ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-293/20 от 30.07.2020 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Производство № 2-293/2020

Дело (УИД) 28RS0021-01-2020-000443-28

РЕШЕНИЕ

ИМИНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сковородино 30 июля 2020 года

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,

при секретаре Самохваловой М.В.,

с участием представителя истца администрации города Сковородино Самойловой И.В.,

представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации Карась А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сковородино к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества, произвести рекультивацию освобожденного земельного участка,

у с т а н о в и л :

Администрация г. Сковородино обратилась с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества, произвести рекультивацию освобожденного земельного участка, в обоснование которого указала, что на основании Приказа заместителя министра обороны Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 772 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Сковородино Амурской области» (далее - «Приказ № 772») из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Сковородино должны быть переданы объекты недвижимого имущества, перечень которых определен в приложении к Приказу.

Передаточным актом № 174 от 04 февраля 2014 года, составленным в соответствии с Федеральным законом № 422-ФЗ от 08.12.2011 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании Приказа № 772, зафиксировано, что передаче подлежит только земельный участок, расположенный по адресу: г. Сковородино, в/г № 1, с кадастровым номером 28:24:010813:0019.

На данный земельный участок 05 мая 2015 года зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием город Сковородино (свидетельство 28 АБ 020262).

Однако, фактически земельный участок, расположенный по адресу: Амурская обл., г. Сковородино, 5 км, с кадастровым номером 28:24:010813:19, разрешенное использование - Военный городок, более пяти лет используется Министерством обороны Российской Федерации.

На основании решения Сковородинского районного суда по делу № 2-701/2013 от 13 декабря 2013 года Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ было обязано произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка г. Сковородино Амурской области в границах земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19, согласно перечню недвижимого имущества: здание котельной (инв. ); здание контрольно-пропускного пункта (инв. ); здание контрольно-пропускного пункта (инв. ); здание караульного помещения (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание караульного помещения (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание производственное (инв. ); здание овощехранилища (инв. ); здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание бани (инв. ); здание прачечной (инв. ); здание бани (инв. ); здание магазина (инв. ); здание комплексное (инв. ); здание автоинспекции (инв. ); здание хлебопекарни (инв. ); здание заправки (инв. ); здание заправки (инв. ); здание контрольно-диспетчерского пункта (инв. ); здание медицинского пункта (инв. ); здание пищеблока (инв. ); здание лечебного корпуса (инв. ); здание клуба (инв. ); здание штаба (ив. ); здание штаба (инв. ); здание столовой (инв. ); здание казармы (инв. ); здание казармы (инв. ); здание контрольно-диспетчерского пункта (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание заправки (инв. ); здание заправки (инв. ); здание котельной (инв. ); здание котельной (инв. ); здание котельной (инв. ); здание котельной (инв. № 131). После разбора неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка , ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в соответствии с данным решением обязано провести работы по благоустройству земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19.

Решение Сковородинского районного суда от 29.06.2015 года по делу № 2-292/2015 обязывает ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка № 1 г. Сковородино Амурской области в границах земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19, согласно перечню недвижимого здание хранилища (инв. 41). После разбора объектов необходимо произвести работы по благоустройству земельного участка.

Постановлением администрации города Сковородино от 14.10.2011 года № 241 здания, сооружения, расположенные на территории бывшего военного городка (ул. Василевского, 5 км) определены как места, представляющие собой опасность последующего разрушения, в которых не допускается нахождение детей.

До настоящего времени решения Сковородинского районного суда не исполнены: указанные объекты не снесены, земельный участок не благоустроен и не возвращен муниципальному образованию город Сковородино. Земельный участок с кадастровым номером 28:24:010813:19 представляет опасность.

Актом комиссионного обследования земельного участка, расположенного по адресу: Амурская обл., г. Сковородино, 5 км, от 15 апреля 2020 года (с фототаблицей, схемой) установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:24:010813:19, площадью 1 329 082 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - Военный городок, занят неиспользуемыми объектами недвижимого имущества, которые согласно схеме расположения объектов недвижимости Министерства обороны РФ идентифицируются под инвентарными номерами № 4 (полуразрушенное одноэтажное здание контрольно-диспетчерского пункта) и № 8 (разрушенное здание контрольно-пропускного пункта, состоящее из фундамента и разрушенных стен).

Два указанных объекта недвижимого имущества: здание контрольно-диспетчерского пункта (инв. № 4), здание контрольно-пропускного пункта (инв. № 8), расположенные на территории бывшего военного городка в городе Сковородино, по <адрес> км, также как и остальные объекты, расположенные на данном участке, находятся в неудовлетворительном состоянии и к дальнейшей эксплуатации не пригодны, что подтверждается характеристикой данных объектов по состоянию на 15.04.2020 года.

Министерство обороны РФ и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, являясь собственником указанных объектов, должно, в соответствии с законодательством, нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Администрация <адрес> направляла претензии Ответчику (исх. № 02-01-309 от 20.03.2015 года, № 02-01-318 от 24.03.2015 года) с требованием: принять меры по разбору неиспользуемых объектов недвижимого имущества и благоустройству земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 28:24:010813:19.

Просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка по <адрес>, в границах земельного участка муниципального образования <адрес> с кадастровым номером 28:24:010813:19: здание контрольно-диспетчерского пункта (инв. );здание контрольно-пропускного пункта (инв. № 8).

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации после разбора неиспользуемых объектов недвижимого имущества осуществить рекультивацию освобожденного земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19..

Представителем истца администрации города Сковородино исковые требования были уточнены, согласно представленных уточнений следует, что во исполнение определения Сковородинского районного суда администрация города Сковородино совместно с ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ 12 июля 2020 года провела обследование территории земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:0019. В ходе обследования было установлено, что на данном земельном участке, в квадрате расположены два объекта, отмеченные на схеме под цифрами и . Исходя из местоположения, индивидуальных характеристик, было установлено, что здание под номером 10 - использовалось как контрольно-пропускной пункт, под номером 4 - как столовая. В связи с отсутствием учетной документации, установить инвентарные номера указанных зданий не предоставляется возможным. Согласно выкопировки с публичной кадастровой карты Росреестра на земельном участке с кадастровым номером 28:24:010813:0019 действительно находятся два объекта недвижимого имущества, которые в ходе совместного обследования определены как: контрольно-пропускной пункт и столовая. В решениях Сковородинского районного суда по делу от 13.12.2013 года и по делу № 2-292/2015 от 29.06.2015 года в перечне имущества, подлежащего сносу, данные объекты не значатся. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 210 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 25, 26, 55 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 131-132 ГК РФ, просят обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка по <адрес>, в 14 квадрате в границах земельного участка муниципального образования город Сковородино с кадастровым номером : - здание столовой (); - здание контрольно-пропускного пункта (№ 10).

Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации после разбора неиспользуемых объектов недвижимого имущества осуществить рекультивацию освобожденного земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19.

В судебном заседании представитель истца – администрации г. Сковородино Самойлова И.В., уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика - ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Карась А.А. требования администрации города Сковородино не признал поддержал доводы изложенные возражениях на иск. Кроме того считает, что Администрация города Сковородино пропустила срок исковой давности, так как право собственности оформлено 2015 году, иск подан в 2020 году просит в иске отказать.

Согласно представленному отзыву ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ следует, что Учреждение осуществляет свою деятельность на основании Устава утверждённого Министром обороны Российской Федерации 25.05.2012.

Согласно п. 6 Устава Учредителем Учреждения является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны.

Согласно п. 10 Устава Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Согласно п. 11 Устава государственные задания для Учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает Министерство обороны.

Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий осуществляется в установленном порядке за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы. Показатели государственного задания используются при составлении бюджетной сметы Учреждения.

В соответствии с п. 20 Устава основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил по решениям (заданиям) Министерства обороны Российской Федерации и (или) Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Однако, государственные задания на осуществление мероприятий по разбору неиспользуемых объектов недвижимого имущества, рекультивации земельных участков не формировались и не утверждались с периода создания и по настоящее время.

В п. 21 Устава указан исчерпывающий перечень видов деятельности, в котором отсутствует такой вид деятельности как проведение работ по разбору неиспользуемых объектов недвижимости и рекультивации земельных участков.

Согласно п. 22 Устава Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.

Таким образом, проведение мероприятий по разбору неиспользуемых объектов недвижимости, рекультивации и благоустройству земельных участков не относится к Уставной деятельности Учреждения.

Вышеназванная позиция Учреждения нашла свое отражение в апелляционных определениях судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19.02.2018 по делу № 33-1149/2018, от 23.04.2018 по делу № 33-1983/2018 и правовой позиции Главной военной прокуратуры от 06.06.2019 исх. Ха 14/8-4-2018/Ид1897-2018.

Из указанных документов следует, что Учреждение обеспечивает реализацию полномочий Министерства обороны Российской Федерации только в сфере учета, контроля, управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил (кроме вооружения и боеприпасов), полномочиями по содержанию и эксплуатации имущества Вооруженных Сил Учреждение не наделено.

Вместе с тем, в плане военного городка № 1 Амурской области г. Сковородино здания контрольно-диспетчерского пункта (инв. № 4) и контрольно-пропускного пункта (инв. № 8), отсутствуют.

Сотрудниками Учреждения 27.03.2020 проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19, расположенного по адресу: г. Сковородино, 5 км., военный городок № 1.

По результатам осмотра указанного земельного участка здания контрольно-диспетчерского пункта (инв. № 4) и контрольно-пропускного пункта (инв. № 8) не обнаружены, что подтверждается актом осмотра № 95/ю-о.

Согласно дополнительных пояснений ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ следует, что в порядке исполнения определения Сковородинского районного суда Амурской области 02.06.2020 Учреждением и администрацией г. Сковородино проведено совместное обследование земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19 на предмет наличия объектов недвижимого имущества: здание контрольно-диспетчерского пункта (инв. № 4), здание контрольно-пропускного пункта (инв. № 8). По результатам осмотра выявлено, что здание под цифрой 10 использовалось для контрольно-пропускного пункта, а здание под цифрой 4 использовалось в качестве столовой. В связи с отсутствием документов установить инвентарные номера зданий не возможно. Таким образом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцом не доказан факт существования здания контрольно-диспетчерского пункта (инв. № 4) и здания контрольно-пропускного пункта (инв. № 8). Просят в иске отказать.

Ответчик – Министерство обороны Российской Федерации, должным образом извещенное о месте и времени проведения судебного заседания, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства обороны РФ.

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Согласно представленных ответчиком Министерством обороны РФ возражений на исковое заявление администрации города Сковородино следует, что Министерство обороны Российской Федерации, возражает против удовлетворения заявленных исковых требований по следующим основаниям. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053, пунктом 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся на праве постоянного (бессрочного) пользования или оперативного управления подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.

Реализация указанных полномочий Минобороны России осуществляется Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 25.02.2014 № 110.

Таким образом, решение о передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность принимает Департамент с последующим изданием распорядительного акта Минобороны России.

В соответствии с разъяснением Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ от 11.03.2017 № 370/5/2727 поручением Министра обороны РФ от 20.07.2015 № 77 дсп вопрос по обследованию и принятию решения по ремонту (реконструкции) или списанию объектов, имеющих признаки аварийности, возложен на Департамент строительства МО РФ и Департамент имущественных отношений МО РФ.

Мероприятия по передаче военного имущества осуществляются только в отношении тех объектов, перспективы использования которых для нужд обороны и безопасности государства отсутствуют.

Согласно передаточному акту от 04.02.2014 к приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2013 № 722 земельный участок с кадастровым номером 28:24:010813:19 передан в собственность муниципального образования город Сковородино и 05.05.2015 право собственности зарегистрировано за муниципалитетом.

В силу подпунктов 1 и 3 статьи 125, пункта 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на нравах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Доказательствами но делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, па основе которых суд устанавливает, наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Следует отметить, что в плане военного городка № <адрес> здание контрольно-диспетчерского пункта инв. и здание контрольно-пропускного пункта инв. отсутствуют.

Более того, ДД.ММ.ГГГГ па основании приказа начальника ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от 26.03.2020 № 160-о инженером отдела (порядка использования недвижимого имущества) Лобачем А.В. проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19 (г. Сковородино, военный городок ).

Проведенным осмотром установлено, что вышеуказанный земельный участок площадью 1 329 082 кв.м, расположен вблизи жилой зоны военного городка .

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ-О объекты недвижимого имущества, закрепленные за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, па данном земельном участке отсутствуют. Также осмотром установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:24:010813:19 в интересах Минобороны России не используется.

Актом обследования зданий от ДД.ММ.ГГГГ, составленным совместно представителями администрации <адрес> и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, не установлено наличие па данном земельном участке зданий с инвентарными номерами №, 8.

Таким образом, учитывая, что Министерство обороны Российской Федерации не является собственником земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19, а объекты, указанные в исковом заявлении администрации и подлежащие сносу, отсутствую на данном земельном участке, то исковые требования администрации <адрес> об обязании ответчиков произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества (здание контрольно-диспетчерского пункта инв. и здание контрольно-пропускного пункта инв. ), расположенных на территории бывшего военного городка по <адрес> в <адрес> в границах земельного участка муниципального образования <адрес> с кадастровым номером 28:24:010813:19 и произвести рекультивацию освобожденного земельного участка являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что все недвижимое имущество военного городка <адрес> было передано ФГУ «Свободненская КЭЧ района» МО РФ на праве оперативного управления, что подтверждается распоряжением Министерства имущественных отношений РФ -р от ДД.ММ.ГГГГ и прилагаемым к нему перечнем.

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению Федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Министерство обороны РФ осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ меры по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц.

В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

На основании на основании приказа заместителя министра обороны РФ от 24.09.2013 года № 772 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования г. Сковородино Амурской области» из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Сковородино должны быть переданы объекты недвижимого имущества, перечень которых определен в Приложении к Приказу.

Передаточным актом № 174 от 04.02.2014 года на основании вышеуказанного Приказа зафиксировано, что передаче подлежит только земельный участок, расположенный по адресу: г. Сковородино в/г № 1 с кадастровым номером 28:24:010813:0019.

На данный земельный участок зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием г. Сковородино, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.05.2015 года.

На основании решения Сковородинского районного суда по делу № 2-701/2013 от 13 декабря 2013 года Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ было обязано произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19, согласно перечню недвижимого имущества: здание котельной (инв. ); здание контрольно-пропускного пункта (инв. ); здание контрольно-пропускного пункта (инв. ); здание караульного помещения (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание караульного помещения (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание контрольно-технического пункта (инв. ); здание производственное (инв. ); здание овощехранилища (инв. ); здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание склада ; здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание бани (инв. ); здание прачечной (инв. ); здание бани (инв. ); здание магазина (инв. ); здание комплексное (инв. ); здание автоинспекции (инв. ); здание хлебопекарни (инв. ); здание заправки (инв. ); здание заправки (инв. ); здание контрольно-диспетчерского пункта (инв. ); здание медицинского пункта (инв. ); здание пищеблока (инв. ); здание лечебного корпуса (инв. ); здание клуба (инв. ); здание штаба (ив. ); здание штаба (инв. ); здание столовой (инв. ); здание казармы (инв. ); здание казармы (инв. ); здание контрольно-диспетчерского пункта (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание хранилища (инв. ); здание заправки (инв. ); здание заправки (инв. ); здание котельной (инв. ); здание котельной (инв. ); здание котельной (инв. ); здание котельной (инв. № 131). После разбора неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка , ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, в соответствии с данным решением обязано провести работы по благоустройству земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19.

Решение Сковородинского районного суда от 29.06.2015 года по делу № 2-292/2015 обязывает ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19, согласно перечню недвижимого имущества: здание хранилища (инв. 39); здание хранилища (инв. 40); здание хранилища (инв. 41). После разбора объектов необходимо произвести работы по благоустройству земельного участка.

Постановлением администрации города Сковородино от 14.10.2011 года № 241 здания, сооружения, расположенные на территории бывшего военного городка (<адрес> км) определены как места, представляющие собой опасность последующего разрушения, в которых не допускается нахождение детей.

До настоящего времени решения Сковородинского районного суда не исполнены: указанные объекты не снесены, земельный участок не благоустроен и не возвращен муниципальному образованию <адрес>. Земельный участок с кадастровым номером 28:24:010813:19 представляет опасность.

Актом комиссионного обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 5 км, от 15 апреля 2020 года (с фототаблицей, схемой) установлено, что земельный участок с кадастровым номером 28:24:010813:19, площадью 1 329 082 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - Военный городок, занят неиспользуемыми объектами недвижимого имущества, которые согласно схеме расположения объектов недвижимости Министерства обороны РФ идентифицируются под инвентарными номерами (полуразрушенное одноэтажное здание контрольно-диспетчерского пункта) и (разрушенное здание контрольно-пропускного пункта, состоящее из фундамента и разрушенных стен).

Два объекта недвижимого имущества: здание контрольно-диспетчерского пункта (инв. ), здание контрольно-пропускного пункта (инв. ), расположенные на территории бывшего военного городка в городе Сковородино, по <адрес> км, также как и остальные объекты, расположенные на данном участке, находятся в неудовлетворительном состоянии и к дальнейшей эксплуатации не пригодны, что подтверждается характеристикой данных объектов по состоянию на 15.04.2020 года.

Из позиции ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России следует, что по результатам осмотра земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19, расположенного по адресу: <адрес>, 5 км., военный городок , здания контрольно-диспетчерского пункта (инв. ) и контрольно-пропускного пункта (инв. ) не обнаружены, что подтверждается актом осмотра № 95/ю-о.

Согласно акта обследования зданий, проведенного 02 июля 2020 года, на основании определения Сковородинского районного суда от 02 июня 2020 года составленного начальником отдела строительства, архитектуры и земельных отношений администрации города Сковородино Морден ФИО11; в присутствии: руководителя сектора ЖКХ администрации <адрес> Федотовой ФИО12; инженера отдела порядка использования недвижимого имущества ФПСУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Лобача ФИО13 следует, что проведено обследование зданий, расположенных на земельном участке, с кадастровым номером 28:24:010813:19 по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - военный городок. Номера зданий приняты в соответствии со схемой расположения объектов недвижимости Министерства обороны Российской Федерации, удостоверенной Свободненской квартирно-эксплуатационной частью.

В процессе обследования установлено: объекты, изображенные на схеме в квадрате 14 под цифрой 10 (фото ,2,3) и цифрой 4 (фото ,5,6,7,8) расположены на земельном участке с кадастровым номером 28:24:010813:19. Здание по цифрой 10 одноэтажное кирпичное, в плане и на местности имеет прямоугольную форму. Здание находится в разрушенном состоянии. Отсутствует часть кирпичной кладки стен и перегородок, отсутствуют дверные и оконные проемы, потолочные перекрытия и крыша. Здание примыкает к дороге, проходящей по периметру участка с кадастровым номером 28:24:010813:19 и двухэтажными административными зданиями. Исходя из местоположения и характеристик, можно установить, что здание использовалось для контрольно-пропускного пункта.

Здание под цифрой 4 двухъярусное кирпичное, каркас здания выполнен из железобетонных балок и кирпичной кладки. Большая часть внутренней отделки стен выполнена из плитки. Пол центра здания выполнен из шлифованного бетона с мраморной крошкой различных цветов. Здание в плане имеет Т-образную форму. Здание частично разрушено. У сохранившейся части здания частично отсутствует кирпичная кладка стен, отсутствуют дверные и оконные проемы, потолочные перекрытия, крыша и часть фундамента. Здание расположено в центральной части квадрата 14 под цифрой 4. Справа и слева расположены каркасы панельных зданий ранее используемых как казармы. Исходя из местоположения и характеристик, можно установить, что здание использовалось в качестве столовой. Аналогичное здание столовой с инвентарным номером 7 с аналогичным расположением между казарм и Т-образной формы согласно схемы расположения зданий имеется в квадрате 15. В связи с отсутствием документов установить инвентарные номера зданий не возможно.

В соответствии с ч. 5 и ч. 6 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Ст. 55.26 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.

Федеральным законом РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса (ст. 5).

Ст. 7 вышеуказанного закона предусматривает, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

При прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Безопасность технических решений по сносу (демонтажу) здания или сооружения с использованием взрывов, сжигания или иных опасных методов должна быть обоснована одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона (ст. 37 вышеуказанного закона).

Таким образом, судом установлено, что все недвижимое имущество военного городка <адрес> было передано ФГУ «Свободненская КЭЧ района» МО РФ на праве оперативного управления, 54 объекта военного городка надлежащим образом ФГУ «Свободненская КЭЧ» Минобороны РФ не приняты, на балансе не состоят, установленным порядком не списаны, правоустанавливающая документация на них отсутствует, меры по сохранности федеральной собственности не приняты, охрана военного городка не организована. В дальнейшем ФГУ «Свободненская КЭЧ района» МО РФ реорганизована путем присоединения к ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ, в связи с чем, именно ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ является собственником указанных зданий военного городка <адрес>, в связи с чем, должно нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, на нем лежит ответственность за надлежащее состояние указанных зданий и сооружений.

Поскольку, в судебном заседании установлено, что здания и сооружения военного городка <адрес>, не переданные в муниципальную собственность являются брошенными, находятся в неудовлетворительном, разрушенном и крайне аварийном состоянии, у зданий частично разрушены или полностью отсутствуют перекрытия на несущие стены, часть сооружений представляет собой остатки несущих конструкций и фундамента, к дальнейшей эксплуатации непригодны, следовательно, обязанности по сносу указанных зданий и сооружений должны быть возложены на ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ.

Также судом установлено, что администрация города Сковородино и администрация Сковородинского района неоднократно обращались в ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ, Министерства обороны РФ с требованиями произвести разбор брошенных зданий военного городка <адрес>.

Кроме того, с учетом того, что в решении Сковородинского районного суда Амурской области от 13.12.2013 года и в решении Сковородинского районного суда от 29.06.2015 года, объекты недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка по <адрес>, в 14 квадрате в границах земельного участка муниципального образования <адрес> с кадастровым номером 28:24:010813:19: - здание столовой (); - здание контрольно-пропускного пункта (), в перечне имущества, подлежащего сносу не значатся, следовательно Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обязано произвести полный разбор указанный неиспользуемых объектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ установленные решениями Сковородинского районного суда Амурской области от 13.12.2013 года и от 29.06.2015 года обстоятельствами имеют преюдициальную силу при разрешении указанных требований.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования администрации города Сковородино заявлены к надлежащему ответчику и подлежат удовлетворению.

Требования об обязании провести работы по благоустройству указанного земельного участка после разбора неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка , также подлежат удовлетворению, поскольку, в соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений предусмотрено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Данная обязанность также должна быть возложена на ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ как на собственника зданий и сооружений, подлежащих сносу.

Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности откланяются за необоснованностью, поскольку, по мнению суда, на основании статьи 208, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, предъявленные администрацией города Сковородино исковые требования связаны с нарушением прав истца как собственника земельного участка, на которые исковая давность не распространяется.

При таких обстоятельствах, требования администрации г. Сковородино подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования администрации города Сковородино к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества, произвести рекультивацию освобожденного земельного участка удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ произвести полный разбор неиспользуемых объектов недвижимого имущества, расположенных на территории бывшего военного городка в <адрес> в 14 квадрате в границах земельного участка муниципального образования город Сковородино с кадастровым номером 28:24:010813:19: - здание столовой (); - здание контрольно-пропускного пункта ().

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны после разбора неиспользуемых объектов недвижимого имущества осуществить рекультивацию освобожденного земельного участка с кадастровым номером 28:24:010813:19.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья С.Ю. Петрашко

Мотивированное решение вынесено 31 июля 2020 года.