РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2019 года р.п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Пелех М.Ю., при секретаре Алферовой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чунского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» об устранении нарушений федерального лесного законодательства
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» об устранении нарушений федерального лесного законодательства.
В обоснование исковых требований, с учетом уточнений прокурор Чунского района Иркутской области указал, что на территории р.п. Чунский сформировано 2 многоконтурных земельных участка городских лесов общей площадью 1090534 кв.м. Согласно сведений из ЕГРН 19.12.2018 гола была осуществлена постановка на государственный кадастровый учет и зарегистрировано право собственности Чунского муниципального образования на земельные участки с кадастровым номером 38:21:000000:1688, 38:21:000000:1689, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - городские леса. В соответствии с требованиями действующего законодательства, мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов относятся к вопросам местного значения администрации Чунского муниципального образования. Площадь городских лесов на территории р.п Чунский составляет 1090563 кв. м.
Согласно ответу администрацией Чунского муниципального образования лесохозяйственный регламент не разработан, мероприятия по лесоустройству городских лесов в р.п. Чунский не осуществлены, а именно, не обеспечено проектирование городских лесов; не обеспечено закрепление на местности местоположения границ городских лесов; не обеспечена таксация городских лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); не обеспечено проектирование и проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Прокурор Чунского района Батуев В.Д. просил обязать МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» устранить выявленные нарушения федерального законодательства, а именно: разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов в р.п. Чунском и осуществить мероприятия по лесоустройству городских лесов в р.п. Чунском, а именно: обеспечить проектирование городских лесов; обеспечить закрепление на местности местоположения границ городских лесов; обеспечить таксацию городских лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); обеспечить проектирование и проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в срок до 1 мая 2020 года.
Помощник прокурора Чунского района Полевик В.С. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, просила удовлетворить исковые требования об обязании МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» устранить выявленные нарушения федерального законодательства, а именно: разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов в р.п. Чунском и осуществить мероприятия по лесоустройству городских лесов в р.п. Чунском, а именно: обеспечить проектирование городских лесов; обеспечить закрепление на местности местоположения границ городских лесов; обеспечить таксацию городских лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); обеспечить проектирование и проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в срок до 1 мая 2020 года.
Представитель ответчика МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» ФИО1 исковые требования прокурора Чунского района признала в полном объеме, обязались устранить выявленные нарушения в срок до 1 мая 2020 года.
Выслушав объяснения помощника прокурора Чунского района Полевик В.С., представителя ответчика МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Согласно ч. 1 ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 ЛК РФ).
В силу ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно- деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.
В ч. 1, 3 ст. 6 ЛК РФ указаны земли, на которых располагаются леса: земли лесного фонда и земли иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. При этом пп. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. Частью 3 статьи 19 данного закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 70 ЛК РФ выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статьях 81, 82, 84 ЛК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустройства в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Пунктом 5 указанной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ.
В силу ч. 3 ст. 50.7 ЛК РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (п. 4 ч. 1 ст. 84, ч. 1.1 ст. 84 ЛК РФ).
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
В целях эффективного осуществления управления городскими лесами необходимо определение границ лесных участков и постановка соответствующих земельных участков на кадастровый учет. В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно пп. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 ЛК РФ, установлено, что к защитным лесам относятся леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в том числе, городские леса.
При этом п. 3 ч. 1 ст. 97 ЗК РФ, установлено, что земли занятые защитными лесами относятся к землям природоохранного назначения.
В соответствии с п. 3 Приказа Минприроды России от 27.02.2017 № 72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» ъ лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 ЛК РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 ЛК РФ. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (пункты 9, 10, 11).
Кроме того, ст. 98 ЛК РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
В силу п. 19, 32 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; осуществление муниципального лесного контроля.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов» лесничеств, лесопарков, расположенный на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данные меры определены в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Таким образом, на основании вышеизложенных норм закона, мероприятия по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов относятся к вопросам местного значения администрации Чунского муниципального образования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» является правообладателем земельного участка, площадь городских лесов на территории р.п Чунский составляет 1090563 кв. м.
Согласно ответу администрации Чунского муниципального образования лесохозяйственный регламент не разработан, мероприятия по лесоустройству городских лесов в р.п. Чунский не осуществлены, а именно, не обеспечено проектирование городских лесов; не обеспечено закрепление на местности местоположения границ городских лесов; не обеспечена таксация городских лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); не обеспечено проектирование и проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем, не проведение администрацией Чунского муниципального образования мероприятий по лесоустройству, не разработка лесохозяйственного регламента ведет к затруднению осуществления контроля за территориями лесных участков, расположенными на землях лесного фонда, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а именно значительно повышает риски возникновения и дальнейшего распространения лесных пожаров, очагов распространения вредителей лесных насаждений и как следствие ухудшение состояния окружающей среды и ее природных компонентов, а также риски нарушений природоохранного и экологического законодательства в связи с невозможностью достоверной оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Защита гражданских прав, в соответствии со ст. 12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.ст. 1, 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т.ч. посредством обращения с заявлением в суды.
Согласно ч. 1 ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Чунского района об обязании МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» устранить выявленные нарушения федерального законодательства: разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов в р.п. Чунском и осуществить мероприятия по лесоустройству городских лесов в р.п. Чунском: обеспечить проектирование городских лесов; обеспечить закрепление на местности местоположения границ городских лесов; обеспечить таксацию городских лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); обеспечить проектирование и проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Чунского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Чунского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Чунского районного муниципального образования об устранении нарушений федерального лесного законодательства – удовлетворить.
Обязать администрацию Чунского районного муниципального образования разработать и утвердить лесохозяйственный регламент городских лесов в р.п. Чунском и осуществить мероприятия по лесоустройству городских лесов в р.п. Чунском, а именно: обеспечить проектирование городских лесов; обеспечить закрепление на местности местоположения границ городских лесов; обеспечить таксацию городских лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); обеспечить проектирование и проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в срок до 1.05. 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение 1 месяца с момента его вынесения.
Председательствующий М.Ю. Пелех