Дело №2-216-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шали 18 марта 2016 года
Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Хумигова А..А.,
при секретаре Синбариговой А.Х.,
с участием представителя истца
по доверенности ФИО1,
представителя ответчика по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Шалинского муниципального района ЧР к ФИО4 ФИО7 о расторжении договора аренды земельного участка и аннулировании записи государственной регистрации права на земельный участок,
установил:
Истец администрация Шалинского муниципального района ЧР обратился в суд с иском к ФИО2 о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии аннулировать запись 20-20-03\103\2014-96 о государственной регистрации права на земельный участок на имя ФИО4, мотивируя свои требования тем, указанная регистрация проведена Управлением Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Чеченской Республики на основании выданной Администрацией выписки из распоряжения «О предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства» от 30 июля 2007 года № 21 и последующих распоряжений от 08 июля 2014 года за №573-рп «О предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет и договора от 08 июля 2014 года о предоставлении земельного участка в аренду, выдало гражданке ФИО4, которые впоследствии отменены.
В 2012 году Министерством имущественных и земельных отношений (далее-МИЗО ЧР) проведены работы по межеванию земель Чеченской Республики, в результате которых были установлены границы земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения и проведены красные линии в соответствии с Инструкцией, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 года № 18-30 «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» Красные линии - границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов, поселений и других элементов планировочной структуры. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Результаты работ МИЗО ЧР по проведению красных линий легли в основу Решения Совета депутатов Шалинского муниципального района «Об утверждении границы Шалинского городского поселения» № 29 от 27 августа 2015 года». Данным решением окончательно были установлены границы сельских поселений и <адрес>, входящих в Шалинский муниципальный район.
Таким образом, выписка из распоряжения, выписки из распоряжения «О предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства» от 30 июля 2007 года № 21, на основании которого ФИО4 был выделен земельный участок, была отменена в 2015 году администрацией Шалинского муниципального района.
На основании п. 20.ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля поселения, осуществление в случае, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений, и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно части 6 ст. 8.1 ГК РФ зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из изложенного истец просит расторгнуть договор аренды земельного участка от 08 июля 2014 года №2967, заключенный между администрацией и ФИО4 и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии аннулировать запись 20-20-03/103/2014-96 о государственной регистрации права на аренду земельного участка.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал и суду пояснил, что указанные земельные объекты оказались за пределами земель населенных пунктов (то есть красных линий), определенных при проведении межевания границ населенных пунктов Министерством имущественных и земельных отношений ЧР.
Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что 08 июля 2014 года на основании распоряжения Администрации Шалинского муниципального района от 08.07.2014 года № 573-рп между <адрес> в лице его главы и ФИО4 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 20:12:1302000:538, площадью 1000 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, на срок. 49 лет. На момент заключения договора аренды предоставленный ФИО4 земельный участок относился к категории земель населенного пункта. После заключения договора аренды право ФИО4 было в установленном порядке зарегистрировано в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ЧР.
Поскольку данный земельный участок был изначально предоставлен ФИО4 для строительства жилого дома и таково было его назначение при заключении договора аренды, ФИО4 сразу же начала заливку фундамента на данном земельном участке.
Независимо от нахождения спорного земельного участка за границей населенного пункта <адрес>, он все же является собственностью Чеченской Республики. А в соответствии с абз. 2 пп.4.1 п.4 Договора «арендатор имеет право на сохранение всех прав по Договору при смене собственника переданного в аренду участку».
Кроме того, ФИО4 согласна на разрешение данного спора иным способом: в случае предоставления Администрацией <адрес> равноценного земельного участка и возмещения его расходов, связанных с возведением им фундамента на выделенном ему земельном участке.
Согласно ч.1 ст.46 ЗК РФ основания прекращения договора аренды могут быть: истечение срока действия договора аренды, если он не считается возобновленным на неопределенный срок (ст.621); отказ от договора аренды любой из сторон, если договор заключен на неопределенный срок (ст.610); досрочное расторжение договора аренды судом по требованию арендодателя или арендатора (ст. ст. 619, 620)
Досрочное расторжение договора аренды, заключенного на определенный срок, возможно в судебном порядке. В ст.ст.619, 620 ГК перечислены основания для досрочного расторжения договора по требованию одной из сторон при ненадлежащем исполнении своих обязанностей другой стороной. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок. В договоре аренды могут быть предусмотрены дополнительные основания для досрочного прекращения договорных отношений, не связанные с совершением сторонами противоправных действий.
Пункт 9 ст. 22 ЗК в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей и ст. ст. 450 и 619 ГК, устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды государственного или муниципального земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, согласно которому арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.
В соответствии с п.3.1 Договора арендодатель имеет право досрочно расторгнуть настоящий договор в порядке и случаях, предусмотренных законом, а возможность одностороннего расторжения договора Арендодателем отсутствует.
Обстоятельства, указанные в ст.619 ГК, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Кроме того, по общему правилу, при изменении сторон договора аренды договор сохраняет свою силу. Согласно ст. 617 ГК переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Каких-либо объективных причин для расторжения договоров аренды и возврата земельных участков арендодателем не указано ни в своем распоряжении, ни в исковом заявлении.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений ЧР в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В силу ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании представитель администрации Шалинского муниципального района ЧР в обоснование своих требований пояснил, что указанный земельный участок находится за пределами земель населенных пунктов, обозначенных красными линиями. Однако суду не был представлен утвержденный исполнительным органом субъекта план разграничения земельных участков.
Кроме того, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и положениями Земельного кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.46 ЗК РФ основания прекращения договора аренды могут быть: истечение срока действия договора аренды, если он не считается возобновленным на неопределенный срок (ст.621); отказ от договора аренды любой из сторон, если договор заключен на неопределенный срок (ст.610); досрочное расторжение договора аренды судом по требованию арендодателя или арендатора (ст. ст. 619, 620).
Досрочное расторжение договора аренды, заключенного на определенный срок, возможно в судебном порядке. В ст.ст.619, 620 ГК перечислены основания для досрочного расторжения договора по требованию одной из сторон при ненадлежащем исполнении своих обязанностей другой стороной. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок. В договоре аренды могут быть предусмотрены дополнительные основания для досрочного прекращения договорных отношений, не связанные с совершением сторонами противоправных действий.
Пункт 9 ст. 22 ЗК в отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных комментируемой статьей и ст. ст. 450 и 619 ГК, устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды государственного или муниципального земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.В соответствии с п.3.1 Договора арендодатель имеет право досрочно расторгнуть настоящий договор в порядке и случае, предусмотренных законом.
Согласно этому же Договору возможность одностороннего расторжения договора Арендодателем не предусмотрена.
Обстоятельства, указанные в ст.619 ГК, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Кроме того, по общему правилу, при изменении сторон договора аренды договор сохраняет свою силу. Согласно ст. 617 ГК переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Каких-либо объективных причин для расторжения договоров аренды и возврата земельных участков арендодателем не приведено ни в своем распоряжении, ни в исковом заявлении.
Согласно п.1 ст.129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Таким образом, под оборотоспособностью подразумевается возможность свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам. Понятие оборотоспособности применимо и к сфере земельных отношений.
Все земельные участки, в отношении которых существуют ограничения оборота, подразделяются на два вида (ст. 27 ЗК РФ).
К первому виду относятся земли, изъятые из оборота. Такие земли не могут приватизироваться и являться объектами гражданско-правовых сделок.
Например, предметом сделки не могут являться земли историко-культурного наследия; государственных природных заповедников, памятников природы, национальных, дендрологических, природных парков, ботанических садов; предоставленные для нужд обороны; общего пользования в населенных пунктах.
Ко второму виду отнесены земли, ограниченные в обороте. Эти земли также не передаются в частную собственность, однако возможны исключения из этого правила, которые могут быть установлены федеральными законами.
Отчуждение земельных участков, полностью изъятых из оборота, не допускается вообще. Земли, ограниченные в обороте, могут приобретать лишь отдельные участники гражданских и земельных правоотношений при определенном целевом назначении земель.
Указанный земельный участок к такому виду земель не относится.
Согласно требованиям ч.2 ст. 20 Градостроительного Кодекса РФ подготовка проекта схемы территориального планирования муниципального района
осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования муниципального района. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования муниципального района, вправе оспорить схему территориального планирования муниципального района в судебном порядке.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района.
Внесение изменений в схему территориального планирования муниципального района должно осуществляться в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей статьей и статьями 9 и 21 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 24 Градостроительного Кодекса РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Кроме того, истец в судебном заседании утверждает, что так называемые красные линии разграничения земельных участков были проведены в 2012 году.
Однако согласно межевому плану от 30 мая 2014 года земельный участок с кадастровым планом №2000\102-13-22306 от 18 апреля 2013 года относится к категории земель населенных пунктов.
Кроме того, согласно кадастровому паспорту земельного участка от 25 июня 2014 года с кадастровым номером 20:12:1302000:538, предоставленный для индивидуальной жилой застройки, относится к землям населенных пунктов.
Других доказательств принадлежности земельного участка к той или иной категории не представлено.
В силу ст.17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
На момент вынесения распоряжения о предоставлении земельного участка и в момент выдачи документов на земельный участок указанных выше, земельный участок относится к землям населенных пунктов.
В силу ч.2 ст. 25.2. указанного федерального закона основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке,
установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Таким образом, регистрация права ФИО4 на предоставленный ей земельный участок была произведена на законных основаниях.
Кроме того, если указанные участки находятся вне земель населенных пунктов, то указанные участки должны находиться в ведении Министерства имущественных и земельных отношений ЧР, а МИЗО в суд с требованием о защите своих интересов не обращалось.
В силу отмены распоряжения о предоставлении земельных участков в пункте втором распоряжения №358-рп от 05 ноября 2015 года об аннулировании выписок из распоряжений администрации Шалинского муниципального района ЧР указано, что согласно протокола поручений Главы ЧР передать документацию по государственной регистрации права собственности, оставшихся за пределами границ населенных пунктов Министерству имущественных и земельных отношений ЧР для их аннулирования в судебном порядке.
Таким образом, администрация Шалинского муниципального района ЧР права на предъявления иска об аннулировании права на земельные участки, если таковые находятся за пределами населенных пунктов Шалинского района ЧР, не имеет.
В судебном заседании представителем ответчика также было заявлено требование о применении срока исковой давности.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 ГК РФ). Изменение состава органов юридического лица не влияет на определение начала течения срока исковой давности.
Таким образом, учитывая то, что администрация Шалинского муниципального района по своему распоряжению выделила земельный участок ФИО4 в 2007 году, то с этой даты начинает течь срок исковой давности.
Согласно п. 4. указанного постановления в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Поскольку спорный земельный участок был выделен ФИО4 в 2007 году, а настоящий иск предъявлен в 2016 году, то есть за пределами установленного срока, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности, следовательно, требования администрации Шалинского муниципального района об аннулировании записи права собственности на земельный участок ФИО4 не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации Шалинского муниципального района ЧР к ФИО4 ФИО8 о расторжении договора аренды земельного участка и аннулировании записи государственной регистрации права на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Шалинский городской суд ЧР.
Председательствующий: (подпись) А.А. Хумигов
Копия верна:
Судья А.А. Хумигов