ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2669 от 26.07.2010 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Ижевска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2669/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2010 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,

при секретаре Зариповой Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону и недействующим Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании « город Ижевск», утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 26 октября 2006 г. № 170,

у с т а н о в и л :

Прокурор Октябрьского района г. Ижевска обратился в интересах Российской Федерации (далее по тексту - заявитель) в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании « город Ижевск», утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 26 октября 2006 г. № 170 ( далее по тексту – Положение ).

Требования заявления мотивированы тем, что 26 октября 2006 г. Городской Думой г. Ижевска № 170, пунктом 2 которого утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании « город Ижевск», которое было опубликовано в журнале « Ижевский вестник», № 11 от 24.11.2006 г. Большинство норм данного Положения не соответствует действующему законодательству, а именно положениям Бюджетного Кодекса РФ ( далее по тексту – БК РФ), указанное Положение вынесено в нарушение Конституции РФ, нарушает верховенства федерального законодательства, что влечет нарушение интересов Российской Федерации.

Первоначально в судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска П.В.Г., действующий в рамках должностных полномочий, доводы и требования, изложенные в заявлении поддержал и просил признать нормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречащим статьям 152,81, разделам VI,VII,VIII,VIII.I Бюджетного Кодекса РФ и недействующим Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании « город Ижевск», утвержденное Решением Городской Думы г. Ижевска от 26 октября 2006 г. № 170 с 01 января 2008 г. - с момента вступления в законную силу Федерального закона РФ № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (принят Государственной Думой РФ 13.04.2007). На основании части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №48 от 29.11.2007 напра­вить принятое судом решение после его вступления в законную силу для опубликования в журнале «Ижевский вестник».

Впоследствии представил в суд письменные пояснения, заявленные требования уточнил, просил признать :

- статью 5 Положения противоречащей статьям 7, 28, 29, пункту 1
статьи 152 БК РФ;

- пункт 3 статьи 8 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
пунктам 1, 2, 3 и 6 статьи 81 БК РФ;

- пункт 4 статьи 8 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
39,41,42,46,47,61.2,62,65,69,69.1,69.2,70,72,74, 74.l, 78, 78.1, 79, 80,
81,93.2,100,103,104,110.2,114,115,218, пункту 1 статьи 219 БК РФ;

- пункты 1 и 2 статьи 10 Положения противоречащим статьям 7,
28,29, пункту 2 статьи 172, пункту 1 статьи 173, статье 175 БК РФ;

- пункт 3 статьи 10 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
статье 174 БК РФ;

- пункт 3 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 18, 19,
21,28,29, 39, 41, 42, 46, 47, 61.2, 62, 65, 69, 69.1, 69.2, 70, 72, 74, 74.1, 78,
78.1,79,80,81,93.2,100,103,104, 110.2,114, 115, статье 179, пункту 3 статьи
184.1, статье 218, пункту 1 статьи 219 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150н  от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 4 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 18, 19,
21,28,29, пункту 1 статьи 185 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 5 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 18, 19,
21, 28, 29, пункту 1 статьи 158 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 7 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
184.2, пункту 2 статьи 174, пункту 2 статьи 185 БК РФ;

- пункт 8 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
пункту 2 статьи 172, пункту 1 статьи 173, статьям 175, 184.2, пункту 2 статьи
174, пункту 2 статьи 185 БК РФ;

- пункт 9 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
пункту 2 статьи 172, пункту 1 статьи 173, статье 175 БК РФ;

- пункты 4, 5, 6 статьи 12 Положения противоречащим статьям 7,
18, 19,21,28,29, статье 179, пункту 3 статьи 184.1, статье 184.2, пункту 2
статьи 172, пункту 1 статьи 173, статье 175, пункту 2 статьи 174, пункту 2
статьи 185 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации
№ 150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения
бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 7 статьи 12 Положения противоречащим статьям 7, 18, 19, 21, 28, 29 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 1 статьи 14 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
части 2 статьи 215.1, статье 217.1 БК РФ;

- статью 15 Положения противоречащей статьям 7, 28, 29, 282 БК РФ;

- пункт 1 статьи 16 Положения противоречащим статьям 7, 18, 19,
21,28,29, пункту 1 статьи 153, пункту 1 статьи 154, пункту 3 статьи 217,
пунктам 2 и 3 статьи 232 БК РФ, части 10 статьи 35, части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приказу Министерства финансов Российской Федерации №150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 2 статьи 17 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
пунктам 3 и 5 статьи 41, пунктам 3 и 4 статьи 242 БК РФ, части 11 статьи 5
Федерального закона № 63-ФЗ от 26.04.2007 г. «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»;

- пункты 2, 3 и 4 статьи 18 Положения противоречащим статьям 7, 28,29,36, пунктам 4 и 5 статьи 264.2 БК РФ;

- пункт 5 статьи 18 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
пунктам 1,2 и 3 статьи 264.1, пункту 1 статьи 264.3 БК РФ;

- пункт 2 статьи 19 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
39,41,42,46,47,61.2,62,65,69,69.1,69.2,70,72,74, 74.1, 78, 78.1, 79, 80, 81,93.2, 100, 103, 104, 110.2, 114, 115, статье 179, пункту 3 статьи 184.1, статье 218, пункту 1 статьи 219 БК РФ, пункту 3 статьи 264.4 БК РФ;

- статью 21 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29, 282 БК РФ со дня вступления решения суда в законную силу.

Представители заинтересованного лица Городской Думы г. Ижевска в судебном заседании заявленные требования не признали, при этом пояснили, что обжалуемое Положение принято в целях определения правовых основ и механизма осуществления бюджетного процесса на территории муниципального образования « город Ижевск», а также в рамках исключительной прерогативы представительного органа и в соответствии с бюджетным законодательством.

Представитель Городской Думы г. Ижевска Лобанова А.В., действующая на основании доверенности представила в суд письменные возражения на заявление, дополнительно суду пояснила, что абзац 1 пункт 7 ст. 12 Положения не противоречит действующему законодательству, кроме того, пункт 4 ст. 18 Положения соответствует формулировке изложенной в п. 6 ст. 52 Федерального закона № 131-ФЗ.

Представитель Администрации г. Ижевска Возжаева В.Н., действующая на основании доверенности представила в суд письменные пояснения на заявление, в судебное заседание на рассмотрение дела не явилась, о времени, дате и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом, судом дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ч. 2 ст. 252 ГПК РФ.

Выслушав пояснения явившихся по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

26 октября 2006 г. Городской Думой г. Ижевска принято решение № 170 « Об утверждении положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании « город Ижевск», согласно которого утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании « город Ижевск».

24 ноября 2006 года указанное решение и данное Положение было опубликовано в журнале «Ижевский вестник».

Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебных заседаниях исследованными доказательствами и сторонами не оспариваются.

Заявление Прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону и недействующим Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании « город Ижевск», утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 26 октября 2006 г. № 170 подлежит удовлетворению попподлежит удовлетворению. по сло в издании "ипального долга города Ижевска на 01 января 2010 г.; следующим основаниям.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации не-
нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не
соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического
лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации № 6/8  от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного
органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и
нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 251 ГПКРФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу статьи 77 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) органы прокуратуры
Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления
Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных
правовых актов.

Статьей 78 Федерального закона №  131-ФЗ предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в за-
щиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга
лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29 ноября 2007 г. при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, для признания судом недействующим полностью или в части нормативного правового акта государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица необходимо наличие следующих условий: противоречие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.

При рассмотрении настоящего дела, по мнению суда, данные условия нашли свое подтверждение.

В соответствии с частью 1 статьи 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Феде­рации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним фе­деральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюдже­тах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Феде­рации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориаль­ных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых ак­тов представительных органов муниципальных образований о местных бюд­жетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципаль­ных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные пра­воотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.

Пунктом 1 статьи 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об испол­нении местного бюджета.

Одним из принципов, на которых основана бюджетная система Рос­сийской Федерации, является принцип самостоятельности бюджетов, преду­смотренный статьями 28 и 31 БК РФ, означающий право и обязанность ор­ганов государственной власти и органов местного самоуправления самостоя­тельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, преду­смотренных БК РФ.

Частью 3 статьи 52 Федерального закона №131-Ф3 предусмотрено, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его ис­полнением осуществляются органами местного самоуправления самостоя­тельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также прини­маемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 26 Устава города Ижевска ( далее - Устав г. Ижевска), утвержденного ре­шением Городской Думы г. Ижевска № 333 от 16.06.2005) установлено, что утверждение бюджета города и отчета о его исполнении, установление порядка рассмотрения проекта решения о бюджете города и его утверждение, а также осуществление иных полномочий, предусмотренных Бюджетным ко­дексом Российской Федерации относится к исключительной компетенции Городской Думы г. Ижевска.

В силу части 1 статьи 50 Устава г. Ижевска нормативные и иные пра­вовые акты Городской Думы г. Ижевска принимаются в форме решений.

Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Ижевск» утверждено решением Городской Думы г. Ижевска № 170 от 26.10.2006.

Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муници­пальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности чело­века и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Решение Городской Думы г. Ижевска №170 от 26.10.2006 «Об утвер­ждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Ижевск» в соответствии с требованиями части 4 статьи 29, части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ, части 1 статьи 55 Устава г. Ижевска опубликовано в журнале «Ижевский вестник» № 11 от 24.11.2006 г.

Таким образом, судом установлено, что Положение принято надлежащим органом местного самоуправления г. Ижевска в пределах полномочий, предоставленных Го­родской Думе г. Ижевска как представительному органу местного само­управления города действующим федеральным законодательст­вом с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в дей­ствие.

Согласно Устава муниципального образования « Город Ижевск», положениями ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2006 г. № 131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» Городская Дума г. Ижевска наделена полномочиями по утверждению бюджета города и изменений в него.

В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса РФ, статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 40 Устава г. Ижевска глава Администрации города внес в Городскую думу проект решения о внесении изменений в бюджет города.

Согласно ч. 2 ст. 25 Устава г. Ижевска основной формой работы Городской думы г. Ижевска является сессия, внесение соответствующих изменений в бюджет в виде муниципального правового акта как решение Городской Думы.

Преамбулой Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определены основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 2 БК РФ муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения не могут противоречить БК РФ.

Федеральным законом №63-ФЗ от 26.04.2007 «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджет­ного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Феде­рации» (далее - Федеральный закон №63-ФЗ) внесены изменения в большин­ство разделов и статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В связи с многочисленными изменениями, внесенными в БК РФ, Закон Удмуртской Республики №33-Р3 от 30.06.2004 «О бюджетном процессе в Удмуртской Республике», на основании которого разработано оспариваемое Положение, признан утратившим силу Законом Удмуртской Республики №18-РЗ от 22.05.2008 г. Закон «О бюджетном процессе в Удмуртской Респуб­лике» утвержден в новой редакции.

Между тем, Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Ижевск» в соответствие с законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики в сфере бюджетных правоотношений до настоящего времени не приведено.

Так, статья 5 Положения устанавливает перечень участников бюджет­ного процесса, который не соответствует аналогичному перечню, предусмот­ренному пунктом 1 статьи 152 БК РФ.

При этом перечень участников бюджетного процесса, установленный пунктом 1 статьи 152 БК РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен муниципальными правовыми актами.

Между тем, статьей 5 Положения в нарушение пункта 1 статьи 152 БК РФ установлен открытый перечень участников бюджетного процесса.

Так в указанное Положение включены в качестве участников бюджетного процесса: Постоянная комиссия по бюджету и финансам, Глава Администрации города Ижевска, которые не могут являться таковыми в силу положений БК РФ и установленного перечня участников, предусмотренных ст. 152 БК РФ, поскольку они не относятся, согласно Устава г. Ижевска, ни к исполнительно-распорядительным органам муниципального образования, ни к распорядителям бюджетных средств.

Пунктом 3 статьи 8 Положения установлено, что в расходной части бюджета города Ижевска создается резервный фонд. Норматив отчислений в резервный фонд устанавливает Дума ежегодно при утверждении бюджета в размере не менее 0,3 процента от доходов без учета перечислений из выше­стоящих уровней бюджетной системы. Средства резервного фонда расходу­ются на основании Положения, утвержденного Главой города, на финанси­рование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году. Информация о расходовании средств резервного фонда предоставляется Ду­ме одновременно с отчетом об исполнении бюджета города.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 6 статьи 81 БК РФ в расходной час­ти бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается соз­дание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Фе­дерации, резервных фондов высших исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. В расходной части бюджетов бюджетной системы Россий­ской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представитель­ных) органов. Размер резервных фондов исполнительных органов государст­венной власти (местных администраций) устанавливается законами (реше­ниями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процента ут­вержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Прави­тельства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительно­го органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резерв­ного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федераль­ного бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Россий­ской Федерации, местной администрацией.

Между тем, в силу статьи 34 Федерального закона №131-Ф3, статей 24, 29, 35 Ус­тава г. Ижевска Глава муниципального образования «Город Ижевск» не яв­ляется исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Ижевска.

Таким образом, создание в расходной части бюджета города Ижевска резервного фонда Главы города, утверждение им Положения о расходовании средств фонда противоречит пунктам 1, 2 и 6 статьи 81 БК РФ.

Пункт 3 статьи 8 Положения не соответствует пункту 3 статьи 81 БК РФ, поскольку предусматривает возможность установления в решении о бюджете норматива отчисления в резервный фонд в зависимости от общего объема доходов бюджета без учета перечислений из вышестоящих уровней бюджетной системы, а не общего объема расходов, а также в части, допус­кающей утверждение норматива отчисления в резервный фонд в размере, превышающем 3 процента утвержденного решением о бюджете общего объ­ема расходов (не установлен предельный размер норматива).

По аналогичным основаниям не соответствует пунктам 1, 2, 3 и 6 ста­тьи 81 БК РФ пункт 2 статьи 19 Положения во взаимосвязи с пунктом 3 ста­тьи 8 Положения.

Пунктом 4 статьи 8 Положения определено, что в составе бюджета го­рода за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений может быть образован целевой бюджетный фонд, денежные средства которого используются по от­дельной смете. Порядок образования и расходования средств целевого бюд­жетного фонда утверждается Думой. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целе­вого бюджетного фонда.

Вместе с тем, статья 17 БК РФ, предусматривавшая возможность соз­дания в расходной части бюджета целевых бюджетных фондов, признана ут­ратившей силу с 01.01.2008 г. Федеральным законом № 63-Ф3.

Согласно статье 39 БК РФ доходы бюджетов формируются в соответ­ствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законода­тельством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Виды доходов бюджетов определены статьей 41 БК РФ, в соответствии с которой к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Статьями 42 и 46,47 БК РФ определены соответственно виды доходов, поступающих от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, штрафов и собственных доходов бюджетов.

Статьей ст. 61.2 и ст. 62 БК РФ установлены соответственно виды налоговых доходов и неналоговых бюджетов городских округов.

В силу статьи 65 БК формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходны­ми обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом го­ду (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соот­ветствующих бюджетов.

Виды бюджетных ассигнований и условия их предоставления определены статьями 69, 69.1, 69.2, 70, 72, 74, 74.1, 78, 78.1, 79,80,81 БК РФ, порядок и условия предоставления бюджетного кредита установлен ст. 93.2 БК РФ. Статьей 100,114, 115 БК РФ определена структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств, статьями 103и 104 БК РФ определен порядок осуществления государственных и муниципальных заимствований. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации установлена ст. 110.2 БК РФ.

На основании статьи 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распреде­ления налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Россий­ской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муници­пальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями на­стоящего Кодекса, со счетов органов Федерального казначейства и иных по­ступлений в бюджет, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, зачет из­лишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации, уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осу­ществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвое­временное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на из­лишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной систе­мы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством фи­нансов Российской Федерации.

Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установ­ленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 219 БК РФ).

По мнению суда, анализ действующего бюджетного законодательства дает основание полагать, что право органов местного самоуправления на создание в ме­стном бюджете целевых бюджетных фондов за счет доходов целевого назна­чения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов деятельности, а также использование бюджетных средств фонда по отдельной смете не предусмотрено.

Таким образом, пункт 4 статьи 8 Положения противоречит статьям 39, 65, 218, пункту 1 статьи 219 БК РФ, а также статьям 41, 42, 46, 47, 61.2, 62, 69, 69.1, 69.2, 70, 72, 74, 74.1, 78, 78.1, 79, 80, 81, 93.2, 100, 103, 104, 110.2, 114, 115 БК РФ, определяющим виды доходов бюджета, бюджетных ассиг­нований и расходных обязательств местного бюджета.

По этим же основаниям не соответствуют указанным статьям БК РФ пункт 3 статьи 11 Положения и пункт 2 статьи 19 Положения, предусматри­вающие необходимость определения в проекте решения о бюджете расходов и доходов целевых бюджетных фондов, а также представления Главой Администра­ции г. Ижевска одновременно с отчетом об исполнении бюджета города в Городскую Думу г. Ижевска информации об использовании средств целевых бюджетных фондов.

Пунктами 1 и 2 статьи 10 Положения установлено, что составлению проекта бюджета города предшествует разработка прогноза:

- социально-экономического развития города Ижевска на очередной финансовый год;

- ос­новных направлений бюджетной и налоговой политики города Ижевска на очередной финансовый год;

- прогноза сводного финансового баланса города Ижевска на очередной финансовый год;

- плана развития муниципального сек­тора экономики города Ижевска на очередной финансовый год.

Составление проекта бюджета города осуществляется на основании документов, указан­ных в п. 1 данной статьи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 172 БК РФ составление проекта бюджета основывается на:

Бюджетном послании Президента Российской Фе­дерации;

прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Согласно пункту 1 статьи 173 БК РФ прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа) разрабатывается на срок не менее трех лет.

Статья 178 БК РФ, предусматривавшая обязанность органов местного самоуправления разрабатывать план развития муниципального сектора эко­номики до составления проекта местного бюджета, признана утратившей си­лу Федеральным законом №63-ФЗ.

Указанным Федеральным законом также внесены изменения в статью 172 БК РФ, исключившие из перечня документов, на которых основывается составление проекта бюджета, план развития муниципального сектора эко­номики.

Действующим бюджетным законодательством составление сводного финансового баланса предусмотрено только в отношении федерального бюджета (статья 175 БК РФ), обязанности органов местного самоуправления составлять сводный финансовый баланс Бюджетный кодекс РФ не содержит.

Пунктом 3 статьи 10 Положения определено, что одновременно с со­ставлением проекта бюджета города разрабатывается перспективный финан­совый план города Ижевска на предстоящий трехлетний период.

  Вместе с тем, Федеральным законом №63-ФЗ внесены изменения в ста­тью 174 БК РФ, в соответствии с которыми на органы местного самоуправ­ления возложена обязанность ежегодно разрабатывать среднесрочный фи­нансовый план муниципального образования - документ, содержащий ос­новные параметры местного бюджета. Обязанности органов местного само­управления составлять перспективный финансовый план Бюджетным кодек­сом РФ не предусмотрено. Порядок и условия принятия долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет бюджетов закреплен ст. 179 БК РФ.

По аналогичным основаниям не соответствуют пункту 2 статьи 172, пункту 1 статьи 173, статье 175 БК РФ пункты 8 и 9 статьи 11, пункты 4, 5, 6 статьи 12 Положения.

Пунктом 3 статьи 11 Положения определены основные параметры про­екта решения о бюджете города, которые не в полной мере соответствуют параметрам, установленным пунктом 3 статьи 184.1 БК РФ.

Как следует из пункта 3 статьи 11 Положения, проект решения о бюд­жете города должен содержать, в том числе, перечень муниципальных целе­вых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета города на очередной финансовый год, и объемы финансирования. В перечень могут быть включены лишь те муниципальные целевые программы, которые на момент составления проекта бюджета утверждены Думой либо внесены на рассмотрение в Думу.

Указанный пункт противоречит статье 179 БК РФ, поскольку в соот­ветствии с Федеральным законом №63-ФЗ с 01.01.2009 г. долгосрочные целе­вые программы, подлежащие финансированию из местного бюджета, утвер­ждаются местной администрацией.

Кроме того, пункты 3, 4, 5 статьи 11, абзац 2 пункта 7 статьи 12, пункт 1 статьи 16 Положения содержат указание на обязанность составления функциональ­ной и экономической классификаций (структур) расходов бюджета г. Ижев­ска.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 БК РФ бюджетная класси­фикация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Рос­сийской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость пока­зателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Россий­ской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федера­ции.

Согласно статье 19 БК РФ бюджетная классифика­ция Российской Федерации включает в себя классификацию доходов бюдже­тов, классификацию расходов бюджетов, классификацию источников финан­сирования дефицитов бюджетов, классификацию операций публично-правовых образований.

Положениями Федерального закона №63-ФЗ были внесены изменения в статью 19 БК РФ, которая ранее включала в состав бюджетной классификации функциональную и экономические клас­сификации расходов бюджетов Российской Федерации. Также признан утратившим силу с 01.01.2008 г. Федеральный закон №115-ФЗ от 15.08.1996 «О бюджетной классификации Российской Федера­ции», включавший в состав бюджетной классификации функциональную и экономическую классификации расходов бюджетов.

Классификация расходов бюджета в настоящее время установлена статьей 21 БК РФ и не включает в свой состав функциональную и экономическую классификации расходов бюджета.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации №150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее по тексту - Приказ) также не включает в состав бюджетной классификации функциональную и экономическую классификации расходов бюджета (глава III Приказа).

В силу пункта 4 статьи 21 БК РФ перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов решением о бюджете либо в установленных настоящим Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Под ведомственной структурой расходов бюджета понимается распре­деление бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации (статья 6 БК РФ).

Статьей 7 БК РФ установление основ бюджетной классификации Рос­сийской Федерации и общего порядка ее применения отнесено к бюджетным полномочиям Российской Федерации.

Согласно ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований отнесено установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету.

Рассматривая доводы прокурора относительно того, что пункт 7 статьи 12 Положения противоречит вышеуказанному бюджетному законодательству, суд полагает возможным согласиться с доводами представителя Городской Думы Лобановой А.В. о том, что абзац 1 пункта 7 ст. 12 Положения не противоречит действующему законодательству. При этом суд полагает возможным указать, что Постоянная комиссия по бюджету и финансам не может быть включена в число участников бюджетного процесса.

Таким образом, пункты 3, 4, 5 статьи 11, абзац 2 пункт 7 статьи 12, пункт 1 статьи 16 Положения противоречат статьям 7, 18, 19, 21 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации №150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Перечень и состав полномочий главных распорядителей бюджетных средств, определенные пунктом 5 статьи 11 Положения, не соответствуют полномочиям главных распорядителей бюджетных средств, установленным пунктом 1 статьи 158 БК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 185 БК РФ одновременно с проектом бюдже­та в представительный орган представляются документы и материалы в соот­ветствии со статьей 184.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 7 статьи 11 Положения определен перечень документов, представляемых Администрацией г. Ижевска одновременно с проектом ре­шения о бюджете на очередной финансовый год.

Указанный перечень не соответствует аналогичному перечню, уста­новленному статьей 184.2 БК РФ, которая содержит открытый перечень документов. При этом перечень документов, определенных пунктом 7 статьи 11 Положения, в отличие от установленного статьей 184.2 БК РФ, является закрытым.

Согласно п.1 ст. 174 БК РФ под среднесрочным финансовым планом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) понимается документ, содержащий основные параметры бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).

В соответствии с пунктом 2 статьи 174 БК РФ проект среднесрочного финансового плана муниципального образования утверждается местной ад­министрацией муниципального образования и представляется в представи­тельный орган одновременно с проектом бюджета.

Вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 174 БК РФ установленный пунктом 7 статьи 11 Положения перечень документов, представляемых Администраци­ей г. Ижевска одновременно с проектом решения о бюджете на очередной финансовый год, проекта среднесрочного финансового плана не содержит.

В связи с изложенным, пункт 7 статьи 11 Положения противоречит пункту 2 статьи 174, пункту 2 статьи 185, статье 184.2 БК РФ. Кроме того, по указанным основаниям не соответствуют пункту 2 статьи 174, пункту 2 статьи 185, статье 184.2 БК РФ пункт 8 статьи 11, пункты 4, 5 и 6 статьи 12 Положения.

Пунктом 1 статьи 14 Положения установлено, что исполнение бюджета города осуществляется на основании решения Думы о бюджете на очередной финансовый год и в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города.

Между тем, в соответствии с частью 2 статьи 215.1 БК РФ исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

В силу статьи 217.1 БК РФ под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными админи­страторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необ­ходимых для составления и ведения кассового плана, устанавливаются фи­нансовым органом. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).

Таким образом, пункт 1 статьи 14 Положения противоречит части 2 статьи 215.1, статье 217.1 БК РФ.

Пунктом 1 статьи 16 Положения предусмотрено право Администрации г. Ижевска в ходе исполнения бюджета города вносить изменения в ведомст­венную, функциональную и экономическую структуры расходов бюджета города в случаях, предусмотренных решением Думы о бюджете на очередной финансовый год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 БК РФ представительные орга­ны рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответ­ствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Феде­рации.

В соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона №131-Ф3, частью 1 статьи 26 Устава г. Ижевска утверждение бюджета города и отчета о его исполне­нии находятся в исключительной компетенции Городской Думы г. Ижев­ска как представительного органа муниципального образования «Город Ижевск».

Случаи внесения руководителем финансового органа изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете определены пунктом 3 статьи 217 БК РФ, пунктами 2 и 3 статьи 232 БК РФ.

Бюджетные полномочия исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований установлены пунктом 1 статьи 154 БК РФ, ча­стью 1 статьи 37 Федерального закона №131-Ф3, бюджетные полномочия Администрации г. Ижевска - частью 1 статьи 44 Устава г. Ижевска.

Права Администрации г. Ижевска вносить изменения в решение о бюджете города, а также права Городской Думы г.Ижевска предусматривать в решении о бюджете города дополнительные основания внесения Админи­страцией г. Ижевска изменений в ведомственную, функциональную и эконо­мические структуры расходов бюджета города Бюджетным кодексом РФ ор­ганам местного самоуправления г. Ижевска не предоставлено.

В связи с изложенным, пункт 1 статьи 16 Положения противоречит пункту 1 статьи 153, пункту 1 статьи 154, пункту 3 статьи 217, пунктам 2 и 3 статьи 232 БК РФ, части 10 статьи 35 и части 1 статьи 37 Федерального зако­на №131-ФЗ, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Пунктом 2 статьи 17 Положения определено, что средства, полученные
бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, учитываются в качестве остатка на соответствующих лицевых счетах бюджетных учреждений.

Вместе с тем, согласно пунктам 3 и 4 статьи 242 БК РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.

В силу пункта 5 статьи 41 БК РФ доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона N 63-ФЗ бюджетное учреждение на основании решения о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их муниципальные правовые акты, положения устава бюджетного учреждения, бюджетное учреждение с учетом положений пункта 3 настоящей части осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения.

Таким образом, полученные бюджетными учреждениями средства от
оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности расходуются учреждениями только на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств и по истечении финансового года подлежат перечислению на единый счет бюджета, в связи с чем пункт 2 статьи 17 Положения противоречит пунктам 3, 5 статьи 41, пунктам 3, 4 статьи 242 БК РФ, части 11 статьи 5 Федерального закона N 63-ФЗ.

Пунктами 2, 3 и 4 статьи 18 Положения установлено, что Администрация представляет в Думу и Контрольную палату ежеквартальный, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета города в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении решения о бюджете города. Годовой отчет об исполнении бюджета города утверждается Думой, ежеквартальный и полугодовой отчет принимается к сведению. Годовой отчет об исполнении бюджета города, а также ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета города подлежат официальному опубликованию.

Статьей 36 БК РФ предусмотрен принцип прозрачности (открытости)
бюджета, означающий обязательное опубликование в средствах массовой
информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту
представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению представительных органов муниципальных образований.

Статьей 24 Положения предусмотрено, что решение об утверждении бюджета города, годовой отчет об исполнении бюджета города, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета города подлежат официальному опубликованию.

На основании пунктов 4, 5 статьи 264.2 БК РФ бюджетная отчетность
муниципальных образований представляется соответствующим финансовым
органом в местную администрацию. Отчет об исполнении местного бюджета
за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года
утверждается местной администрацией и направляется в соответствующий
представительный орган и созданный им орган муниципального финансового контроля. Годовые отчеты об исполнении местных бюджетов подлежат утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

На основании изложенного, по мнению суда, пункты 2, 3 и 4 статьи 18 противоречат статье 36, пунктам 4 и 5 статьи 264.2 БК РФ.

Доводы представителя заинтересованного лица – Городской думы г. Ижевска Лобановой А.В. в той части, что пункт 4 статьи 18 Положения не противоречит бюджетному законодательству суд находит несостоятельными. Поскольку исполнение положений ст. 36 БК РФ предусматривает обязательное опубликование всех утвержденных отчетов об исполнении бюджета.

Пункт 5 статьи 18 Положения, которым предусмотрена обязанность
Администрации г. Ижевска представлять в установленном порядке сведения
об исполнении бюджета города в Территориальный орган Федеральной
службы государственной статистики по Удмуртской Республике, противоречит пунктам 1, 2 и 3 статьи 264.1, пункту 1 статьи 264.3 БК РФ.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 264.1 БК РФ единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетная отчетность включает отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку.

Согласно пункту 1 статьи 264.3 БК РФ финансовый орган городского
округа представляет бюджетную отчетность в финансовый орган субъекта
Российской Федерации.

Таким образом, обязанности финансового органа городского округа представлять сведения об исполнении бюджета города в органы государственной статистики Бюджетный кодекс РФ не содержит.

Как следует из пункта 2 статьи 19 Положения, ежегодно во втором
квартале текущего года Глава Администрации представляет в Думу согласованный с Главой города проект решения Думы об утверждении отчета об исполнении бюджета города за прошедший год.

Между тем, в силу пункта 3 статьи 264.4 БК РФ местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года, то есть в первом квартале года, следующего за финансовым.

Ранее действовавшее бюджетное законодательство (в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом № 63-ФЗ) предусматривало полномочия соответствующих финансовых органов на введение режимов сокращения расходов бюджета и режима блокировки расходов бюджета (статьи 166,167,228,229,230,231,257,258,259,273 БК РФ и др.).

Однако, полномочие по введению режима сокращения расходов бюджета отменено Федеральным законом № 63-ФЗ с 01.01.2008 г., блокировки расходов бюджета - с 01.01.2010 г., статьи 228-230, 231, 257-259, 273 БК РФ признаны утратившими силу, внесены соответствующие изменения в статьи 166,167 БК РФ.

Статья 21 Положения, в том числе, в части возможности отклонения представительным органом отчета об исполнении бюджета в случае, если вводился режим сокращения и блокировки расходов аналогична по своему содержанию статьи 273 БК РФ в редакции до 01.01.2008 г. ( Федеральный закон № 63-ФЗ ) которая признана утратившей силу.

Права органов местного самоуправления на введение режимов сокращения расходов бюджета, блокировки расходов бюджета Бюджетный кодекс Российской Федерации в настоящее время не содержит.

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в
силу статьи 282 БК РФ, пункта 18 Постановления Пленума Верховного суда
Российской Федерации № 48   от 29.11.2007 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» не могут устанавливаться санкции за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетные полномочия Российской Федерации закреплены статьей 7 БК РФ, в частности, к которым относятся: установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений; установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности; определение порядка установления расходных обязательств публично-правовых образований; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации; определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета; определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением; определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; установление основ бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации; установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов, а также установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьями 28, 29 Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

В связи с изложенным, статьи 15, 21, пункт 2 статьи 19, пункты 2, 3, 4 и 5 статьи 18, пункт 2 статьи 17, пункт 1 статьи 14, пункты 4,5,6 статьи 12, пункты 7,8, 9 статьи 11, статья 10, статья 5, пункты 3 и 4 статьи 8 Положения противоречат статьям 7, 28,29 и 282 БК РФ, пункты 3, 4,5 статьи 11, пункт 1 статьи 16 Положения противоречат статье 7 БК РФ.

На основании вышеизложенного, суд полагает возможным признать :

- статью 5 Положения не соответствующей статьям 7, 28, 29, пункту 1
статьи 152 БК РФ;

- пункт 3 статьи 8 Положения не соответствующим статьям 7, 28, 29,
пунктам 1, 2, 3 и 6 статьи 81 БК РФ;

- пункт 4 статьи 8 Положения не соответствующим статьям 7, 28, 29,
39,41,42,46,47,61.2,62,65,69,69.1,69.2,70,72,74, 74.l, 78, 78.1, 79, 80,
81,93.2,100,103,104,110.2,114,115,218, пункту 1 статьи 219 БК РФ;

- пункты 1 и 2 статьи 10 Положения не соответствующими статьям 7,
28,29, пункту 2 статьи 172, пункту 1 статьи 173, статье 175 БК РФ;

- пункт 3 статьи 10 Положения не соответствующим статьям 7, 28, 29,
статье 174 БК РФ;

- пункт 3 статьи 11 Положения не соответствующим статьям 7, 18, 19,
21,28,29, 39, 41, 42, 46, 47, 61.2, 62, 65, 69, 69.1, 69.2, 70, 72, 74, 74.1, 78,
78.1,79,80,81,93.2,100,103,104, 110.2,114, 115, статье 179, пункту 3 статьи
184.1, статье 218, пункту 1 статьи 219 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150н  от 30.12.2009 «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 4 статьи 11 Положения не соответствующим статьям 7, 18, 19,
21,28,29, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150H от 30.12.2009 «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 5 статьи 11 Положения не соответствующим статьям 7, 18, 19,
21, 28, 29, пункту 1 статьи 158 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации N2150H от 30.12.2009 «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 7 статьи 11 Положения не соответствующим статьям 7, 28, 29,
184.2, пункту 2 статьи 174, пункту 2 статьи 185 БК РФ;

- пункт 8 статьи 11 Положения не соответствующим статьям 7, 28, 29,
пункту 2 статьи 172, пункту 1 статьи 173, статьям 175, 184.2, пункту 2 статьи
174, пункту 2 статьи 185 БК РФ;

- пункт 9 статьи 11 Положения не соответствующим статьям 7, 28, 29,
пункту 2 статьи 172, пункту 1 статьи 173, статье 175 БК РФ;

- пункты 4, 5, 6 статьи 12 Положения не соответствующими статьям 7,
18, 19,21,28,29, статье 179, пункту 3 статьи 184.1, статье 184.2, пункту 2
статьи 172, пункту 1 статьи 173, статье 175, пункту 2 статьи 174, пункту 2
статьи 185 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации
№ 150H от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения
бюджетной классификации Российской Федерации»;

- абзац 2 пункта 7 статьи 12 Положения не соответствующим статьям 7, 18, 19, 21, 28, 29 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации
№ 150H от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения
бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 1 статьи 14 Положения не соответствующим статьям 7, 28, 29,
части 2 статьи 215.1, статье 217.1 БК РФ;

- статью 15 Положения не соответствующей статьям 7, 28, 29, 282 БК РФ;

- пункт 1 статьи 16 Положения не соответствующим статьям 7, 18, 19,
21,28,29, пункту 1 статьи 153, пункту 1 статьи 154, пункту 3 статьи 217,
пунктам 2 и 3 статьи 232 БК РФ, части 1 О статьи 35, части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приказу Министерства финансов Российской Федерации №150н от 30.12.2009 «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 2 статьи 17 Положения не соответствующим статьям 7, 28, 29,
пунктам 3 и 5 статьи 41, пунктам 3 и 4 статьи 242 БК РФ, части 11 статьи 5
Федерального закона № 63-ФЗ от 26.04.2007 «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»;

- пункты 2, 3 и 4 статьи 18 Положения не соответствующими статьям 7, 28,29,36, пунктам 4 и 5 статьи 264.2 БК РФ;

- пункт 5 статьи 18 Положения не соответствующим статьям 7, 28, 29,
пунктам 1,2 и 3 статьи 264.1, пункту 1 статьи 264.3 БК РФ;

- пункт 2 статьи 19 Положения не соответствующим статьям 7, 28, 29,
39,41,42,46,47,61.2,62,65,69,69.1,69.2,70,72,74, 74.1, 78, 78.1, 79, 80, 81,93.2, 100, 103, 104, 110.2, 114, 115, статье 179, пункту 3 статьи 184.1, статье 218, пункту 1 статьи 219 БК РФ, пункту 3 статьи 264.4 БК РФ;

- статью 21 Положения не соответствующей статьям 7, 28, 29, 282 БК РФ.

В остальной части оспариваемого Положения условий прямо противоречащих федеральному законодательству судом не установлено.

Издание оспариваемого нормативного акта влечет нарушение интересов Российской Федерации, выражающееся в нарушении принципов верховенства федерального законодательства, государственной целостности Российской Федерации, установленных Конституцией российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 1 Конституции РФ Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статьей 12 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы ( ст. 15 Конституции РФ).

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый
нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону
либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно положениям постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 48   от 29.11.2007 г. ( п. 28) если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления в закону силу.

Поскольку на основании Положения с момента принятия этого нормативного правового акта и до настоящего времени в муниципальном образовании «Город Ижевск» осуществлялся бюджетный процесс, были приняты и исполнены решения Городской Думы г. Ижевска № 217  от 22.12.2006 г. «О бюджете города Ижевска на 2007 год», № 358  от 20.12.2007 г. «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2008 год», № 464 от 19.12.2008 г. «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2009 год», № 578 от 18.12.2009 г. «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2010 год», затрагивающие права и законные интересы неопределенного круга лиц, реализованы права и исполнены обязанности участников бюджетных правоотношений, утверждены отчеты об исполнении данных бюджетов, указанные нормы Положения подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

С учетом того, что Положение было опубликовано 24 ноября 2006 года в журнале «Ижевский вестник» № 11, принятое судом решение после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в журнале « Ижевский вестник».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Заявление прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону и недействующим в части Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании « город Ижевск», утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 26 октября 2006 г. № 170 ( далее – Положения) удовлетворить.

Признать :

- статью 5 Положения противоречащей статьям 7, 28, 29, пункту 1
статьи 152 БК РФ;

- пункт 3 статьи 8 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
пунктам 1, 2, 3 и 6 статьи 81 БК РФ;

- пункт 4 статьи 8 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
39,41,42,46,47,61.2,62,65,69,69.1,69.2,70,72,74, 74.l, 78, 78.1, 79, 80,
81,93.2,100,103,104,110.2,114,115,218, пункту 1 статьи 219 БК РФ;

- пункты 1 и 2 статьи 10 Положения противоречащим статьям 7,
28,29, пункту 2 статьи 172, пункту 1 статьи 173, статье 175 БК РФ;

- пункт 3 статьи 10 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
статье 174 БК РФ;

- пункт 3 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 18, 19,
21,28,29, 39, 41, 42, 46, 47, 61.2, 62, 65, 69, 69.1, 69.2, 70, 72, 74, 74.1, 78,
78.1,79,80,81,93.2,100,103,104, 110.2,114, 115, статье 179, пункту 3 статьи
184.1, статье 218, пункту 1 статьи 219 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150н  от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 4 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 18, 19,
21,28,29, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 5 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 18, 19,
21, 28, 29, пункту 1 статьи 158 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 7 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
184.2, пункту 2 статьи 174, пункту 2 статьи 185 БК РФ;

- пункт 8 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
пункту 2 статьи 172, пункту 1 статьи 173, статьям 175, 184.2, пункту 2 статьи
174, пункту 2 статьи 185 БК РФ;

- пункт 9 статьи 11 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
пункту 2 статьи 172, пункту 1 статьи 173, статье 175 БК РФ;

- пункты 4, 5, 6 статьи 12 Положения противоречащим статьям 7,
18, 19,21,28,29, статье 179, пункту 3 статьи 184.1, статье 184.2, пункту 2
статьи 172, пункту 1 статьи 173, статье 175, пункту 2 статьи 174, пункту 2
статьи 185 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации
№ 150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения
бюджетной классификации Российской Федерации»;

- абзац 2 пункта 7 статьи 12 Положения противоречащим статьям 7, 18, 19, 21, 28, 29 БК РФ, приказу Министерства финансов Российской Федерации № 150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 1 статьи 14 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
части 2 статьи 215.1, статье 217.1 БК РФ;

- статью 15 Положения противоречащей статьям 7, 28, 29, 282 БК РФ;

- пункт 1 статьи 16 Положения противоречащим статьям 7, 18, 19,
21,28,29, пункту 1 статьи 153, пункту 1 статьи 154, пункту 3 статьи 217,
пунктам 2 и 3 статьи 232 БК РФ, части 10 статьи 35, части 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приказу Министерства финансов Российской Федерации №150н от 30.12.2009 г. «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

- пункт 2 статьи 17 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
пунктам 3 и 5 статьи 41, пунктам 3 и 4 статьи 242 БК РФ, части 11 статьи 5
Федерального закона № 63-ФЗ от 26.04.2007 г. «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»;

- пункты 2, 3 и 4 статьи 18 Положения противоречащим статьям 7, 28,29,36, пунктам 4 и 5 статьи 264.2 БК РФ;

- пункт 5 статьи 18 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
пунктам 1,2 и 3 статьи 264.1, пункту 1 статьи 264.3 БК РФ;

- пункт 2 статьи 19 Положения противоречащим статьям 7, 28, 29,
39,41,42,46,47,61.2,62,65,69,69.1,69.2,70,72,74, 74.1, 78, 78.1, 79, 80, 81,93.2, 100, 103, 104, 110.2, 114, 115, статье 179, пункту 3 статьи 184.1, статье 218, пункту 1 статьи 219 БК РФ, пункту 3 статьи 264.4 БК РФ;

- статью 21 Положения противоречащей статьям 7, 28, 29, 282 БК РФ

со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение суда опубликовать в журнале « Ижевский вестник».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей 27 июля 2010 г.

Судья- Ю.В. Фролова