем ГИМС МЧС России и ее структурные подразделения не осуществляют учет и освидетельствование плавучих объектов за исключением наплавных мостов.

При таких обстоятельствах дебаркадер, принадлежащий ответчику, относится к числу плавучих объектов. С учетом требований закона, последний подлежит учету бассейновыми организациями (Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»), а также классификации и освидетельствованию на предмет возможности допуска к эксплуатации со стороны ФАУ «Российский Речной Регистр», а не органов ГИМС МЧС России.

Незаконная регистрация указанного плавучего объекта в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации, в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации плавучих объектов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 21 КВВТ РФ исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно: в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов.

Исключение судна из Реестра осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника(ов) либо уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 17 Приказа МЧС России от 24.06. 2016 года № 340 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»).

Пункт 24 Приказа МЧС России от 24.06.2016 года № 339 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», предусматривает, что в качестве документа, подтверждающего основания для исключения судна из реестра маломерных судов, представляется один из нижеперечисленных документов: в том числе судебный акт, вступивший в законную силу.

Таким образом, у суда имеются правовые основания для возложения на ответчика обязанности подать в Главное управление МЧС России по Ивановской области заявление об исключении из реестра маломерных судов плавучего объекта - дебаркадера несамоходного с регистрационным (бортовым) номером , судовой билет .

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

При этом, под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве соистцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года).

Принимая во внимание, что незаконная регистрация дебаркадера ответчиков в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации, в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации плавучих объектов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за его эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, то обращение в суд прокурора с заявленными требованиями является законным, обоснованным.

Испрашиваемый истцом срок для исполнения возложенных обязанностей - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, признается судом разумным и достаточным.

В силу ч. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины при подаче в суд искового заявления неимущественного характера составляет 300 руб..

В связи с чем, учитывая факт освобождения истца от уплаты государственной пошлины, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в с ответчика в доход бюджета Приволжского муниципального района <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Ивановского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФИО2 о обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать ФИО2, ДАТА года рождения, подать в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области заявление об исключении из реестра маломерных судов плавучего объекта - дебаркадера несамоходного с регистрационным (бортовым) номером , судовой билет в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Приволжского муниципального района Ивановской области государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Ответчик вправе подать в Приволжский районный суд Ивановской области заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Приволжский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Философов Д.С.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26 мая 2021 года.