К делу №2-249/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
станица Староминская Краснодарского края 27 апреля 2012 года
Староминской районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Староминского районного суда Краснодарского края Рыбалко А.И.,
при секретаре Калашниковой З.М.,
с участием представителя истицы Стукало Светланы Владимировны, Стукало А.С., представившая доверенность 23АА1146084,
представителя ответчика Администрации МО Староминский район Ткаченко О.Г., представившей доверенность № 138-2456/11-01-02,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Стукало Светланы Владимировны к Администрации МО Староминский район о взыскании материального ущерба,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Стукало С.В. обратилась в Староминский районный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Староминский район о взыскании материального ущерба в котором указала, что она работает в МБОУ СОШ № 3, т. е. является педагогическим работником сельской местности. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Законодательством Российской Федерации порядок предоставления педагогам-работникам села указанных льгот не установлен. Вместе с тем этот вопрос урегулирован многочисленными нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР и РСФСР, сохраняющими свою силу и в настоящее время. Так, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в Постановлении Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (пункт 1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам, (заведующим) л заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением) и Распоряжении Совета Министров СССР от 24.07.49 N 11433р (распространившим действие указанного Постановления Совмина СССР от 10.02.48 N 246 на учителей, директоров и заведующих учебной частью средних школ в сельских местностях). В силу статьи 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 г. N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" вышеуказанные Постановления и Распоряжение являются действующими и подлежат применению (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 года № 49-Г07-22, определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 года № 322-О-П), а следовательно обязанность по предоставлению указанных мер социальной поддержки возложена на исполнительный орган местного самоуправления - т.е. на администрацию муниципального образования «Староминский район» (ранее исполком). Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" не содержит положения о такой замене, а следовательно в соответствии с действующим федеральным законодательством педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, т.е. в НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ, что неоднократно подтверждено судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от 10.08.2005 г. № Ю-Г 05-2 и от 06.09.2006 № 18-Г 06-7). Несмотря на натуральную форму предоставленных ей законом льгот, т.е. полное освобождение от оплаты за отопление, она вынуждена была самостоятельно оплатить расходы по отоплению. Таким образом, ей причинен ущерб. В пункте 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 - обязанность возмещения муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования или Российской Федерации. Кроме того, в связи с нарушением её законного права и недобросовестности Ответчика, она вынуждена тратить свое личное время на «бесконечные походы» в административные, надзорные, судебные и иные органы и инстанции. При этом в соответствии со ст. 99 ГПК РФ со стороны, недобросовестно заявившей неосновательный иск или спор относительно иска либо систематически противодействовавшей правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени. Размер компенсации определяется судом в разумных пределах и с учетом конкретных обстоятельств. Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет бюджета муниципального образования.
На основании изложенного истец просит суд взыскать с Администрации МО Староминский район в её пользу материальный ущерб, компенсацию по оплате расходов за отопление в размере 61 004, 89 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в связи с обращением в суд.
В судебном заседании представитель истицы поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации МО Староминский район Ткаченко О. Г. в судебном заседании исковые требования не признала, представила возражение, в котором указала, что расходы истицы, понесенные в период 2008-2010 годы на оплату отопления, подлежат возмещению Министерством финансов РФ за счет казны Российской Федерации из федерального бюджета.
Суд, выслушав мнение представителя ответчика, изучив материалы дела и имеющиеся в них доказательства приходит к убеждению, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Истица Стукало С.В. является педагогическим работником в сельской местности. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Законодательством Российской Федерации порядок предоставления педагогам-работникам села указанных льгот не установлен. Вместе с тем этот вопрос урегулирован многочисленными нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР и РСФСР, сохраняющими свою силу и в настоящее время. Так, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в Постановлении Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (пункт 1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам, (заведующим) л заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением) и Распоряжении Совета Министров СССР от 24.07.49 N 11433р (распространившим действие указанного Постановления Совмина СССР от 10.02.48 N 246 на учителей, директоров и заведующих учебной частью средних школ в сельских местностях).
В силу статьи 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 г. N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" вышеуказанные Постановления и Распоряжение являются действующими и подлежат применению (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 года № 49-Г07-22, определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 года № 322-О-П), а следовательно обязанность по предоставлению указанных мер социальной поддержки возложена на исполнительный орган местного самоуправления - т.е. на администрацию муниципального образования «Староминский район» (ранее исполком).
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" не содержит положения о такой замене, а следовательно в соответствии с действующим федеральным законодательством педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, т.е. в НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ, что неоднократно подтверждено судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от 10.08.2005 г. № Ю-Г 05-2 и от 06.09.2006 № 18-Г 06-7).
Статья 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1, устанавливая для педагогических работников льготы в натуральной форме, не ограничивает их ни формой собственности, ни размерами площади жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг, ни количеством проживающих совместно с педагогическим работником членов семьи. Поэтому расходы по оказанию жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, освобожденным от их оплаты, подлежат возмещению за всю используемую ими жилую площадь без каких-либо ограничений.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 закона Российской Федерации «Об образовании»», абзац третий пункта 5 статьи 55 изложен в следующей редакции: Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках(поселках городского типа),имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством субъектов РФ и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в ст. 3 указывается: Нормативные правовые акты РФ, нормативно правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 закона Российской Федерации «Об образовании»»), не могут снижать объём мер социальной поддержки, представляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на день вступления в силу закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 закона Российской Федерации «Об образовании»».
В соответствии с п. 1 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу п. 1 ст. 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Согласно п. 1 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 (далее - Правила N 377), Правила N 377 определяют порядок предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона N 3266-1.
В соответствии с Правилами N 377 Минфин России предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчетов о фактически произведенных расходах.
Согласно Правилам N 377 субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объема финансирования расходов на эти цели, утверждаемых в установленном порядке.
Таким образом, финансирование расходов, связанных с реализацией положения абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ N 3266-1, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, при этом понесенные расходы подлежат возмещению из бюджета РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 2 ст. 8 Закона РСФСР от 21.12.1990 N 438-1 "О социальном развитии села", ч. 2 и 3 ст. 6 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, пп. 6 п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Таким образом, указанное право реализуется за счет средств бюджета субъекта РФ, при этом указанные средства подлежат возмещению из бюджета РФ.
Пунктом 1 Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" установлена обязанность исполкомов сельских и поселковых советов предоставлять бесплатно педагогическим работникам начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности. Распоряжением Совета Министров СССР от 24.07.1949 N 11433р действие Постановления Совмина СССР от 10.02.1948 N 246 распространено на учителей, директоров и заведующих учебной частью средних школ в сельских местностях.
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" вышеуказанные Постановление и Распоряжение являются действующими.
При определении понятия "бесплатная квартира" следует руководствоваться ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в которой предусмотрена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных пп. 6 п. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, т. е. за счёт бюджета Администрации МО Староминский район.
Ответчик Администрация МО Староминский район нарушает закон, вынуждая истца предоставлять документы по оплате за отопление, подменяя натуральную льготу частичной денежной компенсацией, и делая тем самым её право на бесплатное жилье с отоплением и освещением - мнимо бесплатным.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2). К таким способам защиты гражданских прав относятся самозащита права и возмещение убытков (статья 12 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ, «Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права».
Согласно статьи 14 ГК РФ «Допускается самозащита гражданских прав». В целях самозащиты своего законного права (учитывая понуждение к предоставлению документов со стороны ответчика, угрозу отключения отопления за неоплату со стороны ООО «Краснодаррегионгаз», а также возможность получить во внесудебном порядке хоть какую-то компенсацию, истцом самостоятельно оплачены расходы по отоплению и освещению т.е. причиненные ей в результате нарушения её законного права убытки в сумме подлежат возмещению (компенсации).
В пункте 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, а в статье 16 - обязанность возмещения муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Законодательством Российской Федерации порядок предоставления педагогическим работникам села указанных льгот не установлен. Вместе с тем этот вопрос урегулирован многочисленными нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР и РСФСР, сохраняющими свою силу и в настоящее время. Так, право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в Постановлении Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (пункт 1 обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением) и Распоряжении Совета Министров СССР от 24.07.49 N 11433 р (распространившим действие указанного Постановления Совмина СССР от 10.02.48 N 246 на учителей, директоров и заведующих учебной частью средних школ в сельских местностях). В силу статьи 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 г. N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" вышеуказанные Постановления и Распоряжение являются действующими и подлежат применению (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 года № 49-Г07-22, определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 года № 322-О-П) а, следовательно, обязанность по предоставлению указанных мер социальной поддержки возложена на исполнительный орган местного самоуправления - т.е. на администрацию муниципального образования «Староминский район» (ранее исполком). Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" до внесения изменений в Федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" не содержит положения о такой замене, а следовательно в соответствии с действующим федеральным законодательством педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, т.е. в НАТУРАЛЬНОЙ ФОРМЕ, что неоднократно подтверждено судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от 10.08.2005 г. № 10-Г 05-2 и от 06.09.2006 №18-Г06-7). Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 10.08.2005 г. по делу № 10-Г05-2 указывает, что: «...Обязание граждан, являющихся работниками образования и пенсионеров осуществлять оплату за жилое помещение и коммунальные услуги нарушает права и законные интересы указанной категории граждан, поскольку Федеральное законодательство сохраняет для них предоставление льготы в натуральной форме», т.е. возмещение расходов должно осуществляться предприятиям и гражданам, предоставляющим бесплатное жилье с отоплением и освещением, а не педагогическим работникам (определение Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 года № 44-Г05-39).
В соответствии с п. п. «е», «ж» ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования, отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в силу ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ й субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 17 апреля 2007 года № 333 «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Краснодарского края в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилого помещения, отопления и освещения» предоставление указанных мер должно было осуществляться ежемесячно в денежной форме за счет средств краевого бюджета по тарифам, действующим на момент осуществления соответствующих выплат.
Статьей 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохранялся прежний порядок предоставления указанных льгот.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет и совместно с ними проживающих членов их семей было специального оговорено в постановлений Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ». Пункт 1 данного постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальным и семилетних школ в сельских местностях и членам их семей квартиры с отоплением и освещением. Распоряжением Совета Министров СССР от 24 июля 1949 года № 11433р действие постановления было распространено на педагогических работников средних школ сельской местности.
В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территорий РСФСР» указанные постановление и распоряжение являлись действующими, и подлежали применению. Из смысла данного постановления следует, что обязанность по предоставлению бесплатных квартир с отоплением и освещением была возложена на органы исполнительной власти, которым является администрация муниципального образования, а значит финансовое обеспечение обязательств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате отопления педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений должно осуществляться за счет средств местного бюджета на основании соответствующих правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.
Из материалов дела следует, что в Староминском районе предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам установлено решением Совета муниципального образования Староминской район Краснодарского края от 26 января 2005 года № 2.2 и в 2009-2010 г.г. финансировалось за счет местного бюджета.
Федеральным законом не было отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.
На уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается посредством правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе.
В соответствии с «правилами предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 июня 2003 года № 377, при возмещении расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», компенсации подлежали фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые проживают в сельской местности и которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство финансов РФ вправе было предоставлять субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели.
Приказом Минфина РФ от 25 июля 2003 года № 68н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией законов в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.
В соответствии с требованиями ст. 1 ст. 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны РФ, т.к. законодательством Краснодарского края были установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06 ноября 2009 г. по делу № А22-1386/2008, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» не содержит положения о такой замене, а, следовательно, в соответствии с действующим федеральным законодательством педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натуральной форме, что неоднократно подтверждено судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от 10.08.2005 г. № 10-Г 05-2 и от 06.09.2006 № 18-Г 06-7).
Таким образом, расходы истицы Стукало С.В., понесенные ею на оплату отопления, подлежат возмещению за счет администрации муниципального образования Староминский район.
На основании изложенного, в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 и от 15 июня 1961 г. № 53824, ст.ст. 12, 16, 1069 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 3-4, ст. 99, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Стукало Светланы Владимировны удовлетворить.
Взыскать с Администрации МО Староминский район в пользу Стукало Светланы Владимировны материальный ущерб, компенсацию по оплате расходов за отопление в размере 61 004, 89 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2030,15 рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Староминский районный суд в течение месяца после вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение вступило в законную силу