ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-274/2017 от 26.01.2017 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

N 2-274/2017

Решение

Именем Российской Федерации

26 января 2017 года город Оренбург

Ленинский районный суд города Оренбурга в составе председательствующего судьи О.М. Князевой,

при секретаре судебного заседания В.Г. Батуриной,

с участием истца Цулая Т.А., представителя ответчиков Курманбаева Ж.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цулая Т.А. к Правительству Оренбургской области, Аппарату Губернатора и Правительства Оренбургской области о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, единовременного пособия и компенсации морального вреда,

установил:

истец Т.А. Цулая обратился в суд с иском к ответчикам указывая, что с ... по ... работал помощником депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на штатной основе. В течение всего периода работы в отпуске не был, однако при увольнении компенсацию за неиспользованные отпуска не выдали. Должностной оклад составлял ... рублей в месяц. Кроме того, полномочия депутата Государственной Думы были досрочно прекращены, в связи с чем истцу полагается выплата единовременного пособия в размере трехмесячного денежного вознаграждения.

Т.А. Цулая с учётом дополнений просит суд взыскать с ответчиков компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 35000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей, единовременное пособие в размере 30000 рублей.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Чикин В.В..

Истец Т.А. Цулая в судебном заседании исковые требования с учётом дополнений поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил требования удовлетворить.

В судебном заседании Ж.С. Курманбаев, представляющий интересы Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области на основании доверенности от ... и интересы Правительства Оренбургской области на основании доверенности от ..., исковые требования не признал, считая требования истца не основанными на законе.

Третье лицо - представитель Аппарата Государственный Думы Федерального Собрания Российской Федерации в судебное заседание не явился, был надлежаще извещён о времени и месте его проведения, в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление указал, что обязанность компенсации за неиспользованный отпуск возлагается на Аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области как на работодателя. В силу действующего законодательства у истца отсутствует право на получение единовременного пособия в размере трехмесячного денежного вознаграждения.

Третье лицо - представитель Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, был надлежаще извещён о времени и месте его проведения, в письменном отзыве просил дело рассмотреть в его отсутствие и указал, что надлежащим ответчиком по делу является работодатель, с которым у истца был заключён служебный контракт.

Третье лицо В.В. Чикин в судебное заседание не явился, был надлежаще извещён по месту жительства: ....

В соответствии со статьей 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Согласно имеющимся в деле конвертам направленная в адрес третьего лица корреспонденция возвращена с отметкой почтового отделения - истек срок хранения. Доказательств того, что вышеуказанный адрес не является адресом третьего лица или был им изменен в установленном порядке, суду не представлено, как не представлено доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неполучения (невозможности получения) корреспонденции по указанному адресу. Обязанность получения почтовой корреспонденции лежит на адресате, поэтому возврат судебного извещения за истечением сроков хранения не свидетельствует об уважительности причин неполучения почтовой корреспонденции. Ответчик в рассматриваемом случае не обеспечил получение поступающей по своему месту жительства почтовой корреспонденции.

Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что третье лицо В.В. Чикин извещался о времени и месте судебного разбирательства, суд приходит к выводу о его надлежащем извещении.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.

Распоряжением Губернатора Оренбургской области от ...N по представлению депутата Государственный Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва В.В. Чикина - Т.А. Цулая принят на должность помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с ... на срок полномочий депутата.

... между Аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области (работодатель) и Т.А. Цулая (работник) заключен срочный трудовой договор, по условиям которого работодатель по представлению депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Чикина принимает, а работник поступает на работу помощником депутата ГД ФС РФ по работе в Оренбургской области на постоянной основе. Договор действует с ... на срок полномочий депутата ГД ФС РФ. Установлен должностной оклад в размере ... рублей.

В силу пунктов 7, 8 срочного трудового договора, все выплаты, включая должностной оклад, премию, компенсацию за неиспользованный отпуск, единовременное пособие, производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата ГД. Работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней и предоставляется по письменному заявлению работника и на основании представления депутата ГД.

Согласно приказа Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области от ...N, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ прекращён срочный трудовой договор в связи с истечением срока его действия с Т.А. Цулая, который освобождён от должности помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации .... Установлено выплатить компенсацию за 28 календарных дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с ... по ..., за 28 календарных дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с ... по ..., за 28 календарных дней неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска за период работы с ... по ... и за 14 календарных дней неиспользованного ежегодного отпуска за период работы с ... по ... в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно справке Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области от ..., компенсация за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска и единовременное пособие в размере трехмесячного денежного вознаграждения в связи с досрочным прекращением полномочий депутата не выплачивались в связи с отсутствием денежных средств в фонде оплаты труда помощников депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Чикина.

Из сообщения Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от ... следует, что по состоянию на ... Фонд оплаты труда помощников депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Чикина распределён полностью, остатка не имеется, Т.А. Цулая распределено к выплате денежные средства в сумме ....

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Правовое положение помощников депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации регламентировано Федеральным законом 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»( далее по тексту Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ ).

Согласно статьи 37,38 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ

депутат Государственной Думы вправе иметь помощников по работе в Государственной Думе и по работе на территории, определенной депутату Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может иметь до пяти помощников, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору.

Прием на работу помощника депутата Государственной Думы по работе на соответствующей территории производится на основании срочного трудового договора и оформляется распоряжением руководителя соответствующего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12.11.2012 N 178-ФЗ) депутату Государственной Думы устанавливается общий месячный фонд оплаты труда их помощников в размере 165 064 рублей. Размеры оплаты труда помощников депутат Государственной Думы устанавливает самостоятельно.

Все выплаты помощникам депутата Государственной Думы, установленные частью первой настоящей статьи, производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы.

Расходы на оплату труда помощников депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном статьей 35 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Порядком возмещения расходов, связанных с материальным обеспечением депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и его помощников на соответствующей территории утвержденного Председателем ГД ФС РФ 24.10.2010 № 387-р при увольнении помощника депутата Государственной Думы ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска из фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы ( пункт 2.3), все выплаты производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы ( пункт 2.5).

Согласно изменениям вносимых в указанный выше Порядок, утвержденных распоряжением Председателем ГД ФС РФ № 137-р-1 от 22.06.2016, ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться помощнику депутата Государственной Думы ежегодно. Запрещается не предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд ( пункт 2.4). При увольнении помощника депутата Государственной Думы ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска из фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы ( пункт 2.5), все выплаты производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы ( пункт 2.6.).

Конституция Российской Федерации гарантирует предоставление работающим по трудовому договору оплачиваемого ежегодного отпуска (часть 5 статьи 37). Порядок и условия реализации права на отпуск устанавливаются федеральными законами.

Так, в соответствии с Трудовым кодексом РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статьи 114, 122); при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (статья 127).

Названые законоположения в полной мере распространяются на помощников депутата Государственной Думы, работающих по срочному трудовому договору.

Согласно части 7 статьи 40 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ, помощнику депутата Государственной Думы, работающему по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, по его письменному заявлению и на основании представления депутата Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск. Помощнику депутата Государственной Думы, работающему по срочному трудовому договору, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в соответствии с трудовым законодательством.

При этом указанная статья 40 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ определяет порядок расходования финансовых средств, выделенных для оплаты труда помощников депутата Государственной Думы, является основой для планирования депутатом Государственной Думы общего количества помощников, установления размеров оплаты их труда. Определение максимального размера средств, выделяемых из федерального бюджета на оплату труда помощников депутата Государственной Думы, имеет целью защиту финансовых интересов государства, ограничение общего количества средств, выделяемых на содержание органов государственной власти, и направлено на обеспечение соблюдения баланса интересов налогоплательщиков и органов государственной власти. Сама по себе эта норма не нарушает права граждан, поскольку в системе действующего правового регулирования предполагает расходование финансовых средств, выделенных для оплаты труда помощников депутата Государственной Думы, с соблюдением гарантий реализации конституционного права на отдых, предусмотренных трудовым законодательством.

В соответствии с условиями трудового договора, заключённого с истцом, именно Аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области принял на себя обязательства по выплате Т.А. Цулая заработной платы и по предоставлению ежегодного оплачиваемого отпуска.

В судебном заседании установлено, что за весь период работы истцу ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставлялся.

Учитывая, что трудовой договор был заключён с Аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области, то в соответствии с положениями статьей 15, 16, 22, 56 Трудового кодекса РФ и условиями срочного трудового договора обязанность по выплате истцу компенсации за неиспользованные отпуска возлагается на Аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области, которое по отношению к истцу является работодателем.

Кроме того, приказом Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области от ...N установлена обязанность по выплате компенсации за неиспользованные ежегодные отпуска.

Несостоятелен довод представителя ответчика о том, что в удовлетворении исковых требований о компенсации за неиспользованные ежегодные отпуска надлежит отказать т.к. все выплаты производятся в пределах установленного фонда оплаты труда помощников депутата Государственной Думы, поскольку обязанность по выплате компенсации возлагается на работодателя, то есть на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, независимо от того, за счет каких средств производится финансирование работодателя на данные цели.

В силу статьи 139 Трудового кодекса РФ средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

Таким образом с Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области подлежит взысканию в пользу Т.А. Цулая компенсация за неиспользованные отпуска за периоды работы с ... по ... (28 дней), с ... по ... (28 дней), с ... по ... (28 дней), с ... по ... (14 дней), исходя из следующего расчета 10000:29,3х98= 33447 рублей 10 копеек (где 10000 рублей - ежемесячная заработная плата, 98 - общее количество дней неиспользованного отпуска).

По требованиям о взыскании единовременного пособия суд приходит к следующему.

Согласно пункту «б» части 10 статьи 38 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ, увольнение с работы помощника депутата Государственной Думы до истечения срока действия срочного служебного контракта или срочного трудового договора производится в случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы независимо от срока действия заключенного срочного служебного контракта или срочного трудового договора.

В силу пункта 11 статьи 38 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ в случае увольнения депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктом «б» части десятой настоящей статьи, указанному помощнику выплачивается единовременное пособие в размере его трехмесячного денежного вознаграждения.

Статья 4 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Согласно выписке из распоряжения Председателя Государственной Думы от 26.09.2016 N 382лс, прекращены полномочия депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 05.10.2016 в связи с началом работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, в том числе прекращены полномочия депутата В.В. Чикина.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.2015 N 18-П «По делу о толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции Российской Федерации», взаимосвязанные положения указанных статей по их смыслу в нормативном единстве с другими конституционными положениями - не исключают возможность расхождения конституционно установленного (нормативного) и реального (фактического) сроков полномочий Государственной Думы и тем самым - изменения даты проведения её выборов. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указывает на право федерального законодателя принять решение об изменении даты выборов, влекущее некоторое сокращение реального (фактического) срока полномочий Государственной Думы текущего созыва с соблюдением определенных требований, но не говорит о том, что изменение даты выборов депутатов Государственной Думы является основанием досрочного прекращения их полномочий.

Расширенная трактовка истцом положений постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.2015 N 18-П и положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 14.07.2015 N 272-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 102 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ведет к неправильному пониманию и соответственно необоснованном применению положений статьи 38 Федерального закона.

Таким образом, у истца отсутствует право на получение единовременного пособия в размере трехмесячного денежного вознаграждения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании единовременного пособия в размере трехмесячного денежного вознаграждения.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Принимая во внимание, что судом установлен факт не выплаты истцу компенсации за неиспользованный отпуск, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании компенсации морального вреда. Исходя из принципа разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать с ответчика Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 1500 рублей.

Поскольку надлежащим ответчиком по настоящему делу является Аппарат Губернатора и Правительства Оренбургской области, в удовлетворении исковых требований к Правительству Оренбургской области надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Цулая Т.А. удовлетворить в части.

Взыскать с Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области в пользу Цулая Т.А. денежные средства в возмещение суммы компенсации за неиспользованный отпуск в размере 33447 рублей 10 копеек, компенсацию морального вреда 1500 рублей, всего 34947 рублей 10 копеек.

В удовлетворении остальной части иска и в удовлетворении исковых требований к Правительству Оренбургской области Цулая Т.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня приятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.М. Князева

В окончательной форме решение принято 02 февраля 2017 года.

Судья О.М. Князева