ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2566/2023 от 16.10.2023 Железнодорожного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

36RS0001-01-2023-002808-49

Дело № 2-2566/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2023 года Железнодорожный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Романенко С.В.,

при секретаре Ильменской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Воронежской области к Некрасову С.А. об обязании разработать проект освоения лесов,

УСТАНОВИЛ:

Управление лесного хозяйства Воронежской области обратилось в суд с иском к Некрасову С.А. об обязании разработать и представить проект освоения лесов. В обоснование заявленных требований истец указал, что 08.12.2008 между истцом (арендодатель) и Некрасовым С.А. (арендатор) был заключен договор№ 402 аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности. Лесной участок площадью 0,05 га, предоставляемый в аренду по договору, имеет местоположение: <адрес> площадь 0,05 га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре: № ..... В соответствии с пп. «а» п. 10 договора, арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Согласно пп. «в» п. 11 договора, арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. В состав государственного природного заповедника федерального значения «Воронежский» частично включены лесные участки Сомовского лесничества, в частности арендуемый ответчиком участок. В соответствии с п. 29 Приказа Рослесхоза №869 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных ст. 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка. Соглашения об установлении сервитута, срока, установленного в решении и соглашении (при наличии) об осуществлении публичного сервитута. Приказом управления Лесного хозяйства Воронежской области №1231 от 07.12.2018 утвержден новый лесохозяйственный регламент Сомовского лесничества, который вступил в силу 25.12.2018. Арендатор до настоящего времени не представил проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы. 21.02.2022 истцом в адрес ответчика направлена претензия №64-11/1209 об устранении нарушений условий договора аренды, в которой ответчику было предложено в 30-дневный срок с момента получения претензии разработать и представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Претензия ответчиком не получена, требования, изложенные в претензии, не исполнены. В связи с чем истец просит суд обязать ответчика Некрасова С.А. в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору аренды №402 аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности от 08.12.2008 и направить его для проведения экспертизы в управление лесного хозяйства Воронежской области (л.д.4-7).

Представитель истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Ответчик Некрасов С.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещался в установленном законом порядке по адресу регистрации, в том числе и на официальном сайте суда, однако, почтовое отправление возвратилось с отметкой почтового отделения по истечении срока хранения.

Из материалов дела усматривается, что в отношении ответчика судом были выполнены все необходимые требования гражданского процессуального законодательства для реализации им процессуальных прав, однако ответчик самостоятельно распорядилась принадлежащими процессуальными правами, решив не присутствовать в судебных заседаниях.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик за получением почтовой корреспонденции в отделение связи не являлся. При этом доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, по которым он не мог явиться за получением судебных извещений, суду не представил. Также необходимо учесть, что извещения направлялись по месту регистрации ответчика, которое в силу закона (ст.ст. 2, 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ») предполагает место жительства гражданина.

Часть 2 ст.117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу (ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика признав неявку неуважительной.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

На основании п.2 ст.1 ГК Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В соответствии с ч.1 ст.421 ГК Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно ч.1 ст.432 ГК Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с положениями статьи 606 ГК Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение.

Согласно положениям частей 1 и 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что 08.12.2008 между управлением лесного хозяйства Воронежской области и Некрасовым С.А. заключен договор аренды лесного участка №402 для ведения сельского хозяйства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности (л.д.8-12).

Согласно п.2 договора лесной участок площадью 0,05 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: <адрес> площадь 0,05 га (<адрес>, площадь 0,05 га) с номером учетной записи в лесном реестре: № .....12 (л.д.8)

Срок действия договора установлен с 27 октября 2006 г. по 26 октября 2055 г. (п.18 Договора) (л.д. 9).

В соответствии с пп. «а» п. 10 договора, арендатор имеет приступить после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением №5 к договору, и предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора (л.д. 8).

Согласно пп. «в» п. 11 договора, арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (л.д.8).

В силу п. 12 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Минприроды России от 02.07.2020 N 408 лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, обязаны: использовать лесной участок по целевому назначению в соответствии с Лесного кодекса РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества; составлять проект основания лесов.

Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений установлен приказом Минприроды РФ от 16.11.2021 № 864 «Об утверждении состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа».

Пунктом 3 Приказа предусмотрено, что проект освоения лесов (рекомендуемый образец приведен в приложении к Составу проекта освоения лесов) содержит сведения о разрешенных лесохозяйственным регламентом лесничества видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, сведения о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, сносе, ликвидации и консервации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сведения о возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, соглашения об установлении сервитута; срока, установленного в решении и соглашении (при наличии) об осуществлении публичного сервитута (п. 28 Приказа).

В силу ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 30 июля 2020 г. N 513 утвержден порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов согласно п. 3 данного Приказа целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, условиям права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, соглашению об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Министерство лесного хозяйства Воронежской области предоставляет следующие государственные услуги: проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.2 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации) (п. 3.2.5 Положения об управлении лесного хозяйства Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 12.05.2009 №379).

В силу п. 29 Приказа Минприроды России от 16.11.2021 N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, соглашения об установлении сервитута; срока, установленного в решении и соглашении (при наличии) об осуществлении публичного сервитута.

Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка, соглашения об установлении сервитута; срока, установленного в решении и соглашении (при наличии) об осуществлении публичного сервитута.

В силу п. 4 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент подготавливается на основании лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.

Приказом управления Лесного хозяйства Воронежской области №1231 от 07.12.2018 утвержден лесохозяйственный регламент Сомовского лесничества, который вступил в силу 25.12.2018.

Арендатор не имеет проекта освоения лесов, разработанного в соответствии с действующим лесохозяйственным регламентом лесничества и получившего положительное заключение государственной экспертизы.

21.02.2022 истцом в адрес ответчика была направлена претензия № 64-11/466 об устранении нарушений условий договора аренды, в которой ответчику было предложено в 30-дневный срок с момента получения претензии разработать и представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы (л.д.14-17).

Претензия ответчиком не получена, требования, изложенные в претензии ответчиком не исполнены.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В силу требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

До настоящего времени лесной участок используется ответчиком без проекта освоения лесов, что является нарушением условий договора аренды, а также действующего законодательства Российской Федерации.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, вызванных объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля ответчика, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности, в материалы дела в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ ответчиком Некрасовым С.А. суду не представлено.

Постановлением Правительства Воронежской обл. от 06.10.2023 N 721 "О внесении изменений в постановление Правительства Воронежской области от 12.05.2009 N 379 Министерство является правопреемником управления лесного хозяйства Воронежской области по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

При таких обстоятельствах, исковые требования Министерства лесного хозяйства Воронежской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец в соответствии с пп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина в силу п.1 ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскивается с ответчика в доход бюджета муниципального образования городского округа г. Воронеж. В связи с чем с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств, суду не представлено и соответствии с требованиями ст. 195 ГПК Российской Федерации основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК Российской Федерации,

РЕШИЛ:

обязать Некрасова С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированного по <адрес> в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору №402 аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности от 08.12.2008 и направить его для проведения государственной экспертизы в Министерство лесного хозяйства Воронежской области.

Взыскать с Некрасова С.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированного по <адрес> в доход бюджета городского округа г. Воронежа государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.

Председательствующий С. В. Романенко

Мотивированное решение изготовлено 23.10.2023г. Судья Романенко С.В.