ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-208/2021 от 11.03.2022 Крутихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-4/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2022 г. с.Крутиха

Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Торопицыной И.А.,

при секретаре Барминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» к Петрищевой Марии Анатольевне о взыскании суммы неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» обратилось в суд с иском к Петрищевой М.А., в котором просило взыскать с ответчика в пользу КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» незаконно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 56 882,66 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Петрищева М.А. состоит на учете в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» (далее – Управление) как получатель субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидия).

Субсидия назначалась на жилое помещение, расположенное по <адрес>.

При каждом обращении за назначением субсидии Петрищева М.А. предоставляла необходимый пакет документов, в том числе, паспорт гражданина Российской Федерации, где на странице 14 имелся штамп о регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ с ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии) предоставляются гражданам в случае, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч.6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с ч.7 ст.159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидий и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 (далее – Правила), право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

На основании п.4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в п.3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Согласно п.11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Уполномоченные органы осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, в том числе, посредством направления соответствующих запросов в организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. В случае обнаружения недостоверных сведений в представленных заявителем информации и документах, уполномоченные органы обязаны сообщить об этом в компетентные органы.

В результате проведенной проверки было установлено, что брак Петрищевой М.А. с ФИО9 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, Петрищева М.А. с ДД.ММ.ГГГГ не имела права на получение субсидии в ранее назначенном размере.

Таким образом, Петрищева М.А. незаконно получила субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 56 882,66 руб.

В соответствии с п.п. «в» п.60 Правил, предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии предоставления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлены уведомления с требованием возврата необоснованно полученных денежных средств в размере 56 882,66 руб. Однако до настоящего времени денежные средства на счет Министерства социальной защиты Алтайского края не поступали.

Комиссией управления по контролю, списанию и предупреждению переплат от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о взыскании с Петрищевой М.А. необоснованно полученной субсидии.

На основании п.61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата – по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В письменном дополнении к иску, истец указал, что в соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с собственником жилого помещения в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Однако для признания иных граждан членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи, требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14).

В соответствии с ч.4 ст.31 ЖК РФ, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Ответчик, зная об обязанности уведомления Управления об изменении обстоятельств в семье (изменение места постоянного жительства, основания проживания, гражданства, состава семьи, материального положения), о чем имеется подпись в заявлении, не сообщила в Управление о расторжении брака.

Так как Петрищева М.А. не является собственником жилого помещения по <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ не является членом семьи (родственником) собственника ФИО9, и не предоставила в Управление договор найма на данное жилое помещение, она не имела права на оформление субсидии на вышеуказанное жилое помещение.

В соответствии со ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Так как в Управление поступила информация о расторжении брака Петрищевой М.А. ДД.ММ.ГГГГ, истец полагает, что срок исковой давности начинается именно с этой даты и им не пропущен.

В ходе судебного разбирательства по делу, истец представил уточненное исковое заявление, в котором указал, что после развода с ФИО9, ответчик Петрищева М.А. (совместно с детьми) имела право на получение субсидии на ? часть жилого помещения, а не на все жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

После перерасчета установлено, что Петрищева М.А. незаконно получала субсидии на оплату ? части жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 840,34 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Комиссией было принято решение о пересмотре суммы необоснованно полученной субсидии.

С учетом уточнения требований, истец просит взыскать с ответчика Петрищевой М.А. в свою пользу, незаконно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 15 840, 34 руб.

Ответчик Петрищева М.А. представила письменные возражения относительно исковых требований КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам», в которых она указала, что на момент обращения за субсидией и по настоящее время она проживает по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение принадлежит Петрищевой М.А. на праве собственности, поскольку оно было приобретено ее покойным отцом для проживания в нем Петрищевой М.А. и ее детей. Не смотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ брак между Петрищевой М.А. и ФИО9 был расторгнут, они не прекращали проживать совместно одной семьей. По настоящее время Петрищевы живут вместе, ведут общее совместное хозяйство, т.е. состоят с ним фактически в брачных отношениях.

В соответствии со ст.159 ЖК РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, в том числе собственникам жилых помещений, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

При этом в соответствии с п.1 сти.31 ЖК РФ, членами семьи собственника жилого помещения, кроме проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруга, детей и родителей, могут быть признаны и другие родственники собственника, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Так как ФИО9 вселялся в жилое помещение, на которое назначались субсидии, в качестве члена семьи Петрищевой М.А., а именно супруга, и до настоящего времени проживает в этом жилом помещении в качестве члена семьи последней, ответчик считает, что с ее стороны не было незаконного получения субсидии.

Ссылаясь на указанные обстоятельства и нормы действующего жилищного законодательства, полагала, что в удовлетворении иска КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» надлежит отказать.

Кроме того, со ссылкой на ст.ст.195, 196, 200 ГК РФ, ответчик указала о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе судебного разбирательства по делу представители истца, ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенностей, на удовлетворении требований, с учетом их уточнения, настаивали. В ходе судебного разбирательства по делу дополнительно пояснили, что при первоначальном обращении Петрищевой М.А. с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, у последней истребовалось свидетельство о регистрации брака с ФИО9 с целью подтверждения родства. При каждом последующем обращении Петрищевой М.А. с соответствующим заявлением, свидетельство о регистрации брака у ответчика не истребовалось, в качестве документа, подтверждающего брак с ФИО9 принимались сведения о семейном положении в паспорте Петрищевой М.А. – штамп о регистрации брака с ФИО9 При этом, каждый раз при обращении в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и <адрес>м» за назначением субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Петрищева М.А. ставилась в известность, в чем собственноручно расписывалась в заявлении, о наличии у нее обязанности сообщать о случаях изменения обстоятельств в семье, а именно, об изменении места постоянного жительства, основания проживания, гражданства, состава семьи, материального положения с предоставлением подтверждающих документов, в течение 30 дней после наступления этих событий, а также об ответственности за полноту и достоверность сведений, содержащихся в представленных документах в виде утраты права на субсидию. О том, что в случае расторжения брака с ФИО9 необходимо представить в управление соответствующий документ, подтверждающий данное обстоятельство, Петрищеву М.А. при обращении в управление не информировали.

Ответчик Петрищева М.А. в ходе судебного разбирательства по делу возражала относительно удовлетворения исковых требований КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и <адрес>м», пояснила, что не смотря на расторжение брака с ФИО9, они не прекращали проживать совместно одной семьей. По настоящее время Петрищевы живут вместе, ведут общее совместное хозяйство, Петрищева М.А. считает его членом своей семьи. При обращении с заявлением Петрищевой М.А. о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, последней никогда не разъяснялось о том, что в случае расторжения брака ей необходимо предоставить подтверждающий данное обстоятельство документ. Свидетельство о регистрации брака с ФИО9 за весь спорный период времени у Петрищевой М.А. ни разу истребовалось. Какого-либо умысла в предоставлении недостоверных сведений у Петрищевой М.А. никогда не имелось.

Третье лицо ФИО9 возражал против удовлетворения исковых требований КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам».

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителей истца ФИО4, ФИО5, ФИО6, ответчика Петрищеву М.А., третье лицо ФИО9, показания свидетелей Свидетель №1, ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст.1109 ГК РФ).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений п.3 ст. 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17), соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде субсидий.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. « 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия).

По смыслу ст. 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Согласно ч. 1 ст.159 ЖК РФ субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч.6 ст. 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (ч. 2 ст. 159 ЖК РФ).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (ч.3 ст.159 ЖК РФ).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 ЖК РФ).

В соответствии с предписанием ч.7 ст.159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила).

Решения о предоставлении субсидий принимаются уполномоченными органами (п.7 Правил).

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением соответствующих документов, в числе которых документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, а также документы, копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (п.8 Правил).

Уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, в том числе, копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 8 настоящих Правил. Заявитель вправе представить в уполномоченный орган по месту жительства документы, указанные в пункте 8(1) настоящих Правил, по собственной инициативе. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (пункты 8(1), 8(2), 14 Правил, в редакции от 28.04.2018, действовавшей на момент обращения истца за назначением субсидии начиная (начиная с 20 марта 2018 г.).

Уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации (п.11 Правил).

Уполномоченный орган при решении вопроса о наличии права на предоставление субсидии и расчете ее размера определяет состав семьи заявителя в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Порядок определения состава семьи заявителя установлен в разделе III данных Правил. В состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся: а) членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в соответствии со ст. 69 Кодекса (супруг, дети и родители нанимателя; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; иные лица, признанные членами семьи нанимателя в судебном порядке); б) членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 Кодекса (проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, дети и родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи); в) членами семьи иных граждан, указанных в ч. 2 ст. 159 Кодекса, в соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ (супруг, родители и дети (усыновители и усыновленные).

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев (пункт 41 Правил).

Пунктами 48, 49 Правил предусмотрено, что получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события. В случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу такие документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите от 24 июля 2015 г. № 248 был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Установление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Данный документ утратил силу с 28 декабря 2017 г. в связи с изданием Приказа Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 28 декабря 2017 г. № 604, которым был утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Установление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Административный регламент).

В силу п.2.2.1 Административного регламента государственная услуга «Установление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предоставляется краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) (далее - "управления") по месту жительства получателя субсидии.

Пунктом 2.2.5 Административного регламента предусмотрено, что информирование о порядке, условиях и процедуре предоставления государственной услуги в рамках настоящего Административного регламента осуществляется специалистами управлений, участвующими в предоставлении государственной услуги, и должностными лицами Минсоцзащиты Алтайского края, курирующими вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги. Консультации предоставляются, в том числе, по следующим вопросам: о перечне документов, необходимых для назначения и выплаты субсидии, комплектности (достаточности) представленных документов; об источниках получения документов, необходимых для назначения и выплаты субсидии (орган, организация и их местонахождение).

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края: Конституция Российской Федерации; Жилищный кодекс Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья); Семейный кодекс Российской Федерации (п.2.6 Административного регламента).

В соответствии с п.п.2.8.1, 2.8.2 Административного регламента, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Алтайского края от 28 декабря 2017 г. № 604 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) (п.п.2.7.1, 2.7.2 Административного регламента утв. Приказом Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите от 24 июля 2015 г. № 248), для принятия решения о назначении (об отказе в назначении) субсидии необходимы, в том числе, копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи. Если указанные в пункте 2.8.1 настоящего Административного регламента документы не представлены заявителем по собственной инициативе, содержащиеся в указанных документах сведения запрашиваются управлением либо МФЦ у соответствующего органа, располагающего такими документами (сведениями), в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с п.2.10 Административного регламента, управления вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Пунктом 3.5 Административного регламента (п.3.11 Административного регламента утв. Приказом Главного Управления Алтайского края по труду и социальной защите от 24 июля 2015 г. № 248) предусмотрено, что управление в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о назначении субсидии направляет (вручает) получателю справку о назначении субсидии, где указывается размер назначенной субсидии и период предоставления субсидии, напоминание заявителю об обязанности сообщать органу социальной защиты населения об обстоятельствах, влекущих изменение размера субсидии или утрату права на ее получение, срок обращения за предоставлением субсидии на следующий период.

В заявлении о предоставлении субсидии по форме, утвержденной названным Административным регламентом, гражданин обязуется в случае изменения обстоятельств в семье (изменение места постоянного жительства, основания проживания, гражданства, состава семьи, материального положения) представить подтверждающие документы в течение 30 дней после наступления этих событий, подтверждает, что с установленными порядком и условиями предоставления, приостановления и прекращения выплаты субсидий ознакомлен и обязуется их выполнять, а также подтверждает, что предупрежден об ответственности за полноту и достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также о том, что в случае выявления недостоверности данных сведений теряет право на получение субсидии (Приложение № 2 к Административному регламенту).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Петрищева М.А. состоит на учете в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» (далее – Управление) как получатель субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидия).

Субсидия назначалась на жилое помещение, расположенное по <адрес>.

КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам», обращаясь в суд с иском о взыскании с Петрищевой М.А. необоснованно полученной последней суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 840,34 руб., ссылается в обоснование иска на то, что Петрищева М.А. в результате предоставления заведомо недостоверной информации относительно того, что состоит в зарегистрированном браке с собственником жилого помещения, на которое ответчице предоставлялась субсидия, посредством предоставления при каждом обращении за назначением субсидии необходимого пакета документов, в том числе, паспорта гражданина Российской Федерации, где на странице 14 имелся штамп о регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ с ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконно получала субсидии на все жилое помещение, а не на ? части жилого помещения.

По сути, тем самым истцом заявлено о недобросовестности ответчика.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Петрищевой М.А.) по требованиям о взыскании полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Петрищевой М.А. при получении последней в период с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм субсидии на лежит на истце.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе судебного разбирательства по делу, Петрищева М.А. последовательно утверждала, что с иском о расторжении брака с ФИО9 она обратилась в суд после ссоры с последним, однако сразу после того, как брак был расторгнут, они с супругом помирились и стали вновь проживать одной семьей. По настоящее время ФИО11 живут вместе, ведут общее совместное хозяйство, вместе воспитывают и содержат детей, Петрищева М.А. всегда считала, и считает ФИО9 до настоящего времени, членом своей семьи. При обращении Петрищевой М.А. с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, последней никогда не разъяснялось о том, что расторжение брака с супругом влияет на предоставление, прекращение выплаты субсидий, либо на их размер, а также о том, что в случае расторжения брака с супругом ей необходимо предоставить подтверждающий данное обстоятельство документ, сама Петрищева М.А. об этом не знала и при истребовании у нее соответствующих сведений и документов, она бы их предоставила. Свидетельство о регистрации брака с ФИО9 в спорный период времени у Петрищевой М.А. ни разу истребовалось, о том, состоит ли она в зарегистрированном браке с ФИО9, ее при обращении в управление никогда не спрашивали. Какого-либо умысла в предоставлении недостоверных сведений, в том числе, на сокрытие сведений о расторжении брака с ФИО9, у Петрищевой М.А. никогда не имелось.

Сторона истца в ходе судебного разбирательства по делу утверждения ответчика о том, что при каждом обращении последней, ей не разъяснялось о том, что расторжение брака с супругом влияет на предоставление, прекращение выплаты субсидий, либо на их размер, а также о том, что в случае расторжения брака с супругом ответчику необходимо предоставить подтверждающий данное обстоятельство документ, а также утверждения о том, что свидетельство о регистрации брака с ФИО9 в спорный период времени у Петрищевой М.А. ни разу истребовалось, что ответчика при обращении в спорный период в управление никогда не спрашивали, состоит ли она в зарегистрированном браке с ФИО9, не только не опровергла, в том числе, посредством предоставления соответствующих доказательств в порядке ст.ст.56, 60 ГПК РФ, но подтвердила их.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, нормы действующего законодательства, принимая во внимание, что Петрищева М.А. в спорный период времени в установленном порядке подавала все необходимые документы для получения субсидии, заявления Петрищевой М.А. были рассмотрены компетентными органами, прошли соответствующие проверки и были ими удовлетворены, что действующим законодательством не определены и в типовой форме заявления не указаны форма, вид и способ уведомления гражданином органа социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влияющих на право получения соответствующей субсидии, в данном случае о расторжении брака с супругом, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств в соответствии со ст.ст.56, 60 ГПК РФ наличия в действиях (бездействии) ответчика Петрищевой М.А. недобросовестности, а потому в удовлетворении требований КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» надлежит отказать.

Доводы истца, третьего лица Министерства социальной защиты Алтайского края о том, что документом, подтверждающим брак, является не только свидетельство о браке, но и сведения о семейном положении в паспорте гражданина, судом во внимание не принимаются, поскольку в силу действующего законодательства, супругом считается лицо, которое состоит с нанимателем (собственником) в зарегистрированном браке, и документом, подтверждающим нахождение супругов в браке, является свидетельство о заключении брака (ст.10 Семейного кодекса РФ, глава III ФЗ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»). Именно свидетельство о браке имеет доказательственное значение и подтверждает наличие у лица определенных субъективных прав, в то время как отметки (штамп) о регистрации или о расторжении брака в паспорте гражданина производятся по желанию самого гражданина (п.5 Положения о паспорте гражданина РФ, утв.Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828).

Помимо изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, заявления ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, положений ст.ст.196, 199, 200 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» надлежит отказать во взыскании с ответчика Петрищевой М.А. суммы неосновательного обогащения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в связи с пропуском срока исковой давности, исходя при этом из того, что о расторжении брака между ответчиком и ФИО9 истцу должно было стать известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ, при очередном обращении Петрищевой М.А. с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, когда ответчиком не был представлен документ подтверждающий правовое основание отнесения ФИО9, указываемого ответчиком в качестве супруга, к члену своей семьи – свидетельство о регистрации брака, в то время как в суд с настоящим иском КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» обратилось ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований КГКУ «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» к Петрищевой Марии Анатольевне о взыскании суммы неосновательного обогащения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Крутихинский районный суд Алтайского края.

Мотивированное решение суда изготовлено 16 марта 2022 г.

Судья И.А. Торопицына