ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-261/2012 от 28.03.2012 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Решение

Именем Российской Федерации

г. Дербент. 28 марта 2012 г.

Судья Дербентского федерального городского суда Алибалаев Ш.М., с участием:

представителя Администрация г. Дербента - ФИО1, представителя ответчика - ФИО2,

представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации г. Дербента - ФИО3 III..

представителя Дербентского межрайонного отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата по РД» - ФИО4,

представителя Дербентского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД - ФИО5,

секретаря - Омаровой С.А.,

рассмотрев, в открытом судебном заседании, в Дербентском федеральном городском суде, дело по иску Администрации г.Дербента к ФИО6, третьим лицам -Управлению земельных и имущественных отношений городского округа «город Дербент», Управлению Федеральной службы госрегистрации кадастра и картографии по РД.: Дербентскому межрайонному отделу №2 ФГУ ЗКП по РД о признании недействительной - записи о госрегистрации права собственности от 14.11.2009 г. №05-05- 08/027/2009-667 на земельный участок площадью 450 кв.м. в кадастровом квартале №56, предоставленный ФИО6, постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 21.08..2009 г. №79 « О предоставлении земель населённых пунктов г. Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома», о признании недействительным договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 18.09.2009 г. №1060, признании недействительным кадастрового паспорта земельного участка №05:42:000056:165, признании недействительными записи о госрегистрации права собственности от 14.11.2009 г. №05-05-08/027/2009-667,

Установил:

Администрация г. Дербента обратилась в суд с иском ФИО6, третьим лицам - Управлению земельных и имущественных отношений городского округа «город Дербент». Управлению Федеральной службы госрегистрации кадастра и картографии по РД, Дербентскому межрайонному отделу №2 ФГУ ЗКП по РД о признании недействительной свидетельства о госрегистрации права собственности от 14.11.2009 г. №05-05- 08/027/2009-667 на земельный участок площадью 450 кв.м. в кадастровом квартале №56, предоставленный ФИО6, постановления администрации городского округа «город Дербент» от 21.08..2009 г. №79 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома», о признании недействительным договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 18.09.2009 г. №1060, признании недействительным кадастрового паспорта земельного участка №05:42:000056:165, решение о присвоении кадастрового номера участка №05:42:000056:165. Истец указаал, что согласно ст. 48 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В исковых требованиях указано, что постановлением администрации городского округа «город Дербент» от 21.08.2009 г. №79 «земельный участок, площадью 600 кв.м., в кадастровом квартале №05:42:000056, для строительства индивидуального жилого дома предоставлен ФИО6,. Указанное постановление администрации городского округа «город Дербент» принято с грубейшими нарушениями земельного и градостроительного законодательства РФ и отменено, как незаконно принятое, постановлением администрации городского округа «город Дербент» от 30.12.2010 г. №383 на основании п.1 ст.48 Федерального Закона №131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», по следующим основаниям:

Так, в нарушении ст.31 Земельного кодекса РФ администрацией городского округа «город Дербент», не обеспечен выбор земельного участка под индивидуальное жилищное строительство на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, а также население не было информировано о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. При предоставлении земельного участка не было установлено, обеспечены ли граждане жильем или земельным участком для индивидуального жилищного строительства. В нарушение схемы функционального зонирования генерального плана г.Дербента (корректура), утвержденного 23.10.2003 г.. земельный участок предоставлен в рекреационной зоне и зоне зеленных насаждений общего пользования. Согласно п. 12.ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Поскольку постановление администрации городского округа «город Дербент» от 21.08.2009 г. №79 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома» отменено, как незаконно принятое, администрация городского округа "город Дербент", считает необходимым признать недействительной запись в ЕГРП о госрегистрации права как последующее действие, вытекающее из незаконного постановления администрации городского округа «город Дербент» от 21.08.2009 г. №79 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома» в собственность ФИО6 на бесплатной для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале № 56 <...> район ЦРБ. На основании указанного постановления администрации городского округа «город Дербент» между ФИО6 и комитетом по управлению имуществом администрации г.Дербента (правопреемник Управления земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 18.09.2009 г. №106. На основании указанных документов составлен кадастровый паспорт от 10.09.2009 г. №42- 02/09-268 и присвоен кадастровый номер земельному участку №05:42:000056:165, согласно свидетельству о госрегистрации права собственности ФИО7 зарегистрировано право собственности на земельный участок от 14.11.2009 г. №05-05- 08/027/2009-667. Предоставление ФИО6 земельного участка осуществлено в нарушение земельного, градостроительного законодательства РФ и установленного законом порядка.

Так, в соответствии с Земельным кодексом РФ. Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЭ от 6.10. 2003 г., Законом РД "О земле" от 29.12.2003 г. N 45 и т.д., предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами. В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин РФ. постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно, однократно. Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при этом учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент", имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ и РД для индивидуального жилищного строительства, и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации г Дербента. По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ "город Дербент" для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства администрации г. Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 ЗК РФ; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д. Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления. Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно. При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленными законодательством. Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления. Заявление должно быть подано на имя главы администрации г. Дербента, с приложением необходимых документов. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно. К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка. При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющих земельные участки или жилые помещения, уполномоченному лицу администрации г. Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона, внести сведения в оответствующую Книгу учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.Однако, при предоставлении спорного земельного участка ФИО7 изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен ФИО6 в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка их предоставления ( ст. 32 Закона РД «О земле»).

Кроме того, ФИО6 на учете в администрации г.Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течении нескольких дней и с нарушением очередности и т.д.

Кроме того, при предоставлении спорного земельного участка были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ. согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗКРФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в

предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка 16.04. 2010 г.

Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен в собственность бесплатно ФИО7 без выполнения в отношении него кадастровых работ и государственного кадастрового учета, т. е. в нарушение установленного законом порядка. Обстоятельства нарушения порядок предоставления земельного участка в собственность ФИО7 подтверждается и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21.02. 2008 г. N 121-0-0, согласно которой, пункт 11 статьи 30 ЗК РФ устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.

Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса РФ и нормативных актов.

Кроме того, спорный земельный участок предоставлен ФИО7 бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана г. Дербента.

Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно- оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК. ст.2 ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»),

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г.№ 1425 (в редакции от 19.07.2006 г. № 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно­санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно- оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до трех зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горносанитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971 г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР. Постановлением Правительства РФ от 27.05.1993 г. № 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству. Правительство РФ не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (пункт 4 ст.32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункт 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления Правительства РФ от 27.05.1993 г. № 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно­санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно- эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Материалами дела, в том числе и генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 г.. подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря». В администрации г. Дербента отсутствуют какие-либо документы и доказательства, указывающие на соблюдение ФИО7 установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.

Таким образом, при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок их предоставления, нарушены права муниципального образования г. Дербента и РФ. неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечен равный доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.

Согласно ст. 48 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В связи с допущенными при предоставлении спорного земельного участка нарушениями администрацией г. Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого спорного земельного участка, поскольку такое право предоставлено ей законом.

Вместе с тем, поскольку некоторыми судебными инстанциями высказана правовая позиция, согласно которой, в случае регистрации права собственности на объекты недвижимости, в том числе и на земельные участки, которые были предоставлены гражданам согласно постановлений органов местного самоуправления, то их отмена в одностороннем порядке является недопустимым и. в таком случае, следует в судебном порядке ставить вопрос о признании таких постановлений и. соответственно, выданных на их основании всех последующих правоустанавливающих документов недействительными, поэтому ими в рамках настоящего искового заявления ставится вопрос и о признании постановления администрации городского округа «город Дербент» от 21.08.2009 г. №79 «О предоставлении земель населенных пунктов г.Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома», недействительным.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Согласно ст. 167ГКРФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге),возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия законом не предусмотрены.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 16 июля 2009 г. № 738-0-0, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

По смыслу закона данная норма направлена на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота и соблюдение режима законности при проведении сделок.

Таким образом, предъявляя настоящие исковые требования администрация г. Дербента исходит также из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельный участок являются ничтожными и нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ «город Дербент». Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Постановление № 383 от 30.12 2010 г., администрации городского округа «город Дербент» принято за пределами полномочий, предоставленных ст.48 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», не позволяющей органу самоуправления отменять муниципальные правовые акты, на основании которых уже возникли иные - гражданско-правовые отношения.

В своих возражениях на исковые требования представитель ответчика - ФИО2 просила суд отказать в удовлетворении требований администрации г. Дербента, и указала, что Постановлением №383 от 30.12 2010 г. администрация городского округа «город Дербент» отменила постановление от 21.08.2009 г. №79, как незаконное, постановило расторгнуть договора «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка», принять меры по признанию недействительными записей ЕГРП собственности граждан, согласно Списку. Граждане, согласно Списку, в том числе ответчик, на основании постановления администрации г. Дербента от 21.08.2009 г. №79 заключили договоры, которые зарегистрированы в установленном законом порядке.

ФИО2 также указала, что постановление от 21.08.2009 г. №79 «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома» отменено незаконно.

Ссылаясь на ст..3 ГПК РФ. администрация г. Дербент обращается в суд с требованиями о признании недействительными заключенным с ним договора «О безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка» от 18.09.2009 г. №1060: кадастрового паспорта на земельный участок от 9 сентября 2009 г. № 05:42:000056:165, записи о госрегистрации права собственности № 05- 05-08\027\2009-667 от 14.11.2009 г., при этом не указывает нарушенное право или законный интерес, названными документами, в противоречие позиции Верховного суда РД. ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» не содержит нормы права, согласно которой орган местного самоуправления полномочен обращаться в суд с требованиями об оспаривании собственных решений и сделок, заключенных им по вопросам местного значения в порядке выполнения публичных функций.

Ч.З ст.35 Конституции РФ гласит: « Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Просит суд в иске администрацию г. Дербент отказать.

Генеральный план города Дербента, представленный администрацией г. Дербента в качестве доказательства, согласно 4.1 ст.94 ЗК РФ не является документом, подтверждающим, что указанные спорные земельные участки относятся к землям рекреационного назначения. Если спорные земельные участки относятся к землям рекреационного назначения, то согласно 4.1 ст.94 ЗК РФ, они должны были быть изъятые соответствии решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый режим.

Перечисленные администрацией г. Дербента документы, в качестве доказательства:

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 27.05.1993 г. №498, Постановление Совета Министров РСФСР №105 от 10.02.1977 г., Постановление Совета Министров РСФСР №11 от 06.01.1971 г., Постановление Совета Министров Дагестанской АССР №429 от 04.11.1971 г., - доказывают границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны в Махачкалинском, Манасском, Каякенском и Самурском взморье, - городу Дербенту отношения не имеют,

Даже в Махачкалинском, Манасском, Каякенском и Самурском взморье имеются многоквартирные жилые дома, построенные на берегу Каспийского моря, на расстоянии от 100 до 300 метров. Территория города или населенного пункта в пределах его административных границ делится на территориальные зоны (ст. 83 ЗК РФ) - рекреационные, жилые и т.д.. Весь берег Каспийского моря не может быть курортной зоной. Кроме того, администрация г. Дербента, мотивируя свой иск, указывает на то, что спорные земельные участки предоставлены в рекреационной зоне (земли определенные ст.98 ЗК РФ), а не в курортной зоне (земли определенные ст.96 ЗК РФ).

В соответствии ч. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. По настоящее время спорные земельные участки не изъяты из оборота, тому нет документального подтверждения. Также нет градостроительного регламента в соответствии, с которым спорные земельные участки отнесены к рекреационной зоне, в соответствии ч.1 ст.85 ЗК РФ

Между тем, все побережье Каспийского моря города Дербента уже на протяжении многих лет была застроена дачными, индивидуальными и многоэтажными домами и является собственностью жителей города Дербента - это общеизвестный факт. Город Дербент расположен между Каспийским морем и Кавказскими горами, поэтому исторически часть населения владеет домами, квартирами у побережья Каспийского моря и у подножья Кавказских гор. Жители г.Дербента, в том числе ФИО7, зарегистрированы по месту постоянного жительства на береговой зоне Каспийского моря на улицах: Рыбзавод, Красная Заря, Вокзальная, Локомотивная, ФИО8, ФИО9, X. ФИО10 и др.- они не могут владеть федеральной собственностью - земельными участками в курортной зоне. Стороны данного судебного разбирательства - это собственник спорного земельного участка в кадастровом квартале №56 и орган местного самоуправления - администрация городского округа «город Дербент». Отношения между собственниками земельных участков и органами местного самоуправления регулируют ГК РФ и ЗК РФ.

Ни ГК РФ, ни ЗК РФ не предусматривают прекращение прав граждан собственности на земельный участок на основании признания недействительным муниципального правового акта. Ст. 44 Земельного кодекса РФ гласит:«Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.». Часть 3 ст.35 Конституции РФ гласит: « Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.Часть 1ст. 11 Земельного кодекса РФ гласит: «К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель».

Условие и порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд определяется ст.55 ЗК РФ по основаниям, установленным ст.49 ЗК РФ. Кроме этого, в соответствии ч.4 ст.95 ЗК РФ «Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, земледельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением, установленного для этих земельных участков особого правового режима». Ответчик ФИО7 оформил соответствующие документы на земельный участок, стихийную мусорную свалку, что собой представлял земельный участок (<адрес изъят>, в районе ЦРБ г. Дербента) до предоставления муниципальным органом ему в собственность, - привел в надлежащий вид: - вывез мусор, завез плодородную землю, построил забор, таким образом, понес существенные материальные затраты. В данном случае, орган местного самоуправления просит суд изъять спорный земельный участок, путем признания недействительным акта органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, без возмещения, что противоречит ЗК РФ, ГК РФ и Конституции РФ. По вышеизложенным основаниям прошу суд отказать в удовлетворении исковых требований администрации ГО «город Дербент».

Представитель Дербентского межрайонного отдела ФГУ «Земельная кадастровая палата по РД» ФИО4 указал о необоснованности исковых требований, что кадастровый учет произведен в соответствии с требованиями закона, было принято заявление ответчика вместе с материалами о проведении межевания, проверено наличие всех необходимых для проведения и постановки на кадастровый учет документов. ФИО6 были предоставлены все необходимые документы и отсутствовали основания для отказа они провели кадастровый учет и присвоили кадастровый номер, и полагали, что этот земельный участок не имеет отношения к статусу рекреационных зон и администрация г. Дербент не допускала каких - либо там ошибок.

На основании представленных документов был составлен кадастровый паспорт от 10.09.2009 года № 42-02/09-268 и присвоен кадастровый номер земельному участку за № 05: 42:000056:165. При предоставлении всех необходимых документов и отсутствии оснований для отказа мы проводим кадастровый учет и присваиваем кадастровый номер. При осуществлении кадастрового учета мы полагали, что этот земельный участок не имеет отношения к статусу рекреационных зон и администрация г. Дербент не допускала каких -либо там ошибок. По ст. 221 нашего закона рекреационные зоны определяются градостроительным регламентом, определяются схемы. Градостроительный регламент на момент вынесения постановления и на сегодняшний день не было в г. Дербент и нет по сей день, а если это было бы оформлено согласно ст. 10 221 Закона эти зоны должны были быть администрацией г. Дербента поставлены на учет, должно было быть описание этих зон, проведены соответствующие материалы межевания, этими сведениями располагала бы и наше учреждение при производстве регистрации. При наличии обременений на земельный участок нам сами заявители представляют документы, а о наличии обременений на земельных участках рекреационных зон мы сами располагаем такой информацией. Заявитель представляет весь пакет документов в том, числе и о наличии обременений на земельный участок, при отсутствии какого -либо документа мы предлагаем заявителю его предоставить, при необходимости и сами выписываем запросы в соответствующие учреждения. Ответчиком ФИО6 были предоставлены все документы для кадастрового учета а потому каких- либо запросов не было, что касается доводов истца о том, предоставленный ФИО11 земельный участок относиться к рекреационной зоне не обоснованы, потому как по имеющимся у нас сведениям на территории г. Дербента таких зон и вовсе отсутствует и этот спорный земельный участок находиться в пределах границ городского образования и администрация в пределах своих компетенций распоряжается этими землями.

Что касается Постановления Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. №105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» гласит таким образом: «В дополнении к Постановлению Совета Министров РСФСР от 06 января 1971г. за №11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение (СП РСФСР, 1971, №3, ст. 16) Совет Министров РСФСР постановляет: Отнести к курортам республиканского значения побережье Каспийского моря и Дагестанской АССР от г.Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморье), в соответствии с Постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 04 ноября 1071г. №429, то есть здесь конкретизируется какие территории взморья отнесены к курортам республиканского значения, а именно, Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморье. Таким образом. Дербентское взморье согласно данному Постановлению не относится к курортам. Так же согласно Постановления Правительства РФ от 27.05.1993г. за №498 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан» имеется приложение с указанием границы курортной зоны на побережье Каспийского моря в РД. Согласно этому приложению территория Дербентского побережья не входит в эту зону.

Между тем, в соответствии с п.4 ст.31 ФЗ от 14 марта 1995г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» (Разделом VIII. Лечебно- оздоровительные местности и курорты) отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном федеральным законом о природных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах.В соответствии с п.5 ст.31 названного Закона, лишь освоенные и используемые в лечебно-профилактический целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимым для их эксплуатации зданиями, сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами. Поэтому согласно части 4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного Федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Согласно ст.10 ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости» данные территории не были поставлены на государственный кадастровый учет.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставить их в собственность граждан и юридических лиц.

Истец в своем иске дает ссылку на Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1996г. за №1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» (с изменениями от 20.12.2002г., 19.07.2006г.) однако трактует его не в соответствии с его содержанием. Пункт 11 данного постановления гласит: «Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.Для компактно расположенных лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой места неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санитарно-курортных учреждений и предназначенных для санитарно- курортного строительства».Пунктами 12,13 и 14 данного постановления устанавливается режимы трех зон: «п. 12 Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудования лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий»; «п.13 Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам»; «п. 14 Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия». Постановлением Правительства РФ от 27.05.1993 года за № 498 установлены границы и режим округа санитарной охранной зоны на побережье Каспийского моря в РД. Не установлены иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережья Каспийского моря» и пункт 2 ст. 16 ФЗ « О природных лечебных зонах, лечебно -оздоровительных местностей и курортах, границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления Правительства РФ. По данному постановления дается полное описание санитарных зон вокруг курортных местностей по ним г. Дербента в границах муниципального образования нет, т.е. в данном постановление идет речь о всем побережье, однако г. Дербент туда не входит.

ФИО4 представил суду для обозрения карту где усматривается, что Самурское взморье, Каякентское взморье, Махачканинское взморье, Манасское взморье, окрашены подчеркнуты, что говорит о том, что эти земли рекреационным и относятся к курортам республиканского значения, при этом Дербентское взморье в данном перечне не значится, и указал, что все территории находящиеся в федеральной собственности ТУ Росимущество РФ прибрежные полосы курортной зоны стоят на кадастровом учете и оформлены в собственность, по карте экипировки с дежурной кадастровой карты г. Дербента и Дербентского района все эти зоны установлены и официально стоят на кадастровом учете.

Далее он указал, что на территории г.Дербент отсутствует схема территориального планирования муниципального района, данная схема в соответствии с требованиями ст.20 Градостроительного кодекса РФ №190-ФЗ от 29.12.2004 г. подлежит в соответствии со ст.21 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ; официальному опубликованию. и утверждению представительным органом местного самоуправления муниципального района. В г.Дербент также отсутствует градостроительный регламент, которым в соответствии ст.36 Градостроительного кодекса РФ №190-ФЗ от 29.12.2004г. определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. г.Дербент не имеет юридически действующего и утвержденного представительным органом местного самоуправления в соответствии со ст. 24 Градостроительного кодекса РФ №190-ФЗ

Представитель Дербентского отдела Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по РД - ФИО5 в судебное заседание не явился, и не известил суд о причинах своей не явки и суд счёл возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Управления земельных и имущественных отношений Администрации г. Дербента - ФИО3 III., требования иска признал по указанным в исковом заявлении администрации г. Дербента основаниям и просил удовлетворить их.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, их представителей, суд считает исковые требования администрации г. Дербента обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме заявленных исковых требований.

Отменяя ранее принятое решение о предоставлении заявителю ФИО6 земельного участка, администрация ГО «город Дербент» перечислила допущенные ими же нарушения, которые по ее мнению, свидетельствуют о недействительности (незаконности) вынесенных ею ранее постановлений, нарушающих права населения ГО «город Дербент». Ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, недействительным может быть признан только судом (статья 13 ГК РФ), а не каким-либо другим органом.

Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации ГО «город Дербент» от 21.08. 2009 г. № 79 «О предоставлении земель в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома» ФИО6 получил правоустанавливающие документы, зарегистрировал свое право собственности на участок для строительства индивидуального жилого дома в кадастровом квартале № 56, комитетом по управлению имуществом заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельных участков от 18.09. 2009 г.№ 1060, и ФИО6 зарегистрировано свое право собственности на выделенные им участок.

Исследование и оценка представленных сторонами доказательств приводят суд к выводу, что предоставление ФИО6 земельного участка осуществлено в нарушение установленного законом порядка.

Так, в соответствии с Земельным кодексом РФ, Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, Законом РД "О земле" от 29.12.2003 № 45 и т.д., предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ЗК РФ и иными правовыми актами.В соответствии с ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 32 Закона РД «О Земле» гражданин РФ, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно. Таким образом, в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами учету подлежат жители г. Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ "город Дербент», имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ и РД для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации г. Дербента. По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ город Дербент», для целей бесплатного предоставления, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. Для предоставления гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства земельных участков администрации г. Дербента необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади; провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т.д.

Кроме того, после проведения указанных мероприятий, необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.

Принятие решения о предоставлении земельных участков необходимо было осуществить после их формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения о возможности предоставления земельного участка бесплатно.

Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.

Заявление должно быть подано на имя главы администрации города Дернбента с приложением необходимых документов. К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка. При этом необходимо учесть, что в соответствии с действующим законодательством наличие у граждан земельных участков или жилых помещений по существу является основанием для отказа в предоставлении земельного участка.В целях недопущения предоставления земельных участков гражданам, имеющих земельные участки или жилые помещения, администрации г. Дербента необходимо было проверить соответствие представляемых заявителем документов требованиям закона.Однако, при предоставлении спорных земельных участков ФИО6 изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен ему в отсутствие установленного органами местного самоуправления порядка его предоставления (ст. 32 Закона РД «О земле»).Своё подтверждение нашли и доводы представителя администрации г. Дербента и в части, что ФИО6 на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоял, что спорный земельный участок предоставлен им в течении очень короткого времени со дня его обращения, с нарушением очередности предоставления земельных участков гражданам.Кроме того, при предоставлении спорных земельных участков были нарушены и требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.Судом установлено, что межевой план и кадастровый паспорт на спорный земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельных участков, что видно из обозрённых судом документов.Указанные обстоятельства также подтверждают, что спорный участок был предоставлен ФИО6 в собственность бесплатно без выполнения в отношении участка кадастровых работ и государственного кадастрового учета, то есть в нарушение установленного законом порядка.

Обстоятельства нарушения порядка предоставления земельных участков в собственность указанным гражданам подтверждается и правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 21 февраля 2008 г. № 121-О-О, согласно которой, пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ устанавливает, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится, в частности, в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса РФ и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ следует, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.

Кроме того, спорные земельные участки предоставлены гражданам бесплатно и в нарушение требований закона о рекреационной зоне, о санитарной зоне рекреационных территорий, правил землепользования и застройки, в нарушение генерального плана города Дербента.

Так, согласно ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

В соответствии со ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК, ст.2 ФЗ от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г.№ 1425 (в редакции от 19.07.2006 г. № 449), которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно­санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с ФЗ от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 27.05.1993 г. №498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.

Правительство РФ не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (пункт 4 ст.32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пункт 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»), границы округа санитарной зоны данного курорта определяется на основании Постановления СМ-Правительства РФ от 27.05.1993г. № 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно- санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст.1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст.95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно п. 8 ст.28 ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Материалами дела, в том числе и исследованным в суде генеральным планом города Дербента, утвержденным в 2003 г., подтверждается, что спорные земельные участки расположены в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этими земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

Представитель в суде заявил, что в администрации г. Дербента отсутствуют какие - либо документы и доказательства, указывающие на соблюдение этими гражданами установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно, таковые доказательства не представлены суду истцами и третьими лицами по делу.

Таким образом, совокупность исследованных в суде доказательств и проверенных обстоятельств свидетельствуют о том, что при предоставлении спорного земельного участка нарушен установленный законом порядок его предоставления, тем самым нарушены права муниципального образования города Дербента неопределенного круга лиц, при этом гражданам не обеспечен равный доступ к приобретению земельных участков в собственность и т.д.

В связи с допущенными при предоставлении спорного участка нарушениями администрацией г. Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого спорного земельного участка.

Поскольку предоставление земельного участка ФИО6 было осуществлено в нарушение установленного законом порядка, постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 21.08..2009 г. №79 « О предоставлении земель населённых пунктов г. Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома» в части предоставления спорного земельного участка, является незаконным, и оно отменено самим органом, его принявшим, и поскольку в основу договоров о передаче в собственность спорного земельного участка было положено незаконное постановление, то договор, и все основанные на этом постановлении и договоре правоустанавливающие документы на имя ФИО6 на этот земельный участок, также не соответствуют закону и являются ничтожными, подлежат признанию недействительными, как выданные на их основании.

Согласно ст. 48 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.36.46 ЗК РФ. ст. 166-170 ГК РФ. ст.ст. 191 -197 ГПК РФ. суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Администрации г.Дербента к ФИО6, третьим лицам -Управлению земельных и имущественных отношений городского округа «город Дербент», Управлению Федеральной службы госрегистрации кадастра и картографии по РД, Дербентскому межрайонному отделу №2 ФГУ ЗКП по РД о признании недействительными постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 21.08..2009 г. №79 « О предоставлении земель населённых пунктов г. Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома» ФИО6, записи о госрегистрации права собственности от 14.11.2009 г. №05-05- 08/027/2009-667 на земельный участок площадью 450 кв.м. в кадастровом квартале №56 на имя ФИО6 о признании недействительным договора о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 18.09.2009 г. №1060, решения о присвоении кадастрового номера участка №05:42:000056:165, признании недействительным кадастрового паспорта земельного участка №05:42:000056:165, удовлетворить.

Признать недействительными :

постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 21.08..2009 г. №79 « О предоставлении земель населённых пунктов г. Дербента в собственность граждан для строительства индивидуального жилого дома», записи о госрегистрации права собственности от 14.11.2009 г. №05-05- 08/027/2009-667 на земельный участок площадью 450 кв.м. в кадастровом квартале №56 на имя ФИО6, о признании недействительным договора о безвозмездном предоставлении в собственность ему же земельного участка от 18.09.2009 г. №1060, решение о присвоении кадастрового номера участка №05:42:000056:165, признании недействительным кадастрового паспорта земельного участка №05:42:000056:165.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РД в течение 30 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий - Алибалаев Ш.М.