Дело №2-2383/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 октября 2019 г.. г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,
при секретаре Оконовой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Баин-Дорджиева Эренцена Вячеславовича к Администрации города Элисты о признании незаконным уведомления, возложении обязанности рассмотреть повторно уведомление, внести изменения в Генеральный план города Элисты, Правила землепользования и застройки города Элисты,
установил:
Баин-Дорджиев Э.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Элисты, ссылаясь на следующие обстоятельства. 27 августа 2014 г. на основании постановления Администрации города Элисты № 4149 между Администрацией города Элисты и Савгуровым К.Э. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. Земельный участок был предназначен для индивидуального жилищного строительства. На основании договора о передаче (уступке) права требования от 17 декабря 2015 г. новым арендатором указанного земельного участка стал Баин-Дорджиев Э.В. 10 июля 2019 г. Баин-Дорджиев Э.В. направил в администрацию города Элисты уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. Администрацией города Элисты 25 июля 2019 г. Баин-Дорджиеву Э.В. было направлено уведомление о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства требованиям о допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Согласно названному уведомлению администрация города Элисты, ссылаясь на Правила землепользования и застройки города Элисты, указала, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне ОЖ\08 «Зона многофункциональной застройки, в которой не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства. Между тем, согласно Генеральному плану города Элисты, земельный участок с кадастровым номером № одновременно находится в двух территориальных зонах – Ж-1 «Зона индивидуальной жилой застройки», где строительство индивидуальных жилых домов разрешено и в зоне Ж-2 «Малоэтажная жилая застройка». Из договора аренды земельного участка следует, что он предоставлен в целях индивидуального жилищного строительства, следовательно, орган местного самоуправления признал то обстоятельство, что строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке возможно. В связи с имеющимися противоречиями между Генеральным планом города Элисты и Правилами землепользования и застройки города Элисты, Администрация города Элисты не должна была ссылаться в своем уведомлении на Правила землепользования и застройки города Элисты, но, ссылаясь на Генеральный план города Элисты, принять решение об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления Баин-Дорджиева Э.В.
Просит суд признать уведомление Администрации города Элисты от 25 июля 2019 г. № 10\110 о несоответствии указанного в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам незаконным, возложить на Администрацию города Элисты обязанность рассмотреть повторно уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 10 июля 2019 г., внести изменения в Генеральный план города Элисты, Правила землепользования и застройки города Элисты.
В судебном заседании представитель Баин-Дорджиева – Лиджиев М.Ю., исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации года Элисты – Тельмджиев А.А., в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил суду о том, что договор аренды земельного участка от 24 сентября 2014 г. на который ссылается истец, не относится к видам разрешительной документации на строительство.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Часть 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ обязывает застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (ч.7 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в ч. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ. Уведомление о несоответствии направляется застройщику, в частности, в случае, если размещение объекта индивидуального жилищного строительства не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (п.2 ч.10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ).
Как установлено судом, 24 сентября 2014 г. между Администрацией города Элисты и Савгуровым К.Э. был заключен договор аренды № 1045\2014 земельного участка с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. Земельный участок был предназначен для индивидуального жилищного строительства.
На основании договора о передаче (уступке) права требования от 17 декабря 2015 г. новым арендатором указанного земельного участка стал Баин-Дорджиев Э.В.
10 июля 2019 г. Баин-Дорджиев Э.В. в порядке, предусмотренном ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, подал в администрацию города Элисты уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. В данном уведомлении заявителем были указаны сведения о планируемых параметрах индивидуального жилого дома, включая размеры отступов от всех границ земельного участка до индивидуального жилого дома.
Администрацией города Элисты 25 июля 2019 г. Баин-Дорджиеву Э.В. было направлено уведомление о несоответствии указанного в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства требованиям допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Согласно названному уведомлению администрация города Элисты, ссылаясь на Правила землепользования и застройки города Элисты, утвержденные решением Элистинского городского Собрания от 27 декабря 2010 г. № 1, указала, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> находится в территориальной зоне ОЖ\08 «Зона многофункциональной застройки, в которой не предусмотрено размещение объектов индивидуального жилищного строительства.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Элисты, земельный участок с кадастровым номером № находится в двух территориальных зонах – ОЖ\08 – «Зона многофункциональной застройки» и зоне Ж-2 «Жилая зона 2-го типа».
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития определен ч.3 ст.9, ч.ч. 9 и 10 ст. 31, п.2 ч.1 ст. 34 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно документам территориального планирования муниципального образования города Элисты (Генеральный план, утвержденный решением Элистинского городского Собрания от 1 июля 2010 г. № 1, графическая часть), земельный участок заявителя с кадастровым номером № одновременно находится в двух территориальных зонах – Ж-1 «Зона индивидуальной жилой застройки» и зоне Ж-2 «Малоэтажная жилая застройка».
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, содержание вида разрешенного использования – «Жилая застройка», включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами:
2.1 «Для индивидуального жилищного строительства»,
2.1.1 «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка»,
2.2 «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)»,
2.3 «Блокированная жилая застройка».
В зоне «Малоэтажной многоквартирной жилой застройки» разрешается размещение малоэтажных многоквартирных домов (многоквартирные дома высотой до 4 этажей, включая мансардный); обустройство спортивных и детских площадок, площадок для отдыха; размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях малоэтажного многоквартирного дома, если общая площадь таких помещений в малоэтажном многоквартирном доме не составляет более 15% общей площади помещений дома.
Строительство индивидуальных жилых домов в зоне «Малоэтажной многоквартирной жилой застройки» не допускается.
Таким образом, уведомление Администрации города Элисты от 25 июля 2019 г. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, следует признать соответствующим требованиям градостроительного законодательства, документам территориального планирования муниципального образования город Элисты.
Доводы представителя административного истца о том, что, предоставляя земельный участок с кадастровым номером № в целях индивидуального жилищного строительства, орган местного самоуправления фактически признал то обстоятельство, что строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке возможно, отклоняются судом, поскольку, как правильно указал представитель административного ответчика, договор аренды земельного участка от 24 сентября 2014 г. не относится к видам разрешительной документации на строительство.
Обсуждая требования административного истца о возложении на Администрацию города Элисты обязанности внести изменения в Генеральный план города Элисты, Правила землепользования и застройки города Элисты, суд исходит из следующего.
В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичное правило закреплено в статьях18, 19, 20 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми в полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов входит принятие документов территориального планирования, к которым относятся Генеральный план, Правила землепользования и застройки.
В соответствии с ч.1 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
Частью 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно подп. 26.1 п. 2 ст. 8 Устава города Элисты Республики Калмыкия к вопросам местного значения города Элисты относится утверждение генерального плана города Элисты, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Элисты документации по планировке территории.
Поскольку внесение изменений в документы территориального планирования города Элисты отнесено законодательством к компетенции органов местного самоуправления города Элисты, то суд не вправе вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления при решении вопроса о внесении изменений в Генеральный план города Элисты, Правила землепользования и застройки города Элисты, так как это противоречило бы принципу разделения полномочий властей, установленному Конституцией РФ.
Административный истец вправе защитить свои права путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки в порядке, предусмотренном ст.ст. 28, 31-33 Градостроительного кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Баин-Дорджиеву Эренцену Вячеславовичу в удовлетворении исковых требований к Администрации города Элисты о признании незаконным уведомления от 25 июля 2019 г. № 10\110 о несоответствии указанного в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам, возложении обязанности рассмотреть повторно уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома от 10 июля 2019 г., внести изменения в Генеральный план города Элисты, Правила землепользования и застройки города Элисты отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Г.Оляхинова.
Решение в окончательной форме принято 9 октября 2019 г.