ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-210 от 27.05.2011 Ульчского районного суда (Хабаровский край)

                                                                                    Ульчский районный суд Хабаровского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ульчский районный суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-210/11года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2011 года с. Богородское

Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Гаркуль И.В.,

при секретаре Сухар Н.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к Министерству финансов Хабаровского края, Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Комитету по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки и понуждении возмещать в дальнейшем расходы, связанные с предоставлением в денежной форме мер социальной поддержки.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Администрации Ульчского муниципального района о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги.

В обоснование своих требований в иске указала, что ФИО1 является педагогом, проработавшим в сельской местности более десяти лет и вышедшим на пенсию. С 2009 г. ей предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. Однако с октября 2010 года было отказано в компенсации стоимости платы за отопление и освещение. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось раннее в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их; семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (его пункт 1 обязывает исполкомы сельских и Поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей). Впоследствии это право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и; Совета Министров СССР N 437 от 24 мая 1982 года, N 85 от 24 января 1985 года, а также другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР. В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 24.10.90 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" вышеуказанные Постановления являются действующими. После принятия в 1992 году Закона Российской Федерации "Об образовании" положения указанных выше актов, касающихся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие. В силу абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона N 12-ФЗ от 13 января 1996 года) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Указанная норма Федеральным законов N 122 ФЗ от 22 августа 2004 года дополнена положением о том, что размер, условия и  порядок возмещения расходов, связанных с предоставление указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектами РФ. Названное законоположение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 553-О-П от 2 апреля 2009 года, не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе N 52-ФЗ от 6 мая 2003 года "о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации учитываются в межбюджетных отношениях. Преамбулой ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ О внесении изменении в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что наряду с другими задачами данного Закона является повышение материального благосостояния граждан и системы их социальной защиты; при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Нормы настоящего ФЗ должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в преамбуле и не могут использоваться для умаления прав и интересов гражданина. Таким образом, Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги. В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике механизм реализации для названных категорий граждан такой льготы, как бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, предоставлявшийся в натуральной форме, требовал, как отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 375-0, соответствующих преобразований. Изменение подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан нашло отражение в Законе Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставляемых гражданам, в частности в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1) (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 322-О-П). Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в eгo  статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. При этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса. Федеральный закон от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" закрепил, что размер, условия и Порядок возмещения расходов на (предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в  том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "  Об  образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации; но не позднее чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов. Обязав, таким образом, еще в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до 1 января 2005 года ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения  (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 322-О-П). Пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона Хабаровского края от 14.02.2005 N 261 "О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений и дополнительных гарантиях права на образование отдельным категориям обучающихся" (в редакции от 05.03.2005г.) предусматривалось предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогическим работникам (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с руководством образовательным процессом), нетрудоспособным членам их семей, находящимся на иждивении, а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности и рабочих Поселках (поселках городского типа), стаж работы которых в этих местностях составляет не менее 10 лет. С вступлением в силу Закона Хабаровского края от 20.12.2006 N 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" утратил силу пункт 4 части 1 статьи 1 Закона Хабаровского края от 14 февраля 2005 года N 261 "О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений и дополнительных гарантиях права на образование отдельном категориям обучающихся". Фактически с указанного времени произошел переход от права на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением к праву на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещение педагогическим работникам в денежной форме. Основанием для отказа в предоставлении ей в денежной форме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением послужило принятие Закона Хабаровского края от 06.05.2010 N 5 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)". Согласно статье 2 Закона Хабаровского края от 06.05.2010 N 5 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" настоящий закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, в части предоставления мер социальной поддержки в денежной форме». Однако право на предоставление ей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением возникло до принятия указанного Закона, т.е в 2009 г. По смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 года N 17-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах"). Придание обратной силы закону носит, исключительный характер и специально оговаривается в законе. Кроме того, новая редакция Закона Хабаровского края от 06.05.2010 N 5 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением: педагогическим работникам образовательных, учреждений, работающим и проживающим в Сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" не содержит каких-либо положений лишающих меня права на указанные меры социальной поддержки. Федеральным законодательством право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не отменено, тем более не может быть оно отменено законодательством субъекта Российской Федерации. Наделение Хабаровского края правом на установление размер, условия и порядок возмещения указанных расходов не регулирует правоотношения по предоставлению льгот педагогическим работникам. В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 N 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" возмещение расходов производится органами местного самоуправления муниципальных районов на основании Закона Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования. Возмещению подлежат расходы независимо от вида жилищного фонда,  к которому относятся жилые помещения, занимаемые педагогическими работниками образовательных учреждений. Согласно статье 1 указанного Закона, размер возмещения расходов определяется исходя из: числа педагогических работников, включая вышедших на пенсию  (далее - педагогические работники); тарифов для населения на жилищно-коммунальные Услуги и розничных цен на твердое топливо, действующих в данной сельской местности или рабочем поселке (поселке городского типа). Возмещение расходов производится в размере 100 процентов  стоимости оплаты жилого помещения с отоплением и освещением и не может быть ниже объема мер социальной поддержки ранее предоставляемых педагогическим работникам в натуральной форме. Сумма не возмещенных ей расходов, связанных с предоставлением в денежной форме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет 55 723,79 рублей. Просит суд взыскать с Министерства финансов Хабаровского края, Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, за счет казны, задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате отопления и освещения педагогическим работникам в размере 55723,79 рублей. Обязать Министерство финансов Хабаровского края, Администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края возмещать в дальнейшем, расходы связанные с предоставлением в денежной форме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам.

Определением от 11 мая 2011 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ и Министерство образования и науки Хабаровского края.

Определением от 27 мая 2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края.

Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала и уточнила, что просит взыскать с Комитета по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате отопления и освещения педагогических работников в размере 55 723, 79 руб. и обязать возмещать в дальнейшем указанные расходы. Она не согласна с тем, что ей прекратили предоставлять компенсацию по предоставлению мер социальной поддержки по оплате отопления и освещения педагогическим работникам. Она проработала учителем в сельской местности более 15 лет, проживает с сельской местности в настоящее время. Закон от 06 мая 2010 г. который вносит изменения, распространяется на правоотношения возникшие с 01 января 2010 г., т.е. не может к ней относится, у нее ранее возникло право. В 2008 году она ушла на пенсию, в 2009 году стала получать меры социальной поддержки.

Представитель Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения, изложенные в письменном отзыве -   в соответствии с законом Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 30.   статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации". Наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования. В соответствии с законом Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках». Педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, возмещение расходов производится в случае, если они:

1) проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет;

2) проживают в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

3) имели право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением на момент увольнения в связи с:

а) выходом на пенсию;

б) ликвидацией учреждения, сокращением численности или штата работников учреждений и если такой работник с момента увольнения и до выхода на пенсию не был трудоустроен. Изучив представленную копию трудовой книжки, в которой указано, что истец уволилась по собственному желанию в 1995 году с должности учителя Богородской средней школы, видно, что на момент увольнения ей было 37 лет и увольнение в связи с выходом на пенсию с должности педагога не имело место. Таким образом, истец не подходит под категорию педагогических работников, указанных в законе Хабаровского края от 20.12.2006 № 90. В соответствии с постановление Президиума высшего Арбитражного суда РФ от 3 ноября 2010 г. N 10430/10 согласно ст. 2 ФЗ от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. В соответствии с п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". В силу п. 7 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не предусмотренные п. 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Между тем ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Исходя из положений ст. 84 Бюджетного кодекса РФ финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации. В соответствии с ст.2 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 возмещение расходов производится органами местного самоуправления муниципальных районов на основании Закона Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования. По данному закону органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями края, в частности по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим законом, осуществляется за счет субвенций местным бюджетам из краевого бюджета. Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий, осуществляется по возмещению расходов педагогическим работникам - на основании методики согласно приложению 8 к этому закону. Органом местного самоуправления который наделен государственными полномочиями по закону Хабаровского края является администрация Ульчского муниципального района в лице комитета по образованию. Комитетом по образованию был направлен запрос в Министерство образования Хабаровского края с разъяснениями по данному вопросу. Министерство образования Хабаровского края разъяснило, что истица не подпадает под категорию педагогических работников имеющих данную меру социальной поддержки. В соответствии с п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 № 377 утвержден порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотренных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании". Законом Хабаровского края от 20.12.2006 № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" также определено, что финансирование возмещения расходов осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). ФАС Дальневосточного округа от 06.05.2010 N ФОЗ-2920/2010 по делу N А51-20107/2009  установил, что суммы в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" должны финансироваться исходя из положений статьи 84 БК РФ, а также статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и относится к расходным обязательствам Российской Федерации, в связи с чем из федерального бюджета должны быть выплачены средства в бюджет субъекта РФ в компенсацию рассматриваемых расходов. Администрация Ульчского муниципального района в лице комитета по образованию осуществляет предоставление льгот педагогам в сельской местности, согласно закона Хабаровского края от 14.11.2007 № 153 только за счет субвенций местным бюджетам из краевого бюджета. В соответствии с законом Хабаровского края о краевом бюджете на 2011 год в администрацию района направляется уведомление о бюджетных ассигнованиях краевого бюджета. На 2011 год утверждена сумма субвенций на возмещение расходов педагогическим работникам по оплате жилых помещений с отоплением и освещением. Комитет по образованию делает расчет необходимых субвенций с учетом количества работников, занимаемых ими площадей, цен и тарифов на коммунальные услуги. Данный расчет направляется в Министерство образования Хабаровского края. Ежемесячно в пределах данной суммы комитетом по образованию формируется заявка и направляется в финансовое управление администрации Ульчского муниципального района. За подписью начальника финансового управления идентичная заявка (по той же форме) направляется в Министерство образования Хабаровского края. Министерство образования Хабаровского края направляет на лицевой счет местного бюджета комитета по образованию субвенции. Данный лицевой счет комитета открыт в Федеральном казначействе. Истец уходила на пенсию как сотрудник милиции, а не как работник образования. Постановлением Совмина СССР от 04.05.1971 № 255 определено, что за перешедшими на пенсию учителями,  воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. На основании изложенного просят суд в удовлетворении исковых требований к администрации Ульчского муниципального района отказать.

Представитель Комитета по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края по доверенности ФИО3 в судебном заседании показал, что исковые требования не признает. Бухгалтерией был направлен запрос, дали разъяснения из Министерства образования и науки, что ФИО1 не имеет права на возмещение. Деньги в порядке субвенции выделяли Комитету по образованию, а они выплачивали их людям.

Представитель министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и письменный отзыв, согласно которому Министерство финансов края с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям. Согласно абз.3 ч.5 ст. 55 ФЗ «Об образовании» (в редакции, действовавшей до принятия Закона от 29.12.2010г. № 439-Ф3) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом от 06 мая 2003г. №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.03г. №377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» из федерального бюджета в составе фонда компенсаций должны были выделяться средства бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат на предоставление льгот по оплате жилья гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. В период исковых требований из федерального бюджета не выделялись средства на предоставление такой социальной льготы, как освобождение педагогов, работающих и проживающих в сельской местности, от оплаты жилья и коммунальных услуг. Вместе с тем, в соответствии с предписаниями федерального законодательства 20 декабря 2006г. был принят Закон Хабаровского края №90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), (далее - Закон Хабаровского края №90). 14 ноября 2007 года в Закон Хабаровского края №90 были внесены изменения и в части 1 статьи 2 установлено, что возмещение расходов педагогическим работникам производится органами местного самоуправления муниципальных районов на основании Закона Хабаровского края «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования». Согласно статье 3 финансирование возмещения расходов осуществляется за счет и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности. 14 ноября 2007 года был принят Закон Хабаровского края №153 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования». Согласно п.8 ст. 2 Закона органы местного самоуправления были наделены полномочиями по возмещению организациям, предоставляющим ЖКУ, расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам. Законом Хабаровского края от 06.05.10г. №5 в Закон Хабаровского края №90 были внесены изменения в части предоставления мер социальной поддержки в денежной форме. Согласно ч.2 ст. 1 Закона возмещение расходов производится в размере 100 процентов стоимости оплаты жилого помещения с отоплением и освещением и не может быть ниже объема мер социальной поддержки, ранее предоставляемых педагогическим работникам в натуральной форме. Педагогические работники согласно абз.2 ст.4 Закона №90 должны обратиться в орган местного самоуправления для заключения соглашения, на основании которого и производится возмещение расходов за оплаченные жилищно-коммунальные услуги. Источником финансирования возмещения расходов также назван федеральный бюджет. При этом, частью 3 статьи 2.1. определено, что педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, возмещение расходов производится в случае, если они:

1. проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет;

2. проживают в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

3. на момент увольнения в связи с выходом на пенсию имели право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.

Истец уходила на пенсию как сотрудник органов внутренних дел, а не как работник образования. В Постановлении Совмина СССР от 04.05.1971г. №255, на которое ссылается истец, также указано, что за перешедшими на пенсию учителями и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы составляет не менее 10 лет. Следовательно, истец не имеет право на предоставление ей льгот по оплате ЖКУ. Министерство финансов края также считает, что не может нести ответственность по исковым требованиям по следующим основаниям: 1. Согласно п.1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.05 г.) расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.99 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В силу пункта 7 ст. 26.3 данного Закона полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные п.2 ст. 26.3 ФЗ №184, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В Законе Хабаровского края № 90 также указан источник финансирования -федеральный бюджет. Однако, в спорный период средства на реализацию льгот педагогам, проживающим в сельской местности, из федерального бюджета бюджету Хабаровского края, как и другим субъектам Российской Федерации, не передавались. Федеральным Законом от 02.12.2009г. №308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» не предусмотрено выделение финансовой помощи на реализацию установленных федеральным законодательством льгот. Судебная арбитражная практика Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, а также судов других федеральных округов РФ признает надлежащим ответчиком по делам о взыскании расходов на предоставление льгот педагогам сельской местности, понесенных организациями и предприятиями ЖКХ- Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ, так как соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, в федеральных законах о федеральном бюджете должны предусматриваться финансовые средства, объем которых должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.03.2010г. № Ф03-1716/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.04.2010г. по делу №А26-5210/2009, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.04.08г. по делу №А28-12936/2007-9 и др.). 29 декабря 2010г. был принят Федеральный Закон «О внесении изменений в статьи 52.2. и 55 Закона РФ «Об образовании», которым были разграничены обязательства по финансированию льгот в зависимости от того, в каком образовательном учреждении работают педагоги - федеральном, субъекта РФ или муниципальном. Данный закон вступил в силу 11 января 2011г., при этом необходимо отметить, что Постановление Правительства №377 до сих пор является действующим. До вступления в силу вышеуказанного закона ответственность за ненадлежащее финансирование льгот педагогам сельской местности должна быть возложена на Российскую Федерацию. 2. Министерство финансов края, несмотря на то, что из федерального бюджета не выделялись средства на компенсацию оплаты жилья педагогам, проживающим в сельской местности, предусматривало средства на эти цели в краевом бюджете. С момента принятия Закона Хабаровского края от 14.11.2007г. №153 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования» в краевом бюджете ежегодно предусматриваются средства на его реализацию в виде субвенций муниципальным образованиям края. Ульчскому муниципальному району было предусмотрено выделение средств в следующих размерах: - в 2010 году 16 млн. 554 тыс. рублей (приложение № 19 к Закону Хабаровского края от 09.12.2009г.№288 «О краевом бюджете на 2010 год»). - в 2011 году 20 млн. 371 тыс. рублей (приложение № 19 к Закону Хабаровского края от 08.12.2010г.№57 «О краевом бюджете на 2011 год»). Данные средства перечисляются министерством финансов края главному распорядителю средств краевого бюджета - министерству образования и науки Хабаровского края, которое осуществляет перечисление средств органам местного самоуправления. Отчеты о расходовании средств поступают непосредственно в министерство образования края. В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В соответствии с п.3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. В соответствии с п.3. ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: - о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту. О недопустимости взыскания вреда с министерства финансов края при участии в правоотношениях специально уполномоченного органа государственной власти края указано, в частности, в Постановлении президиума Хабаровского краевого суда от 09.03.2011 г. по иску ФИО4 о взыскании расходов по оплате стоимости проезда. Министерство финансов края не организует непосредственное предоставление льгот педагогам в сельской местности, так как данные полномочия были переданы органам местного самоуправления, которые обязаны определять органы и должностных лиц местного самоуправления, специально уполномоченных осуществлять деятельность по осуществлению государственных полномочий и организовывать работу по предоставлению льгот (ст.4 Закона Хабаровского края от 14.11.2007г. №153). В связи с изложенным, просят отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя и представили письменный отзыв, согласно которому не согласны с предъявленными требованиями по следующим основаниям. Истцу необходимо представить доказательства, подтверждающие право на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Хабаровского края. Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»  педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Закон Хабаровского края от 20.12.2006 N 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)"  определяет размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Хабаровского края. В соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 N 90 (в редакции Закона Хабаровского края от 06.05.2010 № 5)  педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, возмещение расходов производится в случае, если они: проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет; проживают в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); и на момент увольнения в связи с выходом на пенсию имели право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. Таким образом, истцу необходимо доказать, что она проработала в сельской местности не менее 10 лет, в настоящее время проживает в сельской местности, уволилась из образовательного учреждения в связи с выходом на пенсию (а не по другим основаниям, например, по инициативе работника) и на момент увольнения имела право как педагогический работник на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения - с отоплением и освещением. Только при соблюдении всех названных условий истец имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением как педагогический работник. Министерство финансов Российской Федерации не является надлежащим ответчиком по данному делу. Согласно пункту 5 статьи 55 (до 15.02.2011)  Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"  размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 N 90  возмещение расходов производится органами местного самоуправления муниципальных районов на основании Закона Хабаровского края "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования». В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделялись до 15.02.2011 за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете. В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением № 377 компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам. Таким образом, несоблюдение субъектом Российской Федерации приведенного порядка финансирования льгот по оплате коммунальных услуг педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права гражданина на меры социальной поддержки, установленного федеральным законодательством. В силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, так как законодательством Хабаровского края установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели. (Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2010 N 59-В10-16). С 15.02.2011  пункт 5 статьи 55 Закона об образовании предусматривает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов  Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Просят в иске к министерству финансов Российской Федерации отказать.

Представитель Министерства образования и науки Хабаровского края в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просили рассматривать дело без участия их представителя, поступил письменный отзыв, согласно которому считают заявленные к министерству образования и науки Хабаровского края исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отопление и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением данной меры социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. В Хабаровском крае размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), урегулированы Законом края от 20.12.2006 № 90 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)». На основании вышеуказанных нормативных правовых актов педагогическим работникам меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам предоставлялись в натуральной форме. Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ были внесены изменения в абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании», предусматривающие предоставление педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения. Законом Хабаровского края от 06 мая 2010 г. № 5 были внесены изменения в Закон края, в соответствии с которыми был изменен установленный ранее в крае порядок возмещения расходов с натуральной формы на денежную. Изменение формы предоставления (с натуральной на денежную) соответствующих мер социальной поддержки не изменило существа таких мер и гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом Законом Хабаровского края от 06 мая 2010 г. № 5 не вводится каких-либо ограничений в отношении категорий педагогических работников, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, размеров занимаемой такими гражданами жилой площади. В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации при переходе от предоставления натуральных льгот к предоставлению компенсаций не допустимо снижение уровня социальной поддержки педагогических работников, т.е. соответствующие компенсации должны быть установлены в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения (определение от 02.04.2009 № 553-О-П). Согласно ч. 2 ст. 1 Закона края возмещение расходов производится в размере 100 процентов стоимости оплаты жилого помещения с отоплением и освещением и не может быть ниже объема мер социальной поддержки, ранее предоставляемых педагогическим работникам в натуральной форме. Таким образом, Закон Хабаровского края от 06 мая 2010 г. № 5 не ухудшил положение педагогических работников, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, не повлиял на возникновение или прекращение права на жилое помещение, отопление и освещение. В связи с тем, что придание закону обратной силы носит исключительный характер и должно быть специально оговорено в законе, ст. 2 Закона Хабаровского края от 06 мая 2010 г. № 5 предусмотрен момент вступления данного закона в силу через 10 дней после его официального опубликования, а также распространение действия закона на правоотношения, возникшие с 01 января 2010г., в части предоставления мер социальной поддержки в денежной форме. В данной связи предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам в денежной форме в Хабаровском крае осуществляется с 01.01.2010. Поскольку предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании», то их финансирование должна осуществлять Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации, источником их финансирования является федеральный бюджет. Об этом очевидно свидетельствует правовая позиция Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 22.06.2006 № 23, и Верховного суда Российской Федерации, изложенная в определении от 18.04.2007. Министерство образования края с 1 января 2008 года не организует непосредственное предоставление возмещения расходов, так как соответствующие государственные полномочия были переданы для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов края, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны самостоятельно реализовывать переданные им для исполнения государственные полномочия. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В связи с вышеизложенным, вина министерства образования Хабаровского края в не возмещении истцу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением отсутствует, министерство образования и науки края является ненадлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем исковые требования к министерству образования края неправомерны и не подлежат удовлетворению. Считают, что ответчиками по делу должны выступать администрация муниципального района в лице управления образования администрации и Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю в порядке субсидиарной ответственности.

Заслушав истицу, представителя ответчика, соответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 55 п. 5 абз. 3 Закона РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ педагогические работники образовательных учреждений, в порядке установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением данной меры социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Закон Хабаровского края от 20.12.2006 N 90 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)"  определяет размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Хабаровского края.

Таким образом, педагогическим работникам меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением предоставлялись в натуральной форме.

Федеральным Законом от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ были внесены изменения в абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании».

В соответствии со ст.  55 пункт 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 ( в редакции ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ) «Об образовании»  педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов  Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона края возмещение расходов производится в размере 100 процентов стоимости оплаты жилого помещения с отоплением и освещением и не может быть ниже объема мер социальной поддержки, ранее предоставляемых педагогическим работникам в натуральной форме.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 N 90 (в редакции Закона Хабаровского края от 06.05.2010 № 5)  «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, возмещение расходов производится в случае, если они: проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет; проживают в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); и на момент увольнения в связи с выходом на пенсию имели право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"  размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 20.12.2006 N 90  возмещение расходов производится органами местного самоуправления муниципальных районов на основании Закона Хабаровского края «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования».

В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации при переходе от предоставления натуральных льгот к предоставлению компенсаций не допустимо снижение уровня социальной поддержки педагогических работников, т.е. соответствующие компенсации должны быть установлены в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения (определение от 02.04.2009 № 553-О-П).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделялись за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением № 377 компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и проживают в сельской местности.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является педагогом, проработавшим в сельской местности более десяти лет и вышедшим на пенсию, что подтверждается копией трудовой книжки. Истица проработала учительницей русского языка и литературы Де-Кастринской средней школы с Дата обезличена г., затем с Дата обезличена г. работала в должности учителя русского языка и литературы по Дата обезличена г. ушла на пенсию из ОВД по Ульчскому муниципальному району. С 2009 г. ФИО1 предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. Однако с октября 2010 года истице было отказано в компенсации стоимости платы за отопление и освещение. Основанием для отказа в предоставлении ей в денежной форме мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением послужило принятие Закона Хабаровского края от 06.05.2010 N 5 "О внесении изменений в Закон Хабаровского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования ФИО1 являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку истице незаконно была прекращена выплата возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам. Законом Хабаровского края от 06 мая 2010 г. № 5 были внесены изменения в закон, в соответствии с которым был изменен установленный ранее в крае порядок возмещения расходов с натуральной формы на денежную. Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки не изменило существа таких мер и гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. Законом Хабаровского края № 5 от 06 мая 2010 г. не водится каких-либо ограничений в отношении категорий педагогических работников, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, размеров занимаемой такими гражданами жилой площади.  Кроме того, изменения, внесенные Законом Хабаровского края от 06 мая 2010 г. № 5 в Закон  Хабаровского края от 20.12.2006 N 90, которым он дополнен статьей 2.1, вступают в силу через 10 дней после официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 г., в части предоставления мер социальной поддержки в денежной форме, а право на предоставление истице мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением возникло до принятия указанного Закона, т.е в 2009 г. Надлежащим ответчиком по делу, суд считает Комитет по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края на который возложено осуществление государственных полномочий, взыскание надлежит произвести за счет средств казны Хабаровского края, поскольку в спорный период средства на реализацию льгот педагогам, проживающим в сельской местности, из федерального бюджета бюджету Хабаровского края, как и другим субъектам Российской Федерации, не передавались. Федеральным Законом от 02.12.2009г. №308-Ф3 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» не предусмотрено выделение финансовой помощи на реализацию установленных федеральным законодательством льгот. С момента принятия Закона Хабаровского края от 14.11.2007г. №153 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению отдельных гарантий прав граждан в области образования» в краевом бюджете ежегодно предусматриваются средства на его реализацию в виде субвенций муниципальным образованиям края. С Комитета по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края необходимо взыскать за счет казны субъекта Хабаровского края в пользу истицы в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам 55 723 рубля 79 копеек за период с октября 2010 г. по февраль 2011 года и обязать Комитет по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края возмещать ФИО1 в дальнейшем расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 к Министерству финансов Хабаровского края, Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края, Министерству образования и науки Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Комитету по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки и понуждении возмещать в дальнейшем расходы, связанные с предоставлением в денежной форме мер социальной поддержки удовлетворить.

Взыскать с Комитета по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края за счет казны субъекта Хабаровского края в пользу ФИО1 в счет возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам 55 723 рубля 79 копеек за период с октября 2010 г. по февраль 2011 года.

Обязать Комитет по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края возмещать ФИО1 в дальнейшем расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И. В. Гаркуль

В окончательной форме решение изготовлено 03 июня 2011 г.